«Трюкач»: развенчание мифа

Питер О'Тул

 


ИНТЕРНЕТ — ПРЕЗЕНТАЦИЯ АВТОРСКОЙ БРОШЮРЫ (МОНОГРАФИИ) БОРИСА ШВЕЦА  ИЗ СЕРИИ «ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО КИНОПРОКАТА»

1361

«ТРЮКАЧ»:

РАЗВЕНЧАНИЕ МИФА

(The Stunt Man)

Производство «Мелвин Саймон продакшнз» США, 1979), 2 ч. 10 мин.
Авторы сценария  Лоуренс Б.Маркус, Ричард Раш (по роману Пола Бродера)
Режиссёр и продюсер Ричард Раш
Оператор Марио Този
Художник Джеймс Шоппе
Композитор Доминик Фронтьер
Песню Bits and Pieces исполняет Дасти Спринглфилд (музыка Д.Фронтьера, слова Нормана Гимбела)
Монтажёры Джек Хофстра и Кэролайн Фэрриол
Исполнительный продюсер Мелвин Саймон
Ассоциативный продюсер Пол Льюис
Пиротехнические спецэффекты Милт Райс
Гримёры Кен Чейз и Том Лукас
Дизайн титров Дэн Перри лимитед
Руководитель каскадёрской группы Грэй Джонсон
Каскадёры проекта  Фил Адамс, Ларри Данн, А.Дж.Бакунас (он же в кадре помощник Илая со сценарием, на костылях), Уити Хьюз, Грэй Джонсон, Грег Барнет, Гэри Баксли, Норм Блейкеншип, Хэнк Калиа, Динна Дей Коулмен, Джон-Майкл Джонсон, Элтон Лео Джонс, Том Морга, Регги Партен, Джеймс Б. Уинборн, Кенни Эндозо, Дон Палфорд,   Эрик Корд, Уолтер Роблз, Тед Дункан, Дик Уорлок. 
Держащийся за крыло самолёта дублёр Стива Рэйлсбека Джон Казиан
Трюковой пилот вертолёта Вейнер Берг
Парашютист Дин Уэттгаард
Бюджет фильма 3 млн. 500 тыс. долларов
Сборы в США 7 млн. 63 тыс. 886 долларов
Кинозрители в США 2 миллиона 630 тысяч
Кинозрители в СССР 23 миллиона 900 тысяч
Мировая премьера 27 июня 1980 года
Роли исполняют и дублируют
Илай Кросс (режиссёр) Питер О’Тул (дублирует Анатолий Кузнецов)
Кеймерон (трюкач) Стив Рэйлсбек (дублирует Алексей Золотницкий)
Нина Фрэнклин Барбара Херши (дублирует Валентина Теличкина)
Чак Бартон (постановщик трюков) Чак Бейл (дублирует Владимир Гусев)
Сэм (сценарист) Аллен Гурвиц (дублирует Олег Голубицкий)
Джейк (начальник полиции)  Алекс Рокко (дублирует Владимир Ферапонтов)
Дениз (гримёрша) Шэрон Фэррел (дублирует Алёна Чухрай)
Эйс (продюсер) Филлип Бранс (дублирует Даниил Нетребин)
Раймонд Бейли (актёр) Адам Роарк (дублирует Валентин Грачёв)
Гейб (оператор) Джон Гарвуд
Генри (ассистент оператора)  Джим Хесс
Берт  Майкл Рэйлсбэк
 Фильм дублирован на киностудии «Мосфильм»в 1981 году. 
Режиссёр дубляжа Евгений Ильинов
Автор русского синхронного текста Е.Роом
Звукорежиссёр Ю.Булгакова
 Редактор  Лидия Балашова

Рекомендуемое авторское ограничение: из-за обилия вульгарных диалогов, эпатажных и сексуальных сцен детям, верующим и зрителям строгих моральных правил фильм смотреть не рекомендуется !

Сюжетная завязка…

Патрульная полицейская машина паркуется на стоянке у придорожной закусочной. Двое полисменов (говоря между собой о поимке какого-то Кеймерона) заходят в кафе. Для виду делают заказ. Потом подходят к небритому «джинсовому» парню, гоняющему шар в игральном автомате. Слово за слово: и на запястьях потёртого клиента забегаловки щёлкнули наручники.

Но этот странствующий бедолага по фамилии Кеймерон оказался не промах. Растолкав опешивших стражей закона, он бросился в бега. Вслед пошли крики, угрозы и даже выстрелы. Эффектно прыгнув с откоса и нырнув в заросли лесной чащи, парень там натыкается на двух электромонтёров, чинивших в этих местах линию и попытавшихся задержать его до прихода полицейских. Но порывистый маргинал не спасовал и перед этим: технично надавав по сусалам одному из них (другой же, от греха подальше снова полез на столб) беглец вроде бы отрывается от погони. И оказывается на каком-то пустынном мосту, не подозревая о том, что вскоре это место станет для него своеобразным рубиконом.

трюкач1

Дело в том, что на злополучной переправе его под своими колёсами едва не давит старый (однако весь из себя блестящий) «Дюзенберг» с агрессивным водителем внутри. Ситуация доходит до ещё большего криминала, т.к. в результате перепалки между беглецом и автомобилистом раритетный лимузин срывается с моста в реку. Шофёр же оттуда, увы, так и не всплывает. Зато на месте происшествия в воздухе внезапно появляется киносъёмочный вертолёт, из окна которого асоциального парня стал изучать въедливый взгляд режиссёра, одержимого творца иллюзий по имени Илай Кросс, снимающего на этом побережье свой амбициозный военный боевик о Первой Мировой войне.

трюкач2

Воспользовавшись затруднительным положением убегающего сорви-головы Кросс, втайне от полиции, предлагает Кеймерону выступить на своих съёмках в качестве главного трюкача, заменив собой того самого затонувшего каскадёра Берта (погибшего, кстати, и по его вине).

Так, бывший ветеран Вьетнама, преследуемый властями за нападение на полицейского в одночасье превращается в каскадёра поневоле «Берта», который помимо адреналиновой работы умудряется ещё и завести бурный роман с Ниной Фрэнклин, фавориткой режиссёра и главной женской звездой проекта.

трюкач3

Сам же Кросс в долгу перед необузданным новичком не остаётся. Он начинает придумывать под лже-Берта такие рискованные каскады, что до предела накаляет и без того возбуждённую психику бывшего «зелёного берета», воспринимающего иллюзорную военную киновакханалию, как продолжение своей вьетнамской эпопеи…

=============================================

РЕЦЕНЗИЯ

Как выяснилось со временем, у этого фильма была не менее сумбурная судьба, чем его содержание. Все крупные голливудские студии отказались его снимать. В итоге, увесистый по затратам проект согласился взять под свою финансовую опеку независимый продюсер Мелвин Саймон. Будучи уже снятой и смонтированной лента около двух лет пролежала на полке.

Только чтобы отделаться от ершистого режиссёра Ричарда Раша и его назойливых менеджеров боссы студии «ХХ Век Фокс» определили их авторскому блокбастеру кое-какое стойло в своей «конюшне». Но полноценного проката в Америке мытарствующий фильм так и не дождался (откровенно говоря, действия студии были похожи на прокатный саботаж).

Когда же к концу 1980 года «Трюкач» удостоился 6-ти номинаций на премию «Золотой глобус», а затем и трёх оскаровских перспектив за лучшую режиссуру, за лучшую главную мужскую роль (П.О’Тул) и за лучший сценарий (хотя ни одного приза, в результате, так и не получил) его вытащили из запасника студии и выставили на продажу. В Европе наибольший успех на его долю выпал в Испании: там он прошёл под названием «El Especialista».

трюкач4

В июле 1981 года лента добралась и до СССР, а именно на ХII Московский Международный кинофестиваль, где ей выделили сеанс во внеконкурсной программе с параллельным участием в фестивальном кинорынке (тогда же и по такой же схеме прорвалась на наши экраны и итальянская комедия «Укрощение строптивого» с А.Челентано и О.Мути, также показанная с успехом вне конкурса на ХII МКФ).

Странно, но кому именно из киночиновников пришла в голову мысль купить сию сомнительную (во многих отношениях) картину для показа в советских кинотеатрах? Ведь даже с точки зрения внутренней голливудской цензуры той поры творение Р.Раша имело в себе немало вызывающих моментов. В лучшем случае, в голове её творца царила (под стать герою П.О’Тула) амбициозная идейная сумятица. В худшем — Раш здесь выступает, как витиеватый апологет сатанизма, которого он вовсе не чурается. Но который умело камуфлирует за многозначительностью символов, намёков, аллюзий и прочего двусмысленного тумана.

трюкач5

Солнечным июлем 1982 года «Трюкач» (предварительно анонсированный в журнале «Советский экран», а самое главное — известной телепередачей 2-й Общесоюзной программы ЦТ «Спутник кинозрителя» и популярной советской киноблондинкой Ириной Мирошниченко) вышел в советский прокат. Любопытно, что в таком городе, как Днепропетровск фильм стартовал в понедельник 2 августа 1982 года, аккурат в день 50-летнего юбилея его актёрского премьера Питера О’Тула (род. в 1932 г.) и… в день Святого пророка Божия Илии (что уже находится за гранью моего скудоумного понимания, если учитывать те обстоятельства, о которых речь пойдёт ниже).

трюкач6

Почти во всех городах СССР на его милость были отданы первоэкранные кинотеатры. Прокатчикам с порога было ясно, что в их руки попал потенциальный «двухнедельник», гарантирующий активную зрительскую посещаемость (современным термином «хит»). Прогнозы оправдались. В первые недели показа ребятня вовсю изгалялась у касс кинотеатров, чтобы попасть на американский 2-серийный фильм с заманчивым приключенческим названием и возрастным ограничением «Кроме детей до 16 лет». Эффект его просмотра в темноте кинозала «за железным занавесом» — даже несмотря на манерную затянутость многих разговорных эпизодов — был сродни магической бомбе.

Правда, «Трюкач» не собирал забойные сверханшлаги по примеру «Великолепной семёрки», «Золота Маккенны», мексиканской «Есении» или делоновского «Зорро». Да и до рекорда вышедших ещё в 1979 году, схожих по тематике и названию «Каскадёров» Марка Лестера (1977) ему было далековато. Ибо по официальной советской статистике он собрал ровно на 18 миллионов зрителей меньше. Лестеровский детектив о трюковой киноиндустрии привлёк в наши залы за премьерный киносезон ни много, ни мало 41 миллион 900 тысяч зрителей. «Трюкач» же – 23 миллиона 900 тысяч. Тем не менее, в Союзе фильм обзавёлся несколькими сотнями тысяч благодарных фанатов (и я был из их числа), которые, при случае, были готовы пересматривать его в любом периферийном кинотеатре или ДК.трюкач кассета2

Однако признаюсь: с некоторых пор, после многократных просмотров и пересмотров картины лично я стал испытывать серьёзные сомнения по части её благотворного влияния на умы. Начать с того, что жанр «Трюкача» не определишь одним словом. Даже словосочетанием. Это некая диффузия из фильма-погони, приключенческой драмы о буднях кинопроцесса, социального памфлета о превратностях судьбы, love story, чёрной комедии и философской притчи с лже-библейским подтекстом. В дополнение ко всему, сей жанровый винегрет оказался ещё и приправлен горячительным соусом скандальности.

трюкач7трюкач8

Эпатажа на экране предостаточно. Развороченные тела с вываливающимися наружу человеческими внутренностями (пусть даже бутафорскими), съёмки мистерии в полевом дурдоме, невротичный свальный грех в одиозном германском борделе, закопанная в земле окровавленная шевелящаяся рука с раздувающимся «презервативным» пальцем, потрёпанная детская коляска с выпрыгивающими оттуда визжащими поросятами, грубоватая постельная сцена с придыхательными поцелуями, брутальная (даже свинская) сцена с измазанными в краску Кеймероном и Ниной в реквизиторском цеху. И всей этой кричаще-наглядной балаганной непотребщине авторы придают самодовлеющее визуальное значение.

трюкач9

Слава Богу, что студийные боссы заставили Раша вырезать отталкивающую буффонаду, устроенную Кроссом и его обезбашенной ватагой в полицейском участке. В DVD-разделе удалённых сцен сие полускотское шоу, к сожалению, выложено. Но лично я смотреть его никому не рекомендовал бы (хотя бы потому, чтобы не бросать тень на привычный вариант фильма).

трюкач10

Конечно, есть в ленте и своя лирика (правда, весьма хитрая), эмоциональный накал, технические находки, оригинальные операторские решения Марио Този, фонтанирующий лицедейский маг Питер О’Тул. И, разумеется, ставшая уже хрестоматийной музыкальная дорожка. Без ярких, выразительных композиций Доминика Фронтьера и песни в исполнении Дасти Спрингфилд фильм просто бы не состоялся.

Однако вся проблема в том, что этой слаженной и талантливой командой руководил режиссёр-иконоборец. Рекламная эмблема «Трюкача» — чёрт, сидящий за кинокамерой — отчётливо отражает тайные симпатии самого Ричарда Раша. Взгляните на его наброски к магистральному плакату своего детища и Вам многое станет ясно.

126

124

127

stunt_man-258x300

Имитируя своего плакатного киномефистофеля постановщик ничтоже сумняшеся, во вступительном слове к DVD-изданию ленты (взятого из его же док.фильма «Зловещая сага создания «Трюкача»»), изображает из себя этакого гуру от киномагии, понося, в том числе, и исконные нормы морали. Подобно своему экранному альтер-эго Кроссу Раш, всей стилистикой фильма, не скрывает собственного упоения от выпавшей ему возможности богоборчески живописать пресловутое «зловоние гангрены, поразившей человеческое общество» (цитируем его философствующего героя).

«Почему твоя вульгарная (бордельная — прим. авт.) сценка производит бОльшее впечатление, чем то, что написал я? — спрашивает Илая плюгаво-тщедушный сценарист Сэм (Аллен Гурвиц). Примечателен ответ «маэстро»: «…Возможно потому, что я стараюсь показать, что любой человек — враг он или друг — такое же похотливое животное, как, например, ты».

Шикарное резюме! О благочестии мы уже не говорим. Это — удел высоких нравственных душ. Но даже с точки зрения бушующих в современном мире так называемых «общечеловеческих ценностей» гуманистической такую идею не назовёшь. Подозрительность, недоверие, ироничная двуликость, желание «подсмеять» ближнего, гротесковая паранойя, человеконенавистническая одержимость в работе, профессиональная распущенность нравов, подвохи, угроза смерти — таковы основные поведенческие реакции почти всех действующих лиц «Трюкача». Всмотримся, здесь нет стопроцентно положительных персонажей: что гримёрша Дениз, что актёр Раймонд Бэйли, что оператор Гейб, что продюсер Эйс — все они ведут себя на грани бесовского фола. В кипучем страстями иллюзорном мире кино сия экранная тусовка во главе с режиссёром лишь играет в благородство, разводя время от времени высокопарную демагогию о высокой миссии их будущего творения.

трюкач11

Белой вороной в команде Илая кажется лишь один персонаж (да и то третьестепенный) — ассистент оператора Генри (Джим Хесс), дерзнувший по моральным соображениям на целых 22 секунды раньше оборвать очередную шизофреническую съёмку манипулятору-Кроссу. — И едва не лишившийся из-за этого своей головы. Рассказ уволенного и подвыпившего в баре Генри о диктаторском цинизме постановщика, стремившегося снять на плёнку смерть натурального Берта в затонувшей машине — пожалуй, единственное светлое этичное пятно всего более чем 2-часового фильма.

В остальном же опус Раша выдаёт на гора «ценности» иного рода, пытаясь (помимо всего прочего) кощунственно оседлать и ряд библейских тем, чудес и событий.

Начать с имени героя О’Тула. Илай – т.е. ИЛИЯ (вот мы и добрались до упомянутого выше момента). Перед нами извращённая авторская отсылка к личности одного из величайших Божиих пророков всех времён. По церковному преданию святой Илия (вместе с другим пророком Енохом, жившим ещё до Всемирного потопа) таинственным образом снова вернётся на Землю в эпоху Апокалипсиса (судя по всему, это время уже приближается). Он будет послан Богом для обличения сына дьявола — антихриста, грядущего всемирного президента и религиозного диктатора в одном лице, который устроит кровавую тиранию всем, кто не захочет принимать его за живое божество. Особенно православным христианам и принявшим крещение евреям. Облечённый во вретище, не боясь жестоких репрессий со стороны антихриста и его аппарата силового подавления Святой Илия будет проповедовать Слово Божие в Израиле и в самом городе Иерусалиме в течение трёх с половиной лет глобального богоборческого правления верховного сатаниста.

ilia-icon

У него была особая земная жизнь, полная подвигов, скорбей и лишений. Даже его появление на свет примерно 3000 лет назад сопровождалось невероятным знамением. Как гласит то же церковное предание, на которое ссылается святитель Епифаний Кипрский, отец новорожденного Илии праведный Савах видел Ангелов Божиих, пеленавших младенца ласковым огнём и влагавших в его уста пламень. Ревностное служение Святого Илии в Израиле происходило примерно за 850 лет до Рождества Христова, то есть во времена Ветхого Завета (Новый Завет начнётся с явления Христа на Землю).

Одним из самых богоугодно-мистических подвигов пророка Илии в Ветхом является его молитвенная битва на горе Кармил с тремястами (!) элитными жрецами сатанинского «культа Ваала», практиковавшими в Израиле — на государственном уровне — крайние мерзости и жуткие человеческие жертвоприношения. На глазах у ошарашенного царя-отступника Ахава и помраченного еврейского народа Илия, силою своей молитвы ко Господу, чудотворно умертвил придворных оккультистов. А тела демонопоклонников сбросил в поток Киссон (впадающий в Великое море), очистив тем самым землю от скверны нечестивого культа.

ilia-and-priests

Но вернёмся к нашему «Илие». По фамилии Кросс. — Что значит «крест» (?!). Невольно возникает вопрос: к чему вся эта игра слов? Провокационная. Ведь крест – это орудие неописуемо жестокой казни Богочеловека Иисуса Христа, ставшее после Его распятия главным духовным оружием против дьявола (и символом спасения — для христиан — от рабства греха).

Но «кросс» О’Тула и Раша — это крест перевёрнутый, т.е. антихристианский, люциферский. Будто «дух злобы поднебесной» сей киношный лжепророк дефилирует по воздуху на неизменном подвесном киносъёмочном кране, выдавая в кресле своего витающего престола экспансивные a la шекспировские монологи и стихотворную пошлость.

63

Конечно, не знающему Священного Писания зрителю (особенно атеистически воспитанному, советскому) уловить эти порочные авторские посылы — особенно в те годы — было практически нереально. Но это вовсе не значит, что они не достигали своей деструктивной цели в обход нашего сознания.

Ну а специфический, если не сказать странный (с точки зрения прямолинейного просмотра) финал, где Кросс и Кеймерон устраивают словесную брань у вертолёта из-за 1000 долларов, вообще предвосхищает собой эпилоговую богохульную точку всей киноистории.

Тут Раш, О’Тул и Стив Рэйлсбек (играющий заглавного трюкача) дерзко обыгрывают ещё одно библейское ветхозаветное событие. Событие чудесное и опять-таки связанное со Святым пророком Ильёй, который по Промыслу Божьему, в порыве вихря и на огненной колеснице был живым взят на Небо (то есть в теле). Всё это происходило на глазах у его изумлённого ученика – пророка Елисея, наблюдавшего за этим дивом и не верившего своим глазам.

икона пророка Илии

Последние кадры «Трюкача» венчают издевательские виражи о’туловского Илая на вертолёте. Под бравурный вальс Доминика Фронтьера, испуская розовый дым он уносится на своей винтокрылой лже-колеснице навстречу облакам, оставляя яростного и сквернословящего Кеймерона «с носом». Язвительность эпизода очевидна. Это уже не банальная страсть к провокационности. Это уже тянет на выражение «заветной идеи». Идеи боговраждебной и нечеловеколюбивой одновременно.

10

Тут уместно заметить, что этот фильм как бы рассёк жизнь и профессиональную деятельность самого Ричарда Раша. До него он снимал кино активно и ритмично. Но после «Трюкача» его карьера зашла в серьёзный ступор. Он зациклился на сей своей работе, как Пигмалион на Галатее. Свой очередной фильм – маловразумительный фрейдистский триллер «Цвет ночи» с Брюсом Уиллисом он снимет лишь после 15-ти лет простоя, когда ему исполнится 65-ть («Трюкача» он сделал под своё 50-летие). А потом, как неугомонный Раш снова возьмётся за старое: в 2000 году выпустит почти 2-часовую документальную эпопею с символическим названием «Зловещая сага создания «Трюкача», чем вконец окружит свою репутацию «ореолом странности».


6882

В некотором роде «Трюкач» — один из прародителей уже неприкрытой дьяволизированной «Догмы» (1999) Кевина Смита. Очевидны и другие аналогии: при всей внешней разнице фильм Ричарда Раша является и духовным (точнее бездуховным) братом череды вызывающих киноубожеств британских нечестивцев из труппы «Монти Питон». Так же как и пошлого голливудского старпёра Мела Брукса и закосневшего латиноамериканского кощунника Алехандро Ходорковского. Да и Дэн Браун (допускаю такую мысль), когда стряпал свой пресловутый «Код да Винчи», наряду с «Именем розы» Умберто Эко и «Последним искушением Христа» Никоса Казандзакиса и её скандальной экранизацией вполне мог вдохновляться и «Трюкачом»

Тем более, что зачинщиком грязной экранизации «Последнего искушения Христа» (за которую так заступался Браун на страницах своего «Кода…») был отнюдь не Мартин Скорсезе, а… актриса Барбара Херши, то есть Нина Фрэнклин из нашей каскадёрской феерии. Ещё в 1970-х годах она прочла фривольную книгу греческого еретика (на имя которого была наложена анафема в Греческой и Русской Православной Церквях) и стала лелеять мечту сыграть в её экранном переложении вожделенную, для своих распутных амбиций, роль Святой Марии Магдалины, соблазнив на воплощение сей дурно пахнущей затеи режиссёра Скорсезе, у которого тоже «снесло крышу» от прочитанного.

4849

Данный альянс не был случайным. Ещё до прорыва в большой Голливуд молодой 30-летний Скорсезе снял ещё более молодую 24-летнюю Херши в своём полнометражном режиссёрском дебюте «Берта по кличке «Товарный вагон»» (1972), гангстерской полусексуальной низкобюджетке, произведённой для фирмы Роджера Кормана, где она едва ли не перед работающей кинокамерой забеременела от своего внешне неприятного партнёра, актёра Дэвида Кэррадайна. Если присмотреться, то и в «Трюкаче» (примерно за 10 лет до «Последнего искушения…») Херши, в своём фирменном стиле, сыграла как бы предтечию скорсезовской «Магдалины». А именно — безрассудную и специфически-истеричную абитуриентку в кинозвёзды, разрывающуюся между привычной для неё ролью верной подстилки для режиссёра-демиурга и похотливой страстью к каскадёру-новичку. Странно, как всё взаимосвязано, когда начинаешь анализировать кинособытия со многих идеологических, биографических и карьерных сторон. Как заведомо разные фильмы и персоны из мира кино сходятся в одной мировоззренческой точке.

88

В своё время мне нравилась положительная рецензия на разбираемую ленту, опубликованная в советском украинском республиканском журнале «Новини кiноекрану» в конце 1982 года. Она называлась «На пласi бiзнесу» («На плахе бизнеса»; чуть раньше был ещё посредственный материал в газете «На екранах України«). Её автор – к сожалению, не помню его имени – отмечал обличительный (как он его понял) характер фильма. По его мнению, лента впечатляюще критикует как беспринципность некоторых западных киноремесленников, так и грязную кухню буржуазного фильмопроизводства, как такового. Думается, что критик всё-таки наивно попался в ловушку Ричарда Раша, намеренно выстроившего содержание «Трюкача» на нездоровой полифонии смыслов, в желании потешиться над разными категориями зрителей.

89

«Что волнует Кросса? — писал рецензент – Природа войны? Покалеченные тела, души, судьбы? Аж нисколько. Просто ухватившийся за крыло аэроплана спасённый солдат? — Это банально. Нужен трюк! И откупоривается в воздухе шампанское, отведав которого герой начинает энергично выплясывать на крыле самолёта чарльстон» (помню, как в начале 1980-х на меня этот абзац произвёл впечатление). Всё вроде бы верно. Однако же это весьма близорукое толкование начинки «Трюкача». Особенно когда тебе со временем открылась неприглядная правда о бездуховных приоритетах режиссёра.

Украинскому коллеге вторил и популярный московский критик Кирилл Разлогов, писавший в 1984/85 годах в одной из своих книг: «Не стоит уподоблять программно антивоенный американский фильм «Трюкач» развлекательным беспроблемным картинам, как это было сделано в одной из центральных газет (имелась в виду «Комсомольская правда», где был опубликован обзор почты, с читательскими отзывами о популярных иностранных фильмах начала 80-х)

Воспринимая увиденное в рамках официозной идеологии и, как будто, не заметив сочащейся из фильма вульгарности наши тогдашние киноведы проморгали тот существенный факт, что наряду с маниакальным маэстро Кроссом (а Питер О’Тул так и завораживает экстра-классом своей бенефисной игры) сам Р.Раш лукаво манипулирует не только и не столько своим трюкачом-марионеткой, сколько нашим доверчивым зрительским сознанием, держа увесистую «фигу в кармане».

Даже не углубляясь в анализ антихристианского второго слоя данной кинопрокатной классики понимаешь, что её автор не столько обличает, сколько смакует разнузданные нравы кинематографической мельпомены с её фарисейским развратным лицемерием и постоянной матерной бранью (благо, что высококлассный мосфильмовский дубляж от 1981 года это дело благозвучно подправил). Безусловно, «Трюкач» — фильм нестандартный, даже талантливый. Может быть даже шедевр. Но шедевр со знаком «минус».

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

«ТРЮКАЧ» : ПАРАДОКСЫ

141142

 

1)  Первая сцена на мосту с падением «Дюзенберга» в реку (прим. 8 мин. 17 сек.).  По содержанию — это солнечное утро первого дня. Лежащий Кеймерон подымается и смотрит с моста на речные разводы с пузырями. Казус в том, что крупный план лица Стива Рэйлсбека снят поздним вечером (яркое освещение софитами облика актёра видно невооружённым глазом). За кадром слышится шум подлетающего вертолёта. Далее вертолёт появляется в кадре и… снова день, снова солнце.

2)  8 мин. 21 сек. Наблюдая за Кеймероном (находящимся на мосту) режиссёр Кросс пристально смотрит на парня с параллельно зависшего вертолёта. Сидит он в кабине за закрытой дверью воздушной машины. Но потом (после съёмок взрывной пляжной баталии, проходивших без него) Илай приземляется на съёмочную площадку под культовый марш Доминика Фронтьера, сидя в открытой вертолётной кабине без двери.

3) Съёмка трюка с военным самолётом (прим. 1 час 1 мин. 50 сек.). Кросс, спиной к зрителю, руководит процессом возле крана с земли.  Для пролетающих мимо него самолёта и киносъёмочного вертолёта он регулирует съёмку жестикуляцией рук.  При этом сам он остаётся на земле. Когда же Берт-Кеймерон отплясывает чарльстон на крыле аэроплана, Кросс (примерно 1 час 3 мин. 16 сек.) уже оказывается вместе с оператором Гейбом в кабине вертолёта, где восторгается отчаянной смелостью своего «счастливчика».

4) 1 час 59 мин. 16 сек. Второе (и финальное) падение «Дюзенберга» с моста в реку. Идёт напряжённая съёмка. Через эллипс заднего окна погружающегося в воду ретро-авто кричащий Берт-Кеймерон изнутри смотрит (вверх) на мост, где нежданно-негаданно появляются Илай и Нина. — Давая ему понять, что с Ниной (за которую переживал трюкач, думая что она в багажнике) на самом деле всё в порядке. Вызывает сомнение мотивация практичного Кросса, лично прибежавшего со своей протеже для морального утешения паникующего каскадёра. Но самое парадоксальное – Илай и Фрэнклин забегают в зону съёмки!

Просмотреть фильм

Борис Швец, апрель 2015 г.

 

Примечание:  заинтересованным в издательстве дополненного издания книги «Трюкач: развенчание мифа» просьба обращаться по адресу…


Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий