«ОРКА»: советское кинодосье режиссера


Рецензия

«ОРКА»: СОВЕТСКОЕ КИНОДОСЬЕ РЕЖИССЁРА

Уроженец Лондона, английский режиссёр Майкл Андерсон (род. в 1920 г.) часто работал по другую сторону Атлантики. Начав работу в режиссуре ещё в 1949 году он, на протяжении первых 20-ти лет своей карьеры производил по картине (иногда по две) в год, приобретя у продюсеров репутацию послушного жанрового профессионала. Один его фильм – приключенчески-географический блокбастер «Вокруг света за 80 дней», снятый по заказу третьего мужа Элизабет Тэйлор, амбициозного продюсера Майкла Тодда (через 2 года после своего крупного, но единственного успеха погибшего в авиакатастрофе в штате Нью-Мексико) даже удостоился главного «Оскара», как «лучший фильм 1956 года» и собрал серьёзную кассу в США — 42 миллиона долларов (против 6-ти миллионов бюджета).

майкл андерсон 3 на съёмках 80 дней

Майкл Андерсон, продюсер Майкл Тодд и Фрэнк Синатра на съёмках фильма «Вокруг света за 80 дней» (1955 год)

Лучшей в том сезоне эта помпезная, но крайне медлительная картина, увы, не была. По мне, в ней было много рекламного форса, но мало смотрибельного эффекта. Куда достойнее оскаровской премии в тот год выглядел библейский блокбастер об истории жизни и богоугодных подвигов пророка Моисея «Десять заповедей» мастера масштабных суперпостановок Сесиля Блаунта Де Милля . Но факт остаётся фактом: именно «Вокруг света за 80 дней» сорвала тогда хороший банк и сделала своего постановщика Майкла Андерсона востребованным в Голливуде.

Майкл Андерсон режиссер фильма "Смерть среди айсбергов"

Майкл Андерсон в 1960-х годах

На экранах СССР в разные годы прокатывалось 5 его картин. Однако, несмотря на этот приличный —  для эпохи «железного занавеса» — прокатный показатель имя Майкла Андерсона было мало известно среди широкой публики. Тут сказывалось и внутриклановое обстоятельство: в среде наших синефилов его оттеняла культовая известность другого британца и однофамильца Линдсея Андерсона (1923-1994), автора «Таковой спортивной жизни», «Если…» и культового социального сюррелизма «О, счастливчик!»».

Активно работая в Голливуде Майкл Андерсон, тем не менее, всегда с готовностью возвращался в родную Великобританию. Так, знакомство советских зрителей с его творчеством началось в конце 1960-х с неплохого антифашистского агентурного детектива «Меморандум Квиллера» (1966) с Джорджем Сигалом, Максом Фон Сюдовым, Алеком Гиннесом и Сентой Бергер в главных ролях.

Майкл Андерсон "Смерть среди айсбергов"

Майкл Андерсон «Смерть среди айсбергов»

Это было престижное предложение от короля английского кинопроизводства Артура Рэнка. Правда, в СССР фильм имел заурядную зрительскую посещаемость, не став кинотеатральным событием. Что, впрочем, имеет отношение и к уже упомянутому костюмированному действу «Вокруг света за 80 дней», добравшемуся до советских экранов спустя 20 лет после своей западной премьеры, только в 1976 году. Ленты №4 и №5 – фантастическая мелодрама «Тысячелетие» (1989) с Крисом Кристофферсоном и очередная иноземная клюква о русской истории «Молодая Екатерина» (1990) с целым пантеоном европейских суперзвёзд, выпущенные у нас в эпоху распада Союза тоже быстро сошли с экранов.

Из всех андерсоновских работ в памяти подавляющего большинства союзных киноманов задержался лишь фильм №3, речь о котором и пойдёт ниже.

Майкл Андерсон "Смерть среди айсбергов"

«Смерть среди айсбергов» (1977, в СССР с 1982 г.): Нолан (Ричард Харрис) и Новак (Кинан Уинн), незадолго до своей гибели в пасти мстительного кита

Читать далее…..

Смотреть фильм здесь:

 

 


Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий