КИНОВЕТЕРАНЫ ВОЕННОЙ ТЕМЫ (СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК: ДРАМАТИЧЕСКАЯ ИЗНАНКА ФОРТУНЫ)


Покровитель нашего ресурса Святой великомученик ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Покровитель нашего ресурса Святой великомученик ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

6 мая – день рождения нашего сайта. Ему исполнился 1 год. Возраст, конечно, крайне юный. Но мы рады, что за это время мы смогли как продержаться на плаву, так и приобрести своих верных единомышленников, которых заботит тот взгляд на искусство кино (как классического, так и современного), какого придерживается и наша инициативная группа. Учитывая, что в 2015 году мы запустились с нашим ресурсом в день святого великомученика Георгия Победоносца и накануне 70-летия Великой Победы нашего многонационального народа в Великой Отечественной войне, нам показалось логичным отреагировать по этот факт материалом о режиссёрах и актёрах, отдавших свою дань этой теме в Отечественном Кино советского периода. Начнём с Сергея Бондарчука.


СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК:

ДРАМАТИЧЕСКАЯ ИЗНАНКА

ФОРТУНЫ

Сергей-Бондарчук_legendy-kino.ru-mastera-cinema-masters_soviet-cinema

Сергей  Бондарчук на съёмках  советско-итальянской революционной эпопеи «Красные колокола» (1982 год)

Его нет с нами уже 22 года, но о нём до сих пор не умолкают разговоры. В эпоху III тысячелетия о нём куда чаще — чем при жизни — создаются  телепередачи, пишутся статьи и книги. Его имя то и дело вспоминают современные кино- и общественные деятели (особенно, его сын-режиссёр Фёдор Бондарчук, а также Никита Михалков, вдова маэстро – актриса Ирина Скобцева и иже с ними).

Мы тоже решили вспомнить о Сергее Фёдоровиче Бондарчуке. Но вспомнить вопреки теперешним медийным шаблонам (полирующим память о нём по принципу непререкаемого режиссёра-мученика). Безусловно, мы не можем не отдать дань уважения его великим профессиональным свершениям. Но и затемнять – в угоду моде — ряд некоторых сомнительных поступков сего мастера и человека мы тоже, думается, не имеем права. Ведь творческая и человеческая судьба Сергея Фёдоровича совместила в себе, как взлёты, так и падения.

О кульминационных фактах его карьеры сейчас говорится на каждом углу. Но вот о падениях мастера заказная пресса и верные ему коллеги всё же умалчивают. Мы же считаем, что не оценив некоторых ошибок  Бондарчука-старшего, совершим, своего рода, «медвежью услугу» его светлой памяти. — В высшем (богоугодном) понимании данных слов. Ибо принадлежность талантливого человека к сфере популярной публичности налагает на него и особую ответственность Свыше за его слова и творческие действия.

Даже свои будни маэстро проводил с кинокамерой (в данном случае с узкоплёночной)

Даже свои будни маэстро проводил с кинокамерой (в данном случае с узкоплёночной)

Будущий корифей масштабного кино родился в селе Белозёрка Одесской области 25 сентября 1920 года, в семье председателя колхоза (бывшего потомка запорожских казаков, осевшего на Херсонщине). Уже с детства, будучи заражённым магией экрана, Серёжа вовсю экспериментировал с самодельным стеклянным бутылем, наполненным водой, через который с окна показывал сельской детворе свои живые рисованные картинки. «Их мно-о-го надо было нарисовать, чтобы движение было плавным» — вспоминал прославленный режиссёр в 1982 году.

По окончании школы 17-летний Сергей строптиво пошёл против отцовской воли, заявив, что желает быть артистом, и поступил в студии Ростовского театра. Учёбу прервала война. В 1941-1942 годах он служил актёром в Театре Красной армии в городе Грозном, нынешней чеченской столице. Участвовал ли Бондарчук в боевых действиях, как его коллеги Юрий Озеров, Станислав Ростоцкий, Григорий Чухрай или Пётр Тодоровский, доподлинно нам выяснить не удалось (об этом ходят разные версии и домыслы). Но, став впоследствии режиссёром, он отдаст серьёзную дань прославлению подвига русских солдат, освобождавших родную землю от фашистского языческого ига.

Первые шаги в кино грядущий постановщик «Судьбы человека» и прочих шедевров делал именно на актёрском поприще. В классической картине своего вгиковского учителя Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (кстати, весьма актуальной из-за современных событий в Луганске и Донецке) он сыграл роль Валько. На этих съёмках он познакомился со своей второй женой Инной Макаровой, великолепно сыгравшей Любовь Шевцову (впервые Бондарчук женился ещё до войны на малоизвестной — для широкой публики — девушке Евгении Белоусовой, родившей ему в 1944 году сына-первенца Алексея).

Сергей Бондарчук, его первая супруга Инна Макарова и их маленькая дочь Наташа (конец 1950-х годов)

Сергей Бондарчук, его первая известная супруга Инна Макарова и их маленькая дочь Наташа (конец 1950-х годов)

Их неравный брак, длившийся 10 лет и в котором родилась их дочь Наталья, просуществовал до того момента, пока на съёмках экранизации шекспировского «Отелло» в 1954 году актёр не встретил молодую и симпатичную актрису Ирину Скобцеву. Бондарчук не сразу развёлся с Макаровой, пытаясь одновременно уделять время и официальной супруге, и своей новой внебрачной музе. Уже к концу 50-х он оформит развод с Инной Макаровой и женится на Скобцевой. С чисто светской точки зрения второе бракосочетание во многом подействует на него вдохновляюще (чего не скажешь о моральной стороне вопроса).

Супруги: режиссёр Сергей Бондарчук и его муза, актриса Ирина Скобцева

Супруги: режиссёр Сергей Бондарчук и его муза, актриса Ирина Скобцева

Общеизвестные факты его жизни говорят о том, что с самого начала своей кинематографической деятельности Сергей Фёдорович стремился быть в фаворе у власти. Сразу после «Молодой гвардии» ему даже довелось сыграть у великого Александра Довженко в «Мичурине» (1949). Отметился он и в пропагандистском «Кавалере Золотой звезды» (1951), а далее — в патриотичном «Адмирале Ушакове» (1953).

Но мы несколько зашли вперёд, т.к. особый успех честолюбивый актёр снискал ещё в 1951 году после роли «вольнолюбивого» украинца, кобзаря-поэта-художника Тараса Шевченко в одноимённой автобиографической ленте режиссёра И.Савченко.

В роли украинского кобзаря в фильме "Тарас Шевченко" (1951)

В роли украинского кобзаря в фильме «Тарас Шевченко» (1951)

Как вспоминал актёр Виктор Авдюшко: в 1952 году их молодая актёрская компания отдыхала в одном престижном пансионате. Был среди них и наш герой, которого (со слов Авдюшко) называли в то время, не иначе, как «Бондарь». Кто-то из них окликнул Бондарчука и показал ему газету, где был напечатан Указ самого Сталина  о присуждении ему – как перспективному работнику советского кино — очередной Сталинской премии I степени за исполнение главной роли в фильме «Тарас Шевченко». Артист взял газету, прочитал Указ, воодушевился, ушёл с пляжа в свой номер, переоделся в костюм и галстук и вышел снова на пляж. Когда же коллеги и друзья спросили его: «Серёга! Ты чего так вырядился?», новоявленный лауреат важно ответил: «Теперь я для вас не Серёга, а Сергей Фёдорович». «С тех пор к нему было не подступиться» — замечал Авдюшко.

Благонадёжный киноработник сталинской эпохи

Сергей Бондарчук: молодой и благонадёжный киноработник сталинской эпохи

Сам вождь Иосиф Виссарионович – незадолго до своей смерти в 1953-ем — дал «вводную» и на присуждение Бондарчуку-Шевченко звания Народного артиста СССР. В неполных 32 года он стал самым молодым «народным» в истории, минуя все промежуточные звания. Разумеется, это благотворно отразилось на развитии его карьеры, поскольку роли в престижных постановках «Ивана Франко» и того же «Отелло» Сергея Юткевича (по Шекспиру) вряд ли бы достались Бондарчуку без наличия вышеупомянутых регалий.

Сергей-Бондарчук_legendy-kino.ru-киноветераны-военной-темы

На 16-ом Московском Международном кинофестивале 8 июля 1989 года, на вручении Серебряного Георгия режиссёру Константину Лопушанскому за его фильм «Посетитель музея» (главные награды Сергея Фёдоровича к этому времени уже остались в прошлом)

До 1985 года различные награды и звания сыпались на Сергея Фёдоровича, как из рога изобилия. И многие из них, безспорно, были адекватны масштабу его дарования и немыслимых трудовых затрат. Начиная со своей первой режиссёрской работы, шолоховской экранизации «Судьбы человека» (1959), Бондарчук показал не только грамотное владение профессией. От его пронзительного постановочного дебюта веяло чем-то большим, чем удачно сделанной драматической кинолентой.  Было ясно, что её автор обладает выдающимся даром по экранному выражению той страдальческой ноши, которую вынес его народ во время Великой Отечественной войны.

Великая "Судьба человека" (1959 год)

Великая «Судьба человека» (1959 год)

В этом фильме он – как актёр и режиссёр в одном лице – явил миру простого русского человека Андрея Соколова, воевавшего на фронте, попавшего в плен, скитавшегося по фашистским концлагерям, вернувшегося домой и потерявшего семью, но сохранившего сво     ё достоинство и человеческое тепло по отношению к другим людям. Хрестоматийная сцена, где Соколов, ведя грузовик, говорит безпризорному мальчишке-сироте, что он – его отец, способна пробить слезоточивую брешь даже в самой нечестивой душе.

"Судьба человека" - хрестоматийный кадр из великого фильма о войне и сострадательной, человечной природе русского духа

«Судьба человека» — хрестоматийный кадр из великого фильма о войне и сострадательной, человечной природе русского духа

Пронзительные чувства возникают и во время просмотра другой военной эпопеи Сергея Фёдоровича, также снятой по произведению Михаила Шолохова, с символическим названием «Они сражались за Родину» (вышел в 1975 г.), рассказывающей об оборонительных боях роты советских солдат с фашистской танковой дивизией на подступах к Сталинграду летом 1942 года. Остерегаясь показаться безтактным, автор (после её недавнего пересмотра) всё же заметит, что лента оказалась не до конца состоявшейся. Мощь батальных сцен фильма – неоспорима. Но постановщику, думается, в своём рассказе не хватило элемента занимательности и серьёзной финальной точки. Предполагаем, что внезапная смерть на съёмочной площадке центрального актёра постановки Василия Шукшина выбила мастера из колеи (в кулуарах он однажды признался, в отчаянии, своему тогдашнему зятю, мужу Натальи Бондарчук – актёру Николаю Бурляеву, что «Васю устранили»). Это, возможно, и сказалось на конечном результате его работы. Не до конца завершённой, обрывающейся как бы на полуслове.

Есть и ещё одно обстоятельство, смущающее нравственное чувство во время просмотра фильма «Они сражались за Родину» (особенно с ребёнком). Путеводной нитью во многих разговорах главных героев является «женская тема». Почти все мотивации поступков того же смелого и разбитного солдата Петра Лопахина, героя Шукшина (в паузах между боями) сводятся к кобелирующим притязаниям то к доярке Глаше (Л. Федосеева-Шукшина), то к одинокой хозяйке сельской хаты Наталье Степановне (Н. Мордюкова).

Они-сражались-за-Родину-legendy-kino.ru-Cергей-Бондарчук

Советская афиша картины «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ» (1975). На переднем плане Лопахин (Василий Шукшин) и Сашка (Георгий Бурков)

Но, в целом, картину стоит считать творческой удачей Бондарчука и одной из самых ярких советских картин о Великой Отечественной. Её посмотрело 40 600 000 зрителей. Используя своё влияние и авторитет, режиссёр рискнул пойти наперекор некоторым идеологическим догмам, царивших в нашем кино в середине 1970-х. И показал моральный облик наших солдат в процессе их отступления. Да и обилие выдающихся отечественных актёров – тот же Шукшин, Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Георгий Бурков, Иван Лапиков, Николай Губенко, Нонна Мордюкова, Иннокентий Смоктуновский, сам Бондарчук – привнесли в свои роли ту меру боли, которая и спустя многие годы помогает понять многим поколениям зрителей настоящую цену нашей Победы в мае 1945-го. При всех «за» и «против» — на экране была показана внутренняя «закваска» русских-украинских (и прочих советских воинов), основанная на любви к родной земле, их готовность лечь костьми на пути вражеских полчищ. Именно эти простоватые с виду, покрытые степной пылью фронтовых дорог, мужики спасали не только свою Отчизну, но и весь так называемый «цивилизованный мир» от поработившей их коричневой чумы.

Сергей-Бондарчук-Юрий-Никулин-legendy-kino.ru-Они-сражались-за-Родину

В гостях у Михаила Шолохова в станице Вешенской вместе с Юрием Никулиным и другими членами съёмочной группы картины «Они сражались за Родину» (1974 год)

Да и как не отметить и просто «запредельный» для безбожного советского времени  эпизод, в котором оглушённый адской канонадой герой самого Сергея Фёдоровича, медленно нанося на себя крестное знамение взывает из окопа: «Спаси меня, Господи!». — В стране, где преследовалось всё, связанное с проповедью Православной Веры,   подобная «поповская пропаганда» могла тогда стоить и карьеры, и свободы. Но Бондарчук (хотя он и не был церковным человеком) без оглядки на официальный атеизм, подобную «вольность» решил себе позволить. И его даже за это не отчитали.

Год спустя, в 1976-ом, по зрительским опросам популярного журнала «Советский экран» «Они сражались за Родину» был признан лучшим отечественным фильмом 1975 года. А в 1977-ом удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Они-сражались-за-родину-legendy-kino.ru-Срегей-Бондарчук-Василий-Шукшин-Георгий-Бурков

«ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ» — начальный проход героев по пыльной фронтовой дороге

По этим двум «шолоховским» фильмам видно, как Великая Отечественная война повлияла на мировоззрение их творца, как потрясла его своим трагизмом. Почти всю свою жизнь Бондарчук старательно рисовал кинематографическими средствами образ измотанного ударами судьбы, но одухотворённого и склонного к самопожертвованию русского бойца. Эпические кадры лент «Судьба человека» и «Они сражались за Родину» фоново подкрепляли трагедийные изломы судеб наших людей в адском военном горниле.

ВОЙНА-И-МИР-legendy-kino.ru-Сергей-Бондарчук-war-and-peace

Сергей Бондарчук (в гриме Пьера Безухова) на съёмках исторической суперпостановки «ВОЙНА И МИР» (1967 год)

Конечно, Бондарчук в этом деле был в то время не одинок. Те же Юрий Озеров (снявший впечатляющую эпопею «Освобождение»), Станислав Ростоцкий («А зори здесь тихие»), Григорий Чухрай («Баллада о солдате»), Гавриил Егиазаров («Горячий снег») и Леонид Быков («В бой идут одни «старики»») тоже с полной талантливой самоотдачей сделали свои немеркнущие во времени фильмы о Великой Отечественной. Но Бондарчук, думается, был самым международно известным из них. Ведь за пределами Советского Союза, в той же Западной Европе, например, имя Сергея Фёдоровича часто было на слуху при проведении различных кинофестивалей и деловых переговоров. Правда, почитали его там не за патриотичные военные драмы, сделанные в русском стиле, а как мэтра размашистых зрелищ на костюмно-историческую тему.

War-and-peace-legendy-kino.ru-Сергей-Бондарчук-журнал-life-magazine-great-movie

Фоторепортаж американского журнала «Лайф» (Life) cо съёмок эпического полотна Сергея Бондарчука «ВОЙНА И МИР»

Интерес Запада к Бондарчуку во второй половине 60-х годов прорубила сверхмасштабная экранизация «Войны и мира» Л. Толстого. Много написано и сказано об этом, пожалуй, наиболее дорогостоящем проекте в истории мирового кино. По мнению не ангажированных, но безпристрастных финансовых экспертов кинобизнеса даже самые помпезные голливудские блокбастеры всех времён, включая «Клеопатру» и кэмероновский «Титаник», всё-таки проигрывают грандиозной постановочной мощи «Войны и мира», куда были вплетены десятки тысяч людей, костюмов и единиц техники. Неудивительно, что на этих съёмках сам режиссёр в 1967 году, на некоторое время, впал в состояние клинической смерти. В 1966 году первая часть картины «Андрей Болконский» привлекла в кинотеатры 58 000 000 зрителей.

Война-и-мир_Бородинская-битва_Сергей-Бондарчук_legendy-kino.ru_great-movies

«ВОЙНА И МИР» — Бородинская битва

Нравственным достижением «Войны и мира» являются (опять-таки!) сцены массовых крестных ходов русского люда с иконой Пресвятой Богородицы, показ самоотверженности русского народа в борьбе за освобождение своей страны от нашествия французского антихриста Наполеона.

Сергей Бондарчук_Вячеслав Тихонов_Анастасия Вертинская_Людмила Савельева_Война и мир_legendy-kino.ru_шедевры советского кино_великие фильмы

Анастасия Вертинская, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Людмила Савельева и Ирина Скобцева на премьере «ВОЙНЫ И МИРА» в Кремлёвском Дворце съездов

И, конечно, непревзойдённая – в кинобатальном аспекте – битва при Бородино, которая вошла в Книгу рекордов Гиннеса по количеству участвовавших в ней статистов и эпохального военного снаряжения. Оглушённые столь неожиданной «кинодерзостью» русских на кинематографическом фронте, американцы в 1969 году, несмотря на различные около политические конфронтации, присудили трудоёмкому детищу Бондарчука своего пресловутого «Оскара», как лучшему иностранному фильму 1968 года.


И тут следует признать очевидное (но замалчиваемое) обстоятельство: испытание всемирной славой после «Войны и мира» Сергей Фёдорович прошёл с трудом. Международное признание его грандиозного детища стало причиной «осады» Бондарчука со стороны западных продюсеров, каждый из которых желал пристроить даровитого советского постановщика в свою «конюшню». КГБ отсекало (и, на наш взгляд, вполне резонно) многие лестные предложения для Бондарчука, исходившие от заморских толстосумов. Но одно из них – от пресловутого итальянского киномагната Дино де Лаурентиса (помогшего своими деньгами «Мосфильму» на съёмках другой эпохальной военной сверхкартины «Освобождение» Юрия Озерова) – до адресата всё-таки добралось.

Waterloo_Sergei Bondarchuck_legendy-kino.ru_Rod Steiger_великие фильмы_Сергей Бондарчук

Итальянский плакат к фильму «ВАТЕРЛОО» (1970)

В итоге к 1970 году Бондарчуком был снят ещё один невероятный блокбастер на историческую тему «Ватерлоо» (бюджет 25 миллионов долларов) – о последнем сражении Наполеона с герцогом Веллингтонским и о последующем безславном конце возгордившегося француза. Сыграл Наполеона (и весьма внушительно) великий американский актёр драматического направления Род Стайгер.

Род Стайгер_Сергей Бондарчук_Ватерлоо_legendy-kino.ru_великие фильмы

Род Стайгер в роли Наполеона (фильм Сергея Бондарчука «Ватерлоо»)

Как вспоминала Ирина Скобцева: «Род ходил в больницу, чтобы узнать, отчего бок может болеть так, как болел у легендарного полководца во время приступа, случившегося накануне битвы при Ватерлоо. Это показатель того, как трепетно Стайгер относился к работе. Он был необыкновенно эмоциональным человеком. Помню, как потрясающе он играл сцену прощания Бонапарта с гвардией: опустился на колени, чтобы поцеловать знамя, и из его глаз выкатились две огромные слезы. Ещё один пример. Шла сцена отречения… Стайгер идет к трону, игра на пике эмоций, и вдруг оператор сообщает о том, что кончилась плёнка. У Рода произошёл срыв. У него ручьями брызнули слезы из глаз, он убежал с площадки и больше уже не мог сниматься в тот день. Род Стайгер и Сергей Бондарчук понимали друг друга с полувзгляда, хотя говорили на разных языках».

Герцога Веллингтонского сыграл канадец Кристофер Пламмер, ставший тогда международной звездой после очень кассового мюзикла режиссёра Роберта Уайза «Звуки музыки» (1965). Размах замысла и его экранного воплощения в «Ватерлоо» был настолько монументальным, что после этого фильма американец Стэнли Кубрик, вынашивавший планы по созданию своего блокбастера о Наполеоне, решил отказаться от своей затеи.

Ватерлоо_legendy-kino.ru_Cергей Бондарчук_Кристофер Пламмер_Наполеон_герцог Веллингтонский

Кристофер Пламмер (справа) в роли герцога Веллингтонского

Но вот отечественные артисты – Владимир Дружников, Олег Видов, Василий Ливанов –  были в фильме лишь массовочными «подпевалами» у иноземных знаменитостей. Да и в СССР, несмотря на хорошо поставленный прокат в первоэкранных кинотеатрах, «Ватерлоо» был не принят массовым зрителем (впрочем, такая же судьба выпала на долю ленты и на Западе). Одной из причин неуспеха в СССР являлось желание режиссёра непременно самому озвучить собственную картину на русский язык, не прибегая к дубляжным профессионалам (а ведь то было золотое время отечественного кинодублирования, мастера которого творили поистине чудеса, спасая своими яркими голосами много иностранных – даже заведомо слабых – кинолент).

Впрочем, по ходу хочется ретроспективно обратить внимание и на тот момент – тоже не афишируемый современными поклонниками Бондарчука – что, кроме «Судьбы человека», первой части «Войны и мира» и «Они сражались за Родину», его батальные суперпостановки (даже некоторые серии «Война и мир») на родной территории показывались, в лучшем случае, в полупустых залах. Как правило, на фильмы Бондарчука людей (особенно школьников) водили в принудительном порядке. Сергей Фёдорович был мэтром амбициозного, престижного для образа его страны, но отнюдь не суперкассового кино.

На «Ватерлоо» он, кстати, заработал – согласно контракта с Дино де Лаурентисом – запредельные для советского человека 500 000 долларов, компенсировав тем самым несправедливую оплату со стороны мосфильмовской номенклатуры, полученную им за «Войну и мир». Писатель Фёдор Раззаков утверждает, что из-за интриг своего недоброжелателя, эксцентричного режиссёра Ивана Пырьева, за все четыре трудоёмких картины толстовской эпопеи (работа над которыми кипела, в общей сложности, на протяжении 6 лет) и Бондарчук, и его творческая группа получили одноразовые гонорары. То есть, как за один фильм.

Фильм Ватерлоо_legendy-kino.ru_Cергей Бондарчук_эпические фильмы_Род Стайгер

Битва при Ватерлоо в постановке Бондарчука

Теперь уже никто не станет осуждать режиссёра за его непреклонность перед партийными чиновниками из Минфина и налоговых служб, когда он не дал урвать им от себя свои честно заработанные на «Ватерлоо» полмиллиона. Его профессиональная самоотдача и трудоспособность, безспорно, стоили подобного вознаграждения.

Сергей Бондарчук_Род Стайгер_Кристофер Пламмер_фильм Ватерлоо_legendy-kino.ru

Сергей Бондарчук,западные актёры Род Стайгер и Кристофер Пламмер на итальянской премьере картины «Ватерлоо»

Но именно после работы над «Ватерлоо», судя по всему, Сергей Фёдорович, почувствовал вкус к «преимуществам» совместных постановок. И как результат, — к преимуществам того иноземного бытового комфорта, который эти постановки сулили. На «Мосфильме» им было создано «Первое творческое объединение», где запускались проекты постановщиков, близких ему по духу. Планомерно возросло и влияние Бондарчука в коридорах всей  отечественной киноиндустрии. Вместе с Ириной Скобцевой он успешно вёл и свой актёрский курс во ВГИКе. Правда, в 70-х и начале 80-х годов бытовало устойчивое мнение, что подающему надежды режиссёру не добиться от Госкино серьёзной постановки, если она не угодна Бондарчуку.

Со временем изменился и внешний облик маэстро. На смену простоватому лицу располагающего к себе славянского мужчины средних лет пришёл (подсказанный кем-то «со стороны») имидж строгого седовласого интеллигента в очках, внешне эффектный, но настораживающий своей высокомерной отстранённостью.

Сергей Бондарчук_legendy-kino.ru_великие режиссёры_великие российские актёры

Прозападный имидж маэстро после его 60-летия

Поставив в 1977 году давно лелеемую камерную чеховскую «Степь» (режиссёру всегда была близка стихия степной природы), Бондарчук к началу 80-х с головой ушёл в съёмки очередной амбициозной копродукции «Красные колокола» (1981-1983). Итало-мексикано-советская постановка о роли воинственных, но безграмотных масс в историческом процессе стала тем рубиконом, за которым последовало постепенное сползание Сергея Фёдоровича с позиций премьера советского кино.

Это была дилогия из двух 2-серийных фильмов о так называемых народных революциях. Как и прошлые творения Бондарчука, «Красные колокола» имели широкий размах и астрономический бюджет, на который можно было бы снять несколько достойных отечественных картин.

Срегей Бондарчук_Красные колокола_Мексика в огне_Франко Неро_Урсула Андрес_legendy-kino.ru

Советский плакат к фильму «Красные колокола (Мексика в огне)»

В проекте он занял своего друга – итальянскую звезду полицейских и мафиозных лент Франко Неро, с которым познакомился лет за 12-ть до этого на съёмках югославской военной драмы «Битва на Неретве» (1969). Режиссёр поручил Неро роль американского революционного энтузиаста, писателя левых взглядов Джона Рида, участвовавшего в начале ХХ века сначала в мексиканской, а потом и в российской большевистской революциях. Массовые и пиротехнические сцены были, как всегда, сняты на высоком организационном уровне. Однако в центральных женских ролях любовниц Джона Рида, которые сопровождали непоседливого американца на разных этапах его бурной кочевой жизни Бондарчук задействовал распутных западных кинодив – первую подругу Джеймса Бонда швейцарку Урсулу Андресс и американку Сидни Ром. Что та, что другая звёзды прославились на Западе своими скандальными (чуть ли не в каждом фильме) обнажениями на экране.

Сергей Бондарчук_Франко Неро_Урсула Андрес_суперзвёзды западного кино_legendy-kino.ru

Сергей Бондарчук и западные звёзды Урсула Андресс (в роли Мейбл Додж) и Франко Неро (в роли Джона Рида) на съёмках 1-й части революционной дилогии «Красные колокола» (1981) под названием «Мексика в огне»

И в первой части дилогии «Мексика в огне» русский маэстро тоже сообразил под стареющую 45-летнюю Андресс постельную сцену с Франко Неро. Всё это уже отдавало подневольной ангажированностью Бондарчука вульгарным законам западного кинобизнеса.


 (окончание от 11 мая 2016 года)

Посвящённым людям было понятно, что маэстро решил принять вызов от популярного американца Уоррена Битти, опередившего Бондарчука буквально на несколько месяцев и снявшего в Голливуде свою крупнобюджетную киноверсию о вояже Джона Рида в революционную Россию 1917 года. Фильм Битти «Красные» (1981) отхватил целую пригоршню международных (американских, английских, итальянских) наград, включая «Оскары» за лучшую режиссёрскую и операторскую работы.

Звёзды Голливуда_Уоррен Битти_фильм Красные_Сергей Бондарчук_Октябрьская революция 1917 года_великие режиссёры_legendy-kino.ru

Кадр из фильма «Красные» (производство «Парамаунт», США, 1981). Режиссёр и исполнитель главной роли — Уоррен Битти

«Позолоченных парней» удостоились сам Битти и итальянский мастер объектива Витторио Стораро. В своё время, Битти даже прилетал в СССР с прошением о помощи ему в натурных съёмках. Правда, в этом ему было вежливо отказано (не исключено, что не без «помощи» героя нашего рассказа).

Reds_Warren Beatty_legendy-kino.ru_Cургей Бондарчук_фильмы о Великой Отечественной войне_Красные колокола_Джон Рид_Франко Неро

Соперник Бондарчука — звезда Голливуда Уоррен Битти в роли американского лениниста, журналиста и писателя Джона Рида в своём режиссёрском фильме «Красные» (Reds, 1981)

Но в советском проекте озадачивали даже не вышеупомянутые женские «обнажённые» реверансы в сторону аморальных иностранных киностереотипов, подрывавших богоугодность творчества Бондарчука. Самым прискорбным было другое. Во второй части «Красных колоколов» под сомнительным названием «Я видел рождение нового мира» Сергей Фёдорович, в унисон официальной идеологии живописал «романтику» Октябрьского большевистского переворота 1917 года.  Экранизируя смутьянские журналистские мемуары Джона Рида, захваченного духом коммунистического переустройства мира, маэстро, к сожалению, «со знанием дела» воспевал оду братоубийственной богоборческой вакханалии в его родной стране.

Сергей Бондарчук_великие режиссёры_legendy-kino.ru_cъёмки фильма_фильмы о революции_фильмы о войне

Сергей Бондарчук и оператор-постановщик Вадим Юсов (в кепке, со спины) на съёмках ленты «Я видел рождение нового мира» (второй части «Красных колоколов» , Ленинград, 1981 год)

…Прибытие побритого (и карикатурного) Ленина в Петроград, большевистское манипулирование взбудораженной толпой, руководство вождём оболваненными массами, залп «Авроры», штурм Зимнего дворца трактовалось режиссёром, чуть ли не как наивысшее достижение его народа. — Как создание «нового мирового порядка» для России, «погрязшей в болоте Царского Самодержавия». (Уж не подтолкнули ли его на это зарубежные коллеги-финансисты из разряда так называемых «вольных каменщиков», сумевших прикормить, а затем и вовсе взять в оборот яркого русского постановщика?).

Сергей Бондарчук (внизу справа), Франко Неро (второй справа), американская модель и певица Сидни Ром, каскадёр Николай Ващилин (в роли моряка) на съёмках фильма "Красные колокола" (СССР-Италия-Мексика, 1981 год)

Сергей Бондарчук (внизу справа), Франко Неро (второй справа), американская модель и певица Сидни Ром, каскадёр Николай Ващилин (в роли моряка) на съёмках фильма «Красные колокола» (СССР-Италия-Мексика, 1981 год)

Производство фильма широко освещалось «Советским экраном» и другими союзными, в том числе телевизионными, медиа-источниками. Однако, несмотря на широкую рекламу и последовавшую за её кинопоказами Государственную премию 1984 года, зрители Советского Союза ленту «Красные колокола» (и автор тому личный свидетель) откровенно не приняли. Например, в центральных кинотеатрах Днепропетровска широкоформатная «Мексика в огне» (1981) и столь же размашистое, но ещё более нудное продолжение «Я видел рождение нового мира» (1983) шли при пустующих залах. Очередная, амбициозная, совместная с Западом лента Бондарчука не будила у родной публики никаких трогательных чувств. Массовый зритель воспринял её, как снятую для галочки, казённую партноменклатурную бодягу о торжестве марксистко-ленинского государственного устройства.

Franco Nero_Sidney Rome_Sergei Bondarchuck_Red bells_legendy-kino.ru_лучшие фильмы о войне_лучшие фильмы с массовыми баталиями

Франко Неро (Джон Рид), Сидни Ром (Луиза Брайант) и каскадёр Николай Ващилин (моряк) во второй части «Красных колоколов» (выход в 1983 году)

Вскоре началась горбачёвская перестройка. В мае 1986 года прошёл одиозный V съезд Союза кинематографистов СССР, положивший начало агонии отечественного кино, чей «золотой век» пришёлся именно на советскую эпоху. На нём – по словам Николая Бурляева – «коллеги травили коллег, друзья поносили друзей». Большинство делегатов безнравственно поддались  революционному стадному чувству. Этакой «стихии ниспровержения» и хулы на всемирно признанных авторитетов. Станислав Ростоцкий, Юрий Озеров, Евгений Матвеев, Лев Кулиджанов, Владимир Наумов оказались в ходе этого шабаша на скамье если не подсудимых, то «штрафников» уж точно. Причём, в одночасье.

Никита Михалков_Сергей Бондарчук_Владимир Хотиненко_5 съезд кинематографисто СССР-legendy-kino.ru

Невольные герои скандального V съезда кинематографистов СССР (справа налево) — Сергей Фёдорович Бондарчук, его защитник Никита Михалков и молодой режиссёр Владимир Хотиненко (12 ноября 1988 года)

Но главной мишенью для участников съезда оказался тогда именно Сергей Бондарчук. Формальным поводом для сведения счётов стал его новый фильм «Борис Годунов» (по А. Пушкину).  Но всем было ясно, что многочисленные завистники, почувствовав, что «их время пришло», спустили на бывшего кинолидера всех собак, низко позабыв о реальных заслугах Бондарчука перед отечественным кино.

Его имя всё чаще стали упоминать со злорадной усмешкой. И перестроечная пресса тогда активно давала трибуну его коварным очернителям. Он лишился былого могущества и части привилегий. А самое главное – после «Красных колоколов»   (и данное обстоятельство сегодня почему-то замалчивается) мало-помалу стал… увядать его талант и цельное постановочное чутьё. Ведь картина «Борис Годунов», увы, была также сделана не самым увлекательным образом. Сыграв заглавную роль царя Бориса, преемника Иоанна Грозного на российском престоле мэтр ещё больше навлёк на себя многочисленные злорадства со стороны ехидных (и бездарных) коллег. В постдиссидентских либеральных кругах в конце 80-х то и дело муссировалась такая тирада: «И точно также как Герасимов на старости лет возомнил себя Львом Толстым, так и Бондарчук на старости лет возомнил себя Борисом Годуновым».

Сергей Бондарчук_Фёдор Бондарчук_великие режиссёры_legendy-kino.ru_Борис годунов_исторические фильмы

Сергей и (его юный сын) Фёдор Бондарчук в фильме «Борис Годунов»

Всё это подрывало здоровье мастера, решившего отстраниться от неприятностей следующей крупной работой — новой экранизацией «Тихого Дона» Михаила Шолохова. Но это была та дорога, которая в результате привела измотанное сердце мастера к его окончательной остановке. По многим своим параметрам Бондарчук затеял сомнительное предприятие. — И когда вообще взялся оспаривать наилучший «Тихий Дон» (конца 1950-х) своего учителя Сергея Герасимова, и когда стал искать деньги на Западе. И тогда когда пошёл на вопиющий творческий компромисс, позвав – по настоянию итальянского продюсера Энцо Рисполи – на роль Григория Мелехова американского актёра-мужеложника Руперта Эверетта. Ведь сей — супердалёкий от чаяний казачьей русской души — лицедей был (и остаётся поныне) киношным флагманом всех педерастов толерантного Запада. Фильм снимался в эпоху августа 1991 года. Даже в дни ГКЧП и безпорядков в Москве Бондарчук в полевых условиях натужно лепил свою версию шолоховского шедевра.

Сергей Бондарчук_Руперт Эверетт_Ф. Мюррей Абрахам_Тихий Дон (сериал)_legendy-kino.ru_Михаил Шолохов экранизация

Американские актёры Ф. Мюррей Абрахам (в роли Пантелея Прокофьевича) и гомосексуалист Руперт Эверетт (Гришка Мелехов) в многострадальной телесерии Сергея Бондарчука «Тихий Дон» (съёмки примерно 1991 год)

Но вскоре выяснилось, что жуликоватый итальянец Рисполи, на которого так рассчитывал  Сергей Фёдорович имел большие неприятности с налоговыми службами. Он объявил себя банкротом, а налоговики наложили вето на проект «Тихого Дона» и поместили весь отснятый русским режиссёром материал в банк, под имущественный арест. Удручённый от этих событий Сергей Фёдорович так и не смонтирует своего детища. И без того подорванное здоровье классика шло по нисходящей. И в октябре 1994 года он — успев исповедаться и причаститься святых Христовых тайн — покинет этот мир в возрасте 74 лет.

В качестве послесловия невольно напрашивается одна непреложная истина: судя по всему, в финальной части его жизни Господь забрал талант у этого человека за то, что он стал употреблять свой незаурядный постановочный дар в угоду непотребным идеям. Кстати, такую же (ещё более красноречивую) участь мы можем пронаблюдать и в судьбе другого покойного мэтра советского кино Эльдара Рязанова, который с началом развала СССР и до 2012 года работал, так сказать, «на отходах» своего же производства, шокируя поклонников поздними убогими опусами по типу «Небес обетованных», «Предсказания» и «Старых кляч».

legendy-kino.ru_Sergei Bondarchuck_Сергей Бондарчук_великие режиссёры мирового кино_эпохальные военные фильмы

Мастер Сергей Фёдорович Бондарчук в творческом процессе киносъёмок в период золотого периода своей профессиональной жизни

История жизни и творчества Сергея Бондарчука драматична и поучительна. На его примере видно, сколь хрупкими и преходящими могут оказаться в мире кино слава, авторитет, связи и почёт, если человек своенравно уклоняется от предначертанного ему Богом пути в искусстве. Видимо, долгом Сергея Фёдоровича было выписывать драмы русских людей на разных этапах истории его Отчизны и придавать им монументальное эпическое звучание. И в этой связи символичен тот факт, что в наше непростое время наиболее востребованными в народе из года в год являются те его работы – «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину», в которых Бондарчук не  выполнял заказы подрывных толстосумов из-за рубежа, а с присущей ему значительностью и пиететом постигал глубину русского народного (христианского) характера. И с этой точки зрения его нравственный вклад в отечественную культуру, конечно же, неоспорим.

Борис Швец (для газеты «Мир» и сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)

11 мая 2016 года

 


Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий