«СМЕРТЬ НЕГОДЯЯ»: АНТОЛОГИЯ ПРОДАЖНОСТИ (40 ЛЕТ ФИЛЬМУ)


           — ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО КИНОПРОКАТА —

 

«СМЕРТЬ НЕГОДЯЯ»:

 

АНТОЛОГИЯ

 

ПРОДАЖНОСТИ

 

(40-летию фильма посвящается…)

Смерть негодяя фильм 1977 года-Ален Делон-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Легенды советского кинопроката-Орнелла Мути-режиссёр Жорж Лотнер-Борис Швец

Главный французский плакат к фильму «Смерть негодяя»


Сюжетная завязка

Париж 1970-х, 4.55 утра. Когда в городе ещё только светало, в одной из находящихся у Эйфелевой башни квартир неожиданно раздался  звонок в дверь. К дремавшему вместе со своей белокурой подругой предпринимателю Ксавье Марешалю экспромтом пришёл его друг – депутат Национального собрания Франции Филипп Дюбай. Внезапный визитёр, якобы прибывший из Бурбонского дворца с ночного заседания, признаётся близкому приятелю, как накануне вечером он убил (с помощью настольного пресс-папье) своего шантажиста – престарелого депутата Мишеля Серрано.

Смерть негодяя фильм 1977 года-Легедарное кино ХХ века-актуальный кинодетектив-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Ален Дело

Филипп — Ксаву: «Серрано. Я убил Серрано» (Ален Делон и Морис Роне)

Наломавший дров политик серьёзно боится ареста, ибо сотворил преступление прямо в кабинете убиенного коллеги, расположенного в одном из престижных зеркальных небоскрёбов делового квартала Дефанс. Филипп вводит Ксава в заблуждение, уверяя его, что прибил своего помыкателя случайно, якобы в целях самообороны (на самом же деле — умышленно). Причиной раздора было требование Серрано о политической отставке Дюбая. Но главной виной всему оказался специальный дневник, своеобразный «справочник коррупции», в котором цепкий старик вёл учёт всех высокопоставленных лиц французского политикума, бравших взятки за разного рода незаконные сделки.

Сам Филипп тоже являлся одним из фигурантов данного компромата, потому он и выкрал досье из сейфа своей жертвы. Теперь же он лукаво просит Марешаля об алиби (кстати, эта фамилия главного героя позаимствована создателями у экранного Бурвиля из популярной комедии 1964 года «Разиня»).

Доверчивый Ксавье — дабы выгородить своего компаньона — даёт полиции и Госбезопасности фальшивые показания, заверив спецорганы и уголовного авторитета Фондари, что на момент совершения убийства он был в гостях у Филиппа и его жены Кристианы на дружеском ужине. По очередной просьбе притворного Дюбая герой Делона, потеряв друга-араба Кибира (одолжившего ему машину),  добирается и до пресловутого досье, успевая перехватить его раньше двух таинственных убийц, преследовавших его по пятам. Только ничто из предпринятых действий Филиппу не помогает. Поздно ночью Ксавье находит его мёртвым в своём офисе.

Смерть негодяя фильм 1977 года-Смерть негодяя антология продажности-Коррупция в кино-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Ален Делон в фильме Смерть негодяя

Мёртвый Филипп Дюбай (Морис Роне) в морге. На заднем плане — Ксавье Марешаль (А.Делон), овдовевшая Кристиана Дюбай (Стефани Одран) и комиссар Пернэ (Жан Буиз)

Оставшись на руках с бумагами, которые в случае огласки могут скомпрометировать половину правительства и делового мира Франции, Ксавье попадает под прицел двух влиятельных политических группировок. Каждая из них жаждет поскорее урвать взрывные материалы для своих последующих баталий с врагами. Дневник Серрано для Марешаля одновременно и смертный приговор, и страховка. Он прячет его в одной из ячеек камеры хранения на станции метро. К тому же, повинуясь долгу дружбы Ксав (как его называют друзья) предпринимает и рискованное частное расследование, в ходе которого намеревается самостоятельно найти убийцу Филиппа. Охота за дневником продолжается. А стало быть и за Ксавом тоже.


МОТИВЫ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА

1977 год в кинокарьере Алена Делона оказался очень насыщенным. На экраны Франции и Европы вышло целых четыре (!) его продюсерских работы, в которых он играл главные роли. Сперва, 19 января, появилась несерьёзная криминальная «Банда» Жака Дерея с анекдотичным центральным артистом в кудрявом парике. Затем, 16 марта, всплыл извращённый «Армагеддон» Алена Жессюа, психопатологическая вакханалия, не снискавшая никому из своих творцов положительных лавров. Летом, 10 августа Делон и актриса Мирей Дарк (1938-2017) представили публике серьёзную по смыслу драму-триллер «Человек, который спешит» Эдуарда Молинаро, оригинальную по тематике историю о пагубности погони одержимого деловара за богатством.  А спустя неполных четыре месяца – 7 декабря — первый красавец французского кино со скоростью скорострельной винтовки уже устроил парижскую премьеру «Смерти негодяя».

Начало декабря 1977 года. Ален Делон, Орнелла Мути и Мирей Дарк на парижской премьере своего, только что снятого политического детектива «Смерть негодяя» (Mort d`un pourri)

По правде говоря, Делон-продюсер взялся за тему разоблачения коррупции в высших эшелонах власти, осматриваясь на успехи итальянского  «политического кино». Именно оно в 70-х годах ХХ века задавало серьёзный тон на авансцене мирового кинопроцесса. Такие его мастера, как Дамиано Дамиани, Франческо Рози, Элио Петри, Карло Лидзани своими безысходными детективами, притчами и драмами буквально вдавливали в сознание зрителя тему всесилия мафии, неофашизма и нечестивого судейского аппарата. Эту тенденцию подхватил даже Голливуд, решивший переработать итальянские идеи в ещё свежем для США «уотергейтском» духе. «Разговор» (1973) Фрэнсиса Форда Копполы, «Заговор «Параллакс» (1974) Алана Пакулы, «Три дня «Кондора»» (1975) Сиднея Поллака и «Принцип домино» (1976) ветерана Стэнли Крэймера добавили свою лепту во всемирную кинотенденцию о тщетной борьбе маленького человека против произвола власть имущих.

Странно, но во Франции сие направление в кинобизнесе не получило столь бурного развития, как в соседней аппенинской державе или в тех же США. И всё-таки, свои образчики оного жанра периодически начали появляться и там. Активнее других эту ниву стал обрабатывать режиссёр Ив Буассе, чья полицейская драма «Следователь Файар по прозвищу «Шериф» (1977) с Патриком Дэваэром прокатилась по СССР за полгода до разбираемого нами фильма.

Следователь Файар по прозвищу Шериф-Смерть негодяя-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Коррупция в кино-взяточничество

Кадр из судебно-полицейской драмы «Следователь Файар по прозвищу «Шериф»» (1977) Ива Буассе, смежной по тематике «Смерти негодяя». На переднем плане — инспектор Марек (Филипп Леотар), помощник героя. На заднем слева — убийца по кличке «Капитан» (Марсель Боццуффи), по блату упражняющийся в стрельбе в режимном полицейском тире

А ещё пятью годами ранее Буассе привлёк к себе внимание амбициозной, «многозвёздной» драмой о политическом убийстве «Покушение» (в СССР «Похищение в Париже»). Пожалуй, этот деятель от французского кинодетектива был бы более подходящим постановщиком для «Смерти негодяя», однако звёзды актёра-Делона и режиссёра-Буассе, в данном случае, не сошлись. И первый решил нанять коммерчески ориентированного Жоржа Лотнера.

Но, думается, что в этом аспекте на Алена Делона «магистрально» повлиял прокатный успех его постоянного конкурента в борьбе за массовое зрительское внимание Жана-Поля Бельмондо в «Наследнике» (1973) Филиппа Лабро, весьма кичливой и вялой ленте (кстати, уступающей будущим «Шерифу» и «Негодяю» по динамике и по значительности содержания).

Наш герой тогда внимательно следил за книжным рынком, выискивая оттуда для своих будущих проектов новые сюжеты из так называемой «чёрной серии». Он обратил внимание на детективный роман беллетриста Рафа Валле (псевдоним урождённого судебного хроникёра и журналиста Жана Лаборда) «Смерть негодяя», который имел хорошую раскупаемость в разделе бульварных бестселлеров. До этого, знакомый Делону режиссёр Пьер Гранье-Дефер – с которым Делон сделал фильмы «Вдова Кудер» и «Раса господ» — удачно перенёс на экран в 1975-м другой роман Валле «Прощай, полицейский!», где главные роли сыграли почитаемый актёром старший коллега Лино Вентура и молодой «разгильдяй» Патрик Дэваэр. Кроме этого, в том же 1975 году, параллельно с лентой Гранье-Дефера, ещё один корифей жанрового кино Анри Вернэй облёк в кассовую киноформу другой роман Валле-Лаборда «Страх над городом», где физкультурно блеснул Бельмондо. Данные обстоятельства, похоже, и подвигли ухватистого артиста к принятию решения об экранизации «Смерти негодяя» на своей студии «Адель продуксьон». Ещё одно интересное пересечение — в 1968 году Жорж Лотнер срежиссировал затратный боевик «Паша» (на современном видео — «Босс») с Жаном Габеном в главной роли. И сей кассовый кровопускательный экшн также являлся экранизацией криминального опуса Валле-Лаборда.

Книжка представляла собой заурядное криминальное чтиво с загадочными убийствами, преследованиями, разнузданным сексом и прочими нездоровыми атрибутами, введёнными в ткань повествования на потребу дурным вкусам. Но перо ангажированного Делоном маститого сценариста Мишеля Одиара переработало незатейливое детище Валле  в острый разоблачительный сценарий, лишённый вызывающих непотребств (о заслуге Одиара в этой экранизации речь ещё впереди).

Учитывая объёмную съёмочную работу в престижных местах Парижа и обилие популярных западноевропейских кинолиц постановка обошлась независимому продюсеру  Делону – и это чувствуется! – в весьма солидную смету. Обычно, в таких случаях актёр-бизнесмен привлекал из Франции или Италии финансовых соучастников. Здесь же он воздержался от поиска дополнительного партнёра и возложил все расходы на собственную кинофирму «АDEL».

Между прочим, мало кто заметил — насколько активно энергичный 42-летний артист протежировал набиравшей известность молодой 22-летней итальянке Орнелле Мути (при производстве сего проекта). Вероятно, между ними имел место роман. Иначе «красавец Ален», пожизненно зацикленный на своём положении премьера, вряд ли бы отдал престижное второе место в титрах – да ещё перед названием! — этой прелестнице (урождённой Франческе Романе Ровелли).

Смерть негодяя-Ален Делон-Орнелла Мути-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-лидеры советского кинопроката-Смерть негодяя фото

Орнелла Мути (здесь ей 22 года) в роли Валери Агостинелли, помогающей Ксавье сделать фотокопии злополучного дневника Серрано

Как мы помним, набиравшая популярность Мути мило — но не более того — сыграла роль неожиданной фото-помощницы Марешаля – девушки Валери Агостинелли, тайной любовницы убитого Филиппа Дюбая. — Роль, признаться, драматургически пунктирную и не требующую особых физико-психологических затрат. Это обстоятельство резонно обращает на себя внимание, когда рядом наблюдаешь, скажем, за пассионарной 46-летней Стефани Одран, чеканно сыгравшей надломленную и спивающуюся Кристиану Дюбай (и оттого вполне заслуживавшей своей «вспомогательной» номинации на «Сезара»).

А тут  — и элитный пункт в начальной экспозиции, и упоминание в финальных титрах визажиста и костюмера «мадемуазель О.Мути», и обилие рекламных совместных фотосессий с Делоном. В общем, полный комплект по «продвижению таланта». — Что, между прочим, было не очень уважительно по отношению к Мирей Дарк, т.е. многолетней подруге, экранной партнёрше и деловой соратнице Алена Делона в те годы, которая была вынуждена терпеть сиюминутные увлечения своего друга и сожителя.

Смерть негодяя премьера фильма-Лидеры советского кинопроката Смерть негодяя-Легендарноек кино нравственная оценка фильмов-Ален Делон-Орнелла Мути-блог Бориса Швеца

Режиссёр Жорж Лотнер (в центре), актёр-продюсер Делон и Орнелла Мути на съёмках фильма репетируют сцену встречи Ксавье и Валери на квартире её подруги Лесли, проживающей в парижском пригороде Нейи

Этот фильм интересен ещё и тем, что он в четвёртый (и последний) раз вывел на экранную авансцену знаковый мужской кинодуэт Алена Делона и Мориса Роне (1927 г. рожд.), до этого запомнившийся западным зрителям по приключенческим любовно-детективным лентам «На ярком солнце» (1959), «Пропавший отряд» (1965) и «Бассейн» (1968). В брежневские времена сии совместные работы двух интересных актёров нам были неведомы, потому как ни один из вышеназванных фильмов в наш прокат не попал. По сему, мы не могли оценить постепенную «кинотрансформацию» этого забористого тандема, постоянно игравшего дружбу-ненависть. Тогда, в начале 80-х, глядя на их «коллегиальные» фотографии из «Бассейна», «Пропавшего отряда» и «На ярком солнце», намеренно пришпиленные авторами к доске в квартире Ксава Марешаля, многие почитатели Делона и Роне (популярного в Союзе благодаря мелодрамам «Колдунья» с Мариной Влади и «Моё последнее танго» с Сарой Монтьель) гадали об их происхождении. И лишь в постсоветскую эпоху DVD и интернета дотошные любители французского кино восстановили для себя всю картину целиком, осознав, что «Смерть негодяя», оказалась, по сути, «лебединой песней» примечательного мужского кинопартнёрства.  Сами артисты будто предчувствовали это. Ибо в 1983 году Мориса Роне не стало: он умер от рака в возрасте неполных 56-ти лет.

Смерть негодяя фильм 1977 года-Смерть негодяя антология продажности-Коррупция в кино-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Ален Делон в фильме Смерть негодяя

Депутат-убийца Филипп Дюбай (в центре, Морис Роне), его жена Кристиана (Стефани Одран, слева) и Ксавье Марешаль (Ален Делон) договариваются о совместном алиби для показаний в полиции


ПОЯВЛЕНИЕ ФИЛЬМА В СССР:

ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ И ДУБЛЯЖ 

(из личных воспоминаний автора)

Лента «Смерть негодяя» была следующей «советской» картиной с участием Алена Делона после мегапопулярного «Зорро», собравшего 53 миллиона 600 тысяч зрителей (в отличие от французских 1 млн. 220 тысяч). Нашим поклонницам фактурного французского киноидола пришлось ожидать новой встречи со своим кумиром долгих три года (напомним, что фехтовальный эпос о мстителе в чёрной маске появился в СССР в октябре 1976-го). Как и «Зорро», данный двухчасовой фильм был разделён нашими прокатчиками на 2 серии. Причём, начало второй половины картины было снабжено титровым пересказом событий серии первой. Подобный приём являлся весьма расхожим для ряда популярных западных детективов, прорвавшихся на советские экраны во времена Брежнева и рассекавшихся пополам из коммерческих соображений. «Козерог-один», «Я боюсь», «Три дня Кондора» — также не избежали сей своеобразной  участи.

В Стране Советов «Смерть негодяя» была намечена к выходу на исходе 1979 года, в ноябре-месяце: о чём союзных любителей зарубежного кино оповестил журнал «Советский экран» на своей культовой странице «Скоро, скоро, скоро». Однако не во всех областных центрах великой страны он появился одновременно. Так, в бывшем Екатеринославе-Днепропетровске (теперь он именуется просто украинским Днепром) детектив «от Делона» и вовсе начал своё шествие к русскоязычному зрителю в понедельник 3 марта, уже следующего 1980 года.

     

Смерть негодяя фильм 1977 года-Легедарное кино ХХ века-актуальный кинодетектив-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Ален Делон-Смерть негодяя Фондари Жюльен Гийомар

Глава преступного синдиката Фондари — грозный Жюльен Гийомар

——————————————————————————————————————

В своём материале «Москва слезам не верит»: сомнительные темы шедевра»  пишущий эти строки автор, в частности, отмечал параллельную кинопрокатную конкуренцию этих чемпионов зимы-весны-80 на экранах Днепропетровщины, где верняковый делоновский кинокриминал неожиданно споткнулся об триумфальный зрительский ажиотаж вокруг отечественной мелодрамы Владимира Меньшова. К моменту выхода «Смерти негодяя» на экраны престижной днепропетровской правобережной  «Панорамы» и единственного левобережного  широкоформатного «Кинотеатра им. газеты Правда», городской массовый зритель вот уже четвертую неделю штурмовал кассы центрального кинотеатра «Родина» (кстати, соединённого с «Панорамой» одними стенами) в надежде забронировать хоть какие-то билеты на «московский» киношлягер. Для городской киносети «Москва слезам не верит» поставила тогда абсолютный рекорд, который никем так и не был побит – 10 недель премьерного проката в «Родине» (увы, в 2017 году, переделанную днепровскими «крутыми» в  чешскую пивоварню. Алкоголь вытесняет кино. Но это так, к слову).

Москва слезам не верит-Смерть негодяя-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-лидеры советского кинопроката-коррупция в кино-блог Бориса Швеца

«Москва слезам не верит» — главный конкурент французского боевика «Смерть негодяя» на экранах Днепропетровска в марте 1980 года

Впрочем, и французской ленте Жоржа Лотнера на отсутствие внимания со стороны зрителей, проживавших за «железным занавесом», особо роптать не пришлось. Если в самой Франции, несмотря на все денежные затраты и рекламные усилия Алена Делона «Смерть негодяя» (как это не покажется странным) имел довольно скудную отдачу от публики, собрав всего-то 1 миллион 850 тысяч кинопотребителей. — То в Советском Союзе (при тираже в 862 фильмокопии) проникнутая загадочностью «буржуазная» картина собрала порядка 25 миллионов 400 тысяч зрителей. Причём, многие из них оказались зрителями заинтересованными. К тому же нет уверенности в том, что вышеприведённые цифры являются точными, т.к. советские киночиновники имели обыкновение принижать показатели популярных иностранных фильмов в угоду родной статистике.

Вспоминаю, что лично я попал на первый просмотр «Смерти негодяя» только 24 марта 1980 года, в понедельник. И округлый зал «Панорамы» под 1000 посадочных мест на вечернем сеансе в 17.30 был заполнен на 2/3. Между прочим: это было начало уже 3-ей недели его показа в нашем городе.

Существуют ли сейчас у какого-нибудь голливудского, французского или отечественного суперфильма похожие индексы спроса? Ощущают ли нынешние искатели киноприключений в современных попкорновых стереозалах атмосферу семейного, сопереживательного, зрительского единения с экранными событиями? Ходят ли теперешние созерцатели  киноисторий на один и тот же фильм более одного раза?..

Смерть негодяя премьера фильма-Лидеры советского кинопроката Смерть негодяя-Легендарноек кино нравственная оценка фильмов-Ален Делон-Орнелла Мути-блог Бориса Швеца

Гибель Валери от бандитской пули во время ночного автонападения. Удручённый Комиссар Пернэ (Жан Буиз), увы, помочь уже ничем не может

Ответ, думается, очевиден: смена кинопрокатных эпох привнесла в отношения кинофильма и кинозрителя некую нездоровую установку, которую можно назвать «философией киношного эгоизма». Экран и хрустящие кукурузой потребители кинопродукции находятся сегодня как бы в разных психологических плоскостях, надменно вращаются на различных целевых «орбитах», что порождает элемент отчуждения между кинодействием и его видоком. Да и сам шквал технологически навороченного, духовно убийственного западного 3D-кино не даёт современным зрителям никакой эмоциональной передышки. В отличие от весьма сдержанных  закупочных критериев, существовавших при СССР, когда каждый иностранный фильм приобретался, что называется, поштучно (и от того, имел серьёзный вес в глазах отечественного массового зрителя), теперь всё закупорено диктаторским Голливудом. Или же его западноевропейскими эпигонами, которые обилием своего киношлака не дают развиваться национальным кинематографиям.

Из человека, просто любящего искусство кино теперешние кинобонзы методично формируют гастрономического кинобожору с подорванным мировоззрением (что, кстати, серьёзно перекликается с темой разбираемого нами фильма, но об этом позже).

Посему неудивительно, что в настоящее время большой редкостью являются случаи повторного похода зрителем на понравившуюся картину. Нынче многие люди поколения за сорок, за пятьдесят, за шестьдесят и за семьдесят вспоминают прошлое не без грусти.  Тогдашние путешествия по городу для очередного просмотра полюбившегося фильма были даже не повсеместным явлением, но некоей укоренившейся традицией. С надеждой на снисхождение читателя, автор сего воспоминания рискнёт заметить, как вместе со своим старшим братом он, в течение неполного 1980 года, «обсвистал» в своём городе четыре кинотеатра и один ДК, где висели афиши «Смерти негодяя». В итоге, данный фильм был им посмотрен 5 раз, а его братом – шесть. И каждый раз в ленте открывались новые нюансы. Повадки, жесты, голосовые интонации отечественных кинодублёров, едва заметное косоглазие актёра Даниэля Чеккальди     (адвоката Лякора), бритвенный порез над верхней губой Делона в ряде сцен – всё это тут же обсуждались после сеанса, на пути домой.

Притом, что данный зарубежный кинохит был далеко не исключением. Аналогичные истории происходили и на «Частном детективе», «Блефе», том же «Зорро», «Золоте Маккенны», «Больших гонках», «Спасите Конкорд», «Трюкаче», «Бездне» и целом множестве прочих лауреатов зрительских киносимпатий советских времён. Просто разбираемая лента была и осталась в личной памяти автора своеобразным рекордсменом по её просмотрам в компании исключительно старшего брата (так как в одиночестве я её никогда в советском кинозале не смотрел).

Смерть негодяя фильм 1977 года-Стефан Одран-Ален Делон-французский кинодетектив-блог Бориса Швеца

Последние мгновения жизни неверной вдовы «народного депутата». Неизвестный убийца проник в привилегированную квартиру Кристианы Дюбай (отлично сыгранная Стефани Одран сцена паники). 

И ещё одно немаловажное обстоятельство: именно из «Смерти негодяя» (простите за частое использование этого нескромного местоимения) я впервые узнал о существовании своего популярного земляка, уроженца Днепропетровщины – актёра и режиссёра Родиона Нахапетова (род. в 1944-м в наших краях), который здесь впервые «эталонно» – по меркам своего времени – дублировал суперзвёздного француза, что было даже отмечено в 1985 году на страницах «Советского экрана».

Делоновские достижения Нахапетова в союзных кинокулуарах оказались столь показательными, что актёра потом обязали дублировать ту же звезду и в последующей дорогостоящей советско-швейцарско-французской постановке «Тегеран-43» (1981) А.Алова и В.Наумова. Забегая наперёд отметим, что в теперешнее время закадровая работа Родиона Рафаиловича в данном фильме, увы, не производит былого эффекта. Почему? – Однозначно ответить трудно. Но просматривая картину в советском дубляже с высоты зрителя III тысячелетия, поневоле чувствуешь некий сбой в былой органике нахапетовского голоса, звучащего делоновских устах.

Не так давно, в 2013 году сие обстоятельство было подмечено зрителями во время тестового просмотра 2-й части моего авторского телефильма «Дублирует Александр Белявский: римейк», в которой присутствовал фрагмент из ленты «Смерть негодяя», где велась эмоциональная беседа между героями Делона (Нахапетов) и Мориса Роне (Белявский). В отличие от Белявского, работа Нахапетова, к удивлению создателя проекта, не избежала критических замечаний смотревших. «Что-то у Делона тут слишком моложавый голос» — послышалась оценка одного из смотревших. Потом другой зритель высказался почти аналогично.

Родион Нахапетов 1980-е годы-Ален Делон и Родион Нахапетов-Смерть негодяя фильм 1977 года-Легендарное кино нравственная оценка фильмов

Советский актёр и режиссёр Родион Нахапетов (уроженец Днепропетровщины) примерно во времена дублирования им Алена Делона в ленте «Смерть негодяя» (конец 70-х — начало 80-х)

Да и тональность  самого дубляжа (целиком), осуществлённого в 1979 году на «Мосфильме» режиссёром Валерием Кремневым (будущим постановщиком известного телевизионного фильма «Хозяйка детского дома» с Н.Гундаревой), как это ни парадоксально, представляется теперь какой-то полулиричной, лишённой необходимой доли злободневности. Особенно по сравнению с последующим переводом фильма от Первого канала Останкино, транслировавшего ретроспективу кинолент с участием Алена Делона осенью 1994 года и заказавшего его переозвучивание киностудии «Фильмэкспорт» (режиссёр – Юлия Бирюкова, перевод Сергея Серёгина, звукооператор – Юрий Дмитриев, инженер звукозаписи – Елена Шмелёва).

Никто не спорит, — в классической дублированной версии есть свои достоинства. Даже шедевры. Ряд фраз оттуда и вовсе приобрёл некоторую расхожесть в народе. В те годы. Не можем не вспомнить некоторые из них…

Мирей Дарк (подруга Ксава): Ксав! Ты меня любишь? — Скажи, что любишь Делон (Ксав): «Спи…».

Мирей Дарк (подруга Ксава): Кто приходил?Делон: Дед Мороз.

Стефани Одран (Кристиана Дюбай): Будь у меня дневник Серрано я бы спала спокойно. – Делон (Ксав): Безусловно, «вечным сном».

Клаус Кински (Томски): Вы – червяк, господин министр! Жалкий червяк!

Стефани Одран (Кристиана Дюбай): Что ж, приятно оставаться честной женщиной. Но бедной – не очень.  — Делон (Ксав): Остаться живой уже хорошо. — Стефани Одран (Кристиана Дюбай): Тогда возьми меня на содержание. — Делон (Ксав): Ха! Доходы не те.  

Делон (Ксав, в финале): Спите спокойно, парижане. «Всё хорошо»…

Что и говорить, золотая эпоха кинодублирования! Вот и в данной картине просто блистали такие наши артисты, как Алексей Сафонов (Клаус Кински — Томский), Владимир Дружников (Жан Буиз – комиссар Пернэ), Лариса Данилина (Стефани Одран – Кристиана Дюбай), упомянутый Александр Белявский (Морис Роне – Филипп Дюбай), Владимир Заманский (Мишель Омон – комиссар Моро), Юрий Саранцев (Франсуа Шометт – генеральный директор Лянсак), Феликс Яворский (Анри Вирльоже – Поль, художник комиксов), Ян Янакиев (Даниэль Чеккальди – мэтр Лякор), Юрий Чекулаев (Жюльен Гийомар – Фондари).

Думаем, что дубляж в немалой степени повлиял на зрительские отзывы, которые обезпечили сему детективу место в почётной пятёрке «лучших зарубежных фильмов 1979 года из капиталистических стран» по ежегодному конкурсу журнала «Советский экран». «Смерть негодяя» тогда замыкала собой список лидеров именно 5-ой позицией.

И всё же: более поздний, вышеуказанный перевод картины от «Фильмэкспорта», где свою голосовую трактовку экранных событий прекрасно продумали и обыграли актёры Александр Клюквин, Александр Рахленко, Вячеслав Баранов, Юрий Саранцев (повторно) представляется нам более атмосферным, насущным, соответствующим сегодняшнему моменту.

Александр Рахленко-дубляж озвучивание-фильм Смерть негодяя с Аленом Делоном-Лидеры советского кинопроката

Актёр Александр Рахленко (Ален Делон) —  при переозвучивании в 1994 году для телеканала Останкино «Смерти негодяя»  — великолепно передал своим голосом разоблачительную тему фильма

актёр Александр Клюквин-дубляж озвучивание-фильм Смерть негодяя с Аленом Делоном-Лидеры советского кинопроката

Ещё один «зубр» голосового обновления фильма «Смерть негодяя» образца 1994 года — актёр Александр Клюквин (прославившийся впоследствии своим «Питером Фальком-Коломбо»). Своим голосом он «потянул» сразу 5 ролей: Филиппа Дюбая-Мориса Роне, Комиссара Пернэ-Жана Буиза, усатого художника Поля — Анри Вирльоже, Генерального директора Лянсака (актёр Франсуа Шометт) и радиокомментатора в машине Ксава. Его голос — неоспоримо — придал значительности всему переводу (и всей картине, в целом)

И последний любопытный момент. В мае 2012 года автору удалось лицезреть постаревших Алена Делона и Родиона Нахапетова в рамках IV кинофестиваля короткометражных фильмов «Харьковская сирень» (теперь уже приказавшего долго жить из-за известных событий на Украине). Легендарный француз, наряду с Милен Демонжо, был туда приглашён в качестве основного почётного гостя. 76-летний Делон тогда заставил серьёзно понервничать дирекцию смотра своим несговорчивым нравом. Хотя, по большому счёту, он был прав, т.к. не желал отвечать на вопросы зрителей по «корзинкам с записками», которые собирала фестивальная обслуга и вынудил устроителей вынести в зал пару радиомикрофонов для живого контакта с публикой.

Что же касается Нахапетова, то на подражательной a la голливудской церемонии оставления отпечатков своих ладоней в центральном харьковском сквере, он скромно стоял рядом со знающим себе цену знаменитым французом, будучи на полголовы ниже его. После «ручного-бетонного» действа, под вспышки фотокамер, Делон (вероятно, не имея ни малейшего представления о том, сколь многим его слава в этих краях обязана данному русскому артисту) со своим фирменным напыщенным  демократизмом протянул Нахапетову руку. Тот неуверенно пожал её.

Можно предположить, что в почётных фестивальных кулуарах русский артист рискнул-таки намекнуть Делону на свой аудио-вклад в его советскую популярность (смотрите фото).

Ален Делон и Родион Нахапетов-фильм Смерть негодяя 1977 года-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Лидеры советского кинопроката-Борис Швец-Смерть негодяя Советский дубляж

76-летний Ален Делон и 68-летний его русскоязычный дублёр в фильмах «Смерть негодяя» и «Тегеран-43» Родион Нахапетов в мае 2012 года в Харькове на 4-м Международном кинофестивале короткометражных и документальных фильмов «Харьковская сирень»

Однако сей небезынтересный кинофакт, увы, не получил нужной огласки от организаторов их рандеву. Отчего лично нас с другом от этого странного зрелища раздирало негодование (мы тогда представляли свой док. фильм «Легенды советского кинодубляжа (выходят из тени)» — Б.Ш).  Никто из репортёров, обозревателей и директората «Харьковской сирени» так и не удосужился придать этому знакомству западной кинозвезды и её культового русскоязычного дублёра должного гиннесовского значения. Ведь у всех на глазах произошла официальная «встреча на Эльбе» двух постаревших киносимволов-чаровников, работавших (пусть и порознь) над одним фильмом, над одной ролью. И нам было досадно, что организаторы смотра закрыли на этот важный киноаргумент глаза, решив попросту «не заморачиваться».


 «СМЕРТЬ НЕГОДЯЯ» — МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Смерть негодяя фильм 1977 года-Смерть негодяя антология продажности-Коррупция в кино-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Ален Делон в фильме Смерть негодяя

«Смерть негодяя»: арест Ксава Марешаля (А.Делон) на загородной вилле таинственной масонской организации

Признаться, мы уже давно придерживаемся устойчивого мнения, что интересующий нас политико-криминальный триллер является наиболее недооценённым творением из плеяды остросюжетных кинопроектов Алена Делона. Куда более весомым, чем «Троих надо убрать», «За шкуру полицейского», «Крупный калибр», «Полицейская история», «Шок» и «Неукротимый» вместе взятые.

При ознакомлении с фильмом в брежневски-андроповский период советские зрители воспринимали всё показанное на экране, как «их нравы». Вся эта блистающая мишура в виде зеркальных небоскрёбов, кнопочных телефонов, привилегированных ресторанов, дорогих машин, интерьеров, костюмов и вечерних дамских туалетов от лучших французских кутюрье, так и завораживала неискушённых восточнославянских зрителей своей пестротой. Во второй слой картины тогда мало кто вникал.

Смерть негодяя фильм 1977 года-Легедарное кино ХХ века-актуальный кинодетектив-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Ален Дело

Деловой квартал Дефанс образца 1977 года — своеобразный парижский вариант нью-йоркского Уолл-стрита, где происходят ключевые события фильма

Однако с 1985 года, т.е. с разлагающей горбачёвской «перестройки», показанные в ленте Лотнера «их нравы» постепенно начали становиться и нашими  нравами. Лавина «нормативов» западного образа жизни, низринувшаяся на наивных русскоговорящих людей из-за поверженного «железного занавеса» вмиг навязала постсоветским странам свои правила игры, включая негласные законы предвыборных, экономических и социальных  войн, с их системой шантажа, подкупа и политических убийств. И здесь начинаешь осознавать тот непреложный факт, что время оказалось не властно над данным, казалось бы, заурядным французским поляром (так во Франции называют фильмы о полицейских, гангстерах и отважных «индивидуалах», попадающих в эпицентр криминальных разборок). Что в 1970-е, что в лихие 90-е (то бишь в день его первого официального показа по Центральному Телевидению в октябре 1994-го), что сегодня этот обманчиво устаревший «фильм убийств и автопогонь» смотрится, как некая кинематографическая «неотложка». Он не перестаёт удивлять своей остроактуальностью, которая из года в год лишь набирает жгучую критическую концентрацию в постоянно деградирующем человеческом обществе.

Особняком лента находится и в карьере безцеремонного режиссёра Жоржа Лотнера (1926-2013), чья склонность к показу наплевательского отношения к человеческой жизни была общеизвестной. Достаточно вспомнить такие его откровенно хамские опусы, как знакомые нам ещё по прокату «Кто есть кто» (читайте на нашем сайте), «Игра в четыре руки», пресловутый «Профессионал»  (все три с Бельмондо), «Никаких проблем!», «Пускай, это вальс!», «Жил-был полицейский» и прочие. Этот уроженец курортной Ниццы всегда тяготился глубокомыслием, предпочитая просто «убийственно развлекать толпу». Интересно, что по части «Смерти негодяя» он высказался в своё время достаточно легковесно: «Это картина действия, полная движения и загадочных убийств. Полицейский фильм с добрыми и злыми персонажами, близкими всем смертным».

Жорж Лотнер и Мирей Дарк-Смерть негодяя фильм 1977 года-Лидеры советского кинопроката-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-блог Бориса Швеца

Режиссёр Жорж Лотнер и актриса Мирей Дарк в 1971 году на одной из своих совместных кинопремьер (в 60-х и первой половине 70-х годов она была самой любимой и часто снимаемой им женщиной-кинозвездой)

Ещё Лотнер отмечал коммерческую щедрость главной звезды Делона, который «предложил мне снять большой фильм, исключительно за свои деньги, не прибегая к помощи копродюсера». Но об идейной подоплёке своей картины постановщик особых рекламных слов, кажется, не произносил.

Между тем, «Смерть негодяя» представляет собой незаслуженно забытое (или замалчиваемое?) произведение, находящееся в тени более примитивного делоновского боевика об одиноком смельчаке «Троих надо убрать» (1980) Жака Дерея, этой своеобразной «бледной кальки» с объекта нашего анализа. Отметая всякие комплексы от подобных сравнений, мы считаем, что рассматриваемый «поляр» от  творческого трио Делон-Лотнер-Одиар по своей разоблачительной мощи оставляет позади не то что пустой и инертный экшн Дерея, но и многие знаковые киноманифесты из Италии в постановке вышепомянутых Дамиани, Петри, Рози, Лидзани, Беллокио. Прошли долгие годы, прежде чем мы добрались до сути явления, именовавшегося «политическим кино Италии».  А суть заключалась в том, что собиравшие обильную положительную прессу в СССР «Признание комиссара полиции прокурору республики», «Дело гражданина вне всяких подозрений», «Следствие закончено: забудьте», «Об убийстве – на первую полосу», «Сиятельные трупы», «Тодо модо», «Почему убивают судей», «Я боюсь» были не столько прогрессивными творениями именитых левых постановщиков, сколько сверх-пессимистическими фильмами-ловушками, создававшимися, вероятно, на потребу самой мафии.

Достаточно проследить за обречёнными мытарствами полицейского бригадира Грациано из детектива-одногодки «Я боюсь» (1977). Все усилия обезопасить себя и докопаться до причины разгула беззакония, предпринятые нервозным героем Джана-Марии Волонте там упирались в какого-то фантомного генерала из контрразведки, не более. И трясущегося за свою жизнь стареющего стража закона, так и не узнавшего правды, в финале сметает автоматная очередь из проносящейся сзади машины. В этой жуткой ленте Дамиано Дамиани, несмотря на её жестокую стильность и сильную актёрскую игру, по сути, срезаны острые углы проблемы терроризма и взяточничества. Популярный «политический режиссёр» снял отнюдь не картину-обличение, а мастерски сработанную, манипулятивную, кровавую паранойю, выдающую себя за смелый фильм (замечу это обстоятельство не без внутренних борений, т.к. с детства являюсь почитателем не только «Смерти негодяя», но и сего мрачного триллера).

Я боюсь фильм 1977 года-Смерть негодяя фильм 1977 года-Легендарноек ино нравсвенная оценка фильмов-Ален Делон-режиссёр Жорж Лотнер-Дамиано Дамиани-лидеры советского кинопроката

Кадр из фильма «Я боюсь» (1977) Дамиано Дамиани. В главной роли бригадира Грациано — Джан-Мария Волонте (слева). Фото из газеты «Унита».

Что же происходит в работе менее даровитого француза Лотнера? А вот тут в своём кинорасследовании авторы, как ни странно, докапываются до куда более глубоких вещей и выводов. Снова вернёмся к сюжету.           

… Один из руководителей фирмы «Sojoka» Ксавье Марешаль после убийства своего высокопоставленного друга Филиппа Дюбая неожиданно попадает «под колпак» как органов контрразведки, так и двух закулисных департаментов, управляемых таинственными боссами из «высоких сфер». Судя по всему, герой-таки подозревал, что при жизни Филипп не был образцовым депутатом и человеком, и многое от него скрывал. Но только не в таких масштабах, какие открылись ему гибели Дюбая. Оказывается, нечистый на руку приятель-парламентарий, что называется, «втихаря», вовсю брал «на лапу» за операции с элитной парижской недвижимостью, предоставляя щедрым «благодетелям» различные льготы в обход уголовного кодекса. А попутно ещё и содержал две престижные квартиры, привыкшую к роскоши неверную жену-алкоголичку и молодую любовницу. Но самым неприглядным для Марешаля оказалось то обстоятельство, что Филипп часто безбожно ему лгал (в частности, о деталях их совместного бизнеса), а также хитро работал «на два фронта» и тайно мечтал о портфеле министра. Но даже несмотря на это, Ксав решил идти до конца.

Смерть негодяя Ален Делон и Клаус Кински-Коррупция в кино-масонство в кино-Смерть негодяя

Перед подставной охотой «сильных мира сего»: Клаус Кински и Ален Делон (съёмки этой сцены проходили в настоящем размашистом имении Делона в посёлке Души)

Под оригинальную джазовую музыку композитора Филиппа Сарда (которую минорно исполняет американский саксофонист Стан Гетц) герой Делона натыкается на широко разветвлённую сеть подковёрных компаний, политических фракций и странных организаций, которые являются… филиалами друг друга и постоянно видоизменяются. На связь с ним даже выходят представители теневой общеевропейской  политики с целью выманить у него взрывные материалы. «Обрабатывая» Марешаля один из них – генеральный директор Лянсак – прямо говорит о том, что Европа для него лишь – большая «дойная корова» со всевозможными цифровыми комбинациями. Да, уже тогда — 40 лет назад! — с кинокопий этой картины прозвучало предупреждение о готовящемся создании опасного глобалистского Евросоза, впоследствии уничтожившего все национальные валюты и размывшего географические границы между странами Западной Европы.

Смерть негодяя фильм 1977 года-Легедарное кино ХХ века-актуальный кинодетектив-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Ален Делон

Генеральный директор Лянсак (Франсуа Шометт) вербует Марешаля рассказами о возможных перспективах его карьеры на еврорынке

Одни персонажи этого делового «сафари» напрямую угрожают Ксавье убийством. Другие же (в обмен на досье Серрано) – могут похлопотать о расширении еврорынка для его фирмы. А третьи — приглашают героя на закрытую элитную охоту, по окончании которой настойчиво убеждают Марешаля в том, что его честность и неподкупность «старомодны», ибо «сей товар теперь не пользуется спросом».

В этой связи, из контекста картины так и «выпирает» персона таинственного Николя Томского, по всей видимости, масона высокой степени посвящения. Роль небольшая, но сухощавый западногерманский артист Клаус Кински харизматично ухватил суть сего образа, сыгранного в духе печально известных «глобальных циников» Бжезинского, Киссинджера и Сороса. О личных качествах данного исполнителя, известного своими «клиническими» выходками в реальной жизни, мы сейчас вспоминать не станем; однако не можем не заострить внимание читателя на его примечательном персонаже.

Смерть негодяя Ален Делон и Клаус Кински-Коррупция в кино-масонство в кино-Смерть негодяя

Циничный посредник — теневой масон Николя Томский, пытающийся «уломать» Марешаля отдать дневник Серрано их элитной группировке (отменная роль-камео Клауса Кински). На заднем плане — разоблачённый героем министр Дюпер (Жерар Эрроль), жалкая марионетка в руках Томского

Инициированная Томским «охота для друзей» оканчивается показательной поркой двурушного адвоката Лякора, получившего заряд крупной дроби в спину (внимание, также был убит на Украине – как под копирку из «Смерти негодяя» — харьковский глава Евгений Кушнарёв в 2005 году – прим. автора). По окончании же «спортивной программы» Томский затевает с Ксавье «магистральную» беседу, в ходе которой сравнивает население Франции (и не только её) с… «телятами». — А «телят» не должны  интересовать коррупционные схемы и денежные потоки власть имущих. «Разве от этого ухудшается экономическое положение страны? – разглагольствует он в своём загородном поместье, более похожем на лесную штаб-квартиру для тёмных дел. И с надменностью существа высшего порядка продолжает: «Ведь главное – это производить как можно больше [товаров]. Ну а «телятам» надо давать пищу, пойло, развлечения, т.е. всё что им требуется. И в стране будут царить «мир и покой»».

фильм Смерть негодяя 1977 год-Смерть негодяя Ален Делон и Жюльен Гийомар-Коррупция в кино-масонство в кино-Смерть негодяя

Элитная охота заканчивается анонимным выстрелом в спину адвоката Лякора (Даниэль Чеккальди)

Выше мы уже отмечали, что фильм просто усеян целым арсеналом отточенных «одиаровских» диалогов, которых не было в романе Валле. Прочитав саму аморально написанную книгу, изданную на русском языке в серии «Blockbuster. Экранизированный роман»  в 2002 году, поневоле ещё раз хочется отметить заслуги сценариста. Мишель Одиар кардинально переработал «рыночную» первооснову, углубил обличительное звучание истории, изменил имена действующих лиц (у писателя герой значился, как Ксавье Мопэн, а убитый «негодяй» Филипп Дюбай первоначально носил фамилию Дюбэ). Этот зубр детективно-комедийных киносюжетов облагородил и образ главного героя, убрав постельные отношения между Ксавом и Валери (т.е. подругой его погибшего приятеля), а также вычистил непотребную сцену оргии, имевшую место в весьма пошлом романе.

Смерть негодяя Ален Делон и Клаус Кински-Коррупция в кино-масонство в кино-Смерть негодяя Стефани Одран и Даниэль Чеккальди

О, времена! О, нравы! В ночь убийства её мужа Кристиана Дюбай изменяла ему с мэтром Лякором (Даниэль Чеккальди).

Но самое главное — драматург снабдил интригу картины филигранными словесными баталиями, выразительно обличающими каинское племя взяточников (об этом чуть ниже). Кстати, в англоязычном прокате фильм Лотнера шёл под названием «Смерть коррупционера». Интересно также, что французское слово «негодяй (pourri)» используется как писателем, так и создателями киноверсии в жаргонном  смысле, обозначающем «прогнивший человек» (или «человек, погрязший в продажности»).  Не мудрено, что работа Одиара в 1978 году удостоилась номинации на премию «Сезар» в категории «лучший адаптированный сценарий». Только жаль, что приза она так и не удостоилась.

Мишель Одиар сценарист (Франция)-Смерть негодяя Ален Делон и Жюльен Гийомар-Коррупция в кино-масонство в кино-Смерть негодяя

Автор сценария Мишель Одиар

Помимо главной звезды персонажи Жана Буиза, Жюльена Гийомара, Даниэля Чеккальди, Мишеля Омона, Франсуа Шометта здесь получили по своей доле красноречивых реплик, интересно развивающих драматургию фильма. Признаем, что Делон-заказчик тут решился на благородный жест, уважительно распределив с помощью сценарного мастера «баланс ролей». Конечно, он здесь привычно играет «главную скрипку». Но за его «сочными» дефиле по парижским улицам, вокзалам, деловым кабинетам и ночным автострадам чётко видны и другие самодостаточные киноперсоны, которым красавец Ален даёт возможность исполнять свои «арии» в общей сюжетной симфонии,  понимая (особенно на этом проекте), что кино – искусство коллективное.

И хотя лента имеет свои аляповатые натяжки (как постоянная выживаемость героя в четырёх автокатастрофах), однако не заметить её весомость в идейном плане затруднительно.

Смерть негодяя фильм 1977 года-Легедарное кино ХХ века-актуальный кинодетектив-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Ален Делон

Автозападня для Марешаля (постановка трюка Реми Жюльена)

Наблюдая за реалиями сегодняшних общественных событий и потрясений, ощущаешь непреходящую насущность поднятых в фильме вопросов. «Смерть негодяя» является живописной киноиллюстрацией к словам современного русского социолога, мыслителя и исследователя Библии Евгения Авдеенко (1952-2014), который в своих лекциях о первом человекоубийце Каине и его современных последователях говорил: «Грех каинский начинается с того момента, когда всякое жертвоприношение, а потом и вся жизнь человека начинает строиться по принципу «я – тебе, а ты – мне». В современном мире мы это наблюдаем по так называемой «системе откатов», т.е. сбалансированной системе взяток… Убийца ещё может покаяться перед Богом, как разбойник, распятый по правую сторону от Христа. Взяточник же – нет, поскольку у коррупционеров существует свой жёсткий «кодекс чести», который заменил им Священное Писание и которому они неукоснительно следуют».

Смерть негодяя Комиссар Моро и Ксав у метро-Смерть негодяя Ален Делон и Жюльен Гийомар-Коррупция в кино-масонство в кино-Смерть негодяя

Хитрый полицейский комиссар Моро (Мишель Омон) и Марешаль (Делон) спускаются в метро. Близится финальная развязка…

Правды ради скажем: Марешаль – герой положительный, но далеко не идеальный. Он грешит лжесвидетельством  перед полицией. Манерно небрежен со своей женщиной (зато с юной Валери по-отечески сдержан и галантен). С помощью дневника Серрано уничтожает политическую карьеру министра Дюпера, выступающего против абортов и порнографии (лучше бы он спустил в сортир не противника, а поборника внутриутробных детоубийц и разврата).Также отвечает жестокостью на проявленное к нему насилие, что наглядно демонстрирует сцена его расправы над преступным боссом Фондари.

Смерть негодяя Ален Делон и Жюльен Гийомар-Коррупция в кино-масонство в кино-Смерть негодяя

Месть Ксава уголовному авторитету Фондари (Жюльен Гийомар)

Поначалу одетый в элегантный белый костюм он действует, словно голливудский супермен. Этакий, уверенный в себе, французский Томас Краун с «периодическим» пистолетом в руках. Но стоит обратить внимание на постепенное (и символичное) изменение портрета, гардероба и речей Ксава: ближе к финалу. Делон трактует своего героя, как уклончивого от «лестных предложений» бизнесмена средней руки, для которого ещё кое-что да значат некоторые нравственные понятия. — Верность дружбе и неподкупность, например. Как попавшей под перекрёстный огонь «белой вороне», ему неоднократно приходится стоять перед выбором: продаться «сильным мира сего» или остаться относительно честным человеком, не желающим жить по законам дикого зверья.

Пройдя через многие лабиринты насквозь прогнивших политических, финансовых и уголовных «вертикалей власти», потеряв всех близких друзей (кроме преданной подруги-блондинки Франсуазы в скромном исполнении Мирей Дарк), надышавшись атмосферой лицемерия и подхалимажа, увидев натуральные лица большинства «народных избранников», Марешаль, превращаясь из накрахмаленного «денди» в небритого и потрёпанного одиночку с надломленным взглядом,  узнаёт истинную цену  официального благополучия своей страны.


Даже удивительно, как никогда не чуравшиеся в своём творчестве цинизма, жестокости и постельных тем актёр Делон, режиссёр Лотнер и кинодраматург Одиар, в данном случае, создали толковый детектив для просмотра всей семьёй, где даже показ насильственных человеческих смертей имеет определённое моральное обоснование. А начальную сцену в спальне с полусонной беседой любовников авторы, слава Богу, показали в приглушённых тонах неожиданно скромно.

 (Чуть не забыли, Ален Делон тоже был номинирован за роль Ксава на премию «Сезар» в 1978 году, но как и автор сценария Одиар оказался в числе неудачников).

Смерть негодяя Ален Делон и Жюльен Гийомар-Коррупция в кино-масонство в кино-Смерть негодяя

Расплата Фондари за весь содеянный им «безпредел»

И хотя в «фильме про коррупцию» ни разу так и не был показан сам процесс взятки, тем не менее, в рамках своего экранного поля он представил на суд массового зрителя очень существенные мысли. Скажем, критические намёки на влияние «тайных обществ» в управлении большой и малой политикой. Ведали ли это сами творцы или нет, но они весьма разносно показали ту публику, которая готовит плацдарм для прихода будущего антихриста. За два часа хронометража на экране проползает целая вереница представителей истэблишмента, которая своим образом жизни подталкивает и без того исковерканное общество к сползанию в трясину библейской «тайны беззакония».

Каждый день заказные пресса, телевидение, радио, кино, интернет пичкают нас завлекательными фанфаронскими побрякушками о «толерантности», «свободе слова» и «новом мышлении», в то время, как коррупция продолжает разъедать  государственно-правовой аппарат. Все эти клубы, ассоциации, финансово-промышленные группы уподобляются здесь настоящим институтам по разложению моральных основ общества, с помощью которых происходит масонское манипулирование социальными процессами как в отдельно взятой стране (в данном случае, во Франции 1970-х), так и в планетарном масштабе. И рельефное обозначение этих грязных сторон в деятельности антихристианского политического бомонда, постоянно «пудрящего мозги» доверчивым обывателям-«телятам», в фильме «Смерть негодяя» было представлено не без честной авторской смелости. Тем самым выводя думающую публику на апокалиптические толкования затронутых здесь животрепещущих проблем человеческого бытия. Хотя авторы, судя по всему, такой высокой цели перед собой и не ставили.

Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»), 2 декабря 2017 года


 Актуальная киноцитата:  «Я ненавижу негодяев. Они разлагают эту страну. Современные дельцы сидят в храмах, руководят газетами, субсидируют предвыборные кампании; избирают тех, кто потом предоставляет им выгодные рынки в обход закона. Они формируют новую элиту. Их сыночки станут завтрашними аристократами. Мы идём к эпохе проходимцев с большой буквы». (Комиссар Моро, персонаж фильма «Смерть негодяя»)


ФИЛЬМЫ-АНАЛОГИ (по смелому обличительному посланию): 

«ТЫСЯЧА МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ» (MILLE MILLIARDS DOLLARS).  Франция, 1981, 2 часа 5 мин.. Был в прокате СССР с 1984 года.

Режиссёр — Анри Вернэй.       В ролях: Патрик Дэваэр, Мел Феррер, Мишель Оклер, Анни Дюпрей, Жак Франсуа, Шарль Деннер, Каролин Селье, Жан-Пьер Кальфон


«ТРИ ДНЯ КОНДОРА» (THREE DAYS OF THE CONDOR). США, 1975, 1 час 57 мин. Был в советском прокате с 1981 года.три дня кондора-Cмерть негодяя-Я боюсь-Легендарное кино нравственная оценка фильмов

Режиссёр — Сидней Поллак (по роману Джеймса Грэйди «6 дней Кондора).     В ролях: Роберт Редфорд, Фэй Данауэй, Макс фон Сюдов, Клифф Робертсон, Джон Хаусмен, Тина Чен.


Вместо послесловия: «И чем больше система «откатов» входит в государственную жизнь – когда мало остаётся людей, готовых чем-то пожертвовать (например, собой; или своими интересами ради блага других) – тем ближе государство к гибели. — Вот что такое каинский  принцип жизни».                                   Евгений Авдеенко (1952-2914), российский мыслитель и исследователь Библии


       Подробная фильмографическая справка —

«СМЕРТЬ НЕГОДЯЯ»

                       (Mort d`un pourri)                                                                                              Производство кинофирмы «Адель», Франция, 1977, 1 час 59 мин.   Посещаемость во Франции — 1 миллион 850 тысяч зрителей.   Посещаемость в СССР — 25 400 000 зрителей.

Смерть негодяя фильм 1977 года-Легедарное кино ХХ века-актуальный кинодетектив-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Ален Делон

По роману Рафа Валле (Жана Лаборда, 1918-2007)

Французская премьера: 7 декабря 1977 года; в СССР с ноября 1979-го.   Автор сценария — Мишель Одиар.      Режиссёр — Жорж Лотнер.       Оператор-постановщик — Анри Декаэ.       Кадрёр (оператор за камерой) — Ив Родаллек.    Художники-постановщики — Ален Годри и Франсуа Де Ле.  Композитор —   Филипп Сард.        Саксофонное исполнение — Стан Гетц.     

Смерть негодяя музыка к фильму - Стан Гетц Смерть негодяя

Американский джазовый саксофонист Стан Гетц исполнил всю джазовую музыку к фильму (и появился в начальных его кадрах)

Дирижёр оркестра — Карло Савина.        Художник по костюмам — Мари-Франсуаз Перошон.          Костюмы для Орнеллы Мути — Вэйн Финкельман.   Грим — Эрик Мулляр.       Визажист Орнеллы Мути — Маурицио Гиустини.        Звукорежиссёр — Мишель Деруа.     Монтаж — Мишель Давид.       Монтаж звука — Жаклин Тьедо.        Постановка автотрюков — Реми Жюльен.         Подбор актёров — Анита Бенуа.      1-й ассистент режиссёра — Жан-Мишель Карбонно.       Помощница сценариста — Катрин Превер.      Директор производства — Анри Жакуллар.       Исполнительный продюсер — Норбер Саада.      Продюсер — Ален Делон. 


Роли исполняют, дублируют и озвучивают:     

Смерть негодяя премьера фильма-Лидеры советского кинопроката Смерть негодяя-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Ален Делон-Орнелла Мути-блог Бориса Швеца

Ксавье (Ксав) Марешаль — АЛЕН ДЕЛОН (дублирует Родион Нахапетов; в переводе 1994 года — Александр Рахленко)                 

Валери Агостинелли — ОРНЕЛЛА МУТИ (дублирует Алёна Чухрай; в переводе 1994 года — Ольга Гаспарова)                               

Филипп Дюбай — МОРИС РОНЕ (дублирует Александр Белявский; в переводе 1994 года — Александр Клюквин)

Кристиана Дюбай — СТЕФАНИ ОДРАН (дублирует Лариса Данилина; в переводе 1994 года Ирина Савина)                          

Николя Томский – КЛАУС КИНСКИ (дублирует Алексей Сафонов; в переводе 1994 года — Вячеслав Баранов)                  

Комиссар Пернэ – ЖАН БУИЗ (дублирует Владимир Дружников; в переводе 1994 года — Александр Клюквин)

Комиссар Моро – МИШЕЛЬ ОМОН (дублирует Владимир Заманский; в переводе 1994 года — Вячеслав Баранов)

Подруга Ксава – МИРЕЙ ДАРК (дублирует Виктория Духина; в переводе 1994 года — Ольга Гаспарова)                                                                    

Адвокат Лякор – ДАНИЭЛЬ ЧЕККАЛЬДИ (дублирует Ян Янакиев; в переводе 1994 года — Вячеслав Баранов)                      

Фондари – ЖЮЛЬЕН ГИЙОМАР (дубл. Юрий Чекулаев; в переводе 1994 г. — Юрий Саранцев)                                                               

Поль, художник комиксов — АНРИ ВИРЛЬОЖЕ (дублирует Феликс Яворский; в переводе 1994 года — Александр Клюквин)                                         

Генеральный директор Лянсак — ФРАНСУА ШОМЕТТ (дублирует Юрий Саранцев; в переводе 1994 года — Александр Клюквин) 

Марсель (длинный киллер) — КСАВЬЕ ДЕПРАЗ

Серрано — Шарль Мулен                                                  

Марселина Брако (секретарша Серрано) — Колетт Дюваль                                                                                                  

Дюпер — Жерар Эрроль                                                                      

Дюрье (помощиник комиссара Пернэ) — Жак Писиас  

Кебир (араб в машине) — Эль Кебир                                     

Бармен в кафе — Филипп Кастелли                               

Старичок в морге — Анри Реандрес


Фильм дублирован на киностудии «Мосфильм» в 1979 году                                                                    

Режиссёр дубляжа — Валерий Кремнёв   

Звукооператор — А. Авраменко                                

Автор русского синхронного текста — Ф. Каплан                                              

Редактор — Лидия Балашова

 

 


Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Комментариев к записи: 4

  1. Ирина:

    Самое важное то, что он — режиссер хороший. Есть чем перед Господом отчитаться. Я «Место встречи изменить нельзя» могу бесконечно пересматривать, хотя знаю наизусть.

  2. Бэла:

    Станислав Сергеевич, Вы — большой человек! Большой Мастер! И очень красивый мужчина!И Ваш праздник — это праздник сердца и добрых друзей! Праздник удивительный, волшебный, даже если уже и не дитя!…Пусть Бог раскинет над Вами свое крыло и бережет от бед и напастей! Я горжусь Вами, несмотря на то что когда-то не помогли мне в час испытания…

  3. KolambaMt:

    спасибо. очень хороший
    и полезный сайт.
    удачииуспехавам.

  4. Phantom:

    От администрации сайта, пояснение. Просим прощения, выставленные выше комментарии относятся к материалу о 80-летии режиссёра Станислава Говорухина. О фильме «Смерть негодяя» и о материале о нём Вы может писать тут же…

Оставить комментарий