ПОСЛЕДНЯЯ КРОВЬ ПЯТОГО «РЭМБО»

ПОСЛЕДНЯЯ КРОВЬ                                           

ПЯТОГО «РЭМБО»   


Три недели назад, отдыхая в живописном крымском городке Орджоникидзе, автору данного отзыва нежданно захотелось кинотеатрального зрелища. 19 сентября, в премьерный день всероссийского показа новой части похождений постаревшего супермена Джона Рэмбо, заказав по телефону в феодосийском кинотеатре «Крым» на сеанс в 15.45 два билета (по 220 рублей за каждый), я сюрпризом предложил своей жене совершить данный культпоход. Увы, сюрприз ожидал и меня самого: несмотря на свою кинозрительскую лояльность к личности Сильвестра Сталлоне — покорившего её некогда в «Первой крови» и в «Изо всех сил» — моя супруга наотрез отказалась от предложенной затеи. «Да, первый «Рэмбо» — это шедевр. Но ехать на автобусе за 10 километров в другой город, тратить весомые деньги, чтобы посмотреть на испачканного грязью старого Сталлоне – это ненужная авантюра» — таковы были её аргументы. Мне это не понравилось, но пришлось изменить планы.

Однако спустя две недели просмотр «Рэмбо-5: последней крови» всё-таки состоялся. А именно — в домашних условиях, т.е. по интернету (где бойкие пираты уже успели выложить на ряде сайтов его нелегальную копию).

Рэмбо 5 рецензия на фильм-Легендарное кино нравсвенная оценка фильмов-Последняя кровь Рэмбо-Первая кровь Рэмбо 1-Блог Бориса Швеца

Старый Рэмбо за наковальней (в предчувствии новой схватки)


Каждый раз, когда сталкиваешься с очередным продолжением полюбившегося тебе фильма (а именно таковым для многих из нас является «Первая кровь» от далёкого 1982 года, где впервые появился неприкаянный вьетнамский ветеран Джон Рэмбо, отстаивавший своё человеческое достоинство от хамского полицейского произвола), нам хочется хоть отдалённо ощутить атмосферу удавшегося оригинала. Даже тогда, когда ты этого не получаешь, то всё равно тебе трудно удержаться от инерции, воспаляемой вездесущей кинорекламой. Понуждаемый кредитом доверия к приглянувшемуся тебе герою, ты всё-таки продолжаешь тратить время на ознакомление с его очередными приключениями, на которые тебя зазывает неумолкающий голливудский конвейер.

Но неприятная правда такова, что каждый новый «Рэмбо» удручает всё больше и больше. И корень этой проблемы, похоже, сокрыт в брутальном мировоззрении самого Сталлоне, который (после неплохого и патриархального «Рокки-6», явленного в 2007 году), стал приспособленчески штамповать безбожные скотобойные боевики, «в духе времени», где грань между боевиком и «фильмом морга», практически размыта. Плюс обязательный ура-патриотический пентагоновский уклон всех фильмов на военную тему. И вот результат…

Рэмбо 5 рецензия на фильм-Легендарное кино нравсвенная оценка фильмов-Последняя кровь Рэмбо-Первая кровь Рэмбо 1-Блог Бориса Швеца

Конная идиллия с мексиканской девушкой Габриэллой в преддверии большой беды


Сначала столь же серьёзно насторожил «Рэмбо-4» от января 2008 года, который поставил сам Сталлоне (все остальные «Рэмбо» были сняты другими режиссёрами), где под эгидой спасения христианских миссионеров в Бирме (теперешняя Мьянма) постаревший культовый киновояка устроил сверхкровавую баню тамошней военной хунте. Немудрено, что эту серию многие фанаты посчитали самой худшей во всём цикле. Уж больно много в ней лилось «странной» человеческой крови. Да и кассовые показатели оказались красноречиво провальными.

Но после неожиданного коммерческого бума вокруг столь же варварски жестокой и шовинистической военной трилогии «Неудержимые» (2010, 2012, 2014 годы), возродившей былую славу Сталлоне, как мастера кассовых боевиков, оказалось, что ставить точку в «рэмбомании» поспешили. Поскольку бес колит в ребро, то легендарному актёру в жанре «action», как выяснилось, ещё многое захотелось сказать в амплуа старого «зелёного берета» (и выжать из него все оставшиеся финансовые соки). В постановщики после долгого кастинга был ангажирован экс-клипмейкер Адриан Грюнберг. Вероятно, Слай Сталлоне заприметил его умение сооружать зловонную Мексику в нездоровом криминальном проекте Мела Гибсона «Весёленькие каникулы» («Убрать гринго», 2012). Ну а потом, в проект вмешались и разработчики из кинофирмы «Миллениум филмз» и работа закипела.

В принципе, мрачный стихийно-спасательный пролог «Последней крови» выдержан в духе добротных экологических блокбастеров: страшный грозовой ливень в ночных горах, американские эмчеэсники, потоки воды, спасённая героем девица. Сколь надуманно, столь и мило сняты бытовые зарисовки из жизни старого (уже с короткой причёской) «дяди Джона» на своём родовом ранчо в Аризоне, где уверенно держащийся в седле ветеран обкатывает лошадей. А по ходу беседует с пожилой мексиканской шаманкой и с её 18-летней внучкой Габриэллой, с которыми он делится своим кантри-жилищем и к которым относится, как к своей семье. Отдельный хронометраж посвящён прогулкам Рэмбо с девчонкой по сокрытому от посторонних глаз туннелю, прокопанному им под ранчо. Джон оберегает и предостерегает Габриэллу о злой сущности людей, живущих в мегаполисах, особенно в мексиканских. Но в один неподходящий момент девушка ослушалась как свою бабулю, так и «дядю Джона» и попёрлась (более приличного слова для определения её настырности подобрать трудно) в самую гущу мексиканской клоаки, дабы найти своего непорядочного отца, бросившего её когда-то вместе с больной матерью. И подставленная своей двурушной подругой аккурат попадает в лапы кошмарного порносиндиката, где её тут же обкалывают и всячески унижают.

Рэмбо-5 Габриэлла и сутенёры-Рэмбо 5 рецензия на фильм-Легендарное кино нравсвенная оценка фильмов-Последняя кровь Рэмбо-Первая кровь Рэмбо 1-Блог Бориса Швеца

Габриэлла (Иветт Монреаль) в плену у мерзких мексиканских порногангстеров


Подозреваю, что все эти годы Сталлоне серьёзно не давали покои лавры его коллеги по жанру Лайама Нисона, т.к. пятый «Рэмбо» по своему сюжету идёт след в след культовой голливудско-французской «Заложнице» (2007) Пьера Мореля. Как нисоновский Брайан Миллз, спустившийся на парижское дно за своей своенравной дочуркой 12 лет назад, так и 73-летний Сталлоне-Рэмбо также пускается во все тяжкие, дабы вызволить из лап проституирующей мафии свою питомицу.

Как и подобает в таких случаях, авторы до отказа накаляют зрительские нервы картинами почти дьявольского быта порочных выродков – обколотые дурманом потные хари с выходящими из орбит злобными глазами, крикливая матерщина, скотское отношение с похищенными девушками, жестокое избиение самого Рэмбо во время его первого визита к ним. Последнее, кстати, показано весьма нелогично, когда настроившийся на очередной частный боевой рейд герой, практически, даёт отморозкам себя окружить, поймать, изуродовать и выбросить на помойку.

Рэмбо 5 с винчестером-РэмбРэмбо 5 рецензия на фильм-Легендарное кино нравсвенная оценка фильмов-Последняя кровь Рэмбо-Первая кровь Рэмбо 1-Блог Бориса Швеца

Старый Рэмбо (Сильвестр Сталлоне) приготовился к вендетте


Месть же оклемавшегося фермера с эпическим военным прошлым, сумевшего вызволить свою подопечную из лап сутенёров, но потерявшего её по дороге домой (потрясение от пережитого и наркотики добили бедную Габриэллу), не менее ужасна. Наиболее отвязному из них Рэмбо отрубает голову, а его остальное бездыханное тело наш «чудо-герой» распинает на кровати притона. Благо, что сам процесс казни создатели решили оставить за кадром, но сочно продемонстрировали нашим глазам его «результат». Выбросив голову нечестивца из машины, потрёпанный жизнью солдат заманивает оставшуюся в живых армию мексиканских подонков на своё ранчо в Аризоне, где в его «самопальных» катакомбах и устраивает им свою фирменную кровавую бойню. Детали сей вендетты мы опустим. Но чтобы читателю был понятен градус запредельности рассматриваемого опуса отметим следующее. – Рэмбо так страстно кромсает негодяям животы, спины, шеи и головы своим пресловутым боевым тесаком, что уподобляется мяснику-маньяку из третьесортного фильма ужасов. Так, вспоров грудную клетку и вырвав из неё сердце главаря банды, он бросает этот орган человеческой жизнедеятельности своей окровавленной рукой на пол сарая и уходит на веранду, где присев на качающийся стул начинает зачитывать за кадром свои финальные нотации. Кажется, что сам Сталлоне на съёмках распылял своё яростное воображение мыслью о том, что на месте Габриэллы вполне могла оказаться одна из трёх его дочерей. Средняя 21-летняя Систина Роуз, например; самая симпатичная из них, а от того и самая любимая девочка прославленного отца. Может поэтому Сталлоне вполне убедительно здесь предстал в образе немногословного, но остервенелого дедугана.

Кому как, но уже к такому  Рэмбо у нас с женой к концу просмотра конкретно исчезло сопереживание. Если не сказать больше. Это был уже далеко не тот герой, который нас покорил 30 лет назад в классической «Первой крови», в эпоху видеосалонов. Тогда первой пролилась именно его кровь. Идейный акцент там был совершенно иным. Он до последнего упирался, чтобы избежать вооружённой конфронтации с чванливыми полицейскими и недружелюбными горожанами.  Да, в «Первой крови» он тоже бил морды своим противникам, но делал это в рамках разумной «экспертной» самообороны. Там он убил лишь одного полисмена, да и то неумышленно (когда тот соскользнул с полозьев вертолёта и разбился о камни ущелья).

Rambo-5-Last-Blood-First-Footage-РэмбРэмбо 5 рецензия на фильм-Легендарное кино нравсвенная оценка фильмов-Последняя кровь Рэмбо-Первая кровь Рэмбо 1-Блог Бориса Швеца

Джон Рэмбо. «Первая кровь» и «Последняя кровь» — какая большая смысловая дистанция


Режиссёр же Грюнберг предпочитает работать по-другому, т.е. в режиме усиленно брутального боевика. Даже цветовая палитра пятого Рэмбо-опуса напоминает его совместный опыт работы с Мелом Гибсоном семилетней давности. Такое впечатление, что созерцаешь продолжение его былых «Весёленьких каникул», но уже со Сталлоне в главной роли.

Если говорить откровенно, то тем, кто растлевает через порнографию и проституцию наших дочерей, сыновей, жён или сестёр такая участь, как было показано в разбираемом фильме даже необходима. Эти сатанизированные нелюди должны почувствовать вероятную силу возмездия за свои деяния. Однако это наше чисто мирское необъективное суждение.

Даже если сопоставлять «Рэмбо-5» с той же «Заложницей-1», от которой он позаимствовал свою интригу, то за внешней схожестью обоих лент, ощущается и довольно существенное эмоциональное различие. Если в конце «Заложницы» ты испытываешь даже некое подобие морального удовлетворения от смысла показанных на экране разборок, то в эпилоге «Рэмбо-5» в тебя просто вползает ощущение опустошения и безпросветной тоски. Впрочем,  сия тенденция была заявлена ещё 11 лет назад в не менее одиозном «Рэмбо-4».  К концу сеанса ты настолько чувствуешь себя испачканным грязью и остатками расчленённых трупов, что возникает серьёзное желание отправиться на завтра в церковь на исповедь. Или же на худой конец принять душ, дабы очиститься от увиденной человеконенавистнической скверны.

Возвращаясь к началу разговора замечу, что феминизм для меня категорически неприемлем, прежде всего — с духовной, святоотеческой точки зрения. Самодовлеющее желание представительниц слабого пола вырваться за рамки определённого им Богом предназначения губительны для органического уклада человеческой жизни на Земле. Суфражистские эскапады сотрясают сами устои общества. Они бумерангом бьют по самим феминисткам, особенно в загробной их участи.

Но… мужчины иногда должны понимать: сколь  провидчески наши женщины способны, порой, «зреть в корень» наших спонтанных желаний. И то, что я был удержан своей половиной от неприятного времяпрепровождения в кинотеатре (да ещё вдали от места проживания) и сэкономил — по её проницательному совету — вовсе не лишние для семейного бюджета 500 рублей, которые хотел необдуманно бросить в копилку пятого «Рэмбо», усматриваю Божий Промысел в тех днях моей жизни. Ибо нас бы ожидало от такого похода в кинотеатр двойное разочарование, которое имело все шансы испортить нам отдых в тот вечер.

Лучше уже в очередной раз пересмотреть «Первую кровь», поскольку последняя кровь Рэмбо оказалась слишком отстойной, девальвируя собой серьёзное впечатление от нестареющего фильма-оригинала.

Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)

9 октября 2019 г. (среда)

 

Напишите ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>