Конкретная дата в кино (2 февраля). «ДЕНЬ СУРКА» (GROUNDHOG DAY, 1993)


ВИТИЕВАТЫЙ «ДЕНЬ СУРКА» (конкретная дата в кино, или размышление о фильме, ассоциирующимся у кинозрителей всего мира со 2 февраля)

Билл Мюррей в роли надменного ТВ-репортёра Фила Коннорса в ленте "День сурка"

Билл Мюррей в роли надменного ТВ-репортёра Фила Коннорса в ленте «День сурка»

GROUNDHOG DAY
Производство:
«Коламбия пикчерс» США, 1993, 1 час 42 мин.
Авторы сценария:
Дэнни Рубин и Гарольд Рэмис (по сюжету Дэнни Рубина)
Режиссёр: Гарольд Рэмис
Оператор: Джон Бэйли
Художник: Дэвид Николс
Композитор: Джордж Фентон
Монтаж: Пэмброк Дж. Джерринг
Продюсеры: Трэвор Альберт и Гарольд Рэмис
Роли исполняют:
Фил Коннорс: Билл Мюррей
Рита: Энди Мак-Дауэлл
Ларри (оператор): Крис Эллиотт
Нэд (надоедливый страховой агент): Стефен Тоболовски
Нэнси: Марита Герахти
Миссис Ланкастер: Анджела Пэтон

Каждый год, 2 февраля фильм ныне покойного режиссёра Гарольда Рэмиса (1944-2014) «День сурка» с Биллом Мюрреем в главной роли даёт информационный повод для воспоминания о нём. Освежим в памяти его сюжетную завязку.

… Страдающий раздутым самомнением погодный телекомментатор из Питтсбурга Фил Коннорс на студийном фургоне едет с девушкой-продюсером Ритой и оператором Ларри в пенсильванский городок Пакстония, чтобы по заданию канала снять проходной телесюжет о так называемом «дне сурка», который ежегодно празднуется местными жителями 2 февраля. Тёзка Коннорса — натуральный сурок по кличке Фил, фыркая, обычно предсказывает в данную дату продолжительность зимы да и всей погоды на ближайший год для этих пенсильванских мест. Коннорс (Билл Мюррей хорошо чувствует свой образ, который во многом напоминает его предыдущую работу 1986 года в комедии Ричарда Доннера «Скряга») хочет быстрее провести свою плановую съёмку и уехать домой. Но не тут-то было! Взбалмошный день вроде бы закончился.

Фантазмы спесивого телекомментатора. Снова тот же "клиент Нэд" на улице и снова та же ледяная лужа"

Фантазмы спесивого телекомментатора. Снова тот же «клиент Нэд» на улице и снова та же «ледяная лужа»

Однако на следующее утро Фил снова просыпается в том же отеле, ровно в 6.00 утра, от звона тех же радиочасов, с повтором той же мелодии, встречает тех же людей, вступает в ту же ледяную лужу и попадает в те же ситуации, что и днём раньше. А придя на центральную площадь Пакстонии амбициозная телеперсона с шоком обнаруживает, что жители города… снова отмечают тот же «День сурка». Каждое утро эта фантасмагория повторяется снова и снова. Жизнь Фила застопорилась на «дне сурка». Находящийся на грани помешательства «звездистый франт» не может вырваться за рамки 2 февраля, как некоего «дня проклятия». И под воздействием обстоятельств, предугадывая некоторые критические ситуации, ужимки, слова и повадки своих собеседников он постепенно начинает понимать ошибки своего отношения к людям. — Пока в финале не обретает любовь своей коллеги Риты, которую до этого отнюдь не считал «женщиной своей жизни» и за близкое внимание которой ему пришлось ещё побороться…

Рита (Энди Мак-Дауэлл) готова ответить взаимностью "зажигающему" на дискотеке Филу (Билл Мюррей)

Рита (Энди Мак-Дауэлл) готова ответить взаимностью «зажигающему» на дискотеке Филу (Билл Мюррей)

Краткий пересказ сюжета даёт повод расценить ленту Гарольда Рэмиса, как милую комедию для всех возрастов с привлекательной моралью. Но заблуждаться не стоит.

Откровенно говоря, мы бы не взяли на себя смелость порекомендовать «День сурка» для приятного времяпрепровождения у экрана полным составом семьи. И речь не в том, что фильм крутится вокруг тошнотворных выпивок, фривольного жаргона, чревоугодных эпизодов, рок-н-рольных танцевальных конкурсов и показывает частые поцелуи с постельным «послесловием» (что уже автоматически способно смутить благочестивых родителей и их детей).

Продюсер Рита (Энди Мак-Дауэлл)

Продюсер Рита (Энди Мак-Дауэлл)

Картина заходит дальше: сурок Фил называется там «пророком из пророков», герой Билла Мюррея (дабы придти в себя от помешательского дежа вю) три раза пытается покончить с собой, а позже и вовсе называет себя… Богом (!?), пытаясь тем самым завоевать расположение героини Энди Мак-Дауэлл.

Очередное неудачное самоубийство героя в "день сурка"

Очередное неудачное самоубийство героя в «день сурка»

Сия нравоучительная история лукаво педалирует чисто американский — заквашенный на пресыщенности материальными благами — вариант морального прозрения человека. Истинное слёзное покаяние в грехах для них — никчемная «высшая математика», серьёзно мешающая привычному комфорту. Между строк тут читается и очень распространённая среди янки страсть авторов в реинкарнации (т.е. к бесовской теории о множестве жизней). — С очень «удобной» позицией для ветхого человека: в этой жизни погрешу, а в другой — перепишу её заново. И попаду в Рай.

Не скрою, что лично меня (как многих других зрителей фильма) тронула сцена, где Фил после череды равнодушных проходов мимо старого бомжика, при очередном дубле «2 февраля», наконец, подаёт ему милостыню и проявляя дальнейшее к участие доставляет скорченного нищего в госпиталь, где тот от старости умирает. Актёру Мюррею отлично удались опешившие (от неприятной новости) сдержанно-скорбные эмоции его героя, в душе которого начинают прорастать человечные сострадательные «подвижки». Но просматривая ленту дальше, невозможно избавиться от ощущения постоянной «фиги в кармане», которую держат создатели. Ведь режиссёр (в прошлом актёр-комик) изначально был последователем «чёрного юмора», не лишённого сексуальных намёков. Ранняя комедия «Клуб «Пэрэдайз» (1986) и более поздний комедийный хит «Анализируй это!» (1999) с Робертом Де Ниро и Билли Кристаллом — подтверждают это наблюдение. Чего, например, стоит кощунственный реверанс героя Кристалла в отношении купели со святой водой в католическом христианском костёле в «Анализируй это!».

В творчестве Рэмиса лично я вижу опошленную вариацию фильмов режиссёра-классика Фрэнка Капры, постановщика эмоционально мощных (и трогательных) охранительных фильмов-мифов 1930-х и 1940-х годов. А «День сурка» воспринял, как вульгарный римейк ленты Фрэнка Капры 1946 года «Эта прекрасная жизнь».

Фил общается со своим тёзкой-сурком

Фил общается со своим тёзкой-сурком

На первый взгляд, «нравственная комедия» Рэмиса, опираясь на сюжетные схемы хрестоматийных картин более богобоязненного Капры, ничтоже сумняшеся, пересказывает их «клубничным» языком массового кинематографа начала 1990-х. Хотя — отдадим должное — те же эпизоды помощи уличному бедняге способны послужить для зрителя конкретным руководством к благотворительному действу.

Что касается приёма фильма его непосредственными потребителями, то стоит признать, что режиссёр и комик-звезда Мюррей (которые были равноправными артистами-партнёрами на двух фильмах фантастической комедии «Охотники за привидениями») «Днём сурка» навязали-таки зрительской общественности США и постсоветских стран свою деланную мораль, добившись ощутимого коммерческого успеха в сезоне-1993. При затратах в 14 миллионов 600 тысяч «зелёных», они изъяли из карманов растроганных (если не сказать облапошенных) американцев 70 миллионов 906 тысяч 973 доллара. Их творение потом оказало влияние на пару фильмов с участием Николаса Кейджа — на аналогичную семейную комедию «Семьянин» (2000) Бретта Ратнера и на боевик-погоню Ли Тамахори «Пророк» (2007).

Но несмотря на культовую «ежегодную» известность ленты, нашему ресурсу она представляется фильмом-ловушкой для тех зрителей, которые бы желали нравственно переосмыслить свою эгоистично-пресыщенную жизнь. По сему при его просмотре не стоит терять православной этичной бдительности.


Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)
2 февраля 2016 года


Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Комментариев к записи: 4

  1. Жан Филиппов:

    Если честно, то я не полностью разделяю взгляды автора касательно этой ленты. Да, «День Сурка» не самое показательное кино. Но в то же время на опыте киногероя Фила каждый из нас может переосмыслить свою жизнь и отношение к людям. Есть вещи, которые Фил мог изменить, а есть то, что изменить он был физически и даже духовно не в состоянии. Эпизод с умирающим бездомным, которого Фил каждый день безнадежно пытается спасти, трогает до глубины души… да и всё, что в последствии делает сам главгерой — это самосовершенствование, попытка изменить не только себя, но и своё отношение к людям. Фил также всеми силами пытается помочь тем, кто окружает его. Успев познакомиться чуть ли не со всеми жителями города, герой Билла Мюррея по сути спасает каждого из них. И только тогда День Сурка заканчивается для него. МИНУСОМ ленты я бы обозначил финальный эпизод, в котором Фил просыпается в объятиях любимой женщины… а это, простите, наталкивает на мысль, что проклятие могло быть разрушено только путем затаскивания Риты в постель. Разумеется, создатели фильма не это имели в виду, но ощущение при просмотре возникает именно такое…

  2. Борис Швец:

    Жан Филиппов чётко подметил, что постельная развязка «перевоспитания» героя не делает чести авторам. Но будучи таким наблюдательным в отношении антицеломудренного поведения киногероев, он допускает страстное наивное толкование подноготной идеи ленты, заключающейся в примитивном (по сути протестанском) подходе к идее покаяния за грешное отношение к людям и к дару Жизни, как таковой. Тем более удивляет отзыв уважаемого Жана, когда читаешь его оценку антипостельных воззрений в статье о фильме Н.Михалкова «Солнечный удар», где он подвергает логичной критике пристрастие известных российских режиссёров к поиску Божественной истины через обязательный показ прелюбодейских похождений главных героев (будь-то герой А.Балуева в «Гибели империи», Колчака-Хабенского в «Адмирале» и центрального персонажа «Солнечного удара»). Тоже самое (только в более похотливом варианте) мы наблюдаем в экранных выкрутасах героя «Дня сурка», когда он заманивает на грешное ложе сначала девицу Нэнси, а потом и саму героиню Энди Мак-Дауэлл.И с этого героя нам стоит брать пример?..

    • Жан Филиппов:

      Вот это действительно странно, что всё крутится вокруг постели, но я не имел в виду восхваление конкретно этой части киноленты. Это как раз слабая сторона фильма, ведь на самом деле мы забываем о том, что Рита бросилась в постель к Биллу буквально ближе к вечеру. Она почти ничего не знала об этом человеке, но уже легла рядом с ним. Это, разумеется, недопустимо. Но с точки зрения призыва к самосовершенствованию этот фильм не самый плохой. К тому же, как я и говорил раньше, в первую очередь я даю плюсы картине именно за эпизоды, связанные с бездомным. Да, пускай, они не самые центровые, но они показывают напрямую, что Филу не всё равно. На момент встречи с бездомным он далеко не идеальный супергерой, каким якобы встал в конце, но он уже человек, который тратит дни на пролет, чтобы сделать жизнь простого старого человека хотя бы немного лучше и спасти его от рокового конца.

  3. Андрей:

    Глубокий анализ картины(не только этой) это то,что необходимо было делать госструктурам,дабы избежать нынешнего плачевного морального и ,как следствие,материального положения в нашем»обществе»!
    Предпологаю,что в это время им (госструктурам)было чем заниматься…
    Очь.много времени уходило на»распил”страны и т.д.
    Тут уж не до анализов.
    Каждый по своему проживает отмерянное время.
    Кто то ворует,кто то не «парится»ни по какому поводу,кто то снимает всякое,с претензией на шедевр,а кто то …пытается вычерпать из тонущей лодки воду и спасти всех.
    Это я к тому,что спасибо автору за его самоотверженный труд,за борьбу и веру в светлое,за желание хоть что то исправить в этой дырявой посудине.
    Спаси Господи!

Оставить комментарий