НЕВЕРОЯТНОЕ «НОВОГОДНЕЕ ПОХИЩЕНИЕ»


НЕВЕРОЯТНОЕ «НОВОГОДНЕЕ ПОХИЩЕНИЕ» (спонтанный зрительский отзыв на забытый фильм с массой легендарных артистов)

Юрия Саакова "Новогоднее похищение" (1969): блистательное трио ведущих. Молодые Савелий Крамаров, Олег Анофриев и Евгений Стеблов принимают убойный танцевальный номер пожарников

Отличный музыкальный фильм Юрия Саакова «Новогоднее похищение» (1969). Блистательное трио ведущих: молодые Савелий Крамаров, Олег Анофриев и Евгений Стеблов принимают убойный танцевальный номер пожарников

«НОВОГОДНЕЕ ПОХИЩЕНИЕ»

Производство творческого объединения «Экран» СССР, 1969 год, в 2-х сериях
Авторы сценария: Зиновий Паперный, М. Соймонова
Режиссёр-постановщик: Юрий Сааков
Оператор-постановщик: Александр Княжинский
Художники-постановщики: Евгений Свидетелев, Иван Тартынский
Композиторы: Оскар Сандлер, Вадим Гамалея
Оператор комбинированных съёмок:  Ю. Корох
Художник комбинированных съёмок:   Э. Маликов
Монтаж:   Э. Кокорева
Гримёр:   Э. Туркова
Редакторы: Н. Румянцева, К. Симбард
Ассистент режиссёра: В. Белый
Звукооператор: В. Силаев
Директор фильма: С. Павлова
В начальных титрах фильма использована музыка Александра Зацепина из фильма «Кавказская пленница».
В финальных тирах фильма использована музыка из фильма Э. Ишмухамедова «Влюблённые»

"Новогоднее похищение": Михаил Пуговкин в роли участкового милиционера

«Новогоднее похищение»: Михаил Пуговкин в роли участкового милиционера

Всё-таки отечественная экранно-музыкальная культура советской эпохи хранит в своих закромах такие неожиданные перлы, что после ознакомления с ними считаешь себя полным неучем в вышеозначенном вопросе. Так случилось со мной 29 и 30 января 2016 года. Два вечера подряд я с ощущением воодушевляющей ностальгии (вместе с семьёй) провёл в просмотре абсолютно мне неизвестного эстрадно-музыкального фильма 1969 года «Новогоднее похищение», которое стало для нас сродни настоящему открытию.

"Новогоднее похищение" (1969) - опереточный номер Татьяны Шмыги (слева - Е.Стеблов, справа - С. Крамаров)

«Новогоднее похищение» (1969) — опереточный номер Татьяны Шмыги (слева — Е.Стеблов, справа — С. Крамаров)

Сюжет фильма вроде бы не сияет от оригинальности. Он умилительно прост, как просты все выпуски новогодних «Голубых огоньков» на Шаболовке. Действительно, что необычного в том, что трое амбициозных массовиков-затейников из ДК пожарной охраны (в их ролях блистают молодые Савелий Крамаров, Олег Анофриев и Евгений Стеблов) в канун Нового года решают поставить сногсшибательное новогоднее представление. Замотав до обморока свой мужской танцевальный ансамбль (сцена их троекратного танца в пожарных касках едва не надорвала мой кишечник от смеха – прим. авт.), парни понимают, что без звёзд им явно не обойтись и начинают выкрадывать Майю Плисецкую (из Большого театра), Тарапуньку и Штепселя (из Кремля), Татьяну Шмыгу и Георга Отса (из его квартиры). А Михаил Пуговкин в роли недотёпы-милиционера, пытаясь расследовать сие дело сталкивается у дверей своего РОВД с настоящим столпотворением артистов кино, театра, эстрады и музыкальной сцены, которые прослышав о похищении своих коллег тоже, оказывается, хотят быть… похищенными, устраивая ночные посиделки на морозе. Их притягивает сама идея таинственного, но оттого очень притягательного для них телепраздника.

"Новогоднее похищение" (1969) - Тарапунька и Штепсель

«Новогоднее похищение» (1969) — Тарапунька и Штепсель

А среди мёрзнущих у вечернего костра – целый эскадрон знаменитостей того времени, многие из которых и получают от авторов фильма шанс на проявление перед зрителями своего яркого таланта. Это и коллектив народных танцев и русских песнопений им. Пятницкого, и виртуозный ансамбль скрипачей Большого театра, и  Дагестанский ансамбль танца «Лезгинка» (практически, не оставляющий шанса команде азиата Джекки Чана по своей реакционно-отточенной технике владения сабельными клинками). Казалось бы, шаблон заурядного фильма-концерта налицо.

Разница лишь в том, что «Новогоднее похищение» (явно базируясь на огоньковой «рыбе»), в результате, производит впечатление весьма крупной, отлично снятой и отрепетированной во всех мелочах постановки. Причём, постановки (как бы, сейчас назвали) «блокбастерной», т.е. с целым созвездием отечественных суперзвёзд музыкального, кинематографического, вокального и эстрадно-разговорного жанров конца 1960-х и начала 1970-х годов ХХ века.

"Новогоднее похищение" - Эдита Пьеха

«Новогоднее похищение» — Эдита Пьеха

Одно перечисление выступающих в «Новогоднем похищении» персон чем-то напоминает затратные постановки голливудских мюзиклов. Но если на Западе – это контрактное ангажирование нескольких звёзд с выплатой им круглых гонораров. То в Советском Союзе это проходило в режиме приглашения на престижную телеакцию всенародно любимых артистов. А здесь (кроме упомянутых) – это Людмила Зыкина и Андрей Миронов, Муслим Магомаев и Юрий Гуляев, Клара Лучко и Елена Образцова, Рина Зелёная и Мария Миронова, Серафима Бирман и клоун Олег Попов, Эдита Пьеха и Эдуард Хиль, Татьяна Менглет и Алла Ларионова, Георгий Вицин и Николай Рыбников, Виргилиус Норейка и Николай Сличенко, Леонид Харитонов и Евгений Моргунов, Владимир Трошин и Надежда Румянцева, пародист Виктор Чистяков и Леонид Каневский…

По большому счёту, в картине мы не найдём ни одного слабого (или водянисто-проходного) выступления. Все, без исключения, артисты работают на совесть, отдавая атмосфере постановки всё своё мастерство и кураж. Каждый из них творит свой бенефис. – Кто-то ярче, кто-то чуть менее мощно, но никого из них невозможно упрекнуть в равнодушном отношении к делу. Тут есть и любовная лирика, и патриотизм (песня в исполнении Ю.Гуляева о России), и невероятные танцы (бросающие вызов законам гравитации, как те же «пожарники» и дагестанцы), и сатира, и маскарадный юмор, и опера, и оперетта и, в хорошем смысле слова, бравурно-трогательный финал, идущий под легендарную музыку из фильма Эльёра Ишмухамедова «Влюблённые», снятого в том же 1969 году.

"Новогоднее похищение" - Георг Отс

«Новогоднее похищение» — Георг Отс

Единственным изъяном – с моральной точки зрения – я бы назвал пристрастие участвующих в фильме артисток к демонстрации своих ног (очень много в кадре платьев, подол которых завершается над коленными чашечками известных советских женщин). Но наблюдательный Тарапунька, правда, во время своего выступления с присущим ему фирменным украинским сарказмом, толково «проехался» по этой моде. Однако ерничанье Тарапуньки в адрес русского богатыря святого Ильи Муромца (чьи мощи покоятся в Киево-Печерской лавре) отдаёт типичным атеистическим богохульством той эпохи.

"Новогоднее похищение" - Юрий Гуляев

«Новогоднее похищение» — Юрий Гуляев

Но в остальном «Новогоднее похищение» представляет собой настоящее развлекательное открытие, прекрасный и качественный фильм-сюрприз для просмотра всей семьёй, не чуждый (кроме вышеозначенной миниюбочной женской моды) и правил забавного хорошего тона в творчестве. Этим картина преимущественно отличается от параллельно шедшего в те годы «Кабачка 13 стульев», частенько дававшего крен в сторону прозападной безвкусицы.

Жаль только, что данная искрометная лента не получила такой популярности и распространения в народе, как «Карнавальная ночь». Кстати, работа режиссёра Юрия Саакова можно назвать даже равноценным ответом конца 60-х вышеназванной популярной комедии 1956 года с молодой Л. Гурченко в главной роли. Скажу больше: по мне, незаслуженно забытое «Новогоднее похищение» вполне может претендовать на то, чтобы на каждые Рождественские Святки транслироваться по крупным каналам постсоветских государств в самое наилучшее время. Ибо у него есть все слагаемые (включая 3 часа 12 минут экранного времени) для того, чтобы стать своеобразной заменой поднаторевшей рязановской «Иронии судьбы»


Борис Швец (специально для «Легендарного кино: нравственной оценки фильмов»)
31 января 2016 года

Автор выражает благодарность Инне Брежневой за предоставление видеодиска с записью рассмотренного фильма.


ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!


Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий