МАЛЬКОЛЬМ МАКДАУЭЛЛ — КОРОЛЬ КИНОСАДИСТОВ: «АЛЕКС», «КАЛИГУЛА» И «ЦАРЕУБИЙЦА»


— Блог Бориса Швеца —

МАЛЬКОЛЬМ

МАКДАУЭЛЛ — КОРОЛЬ

КИНОСАДИСТОВ:

«АЛЕКС», «КАЛИГУЛА»

И «ЦАРЕУБИЙЦА»


 РАЗМЫШЛЕНИЯ БЫВШЕГО ПОКЛОННИКА АРТИСТА 

Малькольм Макдауэлл_Malcolm McDowell-около 40 лет

Малькольм Макдауэлл в период съёмок фильма-ужасов «Люди-кошки» (1982)

13 июня исполнилось 74 года одному из самых харизматичных кинематографических негодяев всех времён — английскому актёру Малькольму Макдауэллу (Malcolm McDowell). Честно говоря, об этом противоречивом британском лицедее, гремевшем в Западном полушарии в 70-е годы прошлого века, автор может говорит достаточно долго, т.к. начиная с подросткового возраста он сходил с ума от его сильнейшей (но гнусной) роли эсэсовского изувера фон Беркова из антифашистского приключенческого боевика «ПЕРЕХОД» (1979, в СССР с 1981) Дж. Ли Томпсона.

Малькольм Макдауэлл в своей магистральной кинороли в мерзком шедевре режиссёра Стэнли Кубрика "Механический апельсин" (1971)

Малькольм Макдауэлл в своей магистральной кинороли в мерзком шедевре режиссёра Стэнли Кубрика «Механический апельсин» (1971)

Сей эстетствующий садист в безупречно чёрной нацистской форме (препоясанной кортиком), преследуя семью англо-еврейского профессора Бергсона, по ходу картины, рубил пальцы своим пленникам большим кухонным ножом, сжигал вожака цыган, извращенчески насиловал дочь профессора, пока в финале (весь окровавленный от снежной лавины в Пиренеях) не испускал душу под гипнозом героев Джеймса Мейсона и Энтони Куинна.

Финальная предсмертная истерика персонажа Макдауэлла в антифашистском триллере "Переход" (1979, в в СССР с 1981)

Финальная предсмертная истерика окровавленного персонажа Макдауэлла в антифашистском триллере Дж.Ли Томпсона «Переход» (1979, в в СССР с 1981)

Данный английский фильм, помнится, имел тогда специфическую популярность среди советских любителей кино (шёл с прокатным цензом «Кроме детей до 16 лет»). Фашисты там были показаны крайне отрицательно, но в сей «идейно приемлемой» ленте было столько много патологической жестокости, связанной с персонажем нашего «героя», что он производил по окончании просмотра фантасмагорическое впечатление. Уж слишком Малькольм Макдауэлл там подавлял собой (и собственным безумным взглядом) своих именитых коллег по кадру, хотя его имя стояло лишь на третьем месте в титрах. А мы произносили тогда его имя такой звуковой транскрипции — «Малькольм Макдоуэлл».

Психопат из СС фон Берков (Макдауэлл фирменно играет своими прожигающе сумасшедшими глазами) после убийства французского горного проводника

Впрочем, та же своеобразная известность сопровождала и более ранний его фильм, впервые представивший союзным кинолюбителям этого даровитого (но явно злостного по духовному содержанию) артиста «О, счастливчик»!» (О, lucky man!;1973, в СССР с 1975) Линдсея Андерсона, где его молодой герой-приспособленец коммивояжёр Майк Трэвис пытался достичь успеха в обществе потребления. Правда, он не был одержимым негодяем, но за 2 с половиной часа экранного времени (а в оригинале фильм вообще 3-часовой) Майк попадал — под заводные сатирические песни Алана Прайса — в такие умопомрачительные передряги, что их могло бы хватить на добрую дюжину «счастливчиков».

В культовом фильме английского ниспровергателя Линдсея Андерсона «О, СЧАСТЛИВЧИК!» (1973, в СССР с 1975)

Правда, «Счастливчику» в советском прокате повезло меньше «Перехода» — молодёжь тогда сильно «запала» на музыкальную дорожку ленты в исполнении известного поп-композитора Алана Прайса, почти сразу же ставшую культовой. Плюс шокирующий эпизод в психиатрическом госпитале, где экранный Макдауэлл сталкивается в палате с привязанным к койке получеловеком-полукабаном, в шоке пикируя потом из окна. И после первого года показа сия провокационная лента (как бы антивариант «Механического апельсина» С. Кубрика) тихо сошла с союзных экранов.

Малколм Макдоуэлл фильм О, счастливчик!

Режиссёр Линсей Андерсон и 29-летний актёр Малькольм Макдауэлл на съёмках фильма «О, счастливчик!» (1972 год)

С приходом же к власти Горбачёва, наряду с «перестройкой» и «гласностью» в СССР хлынуло видеоцунами. Сейчас это может показаться надуманным, но герой нашего рассказа был в числе первых фаворитов видеобума, наряду со Сталлоне и Шварценеггером. По степени востребованности такие (переведённые на видеокассеты) опусы с его участием, как сверхвопиющий порнографический «Калигула», столь же каверзно-насильственный «Механический (заводной) апельсин», гиньольные «Люди-кошки» и эффектный вертолётный боевик «Голубой гром» серьёзно соперничали тогда с «Рэмбо», первым «Терминатором», «Коммандо» и «Коброй». Я помню тот короткий период, как во время первой волны видеобума на торцевых наклейках кассет напротив названия фильма скобках указывалось главное актёрское имя — «Малькольм Макдоуэлл» (чего удостаивались далеко не все кинозвёзды). На видеомониторах его лицо зрители узнавали, главным образом, из-за продолжавшего тогда у нас свой прокат всё того же «Перехода» (The Passage). Он был главным видеозлодеем 1985-1986-1987 годов, уступив позже пальму сомнительного первенства своему голландскому коллеге со схожей карьерной судьбой Рутгеру Хауэру.

Переход фильм 1979, фильм Калигула 1979, Малькольм Макдауэлл

Малькольм Макдауэлл в роли нациста фон Беркова (справа) , истязающего на кухне участника французского Сопротивления Ренудо (Майкл Лонсдейл) . Фильм «ПЕРЕХОД» (The Passage, 1979, реж. Дж. Ли Томпсон)

Малькольм Макдауэлл — актёр, безусловно, талантливый. Причём, до гениальности. Но, когда оцениваешь его «поле деятельности», исходя из элементарных этических норм, то поневоле приходишь к тихому ужасу. Чего его (тронутые на всю голову) персонажи не вытворяли на экране? — Насиловали женщин на глазах их мужей. И самих мужчин тоже. Резали, потрошили, слюнаво лобзали мёртвые женские тела, упивались мучениями своих жертв, мочились, изрыгали (лицом к камере) блевотину, заживо сжигали облитых бензином пленных, расстреливали в спину безоружных подчинённых, занимались половым кровосмешением, выбрасывались из окон, занимались членовредительством и онанизмом, убивали Божиих помазанников и даже лично бичевали Христа по Его крестном пути на Голгофу.

В своей известной в середине 1980-х книге «Человек и миф», анализировавшей тенденции западного кинематографа тех времён известный советский кинокритик (один из ведущих «Кинопанорамы») Георгий Капралов посвятил нашему «герою» свой примечательный панегирик: «Знаменитый Малколм Макдоуэлл (орфография писавшего — прим. автора)  дебютировал в бунтарском фильме Линдсея Андерсона «Если…», фильме, прозвучавшем как пощёчина всему британскому истэблишменту, нашедшему одно из своих воплощений в привилегированных учебных заведениях для юношества. Затем Макдоуэлл создал образ Алекса в «Заводном апельсине» Стэнли Кубрика, где художник искал разрешение спора о Добре и зле в человеке и обществе. Образ, созданный актёром вошёл в историю мирового кино. В 1980 году Макдоуэлла можно было увидеть «красующимся» в фильме итальянского режиссёра Тинто Брасса «Калигула», порнографической поделке, загримированной под исторический фильм».

фильм Калигула 1979_Малькольм Макдоуэлл, скандальные фильмыл

Одно из самых «спокойных» безумств римского императора Калигулы (Малькольм Макдауэлл), спящего в своей кровати с любимым жеребцом. Слева — актёр Леопольдо Триесте (лекарь Харикл)

Это была первая (замаскированная под критику) официальная реклама порносадистского опуса издателя журнала «Пэнтхауз» Боба Гуччионе и итальянского постановщика Тинто Брасса «Калигула», где Малькольм Макдауэлл, в статусе высоко оплачеваемой суперзвезды амбициозного кинопроекта, выдавал на гора такие неописуемые зверства, которые так и «просятся» в отдельный архив психиатрической криминальной энциклопедии.

Лет пять-шесть «Калигулу» показывали в Союзе полуподпольно. Покуда летом 1990 года, известный телеведущий Владимир Молчанов неожиданно не показал «блеющее» кровосмесительное начало скандального фильма в своей популярной программе «До и после полуночи». Потом в студии показался и сам исполнитель заглавной роли — Малькольм Макдауэлл, собственной персоной, приехавший тогда в распадавшийся СССР на съёмки совместной советско-английской постановки «Цареубийца», впервые рассказывавшей средствами игрового кино о страшном убийстве большевиками в июле 1918 года последнего Российского императора Николая II и его семьи.

Cъёмки Калигулы_Caligula_Malcolm McDowell and Bob Guccione

Малькольм Макдоуэлл и продюсер фильма, издатель «Пэнтхауза» Боб Гуччионе (второй слева) на съёмках скандального киноопуса «Калигула» (1976 год)

Надо признать — и это подтверждают личные свидетельства режиссёра Карена Шахназарова — Макдауэлл вёл себя у нас в гостях достаточно скромно: был почтителен к хозяевам, согласился сниматься в СССР за достаточно низкий гонорар. «Даже в пище был не привередлив. — говорил в 2008 году Шахназаров в интервью автору этих строк —  Тогда, на съёмках во Владимире, у нашей группы были проблемы с продуктами. Мы едва нашли ему курицу. Он воочию видел трудности нашего быта и не капризничал. И сказал мне однажды в кулуарах: слушай, ваш Армен (Джигарханян) — мощный актёр. Будь он на Западе, то стал бы там звездой».

Цареубийца 1991_Малькольм Макдауэлл_ Олег Янковский_ Карен Шахназаров_ Александр Бородянский

Сценарист Александр Бородянский, русский актёр Олег Янковский, английский актёр Малькольм Макдауэлл и режиссёр Карен Шахназаров во время презентации фильма «Цареубийца» (1991 год)

Возвращаясь к ленте «Калигула» добавим, что после показа пролога фильма в передаче «До и после полуночи» — с лёгкой руки Молчанова — все видеосалоны Союза стали демонстрировать эту непотребщину уже открыто, т.е. не опасаясь за уголовно-процессуальные последствия.

Сам же Макдауэлл, со временем пожалел, что спокусился на большой гонорар от главы порнокорпорации «Пэнтхауз» Боба Гуччионе, согласившись возглавить с актёрской стороны данный кинокошмар, живописующий отстойные реалии упаднического разгула древнеримской знати, во времена правления одного из самых безумных, жестоких и сексуально извращённых императоров Рима — Калигулы (правившего с 37 по 41 годы после Рождества Христова). Он до сих пор считает, что скандал вокруг «Калигулы» нанёс серьёзный удар по его карьере.

C другой же стороны, он упивался на съёмочной площадке предоставленной ему возможностью блудить и бесчинствовать напропалую. Сама тема и главный «заказчик» фильма оголтело поощряли на это всех актёров и статистов. Показательно и такое резюме, высказанное Макдауэллом после выхода опуса в прокат:«Нравиться публике — необязательно. А мне нравилось сниматься в «Калигуле». И хотя этот фильм повредил моей карьере, я горжусь своей ролью».

А то, что эта роль была полностью заквашена на психопатологическом сатанизме, который разжигал мерзкие страсти в умах многих миллионов зрителей по всему миру — самого актёра, как видим, не смущало нисколько.


Добавлено 14 и 16 июня 2017 года (в связи с очередным, 74-м годом рождения актёра, прошедшим 13 июня)

Зловещий Юровский в «Цареубийце» (1991) Карена Шахназарова. Одна из последних выразительных ролей Макдауэлла

Кстати, нелишним будет ещё раз вспомнить о пребывании экс-Калигулы в СССР. Армен Джигарханян, наряду с Шахназаровым, пиететно отзывался о Макдауэлле, как о добросовестном профессионале кино (хотя тот младше нашего армянского лицедейского тяжеловеса на без малого 8 лет). Надо сказать, что Карен Георгиевич в 1989 году, сам того не ведая, предоставил погрязшему в третьестепенных опусах англичанину неплохой шанс реанимировать свою утраченную репутацию крупного драматического актёра. Если рассматривать «Цареубийцу» вне исторического контекста, т.е. как фильм-аллегорию с покаянно-мистическими мотивами, то актёрская работа Макдауэлла производит весьма выразительное впечатление.

В отличие от многих своих западных коллег, возжелавших «познать русскую душу» на экране (по типу Шварценеггера в «Красной жаре»), но учудивших там очередную «клюкву», герой нашего рассказа создал вполне приемлемый русскоязычный образ. Макдауэлл в «Цареубийце» даже смог переиграть своих русских коллег. По силе воздействия своего пребывания в кадре он превзошёл и Янковского, и Армена Борисовича вместе взятых. В некотором роде его психбольной Тимофеев, возомнивший себя убийцей русских царей — есть тайна и сила этого спорного, но самобытного фильма. Вряд ли по нему стОит изучать историю той варварской казни, которую учинили безбожные большевики во главе с Лениным и Свердловым уже не опасному для них Государю Николаю Александровичу Романову. В этом смысле, «Цареубийца» особо не претендует на документальность. Непосредственными исполнителями убиения Помазанника Божия и его благочестивой семьи в Екатеринбурге (потом их тела, согласно сатанинской ритуальной практике, будут растерзаны и расчленены) в доме инженера Ипатьева были члены Реввоенсовета Юровский и Войков с подчинённой им «отмороженной» челядью. 

Жаждущий войти в Историю Юровский готовит свой наган у убийству царя Николая II. Малькольм Макдауэлл в советско-английском фильме «Цареубийца» (1991)

Но как аналитический фильм-толчок к реабилитации оклеветанного последнего Императора России, мрачная лента Шахназарова, в своё время, прозвучала достаточно пророчески. Ибо через 9 лет в августе 2000-го Русская Православная Церковь причислила Царственных новомучеников Романовых к лику святых. И данное обстоятельство даёт существенное основание отнести роль Тимофеева-Юровского к редким творческим плюсам Малькольма Макдауэлла. Но это был лишь проблеск в сумерках среди тех нечистот, в которых актёр будет продолжать свою инфернальную кинокарьеру с начала 1990-х и по сей день.


(Окончание следует)

Б.Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов)


Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Комментариев к записи: 2

  1. Юрий:

    Уважаемый Борис! Безумно рад тому, что нашёл ваш прекрасный сайт, который будем помогать мне в работе. А я являюсь учителем начальных классов из литовского города Клайпеда. Уверен, в настоящее время нужно воспитывать деток и своим личным примером (учительским и родительским), и лучшими произведениями литературы и киноискусства. Как символично, в праздничные дни Дня Победы мы с четвероклассниками говорили о любви к родине. Дети с замиранием сердца слушали песню «С чего начинается Родина?» из фильма «Щит и меч». Мы, взрослые, обязаны сохранить память в чистоте. А Ваша статья о сказках отечественного производства!Она будет мне помогать в общении с моими будущими первоклассниками на протяжении всех четырёх лет сотрудничества. Большое спасибо за Ваш труд!
    С уважением, Юрий.

    • Phantom:

      Уважаемый Юрий! Мне очень приятно, что Вы столь позитивно оцениваете наш ресурс, но статью об отечественных киносказках принадлежит авторству моего коллеги Жана Филиппова, а материал о картине «Щит и меч» написала наша незаменимая энтузиастка Валерия Ларина. Я же только написал материалы о Сергее Бондарчуке и Станиславе Ростоцком (советую ознакомиться со статьёй о Вашем великом святом земляке Довмонте Псковском, литовце — принявшем Православие и ставшего большой грозой для крестоносцев XIII ВЕКА. . Вопрос: как к пророссийским жителям относятся сейчас в современной Литве. Вы преподаёте в русской школе?
      С уважением, Борис Швец

Оставить комментарий