СТАНИСЛАВ ГОВОРУХИН — «МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ», 80 ЛЕТ РЕЖИССЁРУ. НАШЕ КИНОДОСЬЕ


СТАНИСЛАВ ГОВОРУХИН — «МЕСТО

ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ»,

80 ЛЕТ РЕЖИССЁРУ!

НАШЕ КИНОДОСЬЕ

Даже не верится, что мастеру отечественной кинорежиссуры, актёру, сценаристу, художнику, политическому и общественному деятелю Станиславу Говорухину исполнилось ни много ни мало 80 лет.

Govoruhin_legendy-kino_Mesto_vstrechi_Zheglov_Vysockiy_scandal_mat_v_kino_Sharapov_Konkin_annivasary

Станислав Говорухин — народный режиссёр и своеобразный человек в одном лице

Юбиляр родился 29 марта 1936 года в селе Березники Свердловской области. По сути, будущий мэтр родился в неполноценной семье, поскольку его родители — донской казак Говорухин Сергей Георгиевич (1908-1938) и портниха Глазкова Прасковья Афанасьевна — развелись ещё до рождения мальчика. Вскоре, папа Стасика будет репрессирован по директиве палача Я. Свердлова «О рассказачивании» и умрёт в сибирских лагерях. А мама в одиночку вырастит его и старшую сестру Инессу и сумеет дать им высшее образование. 

В 1958 году Станислав Сергеевич оканчивает геологический факультет Казанского Государственного университета и около года работает геологом Средне-волжского геолого-разведывательного управления (в чём нам видится примечательное биографическое сходство с исполнителем роли Фокса Александром Белявским, тоже геологом по первому образованию). В 1959—1961 годах он трудился редактором и ассистентом режиссёра на Казанской студии телевидения. Но не удовлетворившись провинциальным творческим трудоустройством несостоявшийся геолог едет в Москву, где в 1962 году поступает на режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Якова Сегеля), который с отличием оканчивает в 1967-м. После распределения Говорухина направляют на Одесскую киностудию, в пенатах которой он впоследствии и снимет блок своих самых известных (иногда недооценённых) фильмов — «Вертикаль» (1967), «День Ангела» (1968), «Белый взрыв» (1969), «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972), «Приключения Тома Сойера и Гельберри Финна» (1982), «В поисках капитана Гранта» (1985), «Десять негритят» (1987).

Но одна картина Говорухина являет собой не просто популярную кинематографическую ленту (снятую для ТВ), а одну из наиболее ярких визитных карточек отечественного русскоязычного кино, как такового.

Vladimir_Vysockiy_Stanislav_Govoruhin_Kirpich_Sadalskiy_siomki_Mesto_vstrechi_kinoklassika_scandal_USSR_shedevr_moral_luchschiy_film_detektiv_chornaya_koshka_black_cat

Станислав Говорухин и Владимир Высоцкий (Жеглов) на съёмках сцены задержания карманника «Кирпича» (Станислав Садальский) во время работы над производством фильма «Место встречи изменить нельзя» (1978 год)

Всенародная слава 5-серийной криминальной картины 1979 года «Место встречи изменить нельзя», повествующей о борьбе работников послевоенной московской милиции с миром всевозможных «урок» — карманников, бильярдных шулеров, грабителей и убийц — перешагнула все временные границы, превратив её во всенародное достояние и явление общественной жизни. Почти все её герои и отрицательные персонажи — оперативники Глеб Жеглов (В.Высоцкий) и Володя Шарапов (В.Конкин), убийца в военной форме Фокс (А.Белявский), сутулый бандит Горбатый (А.Джигарханян), трамвайный вор «Кирпич» (С.Садальский), приблатнённая ветреная блудница «Манька-облигация» (Л.Удовиченко), гнилой милиционер-собственник Питюня (В.Абдулов), дэбэлый помощник Жеглова с Украины Ваня Пасюк (А.Милютин), ложно обвиняемый еврейский врач-интеллигент Груздев (С.Юрский) — стали фигурами народного фольклора.

http://legendy-kino.ru/wp-content/uploads/2016/03/Mesto-vstrechi-Konkin-Govrukhin_velikoe_narodnoe_kino_USSR_kinoshedevr_80_let_Govoruhinujpg

С Владимиром Конкиным (в роли Шарапова) на съёмках картины «Место встречи изменить нельзя» (1978 год)

Помимо крепкой режиссуры и блестящих артистических ролей «Место встречи…» (снятое по книге бывших оперативников братьев Вайнеров) поднимало и ряд извечных моральных вопросов. В частности, тему допустимости для работников правоохранительных органов применения сомнительных методов  для привлечения бандита к заслуженному уголовному наказанию. Знаменитая разговорная сцена из 2-й серии фильма с ожесточённой разговорной баталией в милицейском автобусе между опытно-нахрапистым Жегловым и (вернувшимся с фронта) молодым принципиальным новичком Шараповым из-за подброшенного героем Высоцкого в карман вору «Кирпичу» украденного им в трамвае кошелька (который босяк успел выбросить перед своим задержанием) является непревзойдённым эталоном нравственного киноспора. «Так давай вернёмся в отделение и скажем, что «Кирпич» никакого кошелька не резал. Что ошибочка, мол, вышла?! А затем извинимся все вместе, вернее я один извинюсь, перед милейшим парнем Костей Сапрыкиным и отпустим его на все четыре стороны» — настаивает на своей правоте Жеглов. Но Шарапов-Конкин подымает вопрос до, практически, евангельской высоты его осмысления, оценивая поступок своего коллеги и друга с точки зрения Высшего Суда, суда человеческой совести.

Mesto_vstrechi_Vladimir_Vysockiy_80_let_Govoruhinu_Konkin_Sharapov_legendy-kino_ru_legendarnoe_kino_USSR.jp

Репетиция режиссёра Говорухина с актёрами перед съёмками сцены встречи Жеглова и Шарапова с солдатом из Средней Азии на вечерней набережной Москвы (1978 год)

В эпоху развала СССР Станислав Сергеевич создаёт свои непреклонные публицистические ленты «Так жить нельзя» (1989) и «Россия, которую мы потеряли» (1992), вызвавшие критику со стороны разрушителей русской цивилизации. В последнем документальном фильме-расследовании режиссёр шокирует зрителей фактами больших достижений царской России в экономике, культуре, социальной жизни русского народа. Приводит цены и зарплаты подданных Российской империи накануне Первой Мировой войны и октябрьского большевистского переворота 1917 года и намекает на варварскую сущность цареубийства последнего русского монарха Императора Николая II и его семьи.

Не лишним будет вспомнить о его достойном сыне, цельном человеке твёрдых патриотических взглядов, отважном военном корреспонденте, режиссёре и общественном деятеле, потерявшем ногу на первой чеченской войне в феврале 1995 года — Сергее Говорухине. К сожалению, он умер 27 октября 2011 года от инсульта в возрасте 50 лет.

Не будем идеализировать юбиляра, особенно за его пристрастие к курительной трубке, ставшей неотделимой частью его образа для светской тусовки и таблоидов. Однако и светлые «пятна» его биографии мы тоже не хотим нивелировать.

За активную русофильскую политическую и общественную деятельность Станислава Говорухина многие невзлюбили. Но ряд его действий и высказываний дают нам серьёзный повод отнестись к нему с определённым уважением.

legendy-kino_Govoruhin_Mesto_vstrichi_izmenit_nelzya

Станислав Говорухин — политик

Как в случае с его шумной Госдумовской тяжбой с тем же Никитой Михалковым и компанией по поводу правомочности мата в российском кино. Как известно, 1 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 101-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», ограничивающий использование сквернословия в художественном кинопроизводстве (читайте на нашем сайте материал «Не слишком ли кино увлеклось матерщиной?!»). Его попытались оспорить такие блюстители «творческой свободы», как вышеуказанный Михалков, Фёдор Бондарчук, Карен Шахнахаров, Олег Табаков, Сергей Мирошниченко и прочие псевдорадетели русской словесности.

Но Говорухин не сдался и нанёс ответный удар по сторонникам разговорной кинонепотребщины. «Что тут говорить? Деградация начинается с малого — обосновал твёрдость своей позиции Станислав Сергеевич — сначала мы разрешим ругаться матом, потом проводить гей-парады, а там уже недалеко до однополых браков и других европейских ценностей…  «Левиафан» — очень хороший фильм (с чем нам, например, трудно согласиться — прим. автора), но если убрать из него мат, он ничего не потеряет. Даже если ленту сократить на 30 минут, будет только лучше. Чехов, Тургенев и Толстой обходились без ненормативной лексики, я думаю, что мы тоже можем попробовать«.

По сему и мы хотим присоединиться к искренним поздравлениям друзей и почитателей данного кинодеятеля по поводу его очередной круглой даты, позволив себе подытожить некоторые итоги противоречивой жизни и творчества Станислава Сергеевича! Всех благ и Ангела-хранителя ему! И пожизненная благодарность за то МЕСТО ВСТРЕЧИ, которое никак НЕЛЬЗЯ ИЗМЕНИТЬ!

Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»), 30 марта 2016 года

 


Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Комментариев к записи: 3

  1. Ирина:

    Самое важное то, что он — режиссер хороший. Есть чем перед Господом отчитаться. Я «Место встречи изменить нельзя» могу бесконечно пересматривать, хотя знаю наизусть.

  2. Бэла:

    Станислав Сергеевич, Вы — большой человек! Большой Мастер! И очень красивый мужчина!И Ваш праздник — это праздник сердца и добрых друзей! Праздник удивительный, волшебный, даже если уже и не дитя!…Пусть Бог раскинет над Вами свое крыло и бережет от бед и напастей! Я горжусь Вами, несмотря на то что когда-то не помогли мне в час испытания…

  3. KolambaMt:

    спасибо. очень хороший
    и полезный сайт.
    удачииуспехавам.

Оставить комментарий