«Сорок первый»: история гражданского противостояния в обществе

"Сорок первый" фильм (1956)

 «Сорок первый» — это не просто фильм об    идеологическом убийстве любимого девушкой, для которой революционный долг оказался важнее любви,  это красиво оформленная история бесконечного гражданского противостояния в обществе.

Борис Лавренев написал свое творение в 1924 году. Его рассказ пронизан щемящей болью за гражданскую войну, в жерновах которой перемалывались судьбы, крушились надежды, в сознании людей стремительно менялись жизненные приоритеты.

"Сорок первый" фильм 1956 смотреть"Сорок первый" фильм 1956 смотреть

Из измученной девочки-рыбачки Марютки, с 7 лет привыкшей к рабскому труду, пропаганда вырастила убежденную революционерку. У вчерашней полуграмотной девчонки острый глаз, она снайпер, ведущий счет своих жертв уже на десятки. В ее послужном списке 40 человек. Она убежденный борец за справедливость.

При поступлении в гвардию ее выгнали, но после, сжалившись, приняли, взяв подписку об отказе от «бабского» образа жизни, включая деторождение вплоть до окончательной победы над капитализмом. Марютка оказалась барышней суровой и никому не давала возможности приударить за собою. Одному из неудачных женихов выбила револьвером 3 зуба. Вот такой образец самоотверженности в условиях гражданского противостояния. Цельный монолит, свято верящий в то, что убивает она во благо будущего нового мира и  даже не позволяет себе задуматься над тем, с кем она воюет. Марютка искренне поверила в идеалы революции, всем сердцем приняв ее. В ее сознании все просто – белые должны быть уничтожены. Она делит мир на белое и черное, никаких полутонов. Приказ важнее правды, выбор между любовью и долгом даже не становится.

В этом трагедия Марютки: отказавшись от своей женской природы, она принесла себя в жертву кровожадной революционной гидре.

Фильм Григория Чухрая "Сорок первый" Гвардии поручик Вадим Николаевич Говоруха-Отрок – типичный представитель буржуазии, кадет офицерского корпуса, давший присягу на верность Царю и Отечеству еще в 1914-го году. Над ним висели значимые понятия для любого дворянина: Имя, честь рода, долг.

Он образован, начитан, благороден, в противовес Марютке имеет собственные убеждения, разочарован в состоявшейся революции и единственное чего хочет от жизни — покоя, возврата к книгам и тихого семейного счастья, простых в общем-то вещей.

В его словах выражена боль поражения и осознание происходящего: «Верил еще в родину. Пошел воевать опять за попранную родину. За погоны свои обесчещенные. Повоевал и увидел, что нет родины, что родина такая же пустошь, как и революция. Обе кровушку любят. А за погоны и драться не стоит. И вспомнил настоящую, единственную человеческую родину – мысль.» «Не хочу я больше правды — покоя хочу.»

Крепость русского духа, отображенная в образе молодого кадета, поражает. В то время, когда отряд красноармейцев, обессилевший в пустыне, теряет своих бойцов одного за другим, бодро шагающий поручик всего лишь немного побледнел. « Подошел к нему Евсюков, посмотрел в ультрамариновые шарики, выдавил хриплым лаем: — Черт тебя знает! Двужильный ты, что ли? Сам щуплый, а тянешь за двух. С чего это в тебе сила такая? Спокойно ответил: — Не поймешь. Разница культур. У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом. Могу приказать себе не страдать.»

Вот так в рассказе представлены два противоборствующих лагеря: малограмотная, но неглупая и  добрая большевичка, не позволяющая себе задумываться о смысле развязанной войны, свято верящая в свою правоту и чистый помыслами, романтичный, сомневающийся во всем происходящем, белогвардеец, судьбы которых переплелись в причудливой и очень трагической истории любви.

Григорий Чухрай поставил фильм, один из лучших о противостоянии белых-красных. Мать Григория была коммунисткой и воевала на стороне красных. Потому и разрешили никому не известному выпускнику ВГИКа экранизировать рассказ, в котором белый офицер вызывал симпатии, а идеологически выдержанная девушка-большевичка выглядела на его фоне простовато.

сорок первый фильм 1956 смотреть

Пытаясь прорваться к  основным частям регулярной красной армии, отряд под командованием «малинового» комиссара Евсюкова в составе 23 человек бредет через пески Каракумов. Февраль 1919-го года, сильный ветер, почти полное отсутствие воды и скудная провизия, не дают им надежды на выживание. Комиссар уже не видел в глазах своих подопечных огня. «Мутные были глаза, уклонялись, и метались под опущенными ресницами отчаяние и недоверие.»

В один из дней красноармейцы встречают караван верблюдов в сопровождении киргизов и трех белогвардейцев. Вступив в бой,  берут в плен поручика царской армии, имеющего важные сведения и забирают всех верблюдов и богатый скарб, объясняя это революционной надобностью. Хотя по сути это обычное мародерство.

Поручик отдан под стражу Марютке с наказом за кадетом глядеть в оба. «Если как упустишь, лучше на свете тебе не жить. В штаб доставь живого аль мертвого. А если на белых нарветесь ненароком, живым его не сдавай.»

Наутро киргизы своих верблюдов увели, а отряд двинулся к Аральскому морю. Дошло до моря всего одиннадцать бойцов. У берега было решено разделиться: Марютка с двумя помощниками повезла на боте пленного кадета по морю, а Евсюков двинулся с оставшейся частью отряда в обход по суше. Бот попал в шторм, лодку перевернуло, двое боевых товарищей Марютки утонули, а сама девушка с кадетом оказались выброшенными на берег необитаемого зимой острова.

Вот на этом острове во время вынужденного ожидания рыбаков и зарождается классово-неправильная любовь двух молодых людей. Тот, который должен был стать сорок первым погибшим, становится у Марютки первым возлюбленным.

сорок первый фильм 1956 смотреть

Борьба идеологий

Чухрай сумел показать потрясающее по силе чувство.  Романтичность отношений влюбленных завораживает. Сильно простудившись, кадет начинает бредить и если бы не забота Марютки, непременно бы умер от воспаления. Марютка выхаживает его, «чай не зверь она лесной», и на вопрос о том, зачем она спасала своего врага, со всей сердечностью удивляется: ты ведь и руки поднять не можешь, какой ты мне враг. Но тут же добавляет: Если бы помер, то что я Евсюкову-то сказала бы.

Девушка признается, что полюбила поручика с первого взгляда как только увидела его ультрамариновые глаза. Они живут трудной, но счастливой жизнью первобытных людей. Сливаются в гармонии с природой. Она – находка для интеллигентного, не приспособленного к диким природным условиям, Вадима. Марютка умеет и огонь добыть, и очаг поддержать, и выжить в тяжелых условиях.

Подобная выживаемость свойственна низшему сословию: она с детства приучена к тяжелому труду, ей некогда было задумываться о смысле бытия. На это и был расчет: дай идею и не дай возможности ее обдумать. Просто строго выполняй приказ и получишь все.

До Вадима никто не любил девушку по-настоящему, ее юное сердце не знало чувственности и любовного трепета. У нее было трудное детство, тяжелая жизнь, не научена она была не только грамоте, но и простому человеческому состраданию и любви. Огрубели у нее не только руки, но и душа. Лозунг революции «Кто был никем, тот станет всем» пришелся ей по сердцу. Разум Марютки был отравлен идеологией «малиновых курток», гордостью за убитых сорок белогвардейцев. Эта девушка не смогла бы составить достойную пару ранимому, тонко чувствующему и благородному Говорухе-отроку. Они не смогли бы прижиться друг с другом: классовые противоречия, усиленные гражданской войной, были слишком глубоки.

И тут просто невозможно не провести параллель между сегодняшними событиями на Украине и противостоянием тех лет: в карательные  батальоны прежде всего по зову сердца идут те, кто не смог найти себя в мирной жизни. Не может человек защищать «Родину», убивая своих же соотечественников, прикрываясь патриотизмом. Так же, как и у бедовой Марютки, у них появляется смысл жизни: Защита чужих интересов под благовидным предлогом отстаивания интересов государства.

смотреть фильм "Сорок первый"«Ты вот большевицкую правду хаял. Знать, говоришь, не желаю. А ты ее знал когда-нибудь? Знаешь, в чем ей суть? Как потом соленым да слезами людскими пропитана?
— Не знаю, — вяло отозвался поручик. — Странно мне только, что ты, девушка, огрубела настолько, что тебя тянет идти громить, убивать с пьяными, вшивыми ордами.
Марютка уперлась ладонями в бедра. Выбросила:
— У их, может, тело завшивело, а у тебя душа насквозь вшивая! Стыдоба меня берет, что с таким связалась. Слизняк ты, мокрица паршивая! Машенька, уедем на постельке валяться, жить тихонько, — передразнила она. — Другие горбом землю под новь распахивают, а ты? Ах и сукин же сын!»

«- Исполать тебе, царица амазонская. Пятница моя любезная. Перевернула ты меня, жизненного эликсира влила. Не хочу больше вихляться, как бревно в полынье, по твоему образному словарю. Сам вижу, что рано мне еще думать о возврате к книгам. Нет, пожить еще нужно, поскрипеть зубами, покусаться по-волчьи, чтоб кругом клыки чуяли!
— Что? Неужели в самом деле поумнел?
— Поумнел, голубушка! Поумнел! Спасибо — научила! Если мы за книги теперь сядем, а вам землю оставим в полное владение, вы на ней такого натворите, что пять поколений кровавыми слезами выть будут. Нет, дура ты моя дорогая. Раз культура против культуры, так тут уже до конца. Пока…»

Вот в этих двух диалогах и заключается весь трагизм несостоявшихся отношений двух молодых людей. Их финал однозначен. И не важно, белые плыли на лодке или красные. Выхода из сложившего тупика нет и быть не может по определению, уж слишком они разные люди. И физическое влечение не привело бы к созданию семьи. Ибо невозможно построить крепкий дом на песке.

Мысли молодого парня были правильные: он понимает, что главная победа в любой войне – это мир, это видно даже по его отношению к Марютке, он первым просит у нее прощение. Он готов увезти ее на Кавказ и строить с ней семью, а она настолько пропитана желчной ненавистью ко всему чуждому в ее понимании, что готова разорвать отношения из-за желания убивать дальше.

Даже в красках автор показал разность мировоззрений: у него все светлое (волосы, кожа), синее (абажур), ультрамариновое (глаза), чистое, у нее все кроваво-красное, багровое, даже конфеты залиты кровью. Марютка уверена, что люди ищут правду, а Вадим уверен, что в любви он правду уже нашел.

Господь так создал женщину, что она всегда в первую очередь защищает интересы семьи. Марютка же отказалась от своей любви и своего будущего в оплату долга. Нажав на курок, она понимает, что убила свою любовь и уничтожила все женское, что в ней было в угоду вымышленной идеологии.
Фильм поставил жирную точку в этом месте. И это правильно. Другого финала в этой истории и быть не может.

"Сорок первый" фильм 1956 смотреть

« Память, полыхнув зарницей в глаза, открыла кусок:
Лед… Синь-вода… Лицо Евсюкова. Слова: «На белых нарветесь ненароком, живым не сдавай».»
Женщина, идущая против природы, — символ разрушения естественного течения жизни. Выстрел был направлен не только в любимого человека, но и в ее сердце. Ее сердце пронзило ядовитое жало ненависти к людям. Любовь белого офицера не излечила ее сердце.

"Сорок первый" фильм 1956 смотреть

Теперь можно рассказать немного о трагической судьбе актрисы, сыгравшей Марютку.

Читать статью о Трюкаче здесь


Вы можете оставить комментарий ниже.

Комментариев к записи: 1

  1. аделаида:

    Мне очень понравилось ваше кино.. Я его как -то в молодости смотрела, но всегда путалась почему: Комсомолка и Белогвардеец.. У нас один парень даже написал стих на эту тему, и его потом за это…Ну впрочем не будем об плохом..
    Я считаю что статья очень увлекательна и я сразу пересмотрела фильм..Хочу сказать что фильм ну просто замечательный .. там даже Крючков. играет..
    А сейчас не показывают а тем более не снимают таких фильмов.. и это больно.. особенно мне за мои бесцельно прожитые годы..

    С большим Уважением к Автору статьи,

    и ко всему проэкту в целом..

    Адэлаида

Оставить комментарий