«КАСКАДЁРЫ» (THE STUNTS)


   — Серия «Легенды советского кинопроката» —


В 1979 году на экраны кинотеатров Советского Союза вышел американский остросюжетный фильм «Каскадёры», собравший рекордное количество русскоязычных зрителей на приключенческих картинах из серии «Как снимается кино»!

ФОРСТЕР И ЛЬЮИС в обнимку

Главные звёзды фильма «КАСКАДЁРЫ» — Роберт Форстер (в роли Глена Уилсона) и Файона Льюис (в роли журналистки Би-Джей Парсвел)


СЮЖЕТНАЯ ЗАВЯЗКА

В окрестностях города Сан Луис Обиспо кипит работа над очередным «фильмом действия». Во время съёмок опасного трюка трагически погибает каскадёр Грэг Уилсон. Прыгнув с торца идущей на двух колёсах машины на полозья летящего над ним вертолёта, отчаянный парень, не сумев удержаться при наборе высоты, внезапно срывается вниз и разбивается вдребезги.

ПлакатОфициально всё выглядит несчастным случаем на кинопроизводстве. Эту смерть наверняка бы списали на «роковое стечение обстоятельств», не появись на съёмочной площадке Глен Уилсон, тоже рисковый каскадёр и родной брат погибшего. Бросивший ради этого выгодные съёмки в другом месте, Глен не верит в случайность произошедшего, по ходу выполняя в снимающемся «экшене» все трюки, которые были закреплены за его покойным сродником (и втихомолку проводя своё частное расследование).

Рекламный телеролик фильма

Одновременно с ним, на место событий приезжает и девушка-репортёр Би-Джей Парсвел, интересующаяся каскадёрской темой для написания своей статьи о мотивах риска этого сообщества киноработников. Невзлюбившие друг друга поначалу, Глен и Би-Джей постепенно сближаются.

КАСКАДЁРЫ ЦВЕТНОЙ ТРЮК С ВЕРТОЛЁТОМ

Смертельный трюк каскадёра Грэга (Гэри Чарлз Дэвис) в начале фильма

Однако цепь каскадёрских смертей на овеянном дурной славой проекте не прекращается. Жертвами некоего злоумышленника, имеющего отношение к съёмкам,  поочерёдно становятся друзья героя – Чак Джонсон (также упавший с большой высоты) и сгоревший в бутафорском доме Пол Салерно.

Глен же решает повторить начальный вертолётный трюк погибшего брата, чтобы вынудить убийцу снова проявить себя.


«КАСКАДЁРЫ»:

 С ЖИЗНЬЮ —

В ПЯТНАШКИ ?!

(личные выводы и воспоминания)

Взрыв бутафорского дома с каскадёром Полом внутри

Киносъёмочный взрыв бутафорского дома: Глен отработал свой трюк и выбежал на лужайку, Пол не смог выскочить через тыльную запасную дверь и… сгорел

Аналогично называлась (только «Со смертью – в пятнашки») статья  о западных — большей частью французских — кинокаскадёрах, опубликованная  в 1974 году в популярном «союзном» молодёжном журнале «Ровесник». Его автором был шведский журналист Ларс Эрикссон (задним числом хотелось бы поблагодарить сего репортёра за интересный материал более чем 40-летней давности: надеюсь, что он жив и при здравии). Но именно смыслом его названия и хочется «плагиаторски» воспользоваться для своего очерка о данном кинофильме.

Тогда, в начале 1970-х годов неожиданно возник репортёрский интерес к каскадёрам. Снимающая и пишущая братия принялась лепить из этих ещё недавно безвестных «чернорабочих кинематографа» своеобразных рыцарей без страха и упрёка, добровольно превративших свою жизнь в сплошное адреналиновое приключение. Раскаты этого рекламного грома стало заносить и за «железный занавес». Первой ласточкой сей тенденции стало появление на наших экранах скромного, по голливудским меркам, американского фильма «Каскадёры», оживившего советские кинотеатры в 1979 году.

"Огни... съёмки... убийство!" - реклама фильма в американской прессе

«Огни… камеры… убийца!» — реклама фильма в американской прессе

Думаю, у нас имеются веские причины вспомнить об этом чемпионе зрительских симпатий, сумевшем уверенно превзойти по результатам отечественного проката таких куда более дорогостоящих по затратам и размаху своих «земляков», как «Большие гонки», «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», «Бездну», «Тутси (милашку)» и суперпомпезную «Клеопатру». Не говоря уже о «Побеге» (1975) с Чарлзом Бронсоном, появившемся в том же сезоне месяцем позже и неудачно пытавшимся перехватить у «Каскадёров» прокатную инициативу на поприще штатовского криминально-остросюжетного кино.


ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ

Судя по всему, лента «Каскадёры» является для сегодняшних видеопродавцов абсолютно неинтересной торговой позицией, если на наших прилавках — также как и в безбрежном виртуальном  океане — до сих пор не появилось её официального лицензионного DVD-издания. В Америке, правда, оно выходило (смотрите ниже).

плакат в цвете

Американское DVD-издание фильма

Но отечественным любителям картины её легче найти в советской прокатной версии, нежели в восстановленном оцифрованном виде. Лишь однажды, в первых числах октября 2006 года её неожиданно (да и то глубоким ночным эфиром) показал  в американском оригинале канал «НТВ», трансляционные копии с которого до сих пор блуждают в интернете по разным кинозаливочным сайтам. Через некоторое время канал «ТВ-3»  тоже демонстрировал его. Но приоритетное право на распространение ленты принадлежало «НТВ», которое 9 лет назад осуществило его перевод и озвучание (режиссёром озвучания был «экс-Рольф» из «17-ти мгновений весны» Алексей Сафонов, а текст читали актёры — Андрей Ярославцев и Наталья Казначеева).

Удивительно, но фильм, выпущенный в СССР тиражом в 803 кинокопии и собравший по стране только в стартовый год показа внушительные 41 миллион 900 тысяч зрителей (для сравнения — сверхуспешная французская каскадёрская комедия «Чудовище» с Жаном-Полем Бельмондо даже уступала ему 600 000 зрительских единиц) в самих США был равнодушно проигнорирован публикой.

«Каскадёры» появились на наших экранах относительно беззаботным летом 1979 года, ассоциативно пересекаясь в памяти с такими событиями, как VII спортивная Спартакиада народов СССР (задуманной руководством страны в качестве репетиции перед грядущей Олимпиадой-80) и негласным, но невероятным трагическим происшествием опять-таки спортивного направления (это было табу для советских СМИ). Речь идёт об авиакатастрофе, произошедшей в небе над Днепропетровской областью (большей частью это коснулось города Днепродзержинска, родины тогдашнего лидера СССР Л.И.Брежнева), когда погибла узбекская футбольная команда «Пахтакор» (Ташкент), летевшая рейсом-7880 из Ташкента в белорусскую столицу на матч с минским «Динамо».

Пахтакор

Одноимённый документальный фильм об этой трагедии  телеканала «Россия« 2009 года

11 августа 1979 года в точке пересечения трасс Днепропетровск-Кременчуг и Магдалиновка-Днепродзержинск, на высоте почти 9000 метров, по вине авиадиспетчеров столкнулись два ТУ-134А. В одном из них — почти в полном составе — летел  узбекский футбольный клуб. 

Пахтакор-79

Погибшая в авиакатастрофе над Днепродзержинском футбольная команда «Пахтакор» (Ташкент). Траурный плакат-напоминание.

Непостижимое столкновение двух пассажирских авиалайнеров одной марки до сих пор остаётся наибольшим ЧП в истории самолётов из Конструкторского бюро Туполева. Помнится, как среди населения области ходила информация о том, что некоторые фрагменты фюзеляжа самолёта и человеческих тел приземлились даже на свадебную церемонию в одном из частных секторов Днепродзержинска, шокировав молодожёнов и всех гостей.

А на известном оборонном заводе ЮМЗ (где производились так пугавшие Запад ядерные ракеты СС-18 и СС-20), после катастрофы некоторые цеха – по указанию сверху – изготавливали гробы для погребения останков погибших. По официальной версии их было 178 человек. И не стоило бы это всё вспоминать, если бы малолетний школяр (который 36 лет спустя пишет эти строки) не узнал всё это сразу после выхода со своего первого просмотра «Каскадёров» в днепропетровском кинотеатре «Панорама» в августе 79-го.

Интересно, что премьерный, широкоформатный показ фильма проходил в той же самой «Панораме» в гордом монопольном одиночестве целых 3 недели к ряду (без добавления вспомогательных фильмов-конкурентов). Это был конкретный кинотеатральный лидер, который не вызывал у наших прокатчиков головной боли по части выполнения плана.

И последние «флэшбеки», теперь уже из разряда кино. Наряду с интересующим нас заокеанским хитом первая программа Центрального Телевидения начала показ 6-серийного художественного фильма «Соль земли» с Кириллом Лавровым, Софьей Павловой, Александром Паррой, Еленой Глебовой и Александром Демьяненко в центральных ролях. Ныне уже забытая телекартина рекламировалась руководством ЦТ, как долгожданное  продолжение популярного телефильма «Строговы». А в кинотеатрах первым экраном, параллельно с «Каскадёрами»,  прокатывалась  отечественная лента из жизни подающей надежды  пловчихи «Всё решает мгновение».

kinopoisk.ru

Советский рекламный плакат к фильму «Всё решает мгновение» режиссёра В.Садовского (с участием Галины Беляевой)

Эта картина с участием юной Галиной Беляевой, Натальи Фатеевой, молодого Александра Абдулова и Анатолия Папанова была также приурочена к VII Спартакиаде народов СССР (что оговаривалось на афишах). Ленфильмовская спортивная драма как бы «принимала эстафету» в творчестве восходящей симпатичной звезды советского кинематографа после её знакового и милого кинодебюта 1977 года в ленте Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». А из зарубежных популярных релизов того, «каскадёрского» лета вспоминается выход французской чёрной комедии «Вендетта по-корсикански». Вот, собственно, и все частные фоновые события, обрамлявшие моё знакомство с этим трюковым боевиком своего сезона.


«КАСКАДЁРЫ» И «ТРЮКАЧ»:

ДУЭЛЬ ЗА ЗРИТЕЛЕЙ В СССР !

Сначала скажем несколько слов о режиссёре, который потом — в эпоху видео — запомнится киноманам в качестве создателя культовых (и при этом, агрессивно жестоких) боевиков «Коммандо» (1985) с А.Шварценеггером, «Класс 1984», «Воспламеняющая взглядом» («Порождающая огонь», по С.Кингу) и «Разборка в Маленьком Токио» (1991) с Дольфом Лундгреном и Брэндоном Ли.

Марк Лестер и Шварцнегер на Коммандо

Режиссёр Марк Лестер вместе с Арнольдом Шварценеггером на съёмках фильма «Коммандо» (1985 год)

«Каскадёры» явились первой серьёзной постановкой в карьере режиссёра-американца Марка Л.Лестера (род. в 1946 г.), которому в 30 лет удалось заполучить эту, относительно престижную работу от постепенно набиравшей тогда обороты студии «Нью Лайн Синема». Подчеркнём один важный нюанс: не стоит путать данного постановщика с другим Марком Лестером (род. в 1958 г.), английским актёром-тёзкой и однофамильцем, всемирно прославившимся в возрасте 10-ти лет в известном киномюзикле режиссёра Кэрола Рида «Оливер!» (1968, по Чарлзу Диккенсу), также побывавшем в советском прокате несколькими годами ранее. В начале 80-х свою путаницу в сей «именной» вопрос внесла и богато костюмированная лента «Принц и нищий» (1977) Ричарда Флейшера, где 19-летний британский Лестер сыграл две заглавные роли. Вольная экранизация романа Марка Твена вышла у нас в 1983 году и вызвала в умах дотошных любителей западного кино вопросительное смущение: «Неужели этот юнец и впрямь ставил всем известных «Каскадёров»?».

Тёзка и однофамилец режиссёра "Каскадёров" - английский актёр Марк Лестер

Однофамилец и тёзка режиссёра «Каскадёров», «Коммандо» и «Разборки в Маленьком Токио» — английский актёр Марк Лестер (звезда мюзикла «Оливер!»)


По большому счёту, фильм Лестера-американца впервые и приоткрыл для советского зрителя таинственную завесу над профессиональной вселенной этого своеобразного клана в индустрии кино. Говоря откровенно, о данном смертельно-опасном ремесле лично я узнал из информационного поля «Каскадёров». Казавшееся тогда странным слово «трюк» также было впервые услышано многими из нас во время их просмотра. Интересно, что эта лента – редкий образец экранного товара, где в титрах не указан «production designer» или «art director».

Странно, но создатели обошлись (или отказались из соображений экономии бюджета) от услуг художника-постановщика, в чью обязанность входит разработка, заказ и возведение необходимых декораций. Вероятно из соображений экономии бюджета они сняли свой фильм целиком на натуре в Сан Луис Обиспо

Режиссёр Марк Л. Лестер

Режиссёр Марк Л. Лестер

Думается, что именно на этом проекте Марк Л.Лестер стал закреплять  профессиональную привычку делать свои боевики с небольшой продолжительностью экранного времени. Поскольку и «Каскадёры», и «Коммандо» и «Разборка в Маленьком Токио» идут по 1-му часу и 20 минутам с копейками, не доходя до привычных полутора часов.

Конечно, ровно через 3 года в наш прокат «с жаргоном» ворвётся более изобретательный по режиссуре «Трюкач» Ричарда Раша. Но если с артистическим уровнем Питера О’ Тула малоизвестному актёру-эпизоднику Мэлэхи Троуну (играющему режиссёра) тягаться просто нелогично, то «по части главного трюкача» уверенный и не шипко многословный Роберт Форстер воспринимается на голову убедительнее невротичного Стива Рэйлсбека.

104 Глен в ангаре 2
Стив Рэйлсбек (Кеймерон) в фильме «Трюкач» (1979) Роберт Форстер (Глен Уилсон) в фильме «Каскадёры» (1977)

Кстати, имея некоторое представление о норовистом характере автора «Трюкача» (читайте здесь)  можно с некоторой  уверенностью предположить, как негодовал «за глаза» амбициозный Раш, когда более молодой Марк Л.Лестер проворно обогнал его со своей работой на ту же тему. Основанием для сего предположения может служить то обстоятельство, что ряд настоящих (закадровых) каскадёров из фильма Лестера – Фил Адамс, Ларри Данн, Тэд Данкен, Динна Коулмен – были  потом ангажированы и Рашем для своего опуса.

106 Автобитва Глена и Чака и машина
Режиссёр Ричард Раш, актёры Питер О`Тул и Стив Рэйлсбек на съёмках «Трюкача» (1978 год) Будни трюковой киноиндустрии. Съёмка автобитвы в фильме Марка Л.Лестера «Каскадёры»

И огорчительную неудачу в Штатах «Каскадёры»,  в качестве ценного утешительного приза, спустя пару лет, с лихвой компенсировали в кинопрокате Советского Союза, собрав на показательные 18 миллионов (!) зрителей больше, чем отмеченное похвалами критиков богохульное шоу «авторского киномефистофеля» (это мы к тому, что в родных пенатах «Трюкач», несмотря на все свои мытарства в плохо организованном прокате, оказался поудачливее ленты Лестера, сумев собрать кипу лояльных рецензий, покрыть затраты на производство и получить 3 номинации на «Оскар» и 6 номинаций на премию «Золотой глобус»).

Итак, что же представляет собой разбираемая нами лента?

Финальный вертолётный трюк Глена Уилсона, повторяющего смертельный номер погибшего брата

Финальный вертолётный трюк Глена Уилсона, повторяющего смертельный номер погибшего брата

Будучи крепко сделанным середняком, образчиком повседневного для Америки кинорепертуара, картина, откровенно говоря, не то чтобы нравилась в Союзе всем и каждому. Но снятая в заурядной (даже плавучей) и, вместе с тем, жёсткой манере, она, не претендуя на высокий стиль,  как-то ловко «попала в струю». Оказалась в нужное время в нужном месте, собирая валовые очереди у входа в кинотеатры. На некоторое время она даже породила среди народа цепную молву о том, как снимаются американские боевики, которые не доходят до советского экрана. Одна группа зрителей была заинтересована «кухней» съёмок голливудских «фильмов действия» с их стрельбой, автобитвами, пиротехникой и прыжками с умопомрачительной высоты. Женская часть аудитории ухватывала свою долю «пикантного романтизма» от лицезрения любовных интриг в американском кинобизнесе. Третьих привлекали детективные повадки героя Роберта Форстера.

Суммируя вышеизложенные обстоятельства нетрудно понять почему «Каскадёры» являются культовым фильмом для тех, кто не вылезал из кинотеатров в брежневскую эпоху, когда существовал дефицит на острые киновпечатления с клеймом «made in U.S.A.».

переворот машины 5 раз

Супер-трюк героя с 5-ю переворотами начинённой пиротехникой машины

На первый план фильм выводит несуществующий в реальности тип каскадёра-универсала, этакий типичный собирательный образ. Герой Форстера здесь выступает и как профессионал-автомобилист, переворачивающий машину по шоссе целых 5 раз, и как спец по воздушной акробатике, и как прыгун с большой высоты, и как рисковый «укротитель огня» в пылающем доме (подобными неправдопобобностями, кстати, грешит и «Трюкач», где неуклюжий герой Стива Рэйлсбека отрабатывал слишком много каскадов за один дубль).

Глен (Роберт Форстер) в термокомбинезоне готовится к трюку в пылающем доме

Глен (Роберт Форстер) в термокомбинезоне готовится к  съёмкам в предстоящей «огненной» работе

Теперь мы уже знаем, что каждому виду рискованного трюка соответствует свой тип специалистов-дублёров, шлифующих выработанное мастерство годами не менее рискованных тренировок. Любая опасная сцена обычно разбивается профессионалами на фрагменты. Причём, каждый из этих фрагментов чётко отрабатывается ими в отдельности. Иначе несчастного случая не избежать.

При всей своей вроде бы приближённой к реальности имитации натуры, фильм всё-таки «глянцует» рутину профессии. Да и по поводу нередких бутылок виски и бокалов со спиртным в руках героев, авторы тоже пошли вопреки правде. В русле лживой, но устоявшейся голливудской традиции.

Поминание разбившегося Грэга бутылкой виски (похороны по-каскадёрски). Джоанна Кэссиди в роли Петти

Поминание разбившегося Грэга бутылкой виски (похороны по-каскадёрски). Джоанна Кэссиди в роли Пэтти

Ибо, как говорил в своё время  французский каскадёрский «авторитет» Клод Карльес, долго руководивший собственной спецшколой, разрабатывавший диету и распорядок дня своих питомцев, постоянно ставивший драки, кульбиты и падения Жана Марэ и Жана-Поля Бельмондо: «Самые страшные враги каскадёра – это табак, алкоголь и недосыпание».

Клод Крльез со шпагой (старый)

Французский мастер по постановке драк, падений и фехтовальных трюков Клод Карльез

Однако… когда в начале фильма под пронзительный женский крик с большой высоты разбивался первый каскадёр Грэг, психика неискушённых «мальчишек и девчонок социализма» приходила в потрясение. – Может быть даже большее, чем падение в межгорную пропасть альпинистки-дилетантки Сары, которую не смог удержать герой Сталлоне в первых кадрах «Скалолаза».

Мертвый Грег Чак Петти

Шокирующая смерть каскадёра Грэга Уилсона в начале. Склонились над ним: слева — Пэтти (Джоанна Кэссиди), справа — Чак Джонсон (Брюс Гловер)

Да и манящие атрибуты «общества равных возможностей» в виде красных банок «Кока-колы», надувных жвачек, сигарет «Маrlboro», роковых красоток, навороченных машин и мотоциклов, вздымающихся на одно колесо, признаемся откровенно, здорово искушало души доверчивых советских зрителей (временно забывавших о том, что «не всё то золото, что блестит»).


КАСКАДЁРЫ: МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЯВЛЕНИЯ

Укравший машину парень Дэйв Эллисон портит съёмку диалога на улице Сан Луиса Обиспо

Укравший машину парень Дэйв Эллисон (Даррел Фетти) портит съёмку диалога манерной Джуди Блейк (Кэндис Райэлсон) с мужчиной-статистом на улице в Сан Луисе Обиспо

Годы идут и то, что проходило мимо сознания во время просмотра ленты в детстве, теперь уже вызывает резонные вопросы критического плана. Мы уже отметили, что по сравнению с «Трюкачом» фильм Лестера менее заносчив. Со своей полудетективной интригой он снят на порядок проще, без претензий на вульгарную многослойную философичность. Пожалуй, он даже менее вреден, поскольку лишён фрейдистской паранойи а la Раш. Но полностью безвредной картину тоже не назовёшь. Игнорируя пресловутую политкорректность, поставим главный вопрос ребром: «ЗАЧЕМ эти люди столь самозабвенно рискуют своими жизнями?».

Начнём с того, что авторами действительно пропагандируется нездоровая идея рискованной жизни, как чего-то высшего и непостижимого для простых смертных. А  это уже  во Истину опасный трюк, без кавычек!

"Карабин заело! Спускайся скорее, не удержусь!" - отчаянные крики Грэга перед смертью (мотоциклист Гэри Чарлз Дэвис выполнил этот трюк сам)

«Карабин заело! Спускайся скорее, не удержусь!» — отчаянные крики Грэга перед смертью (мотоциклист Гэри Чарлз Дэвис выполнил этот трюк для фильма «Каскадёры» самостоятельно)

Такое видение мира оставляет за скобками отношение к жизни, как к Божиему дару, который надо каждодневно ценить. Речь в данном случае идёт не о банальной трусости, попирающей совесть, в желании выжить любой ценой, при любых обстоятельствах и при любом политическом режиме.  Незадача в другом: во внешне процветающем «обществе потребления», когда стабильность воспринимается как само собой разумеющееся правило твоего существования и преуспевания, у нравственно неустойчивого человека возникает дерзкая «потребность» в возбуждающем самоприменении, в протесте против устоявшихся норм бытия.

Что же движет героями нашего фильма? Ответ однозначен — желание постоянно бросать вызов жизни. Что называется, играть с нею в кости, получая за это доллары. И столь же постоянно обманывать при этом смерть.

Правда, центральным персонажам фильма Лестера иногда не откажешь и в склонности к самопереживаниям (об этом мы поговорим ниже). Но все они, смиряясь с прозой выбранной ими судьбы, продолжают тянуть  свою смертельно-опасную «лямку» и дальше. Складывается впечатление, что каскадёрскую братию, как таковую ввёл в заблуждение афоризм одного из древних философов: «Жизнь не стоит того, чтобы за неё держаться».

Тогда за что держаться? – За смерть?!

Жуткое падение Чака Джонсона (Брюс Гловер) на землю с высоты шестого этажа

Жуткое падение Чака Джонсона (Брюс Гловер) на землю с высоты шестого этажа

Смерти, увы, боятся все. Но далеко не все относятся к ней трезвомысляще.  Реальность может привести примеры многих каскадёров, которые, невзирая на трагическую участь своих собратьев по цеху дерзают подспудно думать, что они-то (в отличие от других) наверняка увильнут от её обжигающей адской косы! В этой связи показательное признание сделал незадолго до своей гибели отчаянный французский трюкач-легенда Жиль Деламар (1924-1966): «В человеке просыпается желание доказать, что он хозяин своего удела и способен хотя бы на короткое мгновение схватить слепую судьбу под уздцы. Вот почему, мне думается, он испытывает в такое мгновение гордость за себя». Но надолго ли?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Знаменитый французский «укротитель риска», каскадёр Жиль Деламар, незадолго до смерти

И вот тот же Деламар, живший — по отзывам знавших его коллег — со скоростью 200 км/час и ставший для многих его современников олицетворением необузданной Отваги, в один недобрый момент 31 мая 1966 года, дублируя Жана Марэ на съёмках фильма «Святой выходит на след» (режиссёра Кристиана-Жака) потерял контроль за рулём лимузина и вместо нехитрого (для его-то мастерства) авторазворота на 180 градусов не смог удержать машину от внезапного переворота на крышу. А крыши-то как раз и не было: он рулил открытым кабриолетом. Удар головой об асфальт оказался для Деламара смертельным.

31 мая 1966 года, 17 часов 50 минут по парижскому времени: смертельный автотрюк Жиля Деламара

31 мая 1966 года, 17 часов 50 минут по парижскому времени: смертельный автотрюк Жиля Деламара на съёмках фильма с участием Жана Марэ «Святой выходит на след»

Кинематографический мир был в шоке! «Мистер, обманывающий смерть» погиб по причинам столь обыденным, сколь и поучительным. Клод Карльес тогда заметил: «Это был трюк, который он выполнял до этого сотни раз. По сравнению с тем, какие вещи он проделывал на протяжении всей своей карьеры, обстоятельства его гибели выглядят просто нелепыми».

Названный нами в самом начале шведский репортёр Ларс Эриксон писал в своём материале: «После Деламара погибли на работе два дублёра-американца. Один из них, славившийся фантастической смелостью, Рон Кеннеди, потерял жизнь в обстоятельствах столь же банальных, как и в случае с Деламаром: после простого падения с лошади. Знаменитый воздушный акробат из Голливуда Пол Манц, умевший сажать свой спортивный «пайпер» на крохотный пятачок среди скал, разбился на ровном месте в пустыне, где ему ничто не мешало. Билл Уилльямс, падавший с лошади безчётное количество раз, погиб, спрыгнув с осла, неспешно трусившего по горной дороге… Один из старинных парадоксов этой профессии – роковой случай приходит именно тогда, когда его меньше всего ждёшь».

Что же касается анализируемого нами кинохита советского времени, то своей главной морализаторской задачей авторы видели, наверное,  возведение определённой мифологии вокруг этой необычной специальности, с нескрываемым пиететом показывая трудности каскадёрских будней.

Однако весь вопрос в цели риска. Ведь Риск, не имеющий под собой корыстных мотивов (например, при защите девушки от нападения похотливых пьяных отморозков) — это одно. Но риск ради аплодисментов публики (жаждущей острых ощущений) — это совершенно другое.

Фактор чуда жизни создателями подобных боевиков автоматически нивелируется. Сакральные вопросы прихода человека в этот мир и ухода из него специально задвигаются «на галёрку».

"Каскадёры": финальный взрыв кабриолета со злодеем

«Каскадёры»: финальный взрыв кабриолета со злодеем внутри

В ленте «Каскадёры» также не ощущается авторского стремления придать своему творению возвышенного осмысления проблемы жизни и смерти (что нам представляется весьма странным, т.к. всё это крайне актуально, как для их героев, да и для самих кинематографистов вообще). Журналистка Парсвел в исполнении англичанки Файоны Льюис, наблюдая за работой каскадёров и набирая материал для своей будущей статьи в «Экшн мэгэзин» просто удивляет односложностью своих выводов об увиденном: «Они служат истине. Трюк нельзя профанировать. Он либо получается, либо не получается». — Странный способ служения Истине. Вы не находите?

Ведь этим ребятам жизнь представляется «пресной штукой», если её постоянно не подталкивать к краю пропасти. У рисковых людей искони было своё (повреждённое) понимание истины, базирующееся на тщеславном потакании собственному адреналиновому эго.

Приведём ещё один пассаж из высказываний покойного Деламара (с универсальной крутизны которого авторы, вероятно, списали часть образа для героя Форстера): «Вкус к риску, на мой взгляд, присущ всякому человеку. Тот, кто знает, что он смертен, не в силах смириться с этой идеей безповоротно. Разве самый боязливый конторский служащий не испытывал хоть раз в жизни желания рискнуть – вот так, на авось?… Откровенно признаюсь, что рукоплескания публики всегда доставляли мне удовольствие. Представьте человека на необитаемом острове – вряд ли он станет карабкаться на отвесную скалу ли плескаться среди акул, зная, что его не увидит ни одна живая душа и он не сможет об этом никому рассказать».

Человек, к сожалению, несовершенен. И склонность к тщеславному самовыпячиванию, увы, характерна почти для каждого из нас. Но чтобы людей  в своих страстях не заносило слишком далеко, для них существует свод моральных правил, изложенных в Священном Писании. И чистосердечное следование им помогает человеку оторваться от мира нездоровых желаний и жгучих (но мерзких) устремлений, раскрывая в себе то самое лучшее, что заложено в нём от Бога. Наша беда только в том, что эту систему нравственных координат мы перестали брать в расчёт. И добровольно раскрываем двери своего внутреннего «я» для внушения в свой разум дьявольских идеологем.

Ураганные мотогонки реального Тома Круза на съёмках блокбастера "Миссия невыполнима-5: племя изгоев" (2015)

Ураганные мотогонки реального Тома Круза на съёмках блокбастера «Миссия невыполнима-5: племя изгоев» (2015)

Со своей стороны мы хотим высказать классическое, патриархальное отношение к затронутой проблеме. А это значит: если человек по своей доброй воле всё же решается на смертельно опасный акт, то им не должно владеть чувство самовлюблённой прихоти, основанное на жажде славы и ожидаемого материального воздаяния за соделанную смелость. Безкорыстное желание оставаться в неизвестности после совершения подвига – вот тот поведенческий идеал, к которому должен стремиться тот, кому Свыше дарована удачливая храбрость.

К несчастью, мотив «риска за наличные» в грешном мире индустрии развлечений (как и в мире, вообще) всегда был определяющим. Он двигал и продолжает двигать почти всеми трюкачами и кинозвёздами-сорвиголовами по типу азиата Джекки Чана, неоднократно помянутого нами француза Бельмондо (см. фото внизу) или же американца Тома Круза.

Ещё один вертолётный лихач из числа кинозвёзд - Жан-Поль Бельмондо в боевике "Человек вне закона" (1983) Жака Дерея

Ещё один вертолётный лихач (из числа кинозвёзд) — Жан-Поль Бельмондо в полицейском боевике режиссёра Жака Дерея «Человек вне закона» (1983) 

Общество забывает, что Высшее Справедливое Воздаяние получают лишь те, кто, скрепя сердце, несмотря на все эгоистичные сомнения, лукавые самооправдания и боязливые мысли находит в себе силы положить собственную жизнь на алтарь благородных идеалов. Поле деятельности для применения бушующей внутри удали – самое широкое: защита слабого, защита Веры Христовой, защита Отечества, стремление накормить голодающего ближнего (ценой собственного пустого желудка) и т.д. и т.п.. Как говорится — было бы желание. И имена таких самоотверженных храбрецов-воинов из закромов нашей Истории, как святые благоверные князья Довмонт Псковский (непобедимый), Александр Невский, Дмитрий Донской, Илья Муромский должны быть путеводными звёздами для тех, кто ищет выхода своей врождённой смелости. Как ни старомодно это звучит нынче.


ГЕРОИ И ИХ ПОСТУПКИ

Роберт Форстер, Брюс Гловер и Рэй Шарки после съёмок сцены в "Каскадёрах" с переворачивающимся авто на шоссе

Сложный автотрюк Глена и Чака позади! 15 минут славы от наблюдавших за съёмкой прохожих: Роберт Форстер, Брюс Гловер и Рэй Шарки в фильме «Каскадёры» (1977, в СССР с 1979 г.)

Известная «магия кино» заключается не только в выразительной визуальной картинке экранного продукта, не только в том, что зритель сопереживает вместе с героями действие, но и в том, что он может отожествлять себя с героем, который поразил его воображение. Хочет того зритель осознанно или нет, но когда он смотрит один и тот же фильм 3,4,5 и более раз (а с «Каскадёрами» в СССР так было у многих), то поневоле становится вместилищем тех слов, жестов и поведенческих реакций, которыми бравировали с экрана главные действующие лица.

Актёрская команда «Каскадёров», несмотря на широкий успех фильма, как ни странно, не снискала особой славы в широких массах советских людей. В лучшем случае зрители ненадолго запомнили имена Роберта Форстера (род. в 1941 г.), Файоны Льюис (род. в 1946 г.) и Джоанны Кэссиди (род. в 1945 г.). Однако на многих советских профессиональных спорстменов, авантюристов, авто- и мотолихачей, мальчуганов-сорванцов он подействовал завораживающе, даже определив судьбы некоторых из них. Да и поступки героев фильма периодически обсуждались «на местах» нашими любителями кинозрелищ. Проанализируем некоторые из них.

Пол (Рэй Шарки) "поминает" спиртным разбившегося Грэга

Пол (Рэй Шарки) «поминает» спиртным разбившегося Грэга

… Герои Глен, Чак, Петти и Пол проводят своеобразный языческий ритуал «каскадёрских похорон» в горах, сбрасывая в бушующее море  с утёса мотоцикл погибшего друга (и брата) Грэга. Затем, откупорив бутылку виски и поочерёдно пригубив её, втайне договариваются между собой, что если в силу фатальных причин «один из них окажется на волоске от смерти, то другие этот волосок оборвут». Короче говоря, чтоб на тот свет сразу «без канители». И вот, спустя полчаса экранного времени Глен приходит в госпиталь, в палату к перебитому от падения с большой высоты Чаку (Брюс Гловер), неподвижно лежащему в почти безсознательном состоянии (но с открытыми глазами) и, сдерживая слёзы… отключает ему аппарат искусственного дыхания.

Глен в больнице отключает систему жизнеобезпечения травмированному Чаку. Умертвление друга "из милосердия" (?)

Глен в больнице отключает систему жизнеобезпечения травмированному Чаку. Умертвление друга «из милосердия».

И жалости? — Возможно. Из  милосердия? – А это уже серьёзный вопрос! По сути, герой совершает убийство друга, не попытавшись побороться за выздоровление приятеля-инвалида у церковного алтаря (самое тяжкое для гордеца – уверовать в Божий Промысел) и прямиком отправив душу Чака в нераскаянном состоянии туда, откуда уже нет возврата…

Сценаристы Лофаро, Шэй, Джонсон, Коэн, постановщик Лестер и актёр Форстер, как мы уже отмечали выше, трактуют своего главного героя, как знающего себе цену горделивого профессионала, то и дело усиливающего для себя фактор риска при выполнении смертельно опасных номеров. Он своевольно балансирует на грани жизни и смерти, даже тогда, когда такой дозы адреналина ему никто не навязывает — ни жёсткость сценария, ни режиссёр Эрл, ни продюсер Блейк. Скорее наоборот, техник по постановке трюков Пит Ластинг (почти безжизненное лицо Ричарда Линча с дефектами на коже обсуждалось нашими зрителями на предмет: натура это или грим?) даже пытается остепенить Глена, дабы тот не делал 5-кратного переворота машины, вместо 3-х, задуманных по плану.

Постановщик трюков Пит (Ричард Линч) с азотной лебёдкой, прикреплённой к спине каскадёра для более эффектного падения на спину

Постановщик трюков Пит (Ричард Линч) с азотной лебёдкой, прикреплённой к спине каскадёра для более эффектного падения на спину

Со взглядами на личную жизнь у закоренелого холостяка Глена тоже «проблемы». Дабы  утолить скуку он допускает любовный флирт с журналисткой Би-Джей (тоже, кстати, не живущей по строгим  моральным правилам) и после оставшегося за кадром (и это хорошо) интимного контакта с ней открыто говорит «партнёрше на ночь», что до брачных уз их отношения дойти не должны. И хотя фильм Лестера в отношении грубоватой сексуальности куда спокойнее нарочито скандального «Трюкача» мы, тем не менее, не можем полностью закрыть глаза на атмосферу вольных нравов этой клановой тусовки.

Файона Льюис обняла Глена гуляют по побережью 2

Объяснение Глена и Би-Джей на берегу океана

Например, не стоит показывать детям эпизод с малеванием Полом обнажённой фурии на задней дверце автофургона. Также как и сцену откровенного супружеского поцелуя между Чаком (Брюс Гловер) и его женой Петти (Джоанна Кэссиди) на 36-й минуте хронометража. А уж фигура, постоянно блуждающей по каскадёрским постелям молодой жены продюсера Джуди Блэйк (Кэндис Райэлсон), пытающейся совратить героя на половую связь, из желания «сравнить его» с погибшим братом вызывает столь серьёзный вопрос нравственного плана, что когда девица получает от рассвирипевшего мужа кочергой по голове, то зрителю это представляется не выходкой садиста, а вполне заслуженной карой за грехи разнузданной блудницы.

Совратительница трюкачей Джуди Блейк (Кэндис Райэлсон)

Совратительница трюкачей Джуди Блейк (Кэндис Райэлсон)

В довершение ко всему, в полном варианте фильма (эти кадры были справедливо вырезаны в советском прокате) присутствует неприличная сцена похотливых утех каскадёра-балагура Пола (Рэй Шарки) с одной из своих фанаток в автофургоне, которых внезапно обнаруживает тупоголовый детина, бой-френд визжащей девчонки.

Вырезанный в советском прокате фривольный фрагмент фильма

Вырезанный в советском прокате вульгарный фрагмент фильма

 


СУДЬБЫ СОЗДАТЕЛЕЙ

Любопытно проследить дальнейшие биографии актёров фильма. Роберт Форстер звездой Голливуда так и не стал. В 1970-х он много работал на телевидении, которое часто эксплуатировало его некрасивую, но достаточно своеобразную мужскую фактуру. В частности, полицейский телесериал 1974 года «Накиа», где он сыграл заглавную роль — полисмена Накии Паркера. Однако больше одного сезона эта остросюжетная серия просуществовать не смогла, тихо сойдя на нет к 1975 году. Определённо, «Каскадёры» были для 36-летнего актёра престижной работой в большом кино. Однако, как было уже отмечено выше, в Америке фильм прошёл безуспешно. После него Форстер, главным образом, был замечен его постсоветскими почитателями (в эпоху видео) на проходных боевиках и триллерах категории «В», типа «Банкира» (1988) и фантастического фильма-погони «Миротворец» (1990). Кстати, примерно четверть века назад, под финал горбачёвской «перестройки», перед крушением Союза владельцами видеосалонов нередко запускался на рублёвых видеосеансах ловко сделанный монстро-фильм 1980 года «Аллигатор» Льюиса Тига, где Форстер «в духе Глена Уилсона» сыграл главного героя, изобретательно расправлявшегося с 6-метровым крокодилом-людоедом. Но серьёзной кассы в США сей кровавый «зубастый» ужас тоже не собрал. А злодейское подыгрывание Чаку Норрису и Ли Марвину в антитеррористическом военном «экшене» Менахема Голана «Отряд «Дельта»» ) было для артиста лишь нехитрой разовой подработкой.

33-летний Роберт Форстер в роли детектива Накии Паркера в полицейском Тв-сериале "Накиа" (1974 год, только один сезон)

33-летний Роберт Форстер в роли детектива Накии Паркера в полицейском   ТВ-сериале «Накиа» (1974 год, только один сезон)

Постаревший Роберт Форстер в циничной криминальной ленте "Джекки Браун" (1997, реж. Квентин Тарантино), принесшей актёру единственную номинацию на "Оскар" в его карьере

Постаревший Роберт Форстер в циничной криминальной ленте «Джекки Браун» (1997, реж. Квентин Тарантино), принесшей актёру единственную номинацию на «Оскар» в его карьере

Только ровно через 20 лет после «Каскадёров» актёру подмигнёт лукавая фортуна, выдвинув 56-летнего ветерана на соискание «Оскара» за второплановую  мужскую роль в третьем по счёту тарантиновском киновареве «Джеки Браун» (1997). Увы, и сей скоротечный успех не переломит его карьеры в «звёздную сторону». Фильм Тарантино окажется для него если не «лебединой песней», то «проблеском в сумерках» уж точно. «Оскара» Форстер всё равно не получит и престижных предложений это временное внимание прессы ему не принесёт.

Файона Льюис ПОРТРЕТ хороший

Фотогеничная Файона Льюис в роли пробивной леди от киножурналистики Би-Джей Парсвел (заинтригованной героем Р.Форстера)

У Файоны Льюис достижения оказались ещё более скромными, ограничившись лишь более или менее заметной работой стареющей актрисы в фантастическом кинохите 1987 года продюсера Стивена Спилберга и режиссёра Джо Данте «Внутренний космос» (Inner Space).

Файона Льюис на съёмках "Каскадёров" виесте с Дарреллом Фетти

Файона Льюис и Даррел Фетти (в роли Дэйва Эллисона, навязчивого парня на подхвате) в перерыве съёмок «Каскадёров»

Аналогичная картина наблюдается и в карьерах Брюса Гловера (род. в 1932 г.) и Рэя Шарки. Самой узнаваемой ролью Гловера в западном полушарии был постоянно опрыскивающий себя одеколоном эстетствующий наёмный убийца-гей «мистер Винт» из бондовского блокбастера-1971 «Бриллианты навсегда» с    последним официальным выходом Шона Коннери в роли агента 007. Она-то и задала некоторое оживление его карьере в 1970-х годах. Потом актёр (обладающий не очень приятным лицом) промелькнул рядом с одиозным режиссёром Романом Полянским в его популярном чёрном фильме в стиле «ретро» «Китайский квартал» (1974). Чак Джонсон в «Каскадёрах», пожалуй, самая привлекательная – и внешне, и драматургически – кинороль Гловера.

Чак Джонсон - одна из наиболее трагичных и внешне "презентабельных" киноролей актёра Брюса Гловера

Чак Джонсон — одна из наиболее трагичных и внешне презентабельных киноролей «отрицательного» актёра Брюса Гловера

Исступлённо-стеклянный взгляд Чака на госпитальной койке перед постепенно приближающимся исходом его души в иной мир, с постепенно закрывающимися глазами (и выскальзывающей попутно изо рта кислородной трубкой) – одна из самых запоминающихся «больничных» смертей в истории американского кино. Разумеется, непризнанных. — Как как и многое другое из разряда ярко сделанных рабочих моментов, случающихся в творческом мире и не получающих при этом заслуженного внимания критики и публики. Но это субъективное мнение. К тому же, в моральном плане у нас нет уверенности в том, что лицедейская имитация человеческой смерти является богоугодным делом. С 80-х же годов «вогнутое» лицо Гловера приобрело и вовсе  демонический вид, всё чаще появляясь в трэш-продукции в образах извращенцев и вурдалаков.

Чак (Брюс Гловер) настороженно всматривается в бездну, в которую должен прыгнуть с крыши специально построенного дома через несколько мгновений

Чак (Брюс Гловер) настороженно всматривается в бездну, в которую должен прыгнуть через несколько мгновений с крыши специально построенного для съёмок дома 

Да и частные фотографии старого морщинистого актёра с длинными, редеющими волосами в духе Элиса Купера и Оззи Осборна, как нарочно, свидетельствуют о деградации данного артиста и человека.

                                  ———————————————-

Наиболее удручающими дела оказались, пожалуй, у Рэя Шарки. Он серьёзно пристрастился к кокаину. Со временем белый порошок перестал его удовлетворять. И Шарки плавно перешёл на более разрушительный героин, покуда в 1987 году врачи не огорошили актёра выявлением у него ВИЧ-инфекции.

Рэй Шарки в роли подвыпившего в баре Пола

Рэй Шарки в роли подвыпившего в баре Пола

Он умер от СПИДа в лютеранском медцентре Бруклина в Нью-Йорке в 1993 году. На момент смерти ему было 40 лет.

Копание в грязном белье при оценке определённого фильма или актёрской биографии – вещь, сама по себе, малоприятная (противная, точнее сказать).  Но по части Рэя Шарки  автор посмеет поделиться с читателем примечательным наблюдением. Крутя романы с многочисленными женщинами (включая красавицу-итальянку Орнеллу Мути на съёмках фильма «Любовь и деньги» в 1981 году) эксцентричный артист не чурался в своей бурной жизни и однополых содомских грехов. И хотя, по официальным данным, Шарки был дважды женатым человеком (и дважды отцом), характер его тлетворной болезни, подвигает нас к выводу о прижизненной (скрытой) принадлежности покойного к гомосексуальной касте работников кино. Тем более, что в «пожарной» сцене «Каскадёров» у Шарки-Пола ясно видится длинный платок (или бандана), как бы небрежно свисающий с заднего кармана брюк – кодовый знак западных педерастов той поры, для распознавания себе подобных. Этакий ярлык, получивший своё распространение в среде американских и европейских мужеложников с середины 1970-х годов и свидетельствующий о принадлежности извращенца к особой «специализации» в их непотребствах.

                                             —————————————-

Умерли по разным причинам и актёры Джеймс Луизи (1928-2002) и Кэндис Райэлсон (1952-2006), исполнители ролей «супругов по расчёту» — продюсера Элвина Блейка и его молодой неверной жены Джуди.

Семейная пара "по расчёту" - продюсер Элвин Блейк (Джеймс Луизи) и его гулящая жена-старлетка Джуди (Кэндис Райэлсон)

Семейная пара — продюсер Элвин Блейк (Джеймс Луизи) и его гулящая жена-старлетка Джуди (Кэндис Райэлсон)

Отменно справившийся со своей небольшой, но убедительно,  сыгранной ролью негодяя экспрессивный Луизи после «Каскадёров», к сожалению, так и не вышел за рамки «артиста ТВ». Съёмки в нескончаемых сериалах «Коджак», «Старски и Хатч», «S.W.A.T.», «Город ангелов», «Вегас», «Ти. Джей, Хукер», «Каскадёры» (дословное название «Падающий парень» — «Fall guy», 1981 -1986) и в массе других были его основной работой. — Чем творческая судьба покойного актёра сильно напоминает мало удавшуюся карьеру ещё живого 74-летнего Форстера. А редкие «вылазки» в большое кино (большей частью триллерно-криминальное) Луизи воспринимал как своеобразную привилегию на свои скромные артистические услуги. Но «Закон Мэрфи» (1986) с Чарлзом Бронсоном, полутошнотворная фантастика «Скрытые» (1987), патологическая и мстительная «Фатальная женщина» (1989) мало что привнесли в его монотонное профессиональное существование. Самым известным кинопроектом в карьере актёра стала премированная «Оскаром» феминистская профсоюзная драма 1979 года «Норма Рей» Мартина Ритта с Салли Филд в главной роли. Но его роль Джорджа Бенсона была весьма скромной.

Джеймс Луизи в небольшой, но яркой роли продюсера Элвина Блейка (наше личное уважение актёру и его русскоязычному дублёру Константину Карельских)

Джеймс Луизи в небольшой, но яркой роли продюсера Элвина Блейка (наше личное уважение актёру и его русскоязычному дублёру Константину Карельских)

Здесь же персонаж актёра – честолюбивый ловкач, женившийся на дочери влиятельного студийного босса. Но будучи бездарным киноорганизатором, он постоянно получает по телефону нагоняи от своего тестя за срывы графика съёмок. Однако Блейк не так прост, каким представляется поначалу. Отпираясь от надоедливого патрона заверениями, что из-за смерти настоящих каскадёров публика, мол, «валом повалит» на их боевик, он крутит своё, «теневое кино». Весьма циничное и коварное.

Окажись лента Лестера в фаворитах на получение главной кинопремии всех времён, «вспомогательный» мужской «Оскар» этому выразительному исполнителю можно было бы присудить вполне (но всё это из области личных предположений).

Тирада персонажа. "Я не могу позволить, чтобы мой фильм был полигоном для испытаний смертельно опасных трюков!" - лукавая забота продюсера Блейка о жизни и здравии каскадёров

Тирада лукавого персонажа: «Я не могу позволить, чтобы мой фильм был полигоном для испытаний смертельно опасных трюков!». Джеймс Луизи в роли кинофинансиста-рогоносца Элвина Блейка

                                        ———————————————-

В большей степени режиссёрами от большого кино был нанимаем на работу для  отрицательных ролей Ричард Линч (его техник Пит, по иронии судьбы, один из единичных образов артиста нейтрального, неотрицательного плана).

Питт

Обвинённый героем в смерти Чака координатор трюков Пит Ластиг (странный — по роли — Ричард Линч)

В молодости актёр — с 1958 по 1960 годы — служил в морской пехоте, получив чин капрала. 1967 год стал для Ричарда житейским рубиконом: в состоянии наркотического транса от употребления ЛСД, он едва не сгорел от акта самосожжения. Безрассудного парня «откачали». Но ожоги на лице (вот они, оказывается, откуда) и шрамы по всему телу остались у будущего «Пита Ластига» на всю жизнь. Как ни странно, данные увечья оказались бывшему морпеху даже на руку. Ибо явились чем-то вроде «горящей путёвки» в мир кино. Большей частью, патологического. Учился Ричард в нью-йоркской «Акторс студио» у Ли Страсберга, главного пропагандиста в США Системы Станиславского. Слыл полиглотом: смог изъясняться по-испански, по-немецки, по-итальянски и… по-русски.  Как и у Луизи, у Линча (род. 1940) присутствовала своя харизма запоминающегося профессионала «второй линии». В картине Лестера была у Линча  и одна выигрышная сцена, когда его персонаж в просмотровой комнате яростно доказывал свою невиновность.

Питт 3

Ричард Линч в роли Пита Ластига — ярость невиновного профессионала

Примечательно, что в 1985 году, когда в Америке повсюду гремел «Рэмбо-II», Линч появится в схожей киновариации на  тему пресловутой «красной опасности». Он сыграл русского террориста Ростова (врага непобедимого Чака Норриса), наводящего ужас на бедных американских обывателей в пропагандистском боевике «Вторжение в США», снятом известной по «эпохе видео» продюсерской двоицей, кузенами-израильтянами Менахемом Голаном и Йорамом Глобусом (вышеозначенный «Отряд Дельта» с тем же Норрисом и… Форстером — тоже их работа). Умер Ричард Линч в своём калифорнийском доме в 2012 году от естественных причин в возрасте 72 лет.

Удачливей всех окажется только актёрская карьера Джоанны Кэссиди, для которой следующее десятилетие станет временем профессионального зенита.

Овдовевшая Пэтти Джонсон (Джоанна Кэссиди)

Овдовевшая Пэтти Джонсон (Джоанна Кэссиди)

Ленты «Под огнём» (1983) Роджера Споттисвуда,  суперхит Роберта Земекиса «Кто подставил кролика Роджера?» (1988), «Пакет» (1989) Эндрю Дэвиса поддерживали её рейтинг часто снимаемой актрисы фильмов класса «А». Ну а робот-репликантка Зора — в её исполнении — из фантастического колосса Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы» (1982) даже станет культовым женским образом своего времени.

Но самые выигрышные «голливудские лотереи» выпадут на долю таких закадровых творцов ленты, как композитор Майкл Кэймен и, собственно, сам режиссёр Лестер. О последующих свершениях постановщика мы уже упоминали.

Что же до Кэймена, то он уверенно и надолго смог закрепиться по своей специальности в «высшей лиге», работая над звуковыми дорожками таких блокбастеров, как «Смертельное оружие», «Крепкий орешек», «Тот, кто меня бережёт» (1987 год был для него явно звёздным). Потом будет работа над музыкой и песней к очередной джеймсбондовской эпопее с Тимоти Далтоном «Лицензия на убийство» (1989).

Композитор Майкл Кэймен

Композитор Майкл Кэймен

Тогда, в 1980-х годах в большой «музыкальный Голливуд» придёт целая плеяда талантливых и честолюбивых композиторов, украсивших своими запоминающимися работами когорту известных фильмов. Профессиональное соперничество  с такими конкурентами, как Алан Сильвестри, Джеймс Хорнер, Джеймс Ньютон Говард, Дэнни Эльфман (и даже с более ветеранистыми Джерри Голдсмитом и Биллом Конти, прославившимися ещё в 70-х) будет подстёгивать «каскадёрского» партитурщика к постоянной напряжённой (и качественной) работе. Умер Майкл Кэймен 18 ноября 2003 года в Лондоне в возрасте 55 лет.

НЕПРЕЛОЖНЫЙ ДУБЛЯЖ

Одна из последних, стопроцентно «стерильных» работ ведущего мастера советского дубляжа с киностудии «Союзмультфильм» – режиссёра Георгия Павловича Калитиевского (1912-1994), на удачу которого часто выпадала работа над сверхпопулярными лидерами проката. 

Режиссёр дубляжа фильма «Каскадёры» Георгий Калитиевский

В восприятии подкованных в этом вопросе посетителей кинотеатров брежневских, андроповских и горбачёвских времён Калитиевский негласно считался вторым (после Евгения Алексеева с «Мосфильма») маэстро по дублированию иностранных фильмов для отечественного кинопроката. Приведём самое «лакомое» дубляжное ассорти от Калитиевского: «Зорро», «Смешная девчонка», «Брак по-итальянски», «Чёрный тюльпан», «Ромео и Джульетта», «Верная рука – друг индейцев», «Виннету – сын Инчу-Чуна», «Лимонадный Джо», польский исторический гигант «Потоп».  А самое главное – наиболее популярные комедии с Луи де Фюнесом: «Фантомас», «Фантомас разбушевался», «Фантомас против Скотланд-Ярда», «Разиня», «Оскар», «Большая прогулка», «Ресторан господина Септима», «Человек-оркестр».

С точки зрения подбора голосов и русскоязычного вживания в американские роли, «Каскадёры» сработаны безупречно. «Интеллигентная сталь» в выразительном голосе рано ушедшего из жизни (но много сделавшего в закадровом кино) Феликса Яворского (1932-1983) при работе «над Робертом Форстером» неожиданно зазвучала важной суперменской самоуверенностью.

Феликс Яворский, русский голос Роберта Форстера

Феликс Яворский, русский голос Роберта Форстера

Роли подобного плана Яворскому приходилось дублировать нечасто. В отличие от румынского крутого комиссара Миклована (Серджиу Николаеску) в своей неудачной предсмертной работе в ленте «Комиссар полиции и Малыш» (в СССР с 1983 г.), Глен-Форстер получился у Яворского, что называется, «с иголочки».

Наблюдая за русскоязычным образом Файоны Льюис удивляешься той миловидной гибкости, с которой её адаптирует для отечественного зрителя уже пожилая к тому времени 56-летняя Серафима Холина. Это вдова актёра Олега Голубицкого, «ротмистра Волина» из хрестоматийного белогвардейского шедевра «Адъютант его превосходительства» Евгения Ташкова. Слава Богу, 92-летняя актриса до сих пор ещё жива и проживает в Москве, но своё профессиональное прошлое она уже почти не помнит.

Удивительный нюанс состоит в том, что сама 31-летняя женская звезда «Каскадёров», по возрасту, годилась советской дубляжной приме ни много ни мало в дочери.

Русский голос Файоны Льюис - одна из прим советского дубляжа Серафима Холина (род. в 1923 году)

Русский голос Файоны Льюис! — Одна из прим советского дубляжа Серафима Холина (род. в 1923 году)

Но это было частое (и уникальное) явление в отечественном дубляже, когда наши актрисы – Холина, Данилина, Чигинская, Гаспарова, Карташёва и другие — филигранно говорили по-русски за более молодых, иноязычных кинодив. Наипаче броским участком этой роли Холиной являются её нетрезвые интонации в сцене, где подвыпившая Парсвел, укоряя обпоившего её  Глена-Форстера-Яворского, не может удержаться на ногах, говоря о наступающем «землетрясении».

С неожиданной стороны показал себя в «Каскадёрах» и Юрий Саранцев, мастер юморных закадровых ролей, дублировавший тут Брюса Гловера. В довольно серьёзном образе Чака Джонсона его фирменные плутоватые «загибы» уступили место какой-то растерянной надломленности стареющего профессионала, предчувствующего скорую смерть.

ЧАК смотрит на крышу дома портрет 4

Нездоровое предчувствие Чака (Брюс Гловер) перед гибельным прыжком с большой высоты

Юрий Саранцев, обычно забавный, но нечаянно серьёзный  в «Каскадёрах» (советский дублёр Брюса Гловера)

В принципе, кого ни возьми – Всеволода Ларионова (Пит – Ричард Линч и голос радиодиктора в прологе), Германа Качина (Пол – Рэй Шарки), Владимира Балашова (режиссёр Эрл О’Брайен – Мэлэхи Троун), Аллу Будницкую (Пэтти – Джоанна Кэссиди), Наталью Кустинскую ( соблазнительница Джуди – Кэндис Райэлсон) или же Сергея Малишевского с его пятью-шестью фразами вначале (Грэг – Гэри Чарлз Дэвис) – все их русские голоса столь по-живому работают в открытых ртах оригинал-американцев, что советское дублирование «Каскадёров» впору было бы рассматривать в кино- и театральных ВУЗах на уроках «художественного дубляжного вокала».

Но в последнее время, лично для меня, сродни запоздалому открытию в этой ленте стала работа, как вышеупомянутого заокеанского актёра Джеймса Луизи, так и его русского дублёра Константина Карельских (1915 – 1993). Их (если можно так выразиться) «совместного продюсера» Элвина Блейка, с его коронной фразой: «Мы будем снимать кино или не будем снимать кино?!» — можно даже назвать визитной карточкой фильма. Особо развернулись оба этих (никогда не видевших друг друга) артиста в двух сценах.

В первой из них — на улице, у обломков перевёрнутой машины – Блейк на повышенных тонах, пытается торговаться с Гленом-Форстером о дальнейшем пребывании в проекте подозрительного Пита, о трюках «с пожаром» и «с вертолётом». — «Докручивая» свой неукротимый спич словами: «Но если ты уж возьмёшься за это, то доведи зрителей до судорог, до обморока! Чтобы они очухаться не могли!».

Гневно негодующие Джеймс Луизи и Константин Карельских (за кадром) отчитывают противоположный дуэт Роберта Форстера и Феликса Яворского

Гневно негодующие Джеймс Луизи и Константин Карельских (за кадром) «совместно отчитывают» противоположный дуэт Роберта Форстера и Феликса Яворского

Также невозможно пройти мимо обоюдной «невменяемой» игры Луизи и Карельских в тех кадрах, где их персонаж в гостиничном номере устроил разнос своей проституирующей молодой жене, круша клюшкой от гольфа всё вокруг.

Разбалованные высокими творческими критериями былых времён мы (зрители) этим вещам не придавали тогда должного значения, считая виртуозную работу закадровых кинозубров чем-то обыденным и второстепенным. Лишь после уничтожения советской системы кинопроизводства и проката, до нас стало доходить осмысление мощи такого поистине реликтового явления, каким был в своё время советский дубляж.

После «Каскадёров» Георгий Калитиевский ещё дважды подтвердит свой высокий статус талантливого профессионала. Сначала — очень трудоёмкой работой над знаменитым голливудским мюзиклом «Вестсайдская история» (дошедшего до экранов Советского Союза только в 1980 году). А затем и над известной — среди женской половины страны — иранской мелодрамой «Долгая ночь». Но работая в конце 1980 года над французским авантюрным хитом «Игра в четыре руки» маэстро допустит странную  оплошность, пригласив на дублирование Бельмондо абсолютно неподходящего для этой звезды Сергея Юрского.

Впрочем, это было, пожалуй, единственным слабым звеном в творческой биографии данного «патриарха» дубляжной кинорежиссуры.


ЭПИЛОГ

Возможно, это и покажется кому-то надуманным, но на примере картины «Каскадёры» (не отрицая выявленных в ней негативных вещей) можно воочию лицезреть и лукавую практику американской киносистемы, отлаженный конвейер которой периодически прибегает и к умеренной критике своего же «анклава».  Не будем наивными: попытки выжать кассу из «самокритичной жилы» – это тоже часть стратегии голливудских законодателей мод, формирующих сознание своих потребителей различными моделями зрелищ.

Однако сейчас мы хотим обратить внимание и на нечто такое, что с позиции теперешних реалий представляется нам некоторым позитивом фильма. В круговерти современных порочных нравов, где скоротечные романы и блудные связи являются едва ли не «обязательным правилом» существования в напрочь непристойном мире, неожиданно весомо воспринимаются в «Каскадёрах» пара сцен «с отвергнутыми постелями». Причём, тот стиль, с помощью которого героиня Файоны Льюис отшивает резко подпрыгнувшего к ней самодовольного Пола, может послужить образцом для хорошего подражания многим нашим современницам, не желающим жить по законам грязной «кобелирующей» пропаганды. Женщинам, которые стремятся сохранять своё достоинство при любых житейских обстоятельствах рекомендуем взять этот экранный пример на вооружение.

Журналистка Би-Джей (Файона Льюис) колоритно "сбрасывает с утёса" напыщенного и блудливого Пола (Рэй Шарки)

Знающая себе цену Би-Джей (Файона Льюис) колоритно «сбрасывает с утёса» напыщенного и блудливого Пола (Рэй Шарки)

Но это ещё не всё: есть чему поучиться в «Каскадёрах» (как это ни странно звучит) и благонравной мужской части аудитории. Обращает на себя внимание реакция главного героя фильма на появление в его гостиничном номере оголённой и обмотанной в полотенце Джуди Блейк. Вызывающее поведение девицы кажется даже более «махровым», чем уловки Пола перед вновь прибывшей журналисткой. Ибо скучающая Джуди не скрывает собственного извращённого желания сравнить на порочном ложе живую «копию» с мёртвым «оригиналом» (об этом мы уже упоминали в главе «Герои и их поступки»).

Взвешенное достоинство Глена, с которым он, без тени смущения, даёт шикарный отворот-поворот «коллекционерке» скабрезных внебрачных связей я бы даже назвал «классикой кинематографического отказа» (правда, с детьми этот моральный бенефис героя Форстера всё-таки лучше не смотреть). Причём, обе сцены отлично выписаны в диалогах и качественно сыграны артистически. По сему, запишем их в плюсовой актив фильма.

Ну и, пожалуй, самое немаловажное. Эта приключенческая картина не показывает политических побед Америки, не воспевает подвиги неустрашимых полицейских, агентов ЦРУ или счастливо-безнаказанную жизнь обаятельных бандитов. Не превозносит она и чванливый военный героизм звёздно-полосатого одиночки в духе Рэмбо. Да и в сравнении с такими своими собратьями по тематике, как демонстрировавшиеся в советском прокате «Трюкач», каскадёрский ура-патриотический боевик «Похищение по-американски» (1979, в СССР с 1982 г., в оригинале «Фантастическая семёрка») или феерическое французское «Чудовище», где трюковой цех кино представляется ареной для развлекательного комикования, фильму Лестера, несмотря на его happy-end, присуща определённая горечь. Непроизвольное ощущение досады за этих рисковых и, по своему, несчастных людей, проводящих свою жизнь в состоянии постоянно «сжатых пружин» и часто не имеющих своей домашней «тихой гавани».

Оставляя за пределами нашего анализа желание авторов мифологизировать теневых кинематографических «мушкетёров» (и от этих критических умозаключений мы не отказываемся), отметим и их попутное стремление чистосердечно заступиться за своих протеже. Особенно перед лицом того цинизма, которым  постоянно «одаривают» каскадёров представители высших сословий кинобизнеса.

Ворчливый режиссёр Эрл О`Брайен (Мэлэхи Троун) не допускает членов съёмочной группы к покарёженному автомобилю с каскадёром внутри (пока не закончится нужная ему съёмка)

Ворчливый режиссёр Эрл О`Брайен (Мэлэхи Троун) не допускает членов съёмочной группы к покарёженному автомобилю с каскадёром внутри (пока не закончится нужная ему съёмка)

«Если трюки усложнят, нам придётся совсем туго» — неожиданно говорит Глен в одном из эпизодов, выражая не только своё мнение, но и общую позицию всей каскадёрской гильдии, как таковой. Правда, эта реплика была дана в более позднем, НТВ-шном переводе фильма от 2006 года. В дублированной же советской версии на 21-й минуте от начала экранный Форстер произносил:

«По краю каждый день ходим. С нами всё может случиться»

Но суть дела в том (и этот аспект обозначается создателями довольно наглядно), что слишком уж разнятся  в кинобизнесе интересы режиссёров-продюсеров-актёров — с одной стороны; и интересы постоянно рискующих трюкачей — с другой. Для одних трюки – это трамплин к славе и материальному преуспеванию (за чужой счёт!). Для других (особенно если они не удаются) —  трамплин в реальную загробную прорву.

Ещё в начале 1970-х годов прошлого столетия французский специалист и, своего рода, каскадёрский профсоюзный лидер Клод Карльес сетовал: «Продюсеры жмут на нас всё сильнее, заставляют идти на риск, от которого мы отказываемся. Только смерть Жиля Деламара немного утихомирила их».

Но, как оказалось, временно. Уже в те, давние времена спрос на каскадёров со стороны больших студий превышал предложение. Причём, расценки на их услуги – что в прошлом, что сейчас – часто бывают не сродни уровню предлагаемой опасности. Гонорары киносъёмочных камикадзе продюсеры добровольно повышать не любят. Привыкшая «загребать жар чужими руками» элита кино постоянно подвергает каскадёров нещадной коммерческой эксплуатации.

Безумная фантазия сценаристов и режиссёров часто бушует вопреки элементарной здравой логике, требуя от профессионалов физического риска такой запредельной отваги и ловкости, которая попросту бросает вызов изначальным законам гравитации (не говоря уже о Законе Божием). И некоторые авторитетные специалисты, отстаивающие права дублёров считают своим долгом остепенять зарвавшихся «генераторов трюковых идей», переводя на «язык осуществимости» рискованные планы ошалевших кинокомандиров.

Так что в виде сухого остатка, после просмотра фильма «Каскадёры» в душе зарождается ощущение того неоспоримого факта, что законы киноиндустрии сколь развратны, столь и жестоки. Когда в умах определённой себялюбивой публики мерилом всех ценностей становятся доллары, слава, зрительские почести и склонность к роскоши, тогда цель всегда «оправдывает» любые  средства (для её достижения). А умилительно-высокопарные речи звёзд, режиссёров и менеджеров при раскрутке очередного «боевика сезона» часто оказываются пиарной рекламной мишурой, скрывающей эгоизм Системы, где каждый борется не столько за общий успех, сколько за своё личное «место под солнцем». Ни для кого не секрет, что многие трагедии, случающиеся на съёмочных площадках почти всегда используются беспринципными киноакулами в афишных целях. И в этом маховике циничных человеческих взаимоотношений уже «не до сантиментов». Поскольку там, практически, всё – физические недомогания и внутренние страхи, личные обиды и примирения, скандальные романы и рукоприкладные ссоры, непостижимые увечья и реальные человеческие жизни — приносится в «саморекламную» жертву многоликому дьяволу шоу-бизнеса.

БОРИС ШВЕЦ                                                                                               (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)

Фотоколлажное оформление Жана Филиппова

Автор выражает благодарность Сергею Полетаеву и Дмитрию Кореневу (Санкт-Петербург) за техническую помощь при написании данной книги.

 

                                                  Предупреждение!                                          Несогласованная с автором коммерческая публикация книги в целом (и отдельных фрагментов из неё) в любых формах печати и книгоиздательства будет являться прецедентом к судебному разбирательству и оплате штрафа!

 

 


«КАСКАДЁРЫ» (STUNTS)

(подробные данные)

 Производство:   «Нью Лайн Синема» (при участии «Спайгел – Бергман продакшнз») США, 1977, 1 час 26 мин. По сюжету Рэймонда Лофаро  
 Изначальный сценарий Роберт Шэй и Майкл Хэрпстер
Авторы сценария Деннис Джонсон и Барни Коэн
 Режиссёр Марк Л.Лестер
 Оператор Брюс Логан
 Композитор и дирижёр Майкл Кэймен
 Песни «Daredevil made and Angel out of you» и «Easy your mind» исполняет Charlee

 Песни «Love, love, love» и «Put it in the picture» исполняет Джимми Мэк 
Монтаж фильма Корки Элерс
 Подбор актёров Харриет Б. Хэлберг
 Исполнительные продюсеры Питер С. Дэвис и Роберт Шэй
 Продюсеры Рэймонд Лофаро и Уилльям Н. Пэнзер
 В съёмках трюковых сцен участвовали каскадёры  Фил Адамс, Дик Батлер, Джой Читвуд (автокаскады), Бад Джордж (сцены в горящем доме), Гэри Чарлз Дэвис (сцены с мотоциклом и роль Грэга Уилсона с зависанием на вертолёте), Бо Гибсон, Дар Робинсон (падение с высоты на маты), Динна Коулмен, Тэд Данкен, Ларри Данн, Ли Палфорд, «Дикий» Билл Мок, Чак Тамбурро (пилот вертолёта)
Руководитель группы каскадёров Пол Наклз
Роли исполняют и дублируют:
 Глен Уилсон Роберт Форстер (дублирует Феликс Яворский)
 Бенджи Парсвел (журналистка) Файона Льюис  (дублирует Серафима Холина)
 Чак Джонсон Брюс Гловер (дублирует Юрий Саранцев)
 Пэтти Джоанна Кэссиди (дублирует Алла Будницкая)
 Пол Салерно Рэй Шарки (дублирует Герман Качин)
 Пит Ластиг (инструктор по подготовке трюков) Ричард Линч (дублирует Всеволод Ларионов)
 Элвин Блэйк Джеймс Луизи (дублирует Константин Карельских)
 Джуди Блэйк (его неверная жена) Кэндис Райэлсон (дублирует Наталья Кустинская)
 Эрл О’Брайен (режиссёр)  Мэлэхи Троун (дублирует Владимир Балашов) 
 Дэйв Эллисон (отчаянный парень-выскочка)  Даррел Фетти (дублирует Владимир Разумовский)
 Грэг Уилсон Гэри Чарлз Дэвис (дублирует Сергей Малишевский)
 Доктор в клинике Джэнет Хэдленд
Фильм дублирован на киностудии «Союзмультфильм» в 1979 году
 Режиссёр дубляжа Георгий Калитиевский
 Звукооператор В.Кутузов
 Автор русского синхронного текста Зинаида Целиковская
 Редактор  Татьяна Папорова

Сайт  существует благодаря вашим пожертвованиям

Номера счетов в платежной системе


 валютный счёт: Z39632757765

рублёвый счёт: R396126334717

гривневый счёт: U298788197761


Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Комментариев к записи: 1

  1. Руслан:

    Выражаю благодарность автору статьи «Каскадёры» за столь подробно описанный материал фильма и его в советском прокате дублированного варианта. У Вас есть талант и очень интересно читать Ваши статьи со столь подробным обзором фильма. Раз уж затронулись и другие хиты советского кинопроката, то было бы интересно прочитать обзор фильма «Большие гонки». Этой гениальной американской кинокомедии.

Оставить комментарий