ПОЛЕ БОЯ СТАНИСЛАВА РОСТОЦКОГО: «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ»


 -Блог Бориса Швеца —

ПОЛЕ БОЯ СТАНИСЛАВА

РОСТОЦКОГО

(киноветераны военной темы)

Stanislav Rostockiy_зори здесь тихие фильм 1972 года dlya_zori_zdes_tihie_film_1972

Режиссёр Станислав Ростоцкий и актриса Ольга Остроумова в лесах Карелии на съёмках фильма «А зори здесь тихие» (1971 год)

Недавно мы отпраздновали 71-ю годовщину Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Преклоняя головы перед памятью павших воинов, ценой собственной крови не допустивших порабощения нашей Родины германской коричневой чумой, невольно вспоминаются имена и тех фронтовиков-кинематографистов, которые воевали на полях сражений. О Сергее Бондарчуке мы уже писали. Продолжим развивать эту тему далее.

Станислав Ростоций фильмы-а зори здесь тихие-доживём до понедельника-нас еми ветрах-белый бим чёрное ухо-премии оскар +лучший фильм

Ветеран Великой Отечественной войны — кинорежиссёр Станислав Ростоцкий вспоминает своё военное прошлое во время телеинтервью

Режиссёр Станислав Ростоцкий – подобно Юрию Озерову, постановщику великой киноэпопеи «Освобождение» или Григорию Чухраю, создателю «Баллады о солдате» — также знал не понаслышке, что такое ад Второй Мировой. Да, в брежневскую эпоху он был одним из кинофаворитов властей Советского Союза и пользовался большими светскими привилегиями. Ему завидовали, с ним заискивали, его даже боялись. Но потом, в 1986 году, во время всё того же недоброго V съезда Союза кинематографистов СССР на него (наряду с Сергеем Бондарчуком, Львом Кулиджановым, Евгением Матвеевым) был спущен настоящий «десант» очернительства. За свои ошибки и долгий успех Ростоцкий-старший был вынужден заплатить последними годами жизни, когда оказался не у дел, по ходу тяжело переживая духовно-социальную катастрофу своей Родины.

В публикуемой статье мы постараемся приоткрыть идейную завесу над личностью этого киноклассика, в чём-то противоречивого, но искреннего в главном – в своей преданности к родной стране.

зори здесь тихие фильм 1972 года dlya_zori_zdes_tihie_film_1972

Режиссёр-ветеран Станислав Ростоцкий вместе с сыном Андреем и первой невесткой — актрисой Мариной Яковлевой (1980-е годы)

Любопытные фрагменты из его прижизненных интервью красноречиво свидетельствуют о кодексе чести киномастера, создавшего неувядаемые христианские (по духу) картины. Хотя сам Станислав Иосифович, по свидетельству его вдовы – актрисы Нины Меньшиковой – к сожалению, имел склонность к атеизму.

Помнится, как в 1991 году, на одном из заседаний с участием Горбачёва, перед самым крушением СССР, режиссёр чуть ли не в слезах говорил: «Михаил Сергеевич! Не допустите развала страны. Я родился в Советском Союзе. В нём же хочу и умереть».

Но лукавый меченый лидер его не услышал, ибо (как сейчас выясняется) он методично выполнял на посту политического лидера Союза свою подрывную задачу по его уничтожению. Да и как безпринципный предатель Горби мог услышать голос творческого работника, который в своём деле во главу угла всегда ставил моральные принципы и патриотизм?

станислав ростоцкий_зори здесь тихие фильм 1972 года dlya_zori_zdes_tihie_film_1972

Рабочий процесс мастера

В одном из последних своих телеинтервью режиссёр так определял своё кредо в искусстве: «Больше всего я ненавижу перевёртышей. Нужно уметь отвечать за свои поступки перед людьми! Если ты этого не умеешь – ты ничего не стоишь». Например, в его фильме «Доживём до понедельника» (1968) герой Вячеслава Тихонова произносит сакраментальные для самого Ростоцкого слова: «Главный дар человека – это ощущать страдание другого человека более остро, чем своё». «Я считаю – добавил Станислав Иосифович, — что эту фразу нужно написать во всех учреждениях. Потому что это умение – ощущать чужое горе больше, чем своё, — это и есть признак человека».

Stanislav-Rostockiy-i-Tikhonov-зори здесь тихие фильм 1972 года dlya_zori_zdes_tihie_film_1972

Режиссёр Ростоцкий и актёр Вячеслав Тихонов в гримёрной на съёмках картины «Белый Бим чёрное ухо» (примерно 1977 год)

Безусловно, в картинах Ростоцкого присутствовали и нехорошие моменты и изречения, присущие официозному безбожию тех лет. В той же великолепной педагогической картине «Доживём до понедельника» школьный оболтус, персонаж артиста Юрия Чернова выдаёт кощунственную фразу о Царе-искупителе России Николае II, чья кровь и поныне лежит мёртвым грузом на душе нераскаянного — в грехе цареубийства — русского народа. Но в остальном, героев его фильмов «На семи ветрах» (1962), «Дело было в Пенькове» (1957), «А зори здесь тихие» (1972), «Белый Бим чёрное ухо» (1978) всегда волновали базовые истины порядочной человеческой жизни. То есть Доброта, беззаветное самоотречение ради защиты Родины, милосердие как к людям, так и к четвероногой Божией твари. Именно эти качества работ Ростоцкого в совокупности с трогательной незаурядностью авторского таланта производили на зрителей разных стран мира неизгладимое впечатление от его работ. В том числе и на многих престижных кинофестивалях. К тому же два фильма Ростоцкого – «А зори здесь тихие» и «Белый Бим чёрное ухо» — были в 1973-м и 1979-м годах номинированы на получение пресловутого американского «Оскара» в категории «Лучший иностранный фильм», что для США — главного идеологического противника СССР и всего русского  — являлось фактом немыслимым.

А зори здесь тихие 1972_Станислав Ростоцкий_зори здесь тихие фильм 1972 года dlya_zori_zdes_tihie_film_1972

Женя Комелькова (Ольга Остроумова) приготовилась к бою с фашистами. Кадр из фильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» (1972)

Это тем более удивительно, что снимая, например, «А зори здесь тихие», посвящённый подвигу рядовых советских (читай, русских) девчат, вставших на пути гитлеровцев, он рискнул (как и его соратники по военной теме Евгений Матвеев в «Судьбе» и Сергей Бондарчук в «Они сражались за Родину») ввести в тело картины и православные по символике кадры. Как помнится, в финале раненый сержант Федот Васков (Андрей Мартынов) врывается во временное логово фашистов, окопавшихся в одной из церковных изб. Захлёбываясь от ярости и слёз, с автоматом в руках, он – на фоне стоящего у стены православного распятия – выносит свой приговор недобитым врагам Отчизны.

А зори здесь тихие плакат СССРзори здесь тихие фильм 1972 года dlya_zori_zdes_tihie_film_1972

Советский плакат к фильму «А зори здесь тихие». На переднем плане — Андрей Мартынов в роли старшины Васкова

Нужно отметить, что в отличие от своих столь же талантливых коллег — Юрия Озерова и Сергея Бондарчука – Станислав Иосифович воспевал героику поступков людей во время войны не на фоне масштабных фронтовых действий, а исходя из «тихих» событий, о которых не сообщалось в сводках Советского информбюро. Идущая от души лирика и человечность поведываемых историй (кроме, разве что, явно вставной сцены с обнажёнными героинями в бане), вероятно, и подкупала многих людей, смотревших «А зори здесь тихие» по обе стороны океана.

Stanislav-Rostocki-Andrey-Martynov-i-Ostroumova-syomki-зори здесь тихие фильм 1972 года dlya_zori_zdes_tihie_film_1972

С актёрами Андреем Мартыновым (старшина Федот Васков) и Ольгой Остроумовой (Женька Комелькова) на съёмках ленты «А зори здесь тихие» ( 1971 год)

Да что там говорить, в 2005 году 2-миллиардный Китай – с помощью российской актёрской фактуры – запустил в производство свой римейк шедевра Ростоцкого. А в 2015-м, к 70-летию Великой Победы появилась и новая отечественная версия ленты. Но ни тот ни другой «перепев» сюжета, ясное дело, не смогли составить серьёзной эстетической конкуренции чёрно-белому фильму-оригиналу. Ведь эмоциональная мощь режиссёрского таланта Ростоцкого была результатом его всамделишного военного прошлого. Несмотря на свой серьёзный физический недостаток (на войне он потерял ногу и носил протез), Станислав Иосифович считал себя большим счастливцем: «Я родился в 1922 году. Это уже известная цифра: из каждых 100 мальчиков 1922 года, отправившихся на войну, в среднем домой возвращалось только 3 человека. И я попал в эти 3%. Разве это не счастье?».

Stanislav-Rostockiy_зори здесь тихие фильм 1972 года dlya_zori_zdes_tihie_film_1972 _films o voine_great soviet movies

Режиссёр и его актрисы по ленте «А зори здесь тихие» — Елена Драпеко (слева) и Людмила Зайцева (справа)

Не лишним будет вспомнить и то, что именно Ростоцкий пережил на фронте: на него в окопе наехал немецкий танк, сравняв будущего всемирно признанного режиссёра с землёй и перемолов ему чуть ли не всю левую часть тела. Произошло это 11 февраля 1944 года. Характерно, что спустя 30 лет этот эпизод воспроизведёт на экране его коллега, уже помянутый нами неоднократно Сергей Бондарчук вместе… с сыном Ростоцкого – Андреем. В другом классическом военном фильме «Они сражались за Родину» Бондарчук-старший доверил ещё юному, 17-летнему Андрею Ростоцкому небольшую, но запоминающуюся роль ефрейтора Кочетыгова, на которого своими мощными гусеницами наезжает фашистский танк. Туловище Кочетыгова неожиданно выносит по инерции из земли и полуживой парнишка из последних сил выводит вражеского монстра из строя, бросив в него бутылку с «коктейлем Молотова».

andrei rostockiy_stanislav rostockiy films_зори здесь тихие фильм 1972 года dlya_zori_zdes_tihie_film_1972

Ростоцкий-сын в другом военном шедевре «Они сражались за Родину» (1974) Сергея Бондарчука

Но вернёмся к Станиславу Иосифовичу. «Было ещё ранение в голову. – вспоминал он незадолго до смерти — По ней меня «съездило» осколком. Наверное, это выглядит как какой-то фантастический роман, особенно, после того, как по мне проехался танк. Была разрушена нога, продавлена грудная клетка и почти оторвана рука. А рёбра проткнули лёгкое. И благодаря друзьям-фронтовикам я остался жив. Спасибо тем ребятам, которые отняли у меня пистолет. Потому что если бы он остался со мной, я, наверное бы, застрелился. Вообще, как я заметил, самое выносливое животное – это человек».

Вероятно, из-за этих военных потрясений, в частной жизни он сторонился настоящего оружия. И не охотился, ссылаясь на то, что много в своё время много настрелялся на фронте. По свидетельствам очевидцев, он никогда не акцентировал внимание окружающих на своих травмах. Сыгравшая роль энергичной Женьки актриса Ольга Остроумова вспоминает о Ростоцком следующее: «Я с ним сначала работала над лентой «Доживём до понедельника». Потом были «А зори здесь тихие». Но он никогда об этом не говорил. Никогда не морщился от боли. И мы узнали об этом только тогда, когда на съёмки «Зорь» приехала неотложка и врачи ему делали новокаиновую «блокаду»».

Также в активе режиссёра ещё два фильма на военную тему – «Майские звёзды» (1959) и прекрасная, трогательная лента о женской верности в эпоху военных потрясений «На семи ветрах» (1962). В центре сюжета история вроде бы обычной девушки Светы Ивашовой (Лариса Лужина), которая 20 июня 1941 года выехала из Владивостока к своему парню Игорю в один городок центральной части России, но в дороге, увы, встретившая начало войны. А после выписки из новосибирского госпиталя, переболев тифом, она добирается до вожделенного населённого пункта. Но это строение №13 на улице Слободской опустело. Его жители кто эвакуировался, кто ушёл на фронт. Светлана поселяется в доме своего возлюбленного (ни разу так и не показавшегося в кадре). В течение войны этот дом становится убежищем то для редакции военной фронтовой газеты «Вперёд!», то для передвижного советского госпиталя, то для взвода наших солдат, держащих оборону от наступающих фашистов. В этом доме героиня (трактуемая авторами, как изящная, не унывающая женщина, своего рода блаженная «не от мира сего») переживает вместе со своим народом — в лице постоянно меняющихся постояльцев — как бы семь военных эпох. В ходе трагических событий Великой Отечественной Светлана не только не растеряла своей человечности, но и постоянно подбадривала окружающих своим искренним жертвенным простодушием.

Stanislav Rostockiy movies_Na semi vetrah_1962_Andre 1972-Oni-strazhalis-za-Rodinu

Лариса Лужина и Вячеслав Тихонов в трогательной военной драме С. Ростоцкого «На семи ветрах» (1962)

Но есть в этом фильме и ещё одна существенная деталь, на которую мало кто обращает внимание. «Вы верите в Бога, Светлана? – спрашивает неверующую, но по-христиански отзывчивую на чужое горе героиню лейтенант Петрова, журналист  – А я хотела бы верить, иногда. Ну кому, кроме Бога могу я молиться, чтобы мой муж и сын, там, в Ленинграде, остались живы? Не молиться же верховному командованию».  Как вообще эта реплика прошла жёсткую безбожную цензуру во времена Хрущёва, клявшегося «показать в 1980 году по телевизору последнего попа»? – Определённо, в этом был элемент Чуда, проводником которого стал режиссёр-коммунист (?!) Ростоцкий.

«На семи ветрах» стал картиной-предвестием ленты «А зори здесь тихие», знакового советского фильма о судьбах молодых русских зенитчиц, которые в прифронтовой лесной полосе вынуждены были вступить в неравный бой с немецко-фашистскими десантниками. И Света Ивашова, и многие другие девчонки Советского Союза начала 40-х, и героини «Зорь» мечтали о большой любви, о замужестве, о счастье материнства, о семейном тепле. Но в их цветущую юность безжалостно ворвалась война. И они (вопреки теперешней прозападной индивидуалистической философии) взяли в руки оружие, чтобы защищать священную землю своей Родины от надвигавшегося вражеского ига, выполнив свой долг пред Ней до конца.

A-zori-zdes-tikhie-1972-Martynov-i-ego-devchata_stanislav rostockiy_war movies_soviet cinema

Федот и его девчата — Соня Гурвич (Ирина Долганова), Рита Осянина (Ирина Шевчук), Галя Четвертак (Екатерина Маркова), Женя Комелькова (О. Остроумова) и Лиза Бричкина (Елена Драпеко). Фильм «А зори здесь тихие», по роману Бориса Васильева

«Вообще, подвиг женщин на этой войне, на мой взгляд, был более весомым, чем подвиг мужчин. – говорил постановщик – Не забуду, как меня, раненого, везла на своих руках всю дорогу женщина-санитарка. Именно в память о ней мне пришла мысль снять женскую военную картину, какой стала впоследствии «А зори здесь тихие»».

 Belyy-Bim-chyornoe-ukho-Vyacheslav-Tikhonov-film-Stanislava-Rostockogo_ зори здесь тихие фильм 1972 года dlya_zori_zdes_tihie_film_1972

Вячеслав Тихонов в драматической картине о человеческом милосердии и человеческой подлости «Белый Бим Чёрное ухо» (1977), реж. Станислав Ростоцкий

Крайне интересны и другие высказывания режиссёра, сделанные им на рыбалке (а Ростоцкий-старший был заядлым рыбаком) во время последнего большого видеоинтервью известному телеведущему Владимиру Молчанову, отец которого – композитор Кирилл Молчанов – часто писал музыку к фильмам Ростоцкого.

зори здесь тихие фильм 1972 года dlya_zori_zdes_tihie_film_1972_TIKHONOV-i-ROSTOCKIY-v-kuluarakh

Вячеслав Тихонов и Станислав Ростоцкий в золотой период своей творческой дружбы

Вот что он сказал о миссии кино в нашей жизни: «Художественность фильма зависит от меры таланта его автора. А вот правда, которая для меня, например, обязательна, зависит от совести художника. Иногда говорят, что сегодня ввиду таких-то обстоятельств я вёл себя так-то, а завтра поведу так-то. Я понимаю, что бывают у человека такие обстоятельства, когда для сохранения жизни ему приходиться вести не так, как он бы изначально хотел. Это всё может определить только суд совести. И Габрилович (известный советский кинодраматург – прим. автора) сказал об этом прекрасно и чётко: «Мы все были недостаточно смелы для того, чтобы стать трупами». Я с ним согласен. Ведь можно по-разному оставаться жить. Например, можно оставаться в живых никого не предавая и никому не продавая своей души и совести».

В перестроечную эпоху много и часто говорили о том, что Ростоцкий, дескать, часто использовал своё влияние в корыстных целях, много лет подряд (вопреки западной фестивальной практике) был председателем жюри Московского международного кинофестиваля, «зарубал» фильмы других режиссёров. Мы не отрицаем того, что режиссёр, будучи одним из премьеров советского кино (к тому же золотого его периода), часто мог поступать не лучшим образом и идти на непопулярные акты. Но при этом заметим, что в отличие от его многих коллег (менее одарённых, но более безпринципных в вопросах творческой морали) Станислав Иосифович реализовывал данный ему от Бога талант во славу тех нравственных качеств русского человека, дефицит которых (возможно) ощущал в себе самом.

Вячеслав Тихонов и Нина Меньшикова Доживём до понедельника_Станислав Ростоцкий фильмы_зори здесь тихие фильм 1972 года dlya_zori_zdes_tihie_film_1972

Нина Меньшикова и Вячеслав Тихонов в педагогическом шедевре Ростоцкого-старшего «Доживём до понедельниа (1968)

Он говорил: «Я считаю, что любая картина должна оставлять человеку надежду. Мне могут возразить, что тогда, мол, нельзя снимать трагедии. Можно делать трагедию, но любая трагедия должна рождать энергию сопротивления. Если ты выходишь из зала, думая при этом, что с этим (творящимся на экране безобразием – прим. автора) надо бороться, то снятая трагедия вполне оправдана.  Потому что доказать человеку с помощью кино, что жить не стоит, — это вопрос пяти минут. Но доказать человеку, что жить стоит, — это очень сложная задача. Особенно в наше время. И все, кто побывал на фронте, — они страшные жизнелюбы. Почему? — Они видели рядом смерть. Они знают, что жизнь подарена только один раз. Поэтому когда ты даже в плохом настроении встаёшь утром с постели и видишь, как восходит солнце, ты радуешься. Ты жив! Ты можешь что-то делать на пользу людям».

 Stanislav-Rostockiy-i-A-Tarkovskiy_ зори здесь тихие фильм 1972 года dlya_zori_zdes_tihie_film_1972

Два киноклассика — Станислав Ростоцкий и Андрей Тарковский (до эмиграции)

Помимо вышеуказанных качеств, Станислав Ростоцкий имел и интуитивное чутьё на актёров. Как выразился кинокритик Армен Медведев: «Думаю, что только имена открытых им Вячеслава Тихонова, Ларисы Лужиной, Светланы Дружининой, Ольги Остроумовой уже может оправдать любую творческую биографию».

В этой биографии, кстати, было несколько и неавторизованных фильмов, снятых по этическим причинам под псевдонимами. Например, полудокументальная лента о своём друге Вячеславе Тихонове «Профессия: киноактёр» (1979). Или же историко-патриотичная драма о герое Отечественной войны 1812 года Денисе Давыдове «Эскадрон гусар летучих» (1980), где прославленного партизана и поэта, грозу наполеоновских захватчиков сыграл его повзрослевший сын Андрей.

В отличие, скажем, от Сергея Бондарчука, наш герой не так активно рвался в сторону совместных постановок с зарубежными кинофирмами. Лишь у самого конца своей беззаботной карьеры в 1985 году он, совместно с норвежскими кинематографистами, снимет фильм о пленённом свирепыми викингами древнерусском парне Кукше под названием «И на камнях растут деревья». Своеобразная, но не ставшая популярной в народе, картина оказалась, сама того не ведая, «лебединой песней» её постановщика.

Stanislav-Rostockiy_movies-vikings_I-na-kamnyakh-rastut-derevya_зори здесь тихие фильм 1972 года dlya_zori_zdes_tihie_film_1972

Последний (относительно известный) фильм режиссёра «И на камнях растут деревья» (СССР-Норвегия, 1985)

Он снял 14 кинолент, многие из которых (не хочется повторяться) -«Дело было в Пенькове», «На семи ветрах», «Доживём до понедельника», «А зори здесь тихие», «Белый Бим чёрное ухо» — золотыми буквами вписаны в историю отечественного искусства, как фильмы-образцы, на которых следует нравственно воспитывать последующие поколения наших ребят да и взрослых людей. И на которые не мешало бы равнять плечо всем молодым кинематографистам, часто поражённых в своей профессии растлевающим западническим духом a la Hollywood с его культом телесных похотей, жестокостью и жаждой человеконенавистнической власти над умами.

Станислав Иосифович, умер скоропостижно. 10 августа 2001 года на пути к своему детищу — кинофестивалю «Окно в Европу», за несколько километров от Выборга мэтр отечественного кино, сидя за рулём подаренной ему «Волги» почувствовал резкую сердечную боль. Он успел остановить машину и обочины и обмяк. Сидевшая рядом его жена — актриса Нина Меньшикова вызвала «скорую». Но приехавшие врачи, увы, констатировали смерть пациента.

stanislav-rostockiy_nina-menshikova_andrey-rostockiy_ зори здесь тихие фильм 1972 года dlya_zori_zdes_tihie_film_1972

Семья Ростоцких при жизни

Через 8 месяцев, на Пасху 2002 года, трагически (и своенравно) погибнет в Cочи его сын – актёр Андрей Ростоцкий, решивший вопреки советам жены и друзей выйти на рискованные съёмки прямо в день Светлого Христова Воскресения, (он соскользнулся с водопада Девичьи слёзы и разбился о камни). А в конце декабря 2007 года круг смертей в их семье замкнёт уход из жизни супруги постановщика Нины Евгеньевны Меньшиковой (прекрасно сыгравшей завуча в картине «Доживём до понедельника» и отменно дублировавшей для советского кинопроката французскую актрису Анни Жирардо, в частности в фильме «Знакомство по брачному объявлению»).

Stanislav-Rostockiy_movies-vikings_I-na-kamnyakh-rastut-derevya_зори здесь тихие фильм 1972 года dlya_zori_zdes_tihie_film_1972 _Stanislav-Rostockiy i Nina Menshikova

Совместная семейная могила Станислава Ростоцкого и Нины Меньшиковой на Ваганьковском кладбище Москвы

Однако вспоминая, моральные плоды творческих затрат Станислава Ростоцкого, чистое идеалистическое начало его лучших фильмов, — хочется верить в милость Творца, чтобы Он, упокоил душу этого цельного человека в своих Райских обителях, простив ему все его земные грехи, как вольные, так и невольные. По сему, помолимся о безмятежном упокоении души раба Божиего Станислава, который в своей профессиональной деятельности всегда убеждённо отстаивал добродетельные правила человеческих взаимоотношений, Веру в то, что жизнь можно изменить к лучшему.

Борис Швец (24мая 2016 года, специально для газеты «Мир» и сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)

 

 


Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий