СОВЕТСКАЯ АББА-МАНИЯ: КИНОВОЯЖ В ПРОШЛОЕ (2 главы)


СОВЕТСКАЯ АББА-МАНИЯ:

КИНОВОЯЖ В ПРОШЛОЕ

 — Серия «Легенды советского кинопроката» —

Рекламный плакат к фильму "АББА" (1977)

Рекламный плакат к фильму «АББА» (1977)

«АББА: ФИЛЬМ»

Производство: «Полар мьюзик интернейшнл» Швеция, «Рэг Гранди продакшнз» Австралия, 1977, 1 час 35 мин. В СССР с августа 1981 г.
Авторы сценария: Лассе Халльстрём и Боб Касвэлл
Режиссёр: Лассе Халльстрём
Операторы-постановщики:
Джек Черчилл и Пол Онорато
Операторы за камерами: Гэри Хансен и Питер Хопвуд
Освещение: Ульф Бьорк и Дерек Джонс
Оптические спецэффекты: Пер Олоф Охлссон, Бенгт Шолдстрём, Бьёрн Селандер
Звукооператоры:
Гьёран Кармбак, Берри Фон Бронкхорст, Класс аф Гейерстам, Ларс Лундберг, Томми Перссон
Художник: Яке Нордвалл
Монтаж:
Лассе Халльстрём, Малу Халльстрём, Ульф Нелдемар
Мультипликация начальных титров:
Рун Сёдерквист
Авторы всех песен:
Бенни Андерсон, Бьёрн Ульвеус и Стиг Андерсон
Директора по съёмкам:
Вальдемар Бергендаль, Рэй Ньюэлл
Исполнительные продюсеры: Стиг Андерсон и Рэг Гранди
Главные действующие лица и исполнители:
АННИ-ФРИД ЛЮНГСТАД

АННИ-ФРИД ЛЮНГСТАД

БЕННИ АНДЕРСОН

БЕННИ АНДЕРССОН

БЬЁРН УЛЬВЕУС

БЬЁРН УЛЬВЕУС

АГНЕТТА ФЭЛЬТСКОГ

АГНЕТА ФЭЛЬТСКУГ

В ролях:
Репортёр Эшли: Роберт Хьюз
Телохранитель в очках и таксист: Том Оливер
Радиоменеджер (босс Эшли): Брюс Барри
Тренер Анни-Фрид по разминке: Ричард Нортон

 

Сюжетная завязка

Размеренная профессиональная жизнь заурядного диск-жокея с австралийской музыкальной радиостанции Эшли Уолласа (cпециалиста по кантри-музыке) приказала долго жить. Срочный вызов в офис амбициозного шефа не даёт ему шанса отвертеться от нового задания – любыми правдами и неправдами взять эксклюзивное интервью у прилетающей на гастроли в Австралию суперпопулярной в Европе и США шведской группы «АББА». Сроки поджимают: эфир АББА-программы – ровно через неделю, в 19.30, в день отъезда ансамбля с континента.

Шеф (Брюс Барри) даёт задание флегматичному Эшли: "Мне нужен твой диалог с "АББА"

«Мне нужен твой диалог с «АББА»!» — шеф музыкальной радиостанции (Брюс Барри) даёт задание флегматичному Эшли

На вид вполне осуществимая за 7 дней задача, в реальности превращается в натуральную «одиссею неудачника». Потому что – такого размаха и зрительского ажиотажа вокруг музыкальных гастролей заезжих гостей Австралия просто не знала. И незадачливый ди-джей (слушая отголосками их легендарные песни) бросается в погоню за недосягаемой шведской четвёркой по четырём мегаполисам Австралии.

Обозлённый Эшли (Роберт Хьюз) попал в автопробку, опаздывая на пресс-конференцию "АББА" в Сиднее

Обозлённый Эшли (Роберт Хьюз) попал в автопробку, опаздывая на пресс-конференцию «АББА» в Сиднее


Глава 1-ая. ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ

Сесть за работу над этим материалом меня подтолкнули очередные личные киновоспоминания, связанные с цикличным совпадением дат на календаре. В этом 2016 году, в понедельник 25 января мне внезапно пришли на память события 34-летней давности. Именно в понедельник 25 января далёкого 1982 года — во времена СССР — был запущен в днепропетровский широкий прокат долгожданный полнометражный шведский фильм-концерт «АББА».

Предварительно, в августе 1981-го, он был весомо представлен актрисой Ириной Мирошниченко в телепередаче «Спутник кинозрителя» (на Второй общесоюзной программе Центрального Телевидения). Ведущая тогда поведала, что одним из главных достоинств картины является то, что популярный ансамбль из Швеции исполняет в ней свои знаменитые песни «в живую», а не под фонограмму. Примерно в то же время хорошую аналитическую статью критика Олега Сулькина об этом киноконцертном блокбастере своего времени разместил на своих страницах и журнал «Советский экран».

Фото иллюстрации к презентационной статье о фильме "АББА" в журнале "Советский экран" (1981 год)

Фото-иллюстрации к презентационной статье о фильме «АББА» в журнале «Советский экран» (1981 год)

Параллельно с ним другой популярнейший (особенно среди молодёжных неформалов) журнал «Ровесник» опубликовал у себя статью под названием «Предприятие АББА». Правда, непосредственно о самой ленте в ней ничего не говорилось, зато там впервые можно было прочесть натуральные интервью: участника группы — бородатого клавишника и композитора Бенни Андерссона,

Фотография из «Ровесника» 1981 года к статье «Предприятие АББА»

и ухватистого импресарио коллектива Стига Андерсона (почти однофамильца Бенни), скупо (если не сказать нервозно) делившихся в журналистами секретами своего успеха.

Постановочный рекламный пикник группы под песню «The Name of the game»

Примерно с 1977 года (эту дату автор упоминает лишь на основе своих личных «архивных» наблюдений) музыкальное пространство Советского Союза постепенно сдавалось на милость трём иноземным поп-группам – шведской «АББА», ямайкской (ФРГ-шного разлива) «Бони М» и голландской «Тич ин» (теперь почти забытой). Причём, «сдача позиций» перед заморскими вторженцами проходила вполне официально, то есть под знаком выпуска в СССР лицензированных грампластинок фирмы «Мелодия». Во второй половине 70-х и в начале 80-х песенные выступления «АББА» показывали не только в культовой ТВ-программе «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» (обычно транслировавшейся раз в месяц по пятницам после 23.00), но даже в заведомо политической передаче «Международная панорама» (шедшей по воскресеньям в эфире Первой программы ЦТ в 18.00), которую вёл известный политический обозреватель Анатолий Овсянников, то и дело продвигавший западных поп-звёзд под конец своих выступлений. Удивительно и то, что даже строгий до подрывных веяний из-за рубежа Председатель Гостелерадио Сергей Лапин не препятствовал популяризации шведской команды на подконтрольном ему поприще.

В республиканских регионах «АББА» тоже жаловали весьма активно. В частности, на Украине тогда гремела молодёжно-развлекательная телепрограмма «Пять минут на размышление», также периодически продвигавшая сверхпопулярных шведов в своём эфире. По сему, объявленный фильм подспудно ожидали как многие любители зарубежной эстрады, так и любители западного кино.

Тем более странной кажется судьба «АВВА: movie» на просторах нашей бывшей громадной державы. Странной, в смысле широты зрительской реакции на него и сбивчивой прокатной политики.

Солистки Агнета Фэльтскуг и Анни-Фрид Люнгстад: музыкально-сексуальное соблазнение австралийской толпы

Солистки Агнета Фэльтскуг и Анни-Фрид Люнгстад: музыкально-сексуальное соблазнение австралийской толпы

В Днепропетровске ситуация была следующей (и достаточно примечательной). Скреплённые в одно мощное здание два больших центральных широкоформатных кинотеатра «Панорама» и «Родина» (кстати, довольно редкая для советской киносферы архитектурная планировка) 25 января 1982 года начали показ двух потенциальных западных «верняков». Круглозальная «Панорама» (за неделю до этого объявившая на своей афише о предварительной продаже билетов на фильм) начала демонстрацию фильма «АББА». А «Родина» (наряду со «Спутником») в тот же день запустила серьёзный американский анти-ЦРУшный шпионский триллер класса «А» «Три дня Кондора» поставленного Сиднеем Поллаком, который впервые представил нам Роберта Редфорда в ранге суперзвезды Голливуда.

Конкурент фильма "АББА" а днепропетровском кинопрокате в январе-феврале 1982 года. Роберт Редфорд в напряжённом политическом детективе "Три дня Кондора" (1975, в СССР с 1981 г._

Конкурент фильма «АББА» в днепропетровском кинопрокате в январе-феврале 1982 года. Роберт Редфорд в напряжённом политическом детективе Сиднея Поллака «Три дня Кондора» (1975, в СССР с 1981 г.)

Одно помню точно, что особых проблем с покупкой билетов на оба фильма не было. Их можно было приобрести в порядке планомерно продвигавшейся очереди в любой из кинотеатральных касс.

В понедельник 25 января, томно отсидев 6 уроков в школе, малолетний автор этих строк всё же помчался в «Панораму», где два сеанса подряд (в 16.00 и в 17.50) при полных залах на 1000 мест отдавал себя во власть завораживающего широкоформатного АББА-гипноза. Для доверчиво-простодушной зрительской русскоговорящей киномассы «АББА: фильм» был сродни революционному кинопрокатному зрелищу на музыкальную тему. Безусловно, у нас и раньше выходили на экраны зарубежные музыкальные фильмы. Большей частью, испаноязычные (специфический индийский кинематограф в расчёт не берём). Они даже перевешивали в советском прокате продукцию Голливуда в этой области. Но картины с аргентинкой Лолитой Торрес («Возраст любви»), испанкой Сарой Монтьель («Королева Шантеклера», «Моё последнее танго») и, особенно, с безумно популярным в начале 1970-х испанским певцом Рафаэлем («Пусть говорят», «Когда тебя нет») были игровыми художественными мелодрамами, нехитрые сюжеты которых обрамляли собой музыкальные номера главных звёзд.

Испанский певец Рафаэль в нашумевшей в Советском Союзе мелодраме "Пусть говорят" (1968)

Испанский певец Рафаэль в нашумевшей в Советском Союзе мелодраме «Пусть говорят» (1968)

Даже постановочные голливудские блокбастеры, прорвавшиеся в СССР в эпоху брежневского «железного занавеса», такие как «Звуки музыки» с Джули Эндрюс, «Смешная девчонка» с Барбарой Стрейзанд и хрестоматийная «Вестсайдская история» воспринимались советской публикой именно, как сюжетные любовные истории с обильным использованием песен и танцев.

Омар Шариф и Барбара Стрейзанд в фильме Уильяма Уайлера "Смешная девчонка" (1968)

Омар Шариф и Барбара Стрейзанд в фильме Уильяма Уайлера «Смешная девчонка» (1968)

Совместный же шведско-австралийский фильм «АББА», снятый во время австралийских гастролей скандинавской супергруппы в 1977 году, погружал наше сознание в пёструю атмосферу масштабного стопроцентно-концертного действа. Музыкальной кинопрелести с претензией на скандальный документ. Причём, слово «прелесть» я употребил не в общепринятом мирском смысле. Речь идёт о духовно-нравственном толковании этого термина, значение которого подразумевает собой навязываемый человеческой душе из вне
иллюзорный самообман, лукавую подмену ценностей (но об этом чуть ниже).

И хотя «АББА» всегда принадлежала к числу достаточно интеллигентных поп-групп, не связанных – по выражению появляющегося в кадре музыкального критика – «ни с цепями вокруг шеи, ни с биением на сцене гитар», тем не менее, безудержная истеричность картинки, обтягивающая анатомичность одеяния солисток и эпатажная клиповость заставили охранительную союзную прессу попристальнее всмотреться в просочившийся к нам кинопродукт.

Буквально через считанные дни после просмотра ленты в кинотеатре, автор этих строк вынул из семейного почтового ящика свежий выпуск «Комсомольской правды» со статьёй журналистки О. Дмитриевой под названием «Где начинается коммерция (послесловие к фильму «АББА»)». Этого автора (которая, наверное, тогда и не ведала, что написала хрестоматийную статью) до сих пор поносят все постсоветские АББА-фанаты. Между тем, она с обоснованной критической обезпокоенностью оценивала нездоровое влияние сего целлулоидного концертного шоу на внутренний мир массового советского зрителя.

Музыкально-похотливые мечты диск-жокея - неудачника: Эшли снится, как он сближается с АББА-супердивами

Музыкально-похотливые мечты диск-жокея — неудачника: Эшли снится, как он сближается с АББА-супердивами

По всей вероятности, материал был замечен «наверху». Поскольку ко второй половине февраля 1982 года прокат «АББА: фильма» был неожиданно прекращён. Официально об этом никто не заявлял. По традиционной советской практике – как и в случаях с американской «Великолепной семёркой» и французским «Фантомасом» — это было сделано тихо, без ненужного шума.

Если говорить начистоту, то… хотя в первые недели своей демонстрации по разным городам Союза картина и собирала полные залы, но всё-таки это был не тот фурор, на который изначально рассчитывали наши прокатчики. Ведь «золотой век»»АББА» в наших пенатах достиг апофеоза. О личных распрях психологически уставших участников, приведших в том же 1982 году к распаду квартета, мы даже не подозревали (как, впрочем, и их фанаты на Западе). Да, лента была активно посещаемой, собрав в итоге 33 200 000 зрителей. Но не тянула на сверхзрительское кинопрокатное явление уровня «Золота Маккенны», «Анжелики» или «Зорро», уступив на 4 миллиона 600 тысяч соглядатаев той же испанской сусальной картине с Рафаэлем «Пусть говорят» (37 800 000 зрителей).

Однако внезапное снятие фильма с экранов – как оно часто и срабатывает в психологии масс — сделало ему «диссидентскую» рекламу. Директора областных кинопрокатных контор с риском для своей карьеры стали частенько нарушать запрет «центра». Если говорить о нашем городе, то уже через месяц, примерно к середине марта 1982-го «АББА» рискнул запустить у себя при полных аншлагах (на 850 мест) кинотеатр «Спутник». Возникла странная ситуация: официально фильму вроде как была показана «красная карточка», но на местах азартные до лёгких денег кинокоммерсанты лукаво гнули свою линию. Даже тогда, когда после отошедшего 10 ноября 1982 года на суд Божий наиболее стабильного советского лидера Леонида Брежнева страной стал руководить более жёсткий генсек Андропов, насаждавший казарменный социализм, картина «АББА» продолжала партизански прокатываться по Стране Советов.

Мультипликационный выезд названия фильма

Примечательным был мой четвёртый (и последний) поход на сию феерию в мае 1983 года в днепропетровский широкоформатный кинотеатр «Салют». Это был уже даже не просмотр, а натуральное представление. Минут за пять до начала сеанса с забитым до отказа залом связался киномеханик. Он спросил по микрофону из своей рубки: «Каким образом, дорогие зрители, вы хотели бы посмотреть фильм «АББА»? – В обыкновенном звуковом стандарте или «как на концерте»?». Молодёжь и детвора (увы, я был один из них), составлявшие 2/3 зала тут же завизжали: «Как на концерте!». Пожелание было принято. Фильм начался вроде бы обыкновенно, но когда дело дошло до первой песни, исполняемой «АББА» в Сиднее под проливным вечерним дождём, децибелы в зале резко умножились. И пошло-поехало. «SOS», «Деньги, деньги, деньги», «Ватерлоо», «Фернандо», «Танцующая королева», «Спасибо за музыку» и другие хиты супершведов — всё это обрушилось на наш девственный «пионерский» кинослух ещё за 2 года до горбачёвской «перестройки» в советском прообразе современного «Долби сарраунда».

Днепропетровский кинотеатр "Салют", где весной 1983 года фильм "АББА" шёл в советском варианте звука "Долби сарраунд"

Днепропетровский кинотеатр «Салют», где весной 1983 года фильм «АББА» шёл в советском варианте звука «Долби сарраунд»

Как стало известно позже, вышеупомянутый киномеханик был из числа инициативно-добросовестных служителей «десятой музы», стремившийся придать своей профессии элемент творческого подхода. Он сам смастерил прибор по качественному усилению звука в кинозале и прокат «АББА» использовал, как подходящий момент для «презентации» зрителям своего ноу-хау. После чего, по слухам, из-за критики патриархально настроенных посетителей «Салюта», не привыкших и к таким фильмам, и к запредельному звуку (при их показе) сей ревностный слуга кинематографа был удостоен серьёзного профессионального выговора.

 

     Глава 2. ФАСАД И НЕГАТИВ «АББА»

(добавлена 10 февраля 2016 г.)

Влиятельный менеджер "АББА" Стиг Андерсон (слева) и его команда (без Агнеты) с очередным "золотым диском"

Влиятельный менеджер «АББА» Стиг Андерсон (слева) и его команда (без Агнеты) отмечают шампанским присуждение им очередного «золотого диска»

Сколько помню себя (примерно с мая 1978 года; и таких как я — миллионы) меня всегда волновали песни «АББА». Тогда со средних волн союзного радиоэфира и с домашних бобинных магнитофонов активно доносился их культовый шлягер «Деньги, деньги, деньги». Вскоре, за него «зацепился» и известный пародист Владимир Винокур, который на одной концертной телепередаче типа «Голубого огонька» спародировал «аббовцев» со своей деланной песенкой «Маня, Маня, Маня!». Потом детское и подростковое мировоззрение автора стали поступательно завоёвывать «Знаю я, знаешь ты» («Knowing me, knowing you»), «Танцующая королева» («Dancing queen»), «I do, I do, I do, I do, I do» и прочие вещи.

Милая и обаятельная шведская четвёрка, или Демократичный образ "АББА" для публики

Милая и обаятельная шведская четвёрка, или Демократичный образ «АББА» для публики

Немногим позже, в одной из летних вечерних телепрограмм в конце 1970-х запустили их необычную песню «Спасите наши души!» («S.O.S.»), где драматическая тональность женского пения резко контрастировала с благополучно улыбающимися исполнителями, сидящими за штурвалом собственного АББА-самолёта.

Их лирический мелодизм, своеобразное инструментальное сопровождение текста и, разумеется, два ведущих женских вокала создали образ яркого сладкоголосого ансамбля, с лёгкостью завоёвывающего аудиторию от 7-ми до 70-ти в любой стране, где бы они не появлялись. Низкий голос брюнетки-норвежки Фриды, благодаря умелым аранжировкам, гармонично сочетался со звонким сопрано шведской блондинки Агнеты. (Кстати, Фрида Люнгстад долго чуралась того факта своей биографии, что является дочерью германского офицера, у которого во время фашистской оккупации Норвегии в 1944 году была связь с её матерью).

Неожиданная родословная Анни-Фрид

Неожиданная родословная Анни-Фрид по отцу

Оригинальная разница в голосовых диапазонах и симпатичные внешние данные обеих молодых певиц плюс два длинноволосых парня-композитора на мужских подпевках, одетых в обтягивающие атласные костюмы – уже одним этим первоначальным фактом коллектив из двух молодых пар привлёк к себе внимание музыкальных потребителей. Вопреки навеянной сумрачным началом 70-х моде на скепсис и апатию, — неожиданно возникшие в 1974 году на конкурсе Евровидения шведы оказались лучом света в тёмном мире западного нигилизма. Они пели о возможности любви и необходимости прочих положительных переживаний в тот момент, когда в Европе и, особенно, в Америке (где люди были оглушены войной во Вьетнаме и Уотергейтским скандалом) утверждалось обратное. Свежий скандинавский поп-квартет своими первыми выступлениями стал подтачивать установку на некоммуникабельность. И в один прекрасный момент эта комбинация талантов сдетонировала: ансамбль стал стремительно расширять горизонты своей популярности по всему миру.

Внешняя гармония золотого века "АББА"

Внешняя гармония золотого века «АББА»

Звуковой образ практически каждой их песни имел свои «крючки», на которые то и дело уловлялись потенциальные слушатели различных возрастных и социальных групп населения. «АББА» изобретательно манипулировали различными состояниями человеческого настроения. От душещипательного и минорного («S.O.S.», «Победитель забирает всё») до балладно возвышенного, имитирующего радужное ощущение жизни («Фернандо», «Я имею мечту», «Счастливого Нового года!»). Отдельным блоком в творчестве коллектива идут и бравурно танцевальные хиты («Ватерлоо», «Танцующая королева», «Чикуитта»), написанные специально для дискотечной индустрии.

Агнета в процессе проживания песни на сцене (кадр из фильма "АББА", 1977)

Агнета в процессе «проживания песни» на сцене (кадр из фильма «АББА», 1977)

В 1980 году состоялось ещё одно (забытое ныне) событие, поневоле сотворившее в Советском Союзе гламурному шведскому суперквартету очередной, попутный пиар. В течение года на Первой программе Центрального Телевидения был дважды показан критический по отношению к Западу документальный фильм режиссёра Екатерины Вермишевой «Этот свободный мир». Ради усиления обличительного эффекта авторами в своей работе был использован фрагмент клипа «АББА» «Money, money, money», где помимо поющих лиц (и губ) Фриды, Агнеты, Бьёрна и Бенни мелькали и вмонтированные (из вне) эпатирующие кадры укуренной панк-наркоманки, показывающей язык; голой молодой пары, оседлавшей велосипед и прочего злачного непотребства.

Вездесущий АББА-бизнес конца 1970-х: австралийский отец и его дети, одетые в футболки успешных шведов

Вездесущий АББА-бизнес конца 1970-х: австралийский отец и его дети, одетые в футболки успешных шведов

Эффект получился обратно пропорциональным авторской задумке. На утро — как оно часто и бывает – скандальные эпизоды «Этого свободного мира», неразрывно связанные с фактором «АББА», оказались предметом кулуарных сплетен на советских улицах, в школах и на производстве. «АББА» у нас снова напомнили о себе.

Ссылаясь на ценную информацию, предоставленную нам известным в интернете российским аббаведом Дмитрием Шиповым (ниже можете прочитать нашу переписку в разделе отзывов), вполне логичной кажется гипотеза о намеренном «подарочном» подбросе ролика «Money, money, money» советской медийной номенклатуре со стороны менеджера группы Стига Андерсона.

Стиг (Дубина) Андерсон и его протеже (рекламный буклет из "АББА: фильма")

Стиг (Дубина) Андерсон и его протеже (рекламный буклет из «АББА: фильма»)

Этот акула скандинавского шоу-бизнеса по кличке «Дубина», предпринимавший активные шаги для продвижения славы своих золотоносных питомцев за «железный занавес», около 1979 года приезжал вместе с женой и секретарём в Москву для деловых переговоров (они проживали в гостинице «Украина»). Одним из результатов его визита и было приобретение «Совэкспортфильмом» фильма-концерта о гастролях «АББА» по Австралии. Возможно, тогда же предприимчивый Стиг с деловым умыслом и приложил к полнометражному фильму (для советских партнёров) сей клиповый money-бонус, который потом неожиданно всплыл в «Этом свободном мире». Но это лишь мои догадки.

Настенные рекламы турне "АББА" по городам Австралии

Настенные рекламы, раскручивающие турне «АББА» по городам Австралии

Для стартовой мировой премьеры ленты Cтигом Андерсоном и его австралийским компаньоном Рэгом Гранди была выбрана та же Австралия. Она прошла 15 декабря 1977 года. В кинотеатрах самой Швеции картина появилась чуть позже, под Рождество 1977-го. В Великобритании прокат «АББА: фильма» начался с февраля 1978-го.

А в первой половине 1981 года картина попала на «Мосфильм» к известному режиссёру дубляжа Евгению Алексееву (подробнее о нём мы рассказали в своих публикациях о фильмах «Золото Маккенны» и «Кто есть кто»). Сама концертная специфика продукта, — дубляжа, как такового, увы, не требовала. Дело ограничилось только качественным озвучиванием ленты голосом Феликса Яворского (1932-1983). О реакции на фильм нашего проката мы уже достаточно подробно высказались в первой главе. Не можем теперь не сказать и о чисто профессиональной стороне этой кинотеатральной легенды советских времён.

"ABBA: MOVIE" - рекламный плакат

«ABBA: MOVIE» — немецкий рекламный плакат

По большому счёту, я не разделяю несколько спесивого отношения к картине со стороны многих пользователей интернета, упрекающих её в «карамельной» простоте. «АББА: фильм» не так прост (и безобиден) как кажется. Пересмотрев его за последние пару лет три раза, мне трудно избавиться от ощущения прочно сделанной – даже изобретательной — режиссёрской работы.

Съёмки сцены с воображаемым пикником в ленте "АББА"

Съёмки сцены с воображаемым пикником

Набивший руку в середине 1970-х на съёмках в Швеции первых музыкальных видеоклипов своих работодателей 31-летний постановщик Лассе Халльстрём (тогда он прославился, как послушный кинолетописец группы) даже не скрывал, что простенький сценарий картины (больше похожий на синопсис) был уложен им в 5 страниц машинописного текста. Заметно, что при съёмках и редакции было использовано и тщательно обработано масса импровизированного хроникального материала, который режиссёр умудрился органично «впаять» в концептуальную основу полуторачасового фильма. – Будь-то незатейливые отзывы поклонников, громогласные раскаты визжащей толпы и, разыгранные с помощью австралийского актёра Роберта Хьюза, мытарства музыкального обозревателя-очкарика Эшли, гоняющегося за «АББА» по Сиднею, Перту, Аделаиде и Мельбурну с целью вожделенного диалога со звёздами для своей радиопрограммы.

Суровый охранник группы (Том Оливер) и постоянно попадающий под его горячую руку Эшли (Роберт Хьюз), пытающийся прорваться к звёздам во время их променада по Сиднею

Суровый охранник группы (Том Оливер) и постоянно попадающий под его горячую руку Эшли (Роберт Хьюз), пытающийся прорваться к звёздам во время их променада по Сиднею

Хальстрёмм умело использует возможности полиэкрана (т.е. двойного изображения в одном кадре). Также эффектно презентует начальную мультипликацию с выездом названия фильма. Использует наиболее оптимальные ракурсы многокамерной съёмки кумиров как на сцене, так и за кулисами. Постановщик тонко чувствует звуковой и экранный монтажный ритм повествования, точно определяя — в каком именно месте можно без особого ущерба для восприятия укоротить тот или иной популярный хит группы. — И с интригой присовокупить к оборванному концертному выступлению очередной игровой эпизод с бедолагой-репортёром.

Надуманной кажется лишь неожиданная финальная встреча Уолласа с неуловимыми суперзвёздами в лифте отеля (где проживал неудачливый диск-жокей). Зато сей огрех с лихвой компенсируется последующим зрелищным клипом на песню «Орёл».

Награда для неудачника - долгожданная встреча с "АББА" в лифте

Награда для неудачника — долгожданная встреча с «АББА» в лифте

Поэтому не совсем понятным кажется надменное отношение самого Халльстрёма к «АББА: фильму», который он считает худшей из своих работ. Наверное, тут дело в элементарном показном снобизме кинематографиста, который потом сполна вкусил голливудского успеха (и даже номинации на «Оскар»), когда ставил в США «Тему для разговора», «Правила виноделов» и «Шоколад». Естественно, что последующая совместная работа с Джулией Робертс, Джонни Деппом, Майклом Кейном, Робертом Редфордом, Жюльетт Бинош, Дженнифер Лопез, Морганом Фрименом и Тоби Макгуайером перевешивает в его самомнении такой «пустяк», как «АББА: фильм». Но не уверен, что Халльстрем стопроцентно прав.

Режиссёр Лассе Халльстрём во время монтажа фильма "АББА" в Стокгольме (сентябрь 1977 года)

Режиссёр Лассе Халльстрём во время монтажа фильма «АББА» в Стокгольме (сентябрь 1977 года)

К слову, «АББА», несмотря на свою громадную популярность, в отличие от «Бони М» и Элтона Джона, никогда не приезжали в Советский Союз с официальными гастролями. Но благодаря киноэкрану, — ощущение от своего широкоформатного турне по Российской империи (социалистического образца) оставили мощное.
Но не благотворное. С годами автору этих строк стали понятны те претензии к шведским музыкантам и к создателям картины, которые были предъявлены им, в своё время, автором статьи «Где начинается коммерция» О. Дмитриевой. Разберёмся в этом вопросе поступательно.

Мечты игрового героя фильма, который бредит "АББА" даже во сне

Мечты игрового героя фильма, который бредит «АББА» даже во сне

Для начала аналитически вспомним чисто внешнее воздействие ленты, с которым нам пришлось столкнуться без малого 35 лет назад. Буквально по прохождении 2-й минуты своей демонстрации «АББА: фильм» обрушивал на русскоговорящих зрителей лавину весьма дикого (для их-то неискушённого сознания) массового психоза.

детская АББА-истерия в конце с бенгальским огнём

Детская истерия на концерте «АББА» в Мельбурне (кадр из фильма)

То есть стадного инстинкта толпы, сравнимого с ошалелостью в гитлеровской Германии потерявших человеческий облик немцев и немок, впадавших едва ли не в обморок от появления на авансцене своего «боготворимого» фюрера. Неосознанные аналогии с аналогичными кадрами из «Обыкновенного фашизма» (1965) М. Ромма невольно срабатывали у многих советских зрителей ленты Халльстрёма, пытавшихся не придавать им значения. А следовало бы.

Истерия толпы в гитлеровской Германии Крупно

Психоневроз германского народа, поражённого «синдромом Гитлера»

«Культ поп-звезд породил целый полуязыческий ритуал — своеобразную религию идолопоклонничества, – верно подмечал в 1981 году в «Советском экране» кинокритик Олег Сулькин — и документальная камера создателей ленты зафиксировала выразительные приметы искусно срежиссированной «АББА-мании».

"Мы хотим "АББА"!"

«Мы хотим «АББА»!»- пресловутая речовка  ленты

«We want ABBA (Мы хотим «АББА»)!» — истерично надрывают глотки несмышлёные австралийские мальчишки и девчонки (похоже, делающие это по команде съёмочной группы), уподобляясь потерявшим самоконтроль сектантам, несущим всякую дурь на их бесноватых шабашах. Цель инициаторов АББА-мании предельно ясна – любой ценой добиться и поддерживать вокруг своих звёзд высокую температуру зрительского ажиотажа, граничащего со скандалом. Не будет скандала – не будет пристального внимания. Не будет пристального внимания – не будет славы, признания, денег. И, разумеется, неограниченного влияния на человеческие души.

Агнета спускается к поклонникам во время исполнения "Танцующей королевы" в Мельбурне

Агнета спускается к поклонникам во время исполнения «Танцующей королевы» в Мельбурне

«Как ты думаешь, «АББА» — сексуальные?» — спрашивает черноволосую девчушку лет 6-ти диск-жокей Эшли на 57-ой минуте фильма. «Нет, они милые» — пытается культурно высказать свои эмоции маленькая австралийка. «И сексуальные!» — с вольной крутизной оспаривает данный ответ, её отвязная конопатая подружка, которой более стыдливая девочка пытается прикрыть рот ладошкой (к слову, в советской версии все, звучащие в фильме, грязноватые разговоры были резонно вырезаны цензурой, включая чтение участниками ансамбля гадкой публикации о себе в гостиничном номере).

Относительно благовоспитанная девочка-австралийка закрывает рот своей собеседнице, вопиющей о сексуальности "АББА"

Относительно благовоспитанная девочка-австралийка закрывает рот своей собеседнице, вопиющей о сексуальности «АББА»

Пропаганда растления несовершеннолетних под флером концертных выступлений – явление повсеместное. И «АББА» здесь не были первооткрывателями. Однако во второй половине 70-х и начале 80-х они довели до пика дискуссии о сексуальной музыке по-шведски. Правда, сама Швеция в знаменитых хитах ансамбля всегда была заявлена лишь номинально. Ибо, как точно подметила та же Дмитриева, ничего шведского в шведском фильме — и в самой группе — нет. Поскольку их репертуар (также как и последующих западногерманских «Модерн токинг», «Бэд бойз блу», норвежской «А-Ха» и той же шведской супергруппы-однодневки «Европа») изначально базировался на англо-американских лекалах. Непременное правило мирового шоу-бизнеса гласит: «Хочешь, чтобы тебя заметили глобально – быстрее вливайся в англоязычную унию». Шведскими в этом музыкальном проекте были, по большому счёту, лишь фактуры и поведенческие «изыски» исполнителей.

Фирменное покачивание Агнетой своими бёдрами

Фирменное покачивание Агнетой бёдрами, развернувшись своим «основанием» к зрителям

Своевременно будет сказать, что из всех англо-говорящих стран Австралия долго время считалась самым сдержанным в вопросах распущенности государством и континентом. В отличие от США, Великобритании и Канады там проживали более патриархально мыслящие люди, потомки первых переселенцев-христиан (один из них даже нашёл слово «Аbba» в Евангелие от Марка). В принципе, в разбираемой нами ленте им тоже дали слово. Это и светловолосый отец лет 45-ти, открыто признающийся в том, что он ненавидит и самих «АББА» и тот дух, который они несут австралийскому подрастающему поколению («У меня дома 12-летний псих накупил их пластинок и обклеил их плакатами всю свою комнату. Каждому терпению должен быть предел»). Это и разыгранная артистически (актёр Том Оливер) сцена негодования сиднейского таксиста: «Я повёл на них свою семью. Потратил кучу денег на билеты. Думал, это будет чистое и аккуратное шоу. Но не успел я и глазами моргнуть, как они сбросили с себя половину одежды».

Бьёрн и Фрида "зажигают" толпу на концерте в Аделаиде

Бьёрн и Фрида зажигают толпу на концерте в Аделаиде

Подобная самокритика, безусловно, обращает на себя внимание. Но похоже, что тут авторы фильма, да и сами музыканты (как бы сейчас сказали) «толерантно» учитывают обе точки зрения на своё творчество: так умнее, хитрее, надёжнее и, главное, коммерчески выгоднее. Элемент лукавого делового расчёта здесь тоже очевиден.

Редкое фото Агнеты и Бьёрна

Редкое фото Агнеты и Бьёрна

Однако в отрицательных отзывах об удачливых супершведах (может быть помимо воли создателей) обозначился один немаловажный идеологический момент. А именно — вся разница между менталитетами этих народов. Как оказалось, Швеция и Австралия – это не одно и то же. А Швеция и бывшая Святая Русь – это далеко не одно и то же. Несмотря на кажущуюся консервативность, «АББА», в умах миллионов людей по всему миру, продолжают воочию представлять собой яркий символ так называемых «шведских семей», антимораль которых допускает свальный грех между двумя разными «ячейками общества».

"Курчавая бархатная постель "АББА"" - скандальные фантазии австралийской жёлтой прессы

«Курчавая бархатная постель «АББА»» — скандальные фантазии австралийской жёлтой прессы

Мы не знаем всего наверняка, — да нас это и не должно волновать! Пусть всё интимное (согласно Закону Божиему) остаётся тайной за семью печатями в сокровенных архивах прославленной шведской четвёрки. Но… сценической демонстрацией собственной длинноногой и тазобедренной фактуры музыканты сами провоцируют появление брутальных мыслей в пылком воображении своих поклонников и масс-медиа.

Творение Лассе Халльстрёма – это иллюстрация того социума, того образа жизни, который ведут его герои. Как уже говорил автор, в советское время он смотрел фильм четыре раза. И все четыре раза на словах диктора – «Бьёрн и Агнета – женаты, Бенни и Фрида – живут вместе» — наши люди в темноте кинозалов неожиданно (и смущённо) смеялись над этим странным «раскладом». Куда более целомудренные жители Страны Советов (невзирая на всё безбожие Системы), в массе своей, просто не понимали: как мужчине и женщине можно жить вместе, не будучи связанными приличными узами семейного положения.

Внешняя гармония золотого века "АББА"

Бьёрн и Агнета — женаты, Бенни и Фрида — живут вместе

Сейчас же половое сожительство под одной крышей, прикрывшееся кисейным покровом так называемого «гражданского брака» стало, увы, повсеместным явлением. И так ли уж «АББА» здесь ни причём?..

Внешне милая и обаятельная Агнета на пресс-конференции в Сиднее даже не понимает: в чём её обвиняют, когда набравшийся смелости репортёр замечает ей о том, что на сцене она слишком откровенно «крутит задницей». За что сподобилась титула «обладательницы самой сексуальной задницы» на современном музыкальном подиуме. И это не случайный штрих в информационном поле данного продукта.

Ложно стыдливая реакция Агнеты на вопрос репортёра о её знаковой «пятой точке»

Вся лента периодически пляшет вокруг культивирования образа соблазнительной «пятой точки» ведущей белокурой вокалистки, которой как заведённые подражают во время концерта молодые австралийки (позабыв о чувстве собственного достоинства).

Молодая девица-австралийка подражает Агнете во время исполнения "Мамма миа"

Молодая девица-австралийка подражает Агнете во время исполнения «Мамма миа»

Завершая наш разговор об этом популярном кинематографическом шоу из раздела «назад в СССР», считаю необходимым высказать уж совсем «запредельную» — для поклонников «АББА» – мысль. В начале 1990-х годов на книжных прилавках Запада появилась разоблачительная книга бывшего британского разведчика Джона Колемана «Комитет трёхсот». Примерно в 2003-ем она также была издана (в оранжевой мягкой обложке) и на русском языке. В ней рассказывалось о поступательных методах теневой антихристианской элиты (особенно английской, в трактовке автора) по созданию соответствующих условий, при которых «обработанные» люди без сопротивления способны будут принять «новый мировой порядок». Помимо всего прочего, Колеман (правильнее будет произносить «Коулмен») кое-что поведал и о «закулисье» в мире популярной музыки. Так, экс-агент MI-6 конкретно заявил об искусственно сооружённой в 1960-х годах «битломании», целью которой было сотворение в молодёжных массах масштабного разрушительного транса «нового поколения». Своего рода революции, где были бы замешаны громкая бит-музыка, наркотики и разнузданный секс (включая однополый) с последующим стиранием исконных нравственных норм поведения.

Битломания — прародительница всех последующих массовых зрительских неврастений в популярной музыке

По его информации, все культовые песни официально заявленного дуэта «Леннон и Маккартни», секретно создавались музыкальным психологом, немцем Тео (Теодором) Адорно, который сбежал в 1934 году на Британские острова из Германии, где до этого (но эта информация спорная) успел поработать и на «мессианскую» славу Гитлера. А затем, убоявшись еврейских погромов, успел унести свои ноги за Ла-Манш. В Англии Адорно пригрела Королевская семья, предоставив ему в таинственном Тавистокском институте человеческих отношений (что в графстве Суссекс) специальную лабораторию для его причудливых психопатологических опытов с использованием музыкально-песенного звука.

Тео Адорно (справа) и его коллега по подрывной социологии Макс Хоркхаймер (слева) в Гейдельберге, 1965 год

Именно сей музыкальный оккультист — по словам Колемана — создавал и курировал «битломанию». Но 6 августа 1969 года Адорно умирает. А в 1970-м — «Битлз» распадается. Автор «Комитета трёхсот» утверждает: сама «кукольная» ливерпульская четвёрка, без своего неофициального Пигмалиона, была просто не в состоянии создавать в дальнейшем убойные манипуляционные хиты уровня «Hard day`s night» или «Yesterday».

«АББА-мания» – это (негласное) законнорождённое дитя «битломании».

Экстаз девушек на концерте "АББА" в Сиднее

Экстаз девушек на концерте «АББА» в Сиднее

И речь не только в похожей истеричной составляющей их поп-имиджа. Просто, обыватель себе слабо представляет всю безумную круговерть музыкального (да и любого другого) шоу-бизнеса. Простым слушателям и зрителям нелишним будет осознать тот факт, что жизнь суперзвёзд – есть своего рода «большие гонки», которые никогда не кончаются, т.е. сплошная головокружительная погоня за успехом на пределе своих сил. Особенно, когда на тебя есть устойчивый глобальный спрос и когда масса не менее алчных конкурентов так и норовит столкнуть тебя с дистанции. «На самом деле – это полностью асоциальная жизнь. – проговаривается на пресс-конференции Бьёрн Ульвеус – Гастроли, переезды. Ты ешь, спишь, выступаешь. И так много дней подряд. Это убивает творческое начало».

Бьёрн Ульвеус: "Гастроли, переезды. Это абсолютно асоциальная жизнь".

Бьёрн Ульвеус: «Гастроли, переезды. Это абсолютно асоциальная жизнь».

Проанализировав — на холодную голову — резкий взлёт «АББА» к вершинам всемирной славы, их «эстафетные» съёмки во множестве постановочных видеоклипов, телевыступлений, фотосессий, интервью, а также нескончаемые репетиции, примерки костюмов, многочасовые бдения у парикмахеров и гримёров, уроки сценического движения, спортивные тренировки (австралийский каратист, будущий кинокостолом Ричард Нортон в кадре лично разминает Анни-Фрид у бассейна), обязательные светские рауты, напряжённые круглосуточные записи в студии и, разумеется, гастроли по различным странам и континентам (с их разными часовыми поясами), поневоле приходишь к мысли о каком-то подвохе, связанном с этой феноменальной группой. Как-то слабо вяжется сей постоянный 7-летний марафон (пиковое время 1974-1981 гг.) всевозможных «обязаловок» с наличием целого клондайка сверхуспешных шлягеров и альбомов, сходивших параллельно с АББА-конвейера со скоростью скорострельной винтовки. (Любопытно, что и апофеоз «битломании» с индустриальным производством их классических синглов и альбомов тоже исчисляется теми же 7-ю годами, 1963-1970 годы).

Гримировка Бенни перед концертом в Аделаиде

Гримировка Бенни перед концертом в Аделаиде

Если этот сумасшедший ритм жизни – по словам Ульвеуса – «убивает творческое начало», то возникает вопрос: где взять время для непосредственного сочинения песен? И не просто песен, а потенциальных музыкальных «боевиков» высокой степени выразительности. – Ведь вдохновение не приходит по расписанию… Лично для меня здесь очевидно то обстоятельство, что без лукавых terra incognita песенное подразделение «предприятия АББА» явно не обошлось.

Я не являюсь музыкальным человеком: не умею ни петь, ни играть, ни танцевать. Однако, проработав какое-то количество лет на ТВ со своей еженедельной авторской программой; зная сколько обычно сил, нервов и времени уходит на создание одного (даже самого примитивного) медийного продукта и, имея некоторые основания считать себя человеком творческим и в чём-то компетентным, признаюсь, что не могу избавиться от серьёзных сомнений в настоящем авторстве Бьёрна и Бенни по части их богатого репертуара.

Запись выступления группы на ТВ

Запись выступления группы на ТВ

Исполнительский фактор – это одно. Авторский же и исполнительский факторы (совместно) – это совсем другой «формат жизни». Одновременно сочинять тексты и музыку, облекая их в гармоничную диффузию из стихотворного пения и многоинструментального звука – это крайне трудоёмкая и отнюдь небыстрая работа.

Сладкий гламурный рок и соблазн оголённой женской фактуры - парадная сторона имиджа группы

Сладкий гламурный рок и соблазн оголённой женской фактуры — парадная (но не благотворная) сторона имиджа группы

Поневоле напрашивается вывод, что сама четвёрка вела лишь внешнюю сторону, созданной вокруг неё многослойной мега-индустрии. Подводная же часть АББА-корпорации (а она наверняка есть, с её подспудными музыкальными инъекциями и установками в отношении простого люда) до сих пор покрыта густым туманом и обнародованию не подлежит. В этом смысле, земная «тайна «АББА»» вряд ли когда-нибудь будет раскрыта. До наступления Страшного Суда, естественно.

Пожалуй, только строго религиозному (в нашем случае православному) человеку, обладающему тонким чутьём, будет под силу процесс отделения  сладкоголосого пения «АББА» от его реального идейного содержания. То есть уклонения от навязываемых ими миражей на темы любви, расставаний, денег, дискотечных экстазов, цирковой буффонады, «семейной нравственности по-шведски» и прочих «ценностей». По всей видимости, их долгоиграющий феномен (с его неожиданной реинкарнацией в 1993 году после перепевок АББА-песен содомитским коллективом «Erasure», а также с театральной постановкой мюзикла Бенни и Бьёрна «Мамма миа» и с её пошлой голливудской экранизацией 2008 года) является продуктом шведской секции наднациональной глобалистской структуры, ответственной за всемирное музыкальное помыкание человеческими массами, склонными к романтике и лиризму.

Легендарные шведы в Париже (конец 1970-х)

Легендарные шведы в Париже, на Елисейских полях (конец 1970-х)

Присмотримся, Агнета и Фрида, Бьёрн и Бенни всегда славословили собственнический «балладно-конформистский» образ жизни. Да, их музыка приятна, качественна и незабываема. Но создавая у многомиллионной аудитории иллюзию эстетического удовольствия и убаюкивающей мечтательности музыканты, думается, нечестно поступали по отношению к своим поклонникам и к своему творческому долгу. Отказываясь, например, возделывать в преданных почитателях жертвенность, целомудрие, нестяжательность и иные непреходящие добродетели. Они творят именно иллюзии с их широко разветвлённой системой моральных спекуляций и эмоциональных раздражителей.

Образ жизни они вели тоже соответствующий. Так, во время вояжа ансамбля по Америке в 1979 году, в каком-то кулуаре для избранных, вся четвёрка злорадно зубоскалила, когда одного пожилого человека из их окружения другие члены команды насильно и безцеременно обмакнули лицом в широкий помпезный торт, сделанный в форме границ США. Подобное «беснование с жиру» при снимающей их кинокамере тоже добавляет повода к озадачивающим размышлениям о житейских приоритетах скандинавских идолов.

Принудительное обмакивание лицом в торт своего седовласого сотрудника (во время гастролей "АББА" по США в 1979 году)

Принудительное обмакивание лицом в торт своего седовласого сотрудника (во время гастролей «АББА» по США в 1979 году)

«АББА» — это не просто популярный вокально-инструментальный коллектив, добившийся успеха, благодаря своей оригинальности, таланту, красоте и упорному труду. — Так гласит их легенда. И люди предпочитают этому верить. На самом же деле, «АББА» — это плод детально просчитанной калькуляции, это мифология, сделанная амбициозными и эгоистичными людьми, хорошо знающими, что и как надо сервировать к пёстрому столу вероломной «массовой культуры».

 Американская мечта в шведской оправе. Собственническая мифология Бенни и Бьёрна, Фриды и Агнеты. Американская мечта в шведской оправе. Собственническая мифология Бенни и Бьёрна, Фриды и Агнеты.

Американская мечта в шведской оправе. Собственническая мифология Бенни и Бьёрна, Фриды и Агнеты.

А грамотно произведённый в 1977 году полнометражный фильм-концерт Лассе Халльстрёма явился крайне экзальтированным, для своего времени, музыкально-кинематографическим документом, расцвечивающим его героев яркими красками рекламы и намеренно обходящим свойственные такой идеологии противоречия и мистификации.

Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)
 10 февраля 2016 года

Автор использовал некоторые высказывания 1972 года советских кинокритиков А. Караганова и Я. Маркулан, а также выражает благодарность музыкальному звукорежиссёру и композитору Андрею Кирющенко за консультативную помощь при создании материала.

Перепечатывание и копирование материала для всех видов коммерческой деятельности без разрешения автора ЗАПРЕЩЕНЫ!


Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Комментариев к записи: 12

  1. Дмитрий:

    Спасибо ! Неплохо так написано и свежо. Читал с интересом. Жду продолжения. Остаётся добавить что фильм сей был куплен с правом проката на пять лет. Москвичам наверное везёт больше чем всем остальным ибо до сих пор в кинотеатре «Иллюзион» этот фильм можно иногда увидеть. Ту самую советскую прокатную копию !!!

    • Борис Швец:

      Не стоит благодарности, Дмитрий! Мне самому было интересно узнать от Вас, что в московском «Иллюзионе» периодически показывают прокатную версию фильма. Тогда может подскажете голосом какого артиста она была озвучена на «Мосфильме» (мне кажется это был то ли Сергей Малишевский, то ли Тимофей Спивак).
      Борис Швец

  2. Дмитрий:

    Этого сказать не могу. Не настолько осведомлён в актёрах выполнявших дубляж. Точнее закадровый перевод. Перевод был сделан очень профессионально, даже те короткие фразы по шведски были переведены. А вот без редактуры не обошлось. Вырезали пару сцен. И самое смешное что в результате убрали микроскопический косяк допущенный монтажёром фильма. В первую долю секунды сцены сна журналиста можно увидеть женскую руку держащую буклет перед лицом спящего главного героя. В оригинале она есть, в советской копии где была вырезана сцена перед этим кадром, руки естественно заметить не удалось. Со звуком вообще тема интересная. В то время это было в диковинку звук вокруг. Сейчас уже никто не смог вспомнить где в каком городе за рубежом с каким звуком фильм демострировался. Точно одно что в СССР в 97 процентах звук был моно. Но как вспоминают некоторые фанаты кое-где в Москве звук был стерео. В 2006 году фильм наконец издали на DVD и вот тут встала проблема что делать со звуком. Поначалу не смогли найти четырёхканальный мастер и было уже хотели искусственно сделать объёмный звук, но в последний момент вспомнили что в 70-лохматом году где то в каком то городе Швеции фирма арендовал помещение и именно там на полке нашли коробку с оригинальным многоканальным звуком.

  3. Борис Швец:

    Благодарю за информацию. А Бьёрн и Бенни участвовали в обновлении фильма для DVD?

    • Дмитрий:

      Нет конечно. Этим занимались шведские кинематографисты, восстановлением киноплёнки. То что вышло в 2006 на DVD и чуть позже на Blu-ray это восстановленная копия фильма. В СССР в начале 80-х фильм увидели благодаря директору группы Стигу Андерсону. Он приезжал в Москву года за два до начала проката. Останавливался в гостинице Украина с женой и ближайшим соратником секретарём. Мировая премьера за рубежом состоялась в Австралии 15 декабря 77 года. В Швеции под рождество. В Англии уже в феврале 78 года. Сам режиссёр фильма — Лассе Хальстрём доволен своим детищем меньше всего из всех своих работ.

      • Борис Швец:

        По правде говоря, голливудское творчество Халльстрёма я считаю более грешным, чем его концертный фильм «АББА». Мне он представляется не самым худшим его произведением. Благодарю за подолбную инфомацию о продвижении данной ленты в наши кинотеатры. Автор.

  4. Елена:

    Спасибо большое! Очень интересная статья.

  5. Дмитрий:

    Удивительно что ещё сохранились мысли и та идеология рассуждений из СССР. Это Я про вторую часть данного материала. Прям Ольга Дмитриева 2 или если хотите «Где начинается коммерция» часть вторая. Любопытна мысль о невозможности совмещать гастроли и пиар на ТВ и где угодно с со столь хорошими песнями ибо для их сочинения требуется много времени которого у группы не было. Любопытна, но не более. Да безусловно у автора свой безценный опыт создания программ и сюжетов и соответственно своё представление и методы по их созданиям. Конечно это требует огромной работы и времени, но в том то и беда что он в одиночку творил и не было команды помошников. От сюда и столь большая трудоёмкость процесса и результата его. А вот у АББА была супер команда музыкантов и помошников, и выстраивалась эта схема отношений на работе не за один год. Для того чтобы выстрелить в 77 году начало было положено в 60-63 годах Стигом Андрсоном которого автор назвал «Дубиной». Стиг был великим человеком и великим эмприсарио !!!
    Историю нужно знать.

    • Павел Фирюлин:

      Дима, поскольку ты утверждаешь, что историю надо знать, то позволю себе напомнить тебе, что слово «Дубина» (в качестве прозвища Стига Андерсона) не автор придумал. Это было в журнале «Ровесник» в 1981 г. в статье «Предприятие АББА» — Стиг «Дубина» Андерсон (видимо, неправильный перевод слова «Stikkan»).

  6. Евгений Суслов:

    Кхм… А знаете, всё, что здесь написано, со знанием материала, конечно, можно, как по лекалу применять к любой группе, которую вдруг занадобится помазать гудроном, дёгтем и повалять в пуху. К абсолютно любой, хоть к «Песнярам», хоть к «Пинк Флойду». Если занадобится. Я таких ядовитых статей не читал даже в советской прессе. (Я, повидимому, ровесник автора). В советской прессе снисходительно журили, как правило. По крайней мере, я так воспринимал то, что тогда писали об АББА и других группах. Мы, подростки, в то время, всё это читали, но делали свой выбор в сторону познания мира во всех его проявлениях. Впрочем, как-то инстинктивно, не стремились к наркотикам, а в остальном — нам надо было знать и понимать. И ограждающее действие цензуры мы тогда совершенно не принимали. Но вот день сегодняшний, и эта статья… Такая странная… Я понимаю, если автор воцерковлённый христианин, то всё светское и развлекательное можно с высокой духовной позиции назвать соблазнением духа — прелестью (прелесть Горлума). Но даже иеромонах Фотий не занимается такой судящей критикой попсы после участия в телепроекте «Голос». Ну просто бич свистящий — автор статьи!

  7. Павел Фирюлин:

    Автор, Вы плохо знаете историю группы АББА: они ОЧЕНЬ МАЛО гастролировали, поэтому у них было ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО времени, чтобы сочинять новые песни, чем Бенни и Бьёрн, в основном, и занимались целыми днями. В студии им помогали несколько сессионных музыкантов (гитарист, бас-гитарист, барабанщик и др.) записывать эти песни. На самом деле, если посчитать все песни АББА за десять лет (1972 — 1982), то получается примерно 12 песен в год. Вполне реальная цифра!

  8. Дмитрий Шипов:

    Автор статья начал за здравие, а закончил за упокой.

Оставить комментарий