Алену Делону — 85 лет: исповедь прозревшего «делониста»

      АЛЕНУ ДЕЛОНУ — 85 ЛЕТ: ИСПОВЕДЬ ПРОЗРЕВШЕГО «ДЕЛОНИСТА»


Лично мою жизнь он (наряду с его другом и конкурентом Жаном-Полем Бельмондо) завёл не в ту степь конкретно и надолго. После «Зорро» и «Смерти негодяя» во второй половине 1970-х Ален Делон воцарился в моём рассудке в ранге непререкаемого  идола, моментально отбросив мою встречу со Христом (в прямом и переносном смыслах) на долгих 22 года. Повадки, фирменный взгляд, походка, имитация делоновской причёски – вся эта нездоровая мишура крепко вцепилась в детское и подростковое сознание. С ноября 1995-го по февраль 1996-го, аккурат в честь 60-летия любимца, в своей еженедельной днепропетровской телепередаче «Киноэкспресс» пишущий данные строки зацикленный делономан ввёл отдельную 5-минутную рубрику под названием «Кинодосье Алена Делона», в которой со своей колокольни анализировал как жизнь, так и творчество культового кинокрасавца. Сейчас же снимающая и пишущая братия вообще не обсуждает те проблемы, которые порождает в обществе институт идолопоклонства, формирующий  тьму ложных идеалов.

Ален Делон За шкуру полицейского-За шкуру полицейского (1981)-Легендарные французы-Легендарное кино-Блог Бориса Швеца

В своём жестоком режиссёрском дебюте «За шкуру полицейского» (1981), в роли частного детектива Шукаса


Заговорили мы об этом неспроста, т.к. в мае 2012 года были свидетелями (и даже участниками) деломанской истерии на украинском  кинофестивале «Харьковская сирень», почётным гостем которого был этот прославленный и уже постаревший артист. Фотовспышки, море цветов, внимания, идолопоклонского подхалимажа привычно услаждали эго постаревшей седовласой звезды. А одна женщина в порыве экзальтации выпалила: «Мы смотрим на вас, как на Бога!». Приехали…


Вместе в тем, у самого Делона отношения с Богом были всегда напряжённые, также как и с элементарной нравственностью. Это стало слишком выпирать из любимого француза, породив личный «кризис киноавторитетов». Уже просто устав от безтолкового поклонения, начинаешь анализировать ранее «нехоженую» информацию об объекте своих симпатий. И тут твоим глазам и стала открываться оборотная сторона «аленовской медали». Надменно закинув ногу на ногу, он – с видом существа высшего порядка – в 1994 году давал  интервью российскому актёру Сергею Жигунову и кинокритику Кириллу Разлогову для программы «Кинозвезда»; даже не пытаясь выглядеть скромным и приветливым. На той же «Харьковской сирени», выйдя на сцену и услышав [через переводчика] от ведущей вечера, гендиректора фестиваля Виктории Маренич, что по залу будут собираться от зрителей корзинки с записками вопросов к нему (на самом деле нереальных, ибо настоящие вопросы готовились в письменном виде задать французу только избранные), он поломал устроителям весь регламент. По его настоянию в зал были вынесены два радиомикрофона и зрители из зала — в том числе, Ваш покорный слуга — имели возможность задать ему вопросы лично. Затем, когда градус мероприятия заметно оживился, довольный Делон, взглянув на ведущую Маренич, иронически спросил: «Признайтесь, Виктория Михайловна, наверное это лучше, чем какие-то корзинки с записками?». Зал взорвался от смеха.

Ален Делон поддевает гендиректора кинофестиваля «Харьковская сирень» по части её планов собрать у зрителей пресловутые корзинки с записками (12 мая 2012 года, Харьков). Но потом именитый гость примирительски поцелует этой даме руку


Став высокооплачиваемой звездой экрана Ален Делон постоянно утверждал среди соприкасающихся с ним людей свои «нормы общения», преступать которые для новичков весьма рискованно. Признаемся, что в Харькове он повёл себя неуважительно по отношению  устроителям фестиваля, но уважительно по отношению к простому люду. Этот случай можно было бы назвать квинтэссенцией его противоречивой натуры. Однако другие факты, свидетельства, отзывы, скандальные книги (по типу «Тайны Делона» Бернара Виоле), фото и видеоматериалы рисуют не самый дипломатичный портрет французского кинокумира. И с горечью наблюдаешь иную ипостась легендарной персоны, красота и талант которой сводил с ума сотни миллионов зрительниц по всему миру.

Эффектный «Зорро» (Италия-Франция, выпуск в 1975-м, в СССР с 1976-го). Режиссёр: Дуччио Тессари


В самой Франции за 60 лет его кинокарьеры по высокомерию и «королевской» заносчивости Алена Делона не прохаживался только ленивый. И поводов для сего он давал не мало. Актёр бывал часто груб с членами своей команды и с рядовыми участниками съёмок. Причём, как свидетельствует его сводный брат Жан-Франсуа Делон, «он никогда не извинится, даже если будет очевидной его неправота». Некий актёр массовки по имени Альбен был просто «убит» грубостью звезды при съёмках фильма «Месье Кляйн» в конце 1975 года: «Мне было 20 лет, и, до того как стать учителем, я снимался в массовках. Я восхищался Делоном. Как-то на съёмочной площадке я хотел с ним заговорить, но не успел. Он меня грубо оттолкнул, сказав: «Пошёл вон, это не место для разговоров!» Через некоторое время подошёл его шофёр-телохранитель и сказал, что я уволен и работаю последний день».

В характере легендарного артиста и постоянное недовольство тем, что он, дескать, недооценён «своей Францией», популяризацией которой сам Делон, мол, отдал столько сил и драгоценного бизнес-времени. Его самонадеянность, помнится, здорово попала под «ледяной душ» в 1984 году, когда лидерски важный артист-продюсер, сделав «интеллектуальный» фильм «Наша история» провокационного режиссёра Бертрана Блие, был «обломан» Каннским кинофестивалем. Делон тогда решил сменить устоявшийся кинообраз холодного мачо из приключенческого жанра на маску потрепанного забулдыги Робера Авранша, которым помыкает женщина, героиня Натали Бей. И вознамерился не просто попасть с «Нашей историей» в конкурс престижного киносмотра, а даже отхватить ею «Золотую Пальмовую ветвь». Но отборочное жюри, дабы остудить наполеоновские планы нахрапистого соотечественника, проигнорировало его детище, вообще оставив «Нашу историю» за бортом своего конкурсного внимания. И что тут началось? Любимый миллионами актёр, как Ворошилов, приказавший пустить конницу на вражеские танки, пустился во все тяжкие. Наряду с дирекцией Каннского кинофестиваля, Делон пошёл в гневную информационную атаку на министра культуры Жака Ланга, а потом и вовсе на… президента Франсуа Миттерана, виновных, дескать, в том, что его «выдающейся» работой так обошлись! Ответ от прессы наш «Дориан Грей французского кино» получил соответствующий и не менее энергичный.

Ален ДЕЛОН 85 лет-легендарные актёры Франции-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Ален Делон Борис Швец

С Натали Бей в сюрреалистической ленте Бертрана Блие «Наша история» (1984), принесшей ему премию «Сезар» (за лучшую мужскую роль-1984, но не имевшую хорошей кинотеатральной посещаемости


«Филиппика Делона вызывает чувство неловкости. – писал киножурнал «Premierre» — И не только потому, он в коий раз говорит о себе в третьем лице… Вот уже столько лет он талдычит, что вердикт выносит не художественная интеллигенция, а массовый зритель. Но удивляется, что интеллигенция его не любит. Коммерческий провал должен был бы заставить его быть скромным. Ведь именно любимая им публика не хочет смотреть его ленту: 300 тысяч зрителей – маловато для такого фильма. Но существуют правила игры. Ежели делаешь амбициозный фильм, следует ожидать неожиданностей. Вопит же Делон, а не Блие или Натали Бей, те помалкивают – им известны правила игры».

Добавим от себя — французы правильно поступили, что не пошли в кинотеатры. Во-первых, Ален Делон своим медийным поведением всё испортил. Во-вторых, «Наша история» настолько психиатрична, неприятна и аморальна, что авторов этого безтолкового сюрреализма (включая самого актёра-сопродюсера), по окончании съёмок, не мешало бы обследовать «на адекватность».  «И я не имею права на благодарность от своей страны?!» — на полном серьёзе выдавал он в тогда же в ходе одного из многочисленных интервью.  

Французские общественность и СМИ уже привыкли к тому, что артист постоянно заявляет о себе в третьем лице, взламывая этим все базовые каноны этики. То и дело страницы газет пестрили его заявлениями о том, что «Делон – патриот своей страны, т.к. поддерживает французское кино своими деньгами». На что даже не любивший его открыто атаковать в печати Жан-Поль Бельмондо отвечал: «Не один он вкладывает деньги во французское кино. И в отличие от Алена другие не кричат об этом на каждом углу». Ему, видимо, и невдомёк, что такие вольфасы испокон веков являются в сколько-нибудь здоровом человеческом обществе признаком дурного тона.

Смущение вызывают и дружеские связи Алена Делона с королями французского преступного мира Меме Герини, Франсуа Маркантони и прочей сомнительной публикой по типу грабителя Жака Лафая по кличке «Каркассонец», провернувшего 3 сентября 1980 года в Женеве дерзкий грабёж часовой корпорации «Ролекс». Бывший наёмник из армии короля Саудовской Аравии Фейсала, переметнувшийся затем в отряд Рольфа Штайнера Лафай, по желанию артиста, даже снимался в эпизодах его «револьверных» лент «Борсалино» (1969) и «Троих надо убрать» (1980). Многие хроникёры писали о причастности клана Герини и закоренелого рецидивиста Маркантони к смерти в сентябре 1968 года Стефана Марковича.

Стефан Маркович (незадолго до расправы над ним) обхаживает Натали Делон (1968 год)


Сей  31-летний проходимец-эмигрант из Югославии, смог втереться к популярному актёру в доверие. И даже умудрился поселиться в его роскошной парижской квартире на авеню Мессин, 22. А потом завёл интимную связь с его тогдашней женой Натали Делон (тоже весьма «оторванная» персона, рядом с коей даже наш герой выглядит на порядок приличнее). По ходу, Маркович за глаза поносил своего знаменитого покровителя, мечтал вырваться вперёд, воровал деньги из домашней кассы Делона и, в результате, получил пулю в голову от неизвестных убийц.


Репортёры осаждают Алена Делона по делу убийства его «парня на побегушках» Стефана Марковича (12 марта 1969 года)

Вся эта грязная история началась первого    октября 1968 года, когда в парижском пригороде Эланкур, что недалеко от Версаля, полиция обнаружила на мусорной свалке (и в мусорном пакете) труп Марковича. Сам Ален Делон находился тогда в Сен-Тропезе на съёмках откровенного фильма «Бассейн», где он (снова воссоединившись на экране со своей первой любовью Роми Шнайдер) играл не очень привлекательного курортного самца, утопившего – в состоянии аффекта – своего закадычного друга, донимавшего его обличительной пьяной трепатнёй. Реальность и тема параллельно производившегося криминально-любовного детектива как бы сплелись воедино, не поддаваясь рациональному объяснению.


Ален ДЕЛОН И Роми ШНАЙДЕР БАССЕЙН (1968)

Ален Делон, Роми Шнайдер с режиссёром фильма «Бассейн» Жаком Дереем (август-сентябрь 1968)

Данной конкретной мистике почему-то никто не придал вдумчивого значения. Шумное «дело Марковича», которое потом незаметно перерастёт в «дело Делона», ещё долго будет висеть над головой кинозвезды, давая пищу репортёрской и обывательской фантазии, насчёт возможной причастности самого артиста к убиению собственного шофёра-охранника, который утворил прелюбойдейство с его половиной и… матерью его первенца Антони.

Впрочем, похоже, что родившийся в 1964 году Антони Делон является вторым (но уже законным) сыном первого красавца французского кинематографа. А кто же первый? В своё время, ветреность молодого Делона, только прорвавшегося в пантеон крупных восходящих звёзд после успеха картин «На ярком солнце» (1959) Рене Клемана и «Рокко и его братья» (1960) Лукино Висконти, привела его к побочному, секретному роману с не менее «загульной» германской блондинкой Кристой  Пеффген (в будущем — певицей Нико), от которой 11 августа 1962 года родится сын Кристиан Аарон.


Криста Пеффген (певица Нико: 1938-1988), мать первого и внебрачного сына Алена Делона — Кристиана Аарона Булоня)


Всю последующую жизнь Ален Делон не будет признавать своего отцовства. Бедный Кристиан Аарон – которого потом в прессе будут называть Ари – до двух-трёх лет жил без фамилии. Его безрассудная мать всё время домогалась от бывшего французского любовника если не росписи в ЗАГСе, то, по крайней мере, признать Ари своим сыном. В книге «Тайны Делона» явно предвзятый автор Бернар Виоле указывает, что Нико возила своё дитя по вокзалам, аэропортам и квартирам своих сожителей. Едва научившийся говорить ребёнок определённо тяготил эгоизм будущей певицы (и не ахти какой актрисы, крутившей краткосрочные романы с маэстро Федерико Феллини, нарко-рок-идолами Бобом Диланом, Джимом Моррисоном, гитаристом из «Роллинг стоунз»  Брайаном Джонсом). Не добившись желаемого, Криста подала против Алена иск. Но суд встал на сторону Делона. И тогда, явно по-матерински нездоровая, Нико (Криста Пеффген) повела себя чисто по-феминистски, в духе свингующих 60-х. — Она заявилась с ребёнком на родину актёра в Бур-Ля-Рен, «сбросив» неприкаянного малыша… матери Делона и его отчиму.

Ари Булонь (Делон) и Нико-Ален Делон и Ари Булонь

Внебрачный сын Алена Делона — Ари Кристиан вместе со своей матерью, западногерманской певицей Нико


Урождённая Эдит Арнольд (т.е. мадам Делон-Булонь) и хозяин мясной лавки Поль Булонь примут мальчика к себе и дадут ему свою фамилию, что вызовет многолетнюю вражду Алена Делона со своей чадолюбивой родительницей.

Правда, потом в 1980 году, когда Ари уже будет под 30-ть, звезда вместе с запиской негласно вышлет неблагополучному парню 10000 франков. Но Делон не отступится от своей отрицательной стратегии даже тогда, когда жизнь сведёт их вместе в церкви Бур-Ля-Рена, в день похорон Эдит Делон-Булонь – 30 июня 1995 года. В траурной церемонии Ари  произнесёт надгробную речь, а охваченный грустью постаревший артист будет лишь изредка взирать на незаконнорожденного сына, но даже не проявит желание с ним поздороваться.


Ари Булонь на одной телепередаче в 1990-х годах


Наверное, все эти перипетии с двумя первыми неудачными опытами отцовства – а к тому времени и его наследник Антони Делон начнёт себя вести, как неуправляемый дерзкий «мажор», которому «море по колено» — понудят Алена в 1976 году снять криминальную драму «Как бумеранг», в котором его герой (в прошлом, участник ОПГ) бизнесмен Жак Баткин начнёт вызволять из заключения своего сына (убившего полицейского в состоянии наркотранса), на чьё воспитание сам Жак махнул рукой в молодые бандитские годы. Видимо, «детская проблема» всегда будоражила его неспокойную совесть, также как и проблема с коварно брошенной им в 1963 году своей возлюбленной, австрийской кинопринцессой Роми Шнайдер (1938-1982), так и не оправившейся до конца жизни от любовного предательства  «её Алена».


Ален Делон и Роми Шнайдер а 1968 году на съёмках откровенной детективной мелодрамы «Бассейн» (только для взрослых!)

Аналогично Делон поступил и с популярной белокурой кинозвездой Мирей Дарк (1938-2016), бывшей в течение 15-ти лет его верной спутницей, помощницей и бухгалтерски грамотным компаньоном по разным видам бизнеса. Дарк терпеливо выносила все его измены, признавала за Аленом мужское и артистическое лидерство, из-за него постепенно отодвинула свою карьеру на второй план свою карьеру, научившись понимать взрывной характер своего любовного друга с полуслова. Но… в 1983 году после переломов, полученных Мирей в автоаварии, произошедшей в Аосском туннеле, после «дружеского объяснения» наш герой оставит и её, чтобы переключится на более молодую пассию-блондинку – Катрин Пирони (по прозвищу Кики), вдову разбившегося гонщика.

Ален Делон и Мирей Дарк на съёмках политического «чёрного фильма» «Смерть негодяя» (1977 год, Париж)


Почти всегда актёр-легенда был удачлив в бизнесе. Собственная кинокомпания «Адель продуксьон», чартерная авиакомпания «Франс юньон» (с «Боингами», «Дугласами» и «Каравеллами»),  ухоженные конюшни на престижных ипподромах, производство собственной мужской парфюмерии (так, фирма «Сосьете Ален Делон дифюзьон» здорово «взлетела» после выброса на рынок отнюдь не дешёвого одеколона «Самурай»). Параллельное производство очков, мебели, сигарет, смокингов, кожевенных изделий.

В 1974 году он организовал скандально шумный боксёрский матч между французом Жаном-Клодом Бутье и буйным аргентинским  драчуном Карлосом Монзоном. О скандальности этого предприятия. О скандальности этих предприятий нам пришлось упомянуть не случайно, поскольку букмекерские спекулянты тайно пустили в оборот с добрую сотню фальшивых билетов и на трибунах боксёрской арены едва не началась давка с потасовками разбушевавшихся любителей спорта, ненормативно доказывавших друг другу, что это «их места». Мондзон тогда выиграл, побив Бутье. Но Делон в финансовом накладе не остался, ибо матч и права на его ТВ-трансляцию принесли ему хорошую прибыль. И он переключился на победителя-Монзона, став его финансовым покровителем для следующего боя.


С Мирей Дарк и аргентинским боксёром Карлосом Монзоном (слева от актёра) по прозвищу Эль Мачо в середине 70-х


Потом неадекватный аргентинец в порыве семейного скандала выбросит из окна свою третью жену, которая разобьётся насмерть. Монзона осудят в Аргентине на 11 лет заключенияфранцузский актёр примется ходатайствовать за него у президента Карлоса Менема и будет навещать приятеля-женоубийцу в тюрьме (что снова породит слухи о мании звезды к криминальным личностям). В конце концов, попавшему в полосу невезения Монзону не удастся избежать рока судьбы: в январе 1995 года он погибнет в автокатастрофе, возвращаясь в тюрьму из своего очередного увольнения в городе Лас-Флорес.

Мы констатируем это без злоречивого сарказма, но из информационной необходимости вспомнить  общеизвестные тезисы биографии нашего 85-летнего юбиляра.

Много противоречий и в обширной делоновской фильмографии. Ретивость характера Алена Делона была причиной и его метаний между прибыльными гангстерско-полицейскими сюжетами и изначально нерентабельными психологическими драмами. Ученик Лукино Висконти, Рене Клемана, Микеланджело Антониони, британского американца Джозефа Лоузи он всё время стремился доказать интеллектуальной критике (и себе), что может талантливо существовать и в «элитарных» темах. Когда же его амбициозные драмы (по типу, по типу той же юродивой «Нашей истории» 1984 года режиссёра-богоборца Бертрана Блие и туповатой «Новой волны» ещё одного кинобезбожника Годара, 1990) с треском проваливались, он снова возвращался к коммерчески проверенным «кинорецептам». И поправлял своё финансовое положение очередным приключенческим поляром.

Надо сказать, что Ален Делон – странный мирской художник, всеядный. В разгар его популярности в Советском Союзе у нас тогда сложилось о нём впечатление, как о красивом кинофранцузе драматически-приключенческого амплуа, чьё участие в висконтиевских «Рокко и его братьях» (1960, в СССР с 1962) и интеллектуальном «Затмении» (1962, в СССР с 1965) Микеланджело Антониони постоянно превозносилось киноведами. Другого, сексуально озабоченного Делона, слава Богу, мы не знали. Сейчас, в эпоху интернета, не без отталкивающих ощущений воспринимаешь такие его опусы, как, например, английская «Мотоциклетка» (1966), «Мэдли» (1970), гадкое «Лечение шоком» (1972), лившие воду на постулаты тогдашней «сексуально-наркотической революции». Эти малоизвестные грубо сработанные предвестницы скандального «Последнего танго в Париже» (1972) и голливудских «9 ½ недель» (1986) изрядно пропагандировали «сношения без правил». И писано красивый ученик Лукино Висконти отдал сему грешному кинотечению свою сомнительную дань.

А потом, много позже, начиная с 55-ти лет, он будет активно потчевать зрителя нездоровыми постельными сценами со своими юными партнёршами по фильмам «Танцевальная машина» (1990), «Возвращение Казановы» (1992), «Плюшевый мишка» (1994). Вероятно, так стареющий герой-любовник утверждал на киноорбите свою, уже выходившую в тираж, маску «ещё на многое способного секс-символа». Мудрого киностарения у артиста, надо признать, не вышло.

Загадкой, кстати, остаётся: почему после фильмов «Убийство Троцкого» (1972) Джозефа Лоузи и откровенно антисоветского «киллерского» боевика «Скорпион» (США-Англия, 1973) Майкла Уиннера Делона не запретили в СССР? – Как, скажем, Ива Монтана и Симону Синьоре, неоднократно приезжавшими в Москву со словами любви и дружбы, а потом плюнувшим в сторону Союза фильмом «Признание» (1970) Коста Гавраса. – Их сразу сделали у нас «персонами нон грата». Аналогично (и правильно) наша идеология реагировала и на деятельность таких американцев, как Джон Уэйн, Клинт Иствуд и Сильвестр Сталлоне (после «Рэмбо-2» и «Рокки-IV»). Но «посланца одиозного Сталина, убийцу Троцкого» Фрэнка Джексона и анти-КГБэшного наёмного убийцу по кличке «Скорпион» с лицом Алена Делона наши власти отчего-то решили «отпустить с миром». И даже пошли ему навстречу в 1979-ом, пригласив сняться в дорогостоящей копродукции «Тегеран-43».

Помимо антисоветчины наш герой конъюктурно заигрывал то с «вечно гонимыми» цыганами  («Цыган», 1975), то с постоянно трендовой темой еврейского холокоста («Месье Кляйн», 1976). В драматически эмоциональной соцдраме «Двое в городе» (1973) он отметился, как бойкий противник гильотины и смертной казни, как таковой. И как обязательный «соцзаказ» от широкого зрителя Ален Делон с готовностью сооружал полные жесточайшего насилия криминальные детективы, поочерёдно играя то отпетых наёмных убийц («Крупный калибр», «Самурай», «Клан сицилийцев», «Борсалино», «Красный круг», «Неукротимый»), то полицейских или нейтральных смельчаков-одиночек («Троих надо убрать», «За шкуру полицейского», «Тегеран-43», «Слово полицейского», «Не будите спящего полицейского»).


Делон и религия – тема абсолютно неисследованная, а потому во многом гипотетическая. Об этом нам почти ничего не известно, кроме того, что герой нашего рассказа часто кощунствовал как на экране, таки и в жизни. В частности, после того как в 2002 году его окончательно бросила многолетняя сожительница-голландка Розали Ван Бремен, родившая ему дочь Аннушку (1990) и последнего сына Алена-Фабьена (1994), Делон, намекая на вероятное самоубийство, в одном интервью огульно заворчал: «Я  не дам Богу выбрать день моей смерти» (!). Честно говоря, более богомерзкого пассажа трудно себе и представить. Не будь Господь изначально милосерден ко всем грешникам (и к Делону, в том числе) – актёр имел все шансы окочурится, например – от инфаркта, прямо не вставая с кресла в телестудии.

Молодой 27-летний Делон и мэтр актёрского киноцеха Франции Жан Габен в фильме-ограблении «Мелодия из подвала» (1963) режиссёра Анри Вернея


Он был крещён в католической церкви в отроческом возрасте. Тогда же в городке Френ, близ печально известной тюрьмы (где маленький Ален до 8-ми лет был на поруках в семье тюремного сторожа — месье и мадам Неро) он принял и первое Причастие. Но будучи «брошенным чадом развода» менял в детстве один католический пансион за другим.  Бенедиктинцы, иезуиты, францисканцы с 8 до 14 лет пытались образумить неуправляемого мальчугана. Правда, периодически, он зарывал «топор войны» с окружающими и пел в церковном хоре, даже удостоившись похвалы от заехавшего в обитель монсеньора Ронкалли. Но в основном Делон особо не распространялся о своей преданности Церкви, что потом найдёт отражение в его выпадах по её адресу на экране.


Вызывающие кощунства – не будем их перечислять – сопровождают многие фильмы с участием знаковогокинокрасавца Франции, будь-то «Мэдли» (1970), «Потише, басы!» (1971), «Не будите спящего полицейского» (1985), а также знакомые нам по широкому прокату «Чёрный тюльпан» (1963: «Люди и в Бога верят, только им это мало помогает»), «Двое в городе» (1973: герой демонстративно отказывается от исповеди у кюре перед своей казнью) и «Зорро» (1974: неуловимый «чёрный лис» со шпагой врывается на воскресную литургию, дабы ограбить богатых дам на их драгоценные ожерелья, а в финале устраивает бойню с врагами на крыше и внутри католической кирхи).

Вместе с тем, он неоднократно выступал в роли крёстного отца у детей своих друзей и деловых партнёров. И ещё один интересный штрих – в таких жестоких и распутных криминальных фильмах, как «Троих надо убрать» (1980) и [режиссёрских] «За шкуру полицейского» (1981), с «Неукротимым» (1983) его герои – картёжник Мишель Жерфо, частный детектив Шукас и вышедший из «зоны» преступник Жак Дарнэ – носили нательные крестики. 


Ещё пока носящий нательный крест Ален Делон (частный детектив Шукас), долговязый убийца Каспер (Ксавье Депраз, сзади) , Жерар Эрроль (проходимец Шарль Прадье, справа) в фильме «За шкуру полицейского» (1981)


То же самое  наблюдается и в ленте «Внимание! Смотрят дети!» (1978). Что звучало, как религиозное заявление Делона о том, что он всё ещё христианин. Но с 1985 года – точнее, с кровавого кинокриминала «Слово полицейского» — актёр уже с первых кадров демонстративно «транслирует» на обнажённом торсе   свой языческий «египетский крест» (с кольцом на изголовье). — Который он потом начнёт выставлять на показ как в фильмах, так и на журнальных фотосессиях.  Но с 1985 года, точнее с кровавого кинокриминала «Слово полицейского» актёр уже с первых кадров, в обнажённом торсе, «транслирует» всем свой языческий «египетский крест» (с кольцом на изголовье), который он потом начнёт выставлять на показ как в фильмах, так и на журнальных фотосессиях.

Духовная измена Делона. На теле звезды уже языческий «египетский крест». Съёмки фильма «Слово полицейского» (1985)


Видимо, своевольный, духовно неусидчивый киносупермен дал уловить себя в сети каких-то оккультных гипнотизёров. Поскольку ношение подобного амулета — это уже не Христианство, а реальное сектанство, как не прискорбно это звучит.

Что касается его самого известного сына — Антони Делона, то герой наших рассуждений, можно сказать, «уронил» его ещё с подросткового возраста. Да, ради Антони актёр снял, в своё время, незабываемый фехтовальный вестерн «Зорро», но упустил из-под контроля в главном — в нравственном воспитании.

Ален и 9-летний Антони Делоны в Мадриде на съёмках фильма «Зорро» (20 августа 1974 года)


В феврале 1983 года, когда Франция пестрила наружной рекламой нового режиссёрского кинокриминала от Алена Делона «Неукротимый» (Le Battant), сразу две крупные советские центральные газеты огорошили читателей о уголовном ЧП в семействе французского киноактёра №1. В «Труде» (заметка «Антони Делон и Ален Делон») и в «Известиях» («Делон-сын на скамье подсудимых») рассказывалась занятная история о полицейском досмотре одного нетрезвого автомобилиста в Париже, коим оказался… 18-летний сын звезды. Антони Делон находился не только «под кайфом», но и носил за пазухой пистолет, незадолго до этого принадлежавший пресловутому бандиту и грабителю ювелирных магазинов Бруно Сулаку (опять маргинал  югославского происхождения). Позже этот гангстер попадёт «под раздачу» и будет убит в ходе разборок. Но интересно другое: как огнестрельный ствол, побывавший в руках закоренелого рецидивиста попал в руки юного Делона? Была шумиха и следствие, которое потом старший Делон через ловких адвокатов всё же замял.

Ален Делон вместе со своим первым (законнорождённым) сыном Антони Делоном в первой половине 1980-х


Такой же неуправляемый, как и его отец в детстве, Делон-младший принесёт ещё много хлопот своему родителю, пока его не осудят на тюремные общественно-полезные работы. А затем, как петухи, папа и сын не на шутку схлестнутся и в арбитраже, когда Антони захочет коммерчески использовать отцовские инициалы «AD» в своём бизнесе. И жёсткий — в вопросах финансов — отец заставит сынка-разгильдяя заплатить внушительный штраф в свою пользу. Никому из сторон эта нездоровая тяжба положительных дивидендов, конечно же, не принесла. Франция, в основном, была не на стороне Делона-старшего, хотя и о его «мажористом» наследнике также говорила отнюдь не восторженных тонах (ибо Антони вёл себя, как избалованный звёздный отморозок). Но с годами оба вроде как одумались, и даже провели ряд совместных семейных фотосеансов для престижных глянцевых журналов. 

Но постоянно критиковать жизнь и фильмографию Алена Делона (также как и подхалимажно потрафлять его непомерному эго) – дело неправильное. В кипучем характере и неумном деловом темпераменте нашего героя нередко находилось место и трезвомыслящим кинематографическим поступкам. В число и поныне злободневных фильмов, которые продюсировал и в которых сам снимался Ален Делон стоит отнести 4 фильма. Все они сняты один за другим в период с 1977-го по 1979 годы и свидетельствуют о его (к сожалении, кратковременном) моральном озарении.

Картины эти имеют свои противоречия, жаргонные выражения, показ интимных вещей и человеческих смертей, но они – с различных сторон — наделены ощущением апокалиптической тревоги за будущее человеческого мира.


Японский кинобуклет на фильм «Человек, который спешит» (1977) Эдуарда Молинаро


В «Человеке, который спешит» (L`Homme presse, 1977, режиссёр Эдуард Молинаро) актёр, как заведённый часовой механизм, впечатляюще показывает моральное падение постоянно спешащего бизнесмена от искусства. Его Пьер Ньёкс мечется по большим городам и провинциям, по раскопкам и африканским «деловым сафари» (оканчивающимся, в результате, местным СИЗО), венецианским отелям и крупным аукционам. Он стремительно вынюхивает, покупает, продаёт и перепродаёт произведения искусства и старинного антиквариата. Пьер быстро ест, ретиво шагает, бежит и «на ходу» женится (на героине Мирей Дарк).

С высоты Эйфелевой башни он плюёт на собственную серьёзную сердечную проблему, буквально ошарашив своего приятеля-кардиолога.

Ален Делон и Мирей Дарк на съёмках фильма «Человек, который спешит» (конец 1976 — начало 1977 года) режиссёра Эдуарда Молинаро


Сперва Ньёкс кажется очередным традиционным киновыходом Делона, каких множество:  деловит, безупречно одет, галантен, лукаво предупредителен и знает себе цену. Однако по внутреннему наполнению и взвинченной динамике перед нами вырастает выразительная работа даровитого самообличительного профессионала, катком проезжающего по своей же страсти к стяжательству и делячеству. Парадокс: более самокритичной роли в кинобиографии Алена Делона и не встретишь. Ибо всем известны причуды Делона-миллионера, коллекционирующего то виллы, то марки, то редкое огнестрельное оружие, то ценные манускрипты, то сверхдорогостоящие картины Модильяни, Дюрера и Рембранта, то скульптуры Бугатти. Не говоря уже о женщинах и о деловых знакомствах с сильными мира сего.

…Заслышав о старинной этрусской вазе VI века он, заложив все свои капиталы, разрабатывает целую военно-предпринимательскую операцию, чтобы её заполучить на престижных торгах (на наш взгляд, лучшая аукционная сцена-предупреждение в истории мирового кино!). И когда цель уже достигнута и вместе с ударом молотка вожделенная «ваза Метуа» достаётся, наконец, именно ему, стеклянные глаза Пьера неожиданно «выползают из орбит». Сражённый внезапной сердечной болью, этот предпринимательский сорви-голова просто обмяк и… упал замертво: прямо за столиком ресторана, откуда он только что «полководчески» командовал по телефону (идейно сильный эпизод, к тому же сакрально опасный для самого исполнителя). По сему, картина «Человек, который спешит» (или «Спешащий человек»), определённо, нами рекомендована к обязательному просмотру. Т.к. она способна остепенить каждого, кто одержим в своём быту страстью суетного, «дьявольского поспешения». То бишь – привести в чувство каждого из нас. Да и аналогов в мировой киносфере ей, пожалуй, так сразу и не вспомнишь. Тема обличения «суеты мира сего» светской экранной индустрией исследоваться не хочет.

Серьёзную работу 42-летний артист-продюсер показал, создав таинственный детектив «Смерть негодяя» (Mort d`un pourri), попавший с 1979 года в советский прокат и собравший за первый год показа 25 500 000 зрителей. Это, наполненное убийствами (но абсолютно без традиционного в таких проектах секса) морально-политическое произведение вот уже 43 года не прекращает оставаться актуальным, вскрывая продажную сущность политического бомонда и мира большого капитала как Франции, так и любой другой страны мира, где правят бал наднациональные структуры масонского разлива.

Это, наполненное убийствами (но без традиционного в таких проектах секса), морально-политическое остросюжетное произведение вот уже 43 года не прекращает оставаться актуальным. Гламурная и, вместе с тем, мрачноватая картина довольно храбро вскрывает продажную сущность как политического бомонда, так и мира большого капитала Франции. Впрочем, «Смерть негодяя» высвечивает «антологию гниения» не только парламентариев из Бурбонского дворца, но и схемы коррупции в любой другой стране мира, где правят бал наднациональные структуры масонского «разлива».

Ален Делон 85 лет-ален делон смерть негодяя-ален делон и клаус кински-смерть негодяя легендарное кино франции-клаус кински и ален делон смерть негодяя-легендарное кино смерть негодяя-борис швец

Влиятельный теневик (вероятно, масон) Николя Томски (Клаус Кински) пытается на охоте заставить Ксавье Марешаля (Ален Делон) пойти на попятную и отдать его организации секретное досье на многих влиятельных лиц европейской политики. Кадр из фильма «Смерть негодяя» (1977) Жоржа Лотнера


Делоновский герой Ксавье Марешаль, пытаясь, на свой страх и риск, найти убийцу своего друга – депутата Филиппа Дюбая (Морис Роне) — оказавшегося, увы, таким же коррумпированным политиком, как и все остальные – оказывается на руках со взрывным «досье Серрано». Эта папка – далеко не простая. Ибо её обнародование  может превратить в пыль карьеры многих высокопоставленных министров, олигархов и мафиозных авторитетов, бравших взятки на разные незаконные сделки. Продвигаясь в своём частном расследовании Ксав (как его называют экранные персонажи) вынужден сталкиваться с различными лощёными политэлитариями, лукаво льстящими ему в надежде на приобретение опасного для них компромата. На связь с ним даже выходит влиятельный масонский теневик-евроуправленец Томски (запоминающаяся роль худосочного западного немца Клауса Кински), приглашающего его на престижную охоту, а потом убеждающего Марешаля в «старомодности» его неподкупной морали.

Ален ДЕЛОН 85 лет-легендарные актёры Франции-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Ален Делон Борис Швец

Неподкупный бизнесмен Ксав Марешаль (Делон) недоверчиво смотрит на протягивающему ему свою визитку влиятельного незнакомца Томского (за кадром Клаус Кински). Фильм «Смерть негодяяя» (1977) Жоржа Лотнера


На этом сайте читатель может ознакомится с нашей подробной оценкой данного фильма Жоржа Лотнера, режиссёра, в основном снимавшего к несчастью, исключительно растлевающий кинокриминал. В том числе знаковые «чёрные комедии» и поляры с Жаном-Полем Бельмондо «Кто есть кто» (1979), «Игра в четыре руки» (1980), «Профессионал» (1981) и «Весёлая Пасха» (1984). Обличительный же детектив «Смерть негодяя» — разовое позитивное исключение в карьерах как Лотнера, так и «детективного» Делона. Хотя бы потому, что за 20 с лишним лет  до этого их творческий союз постарался предостеречь зрителей о надвигающейся на них глобалистской сети грядущего Евросоюза, в прозрачных границах которого очень заинтересованы закулисные корпорации. То есть злотворные элитные конторы, разрабатывающие для разных чиновников свою «систему откатов» и поощряющие взяточничество как в деловых офисах, так и в коридорах политической власти.

Ален ДЕЛОН 85 лет-легендарные актёры Франции-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Ален Делон Борис Швец

Режиссёр Жорж Лотнер и актёр-продюсер Ален Делон на съёмках сцены подставной охоты в политическом детективе «Смерть негодяя» (по сценарию Мишеля Одиара)


В 1978 году Делон-продюсер вложил собственные финансы в производство жутковатого фильма о влиянии экранной жестокости на детское мировоззрение под названием «Внимание! Смотрят дети!» (Attention, les enfants regardent) Сержа Леруа, сыграв там 20-минутную, небольшую роль шантажирующего «малолеток» бандитствующего, джинсового «перекати-поле». Но даже этот, видавший виды, прощелыга не знал – до какой «закваски» довёл этих «ангелочков» телеящик с его боевиками, насилием и сексом. Насмотревшись демонических  ТВ-уроков, квартет ребятишек разыграет перед вторгшимся в их дом вымогателем отвлекающую «антрепризу», а потом подхватит выпавший револьвер и… расстреляет из него маргинального ротозея.  На утро они избавятся от трупа, поклянутся на Библии (!) о неразглашении этого «большого секрета» и будут заливать приехавшим из отпуска родителям о своём примерном поведении. Лента оставляет скверноватое, но предупреждающее впечатление. По теперешнему времени «Внимание! Смотрят дети!», несмотря на все его вольности, даже не мешало бы ввести в учебную программу для старшеклассников.


А в 1979-ом Ален Делон был удручён повальной критикой и зрительским равнодушием  к его антивоенной драме «Военврач» (Le Toubib, «Доктор», «Лекарь») в постановке Пьера Гранье-Дефера. Лента как бы завершит своеобразную квадрологию знаменитого актёра-кинофинансиста, начатую лентой «Человек, который спешит». Перед нами – весьма необычная работа. Даже в чём-то [для западного кино] целомудренная. Правда, следует предупредить благочестивых будущих зрителей, что слово «секс» там пару раз всё же проскальзывает, также как и односекундный показ набухшего «мужского достоинства» раненого солдата (но без порнографического идейного подтекста). Но в целом, «Военврач» лишён грязного речитатива. К тому же проникнут изящной человечной интонацией, любопытными рассуждениями о природе войн, которые люди развязывают друг против друга. Он излагает историю необычной (и неплотской) любви между героем-пессимистом, военным хирургом в одном из полевых госпиталей грядущей III мировой войны Жаном-Мари Депре и новой медсестрой-стажёром Армони (трогательная Вероник Жанно; кстати, очень похожая на Роми Шнайдер). Экран прослеживает эволюцию их отношений – от неприязни до глубокой симпатии и привязанности.

Есть в госпитале и свой капеллан, за которым всё же посылает гонца духовно разуверившийся Жан-Мари, когда видит на одном из смертельно раненых солдат нательный крестик. Жан-Мари не позволяет себе в отношении Армони ничего пошлого и рукоблудного. Он лелеет её чистоту и нравственную целостность, боясь разрушить её каким-то привычным для себя «неадекватом». Авторы выстраивают такую атмосферу, что у зрителя возникает «ощущение девственности» этой милой и, в чём-то кроткой, девушки. К концу картина приобретает интонацию, отчасти библейской мелодраматической притчи (хотя вряд ли Делон сам закладывал в данное творение такой смысл).

Хирург Жан-Мари Депре (Делон) и медсестра Армони (Вероник Жанно) переживают трагедию убитых на поле боя солдат. Фильм «Военврач» (1979) Пьера Гранье-Дефера


Армони часто и серьёзно кашляет, герой делает ей рентген и относит результат стареющему коллеге-специалисту (Мишель Оклер). Тот, смутившись взирает на героя, давая понять, что у объекта его любви – необратимые раковые метастазы в лёгких. Экранный Делон готов разрыдаться. Ничего ей не говоря о результатах флюорографии, он пытается её вывести к своей сестре, в мирную зону. По дороге благочестивая девушка просит остановить джип, дабы нарвать сроднице Жана-Мари полевых цветов, ибо не хочет приехать к гостеприимной женщине с пустыми руками. Военврач наблюдает за ней за баранкой джипа, потом наводит зрение и видит на дереве локационную, «температурную» мину. Он срывается с места, чтобы предупредить её об опасности, но не успевает. Резкий взрыв и пронзительный крик окровавленной Армони разрывает сердце героя (и зрителя). Этот, не очень эффектный по сегодняшней картинке, но затратный для своего времени фильм-предупреждение обязателен к просмотру всем медикам, военным.  Да и широкой публике тоже. Есть в нём нечто сакральное, что призывает людей к жертвенности и милосердию.

Когда после съёмок в совместной русско-швейцарско-французской картине «Тегеран-43» Алена Делона впервые пригласили в СССР, то, по договорённости, разрешили ему привезти с собой для разового показа любой свой фильм. Актёр привёз именно последнего «Военврача»,  чья прокатная судьба во Франции не удалась. Он пытался хоть как-то самортизировать расходы на его производство.

Этически Делон-продюсер всё рассчитал верно, так как тема варварской природы войны лояльно укладывалась как в идеологию, так и в зрительскую отзывчивость нашей тогдашней Родины. По свидетельству критика Александра Брагинского «Военврач» и в самом деле взволновал кинозал Дома кино Союза кинематографистов СССР (не чета самим французам). Однако «Совэкспортфильм» почему-то не стал его приобретать для широкого проката.

Москва, 1979 год. Первый приезд Алена Делона и Мирей Дарк в Советский Союз. На сцене Дома кино Союза кинематографистов СССР перед показом фильма «Военврач». Справа — один из режиссёров фильма «Тегеран-43» Владимир Наумов


Но спустя несколько лет земляки актёра, после показа ленты по ТВ, уже задним числом оценили его послание. Да и наши зрители, после трансляции ленты по ОРТ в 1996 году оказались очень чувствительны к тому, что происходило на экране и на завтра обсуждали фильм на рабочих местах.

Рассмотренные четыре фильма могут несколько реабилитировать портрет артиста-юбиляра. Один из немногих, кто заметил после провала «Военврача» эту удивительную приятную метаморфозу был критик журнала «Ревю дю Синема». Он дал понять своим пристрастным коллегам, что Ален Делон постепенно перешёл некий рубикон, приобретя чутьё «умного и смелого актёра-продюсера», вдруг встревоженного нарастающей деградацией человеческого общества и стремящегося стать зрелым художником. Но… с тех пор прошло 40 с лишним лет. И сегодня «Человек, который спешит», «Смерть негодяя», «Внимание! Смотрят дети!», «Военврач» воспринимаются, как штучные «непризнанные шедевры». Только как разовый проблеск в греховных сумерках его киновселенной. Остаётся только сожалеть, что всплеск делоновского интереса к  серьёзной (в чём-то богоугодной) проблематике оказался столь скоротечным.

К положительным аспектам личности Алена Делона можно отнести его верность дружбе, стремительную отзывчивость на проблемы близких ему лиц. Есть ещё и то, что вынуждены были признать даже его закоренелые критики – Делон, предчувствуя прокатное фиаско вынашиваемого проекта (он изначально не был уверен в успехе и «Военврача», и «Внимание! Смотрят дети!»), всё равно был готов рисковать своими миллионами ради «правильной идеи». Это то, о чём говорил критик «Ревю дю Синема». Данным примечательным качеством он всегда позитивно отличался от Бельмондо, который всё время был ориентирован только на лёгкий коммерческий успех своих, чисто развлекательных,  предприятий. Если Бебель не любил экспериментов со своей карьерой, всегда делая ставку на «верняковые» сюжеты, то Делон со своим творчеством нередко шёл ва-банк, что периодически его приводило – при коммерческих обвалах — к вполне достойным идейным результатам.

Ален Делон в хрестоматийном фехтовальном «фильме действия» режиссёра Дуччио Тессари «Зорро» )


И вот сейчас, после перенесённого в 2019 году микроинсульта он дотянул до 85-летнего возраста. Правда, в факте своего долгожительства его личной заслуги  нет. Тут усматривается Промысел Свыше. Как и его другу Жану-Полю Бельмондо (в молодости думавшему, что он – безсмертен), который ещё 19 лет назад перенёс похожий удар и теперь не мыслит своей жизни без трости, мы думаем, что Господь дал герою нашего рассказа очередной шанс – спуститься на Землю, научиться хотя бы элементарному смирению, скромности и переосмыслить свою «эксцентричную» жизнь.

Да, когда-то он был невероятно красивым мужчиной и импозантным человеком, «иконой стиля». Красивым настолько, что наша знаковая кинокрасавица Ирина Алфёрова однажды призналась: «Когда смотришь на молодого Делона, кажется, что от его яркой внешности у тебя сейчас заболят глаза». Судя по всему, сам Ален Делон явно прельстился этим Божьим даром, так же как и своими земными карьерными успехами, постоянно говоря о себе, как о «легендарной личности французского кино», которую, мол, «должны ублажать все роды». Время шло, горделивый актёр не унимался, продолжая воспринимать себя, как нечто из ряда вон выходящее. Он — как и все мы, грешные — продолжал «крутить своё  кино», утверждая вокруг себя властную политику и не желая слышать ничего отрицательного в свой адрес.

Терпеливый же Господь, наблюдая за его твердолобостью, постепенно вразумлял актёра – когда профессиональной неудачей, когда физической травмой, а когда и уходом из жизни дорогих ему людей. Стоит задуматься: скольких друзей, сродников, близких и соратников по кино Ален Делон перехоронил за свою жизнь? Жан Габен и Лукино Висконти, Лино Вентура и Жан-Пьер Мельвиль, Рене Клеман и Бурвиль, отец Фабьен Делон и мать Эдит Делон-Булонь, Морис Роне и Ив Монтан, Анни Жирардо и Ренато Сальватори, сценарист Паскаль Жардэн и боксёр Карлос Монзон, режиссёры Жак Дерей и Жорж Лотнер, любимые женщины Роми Шнайдер и Мирей Дарк. И это только часть делоновского траурного списка. Самая именитая. А смерть скольких других, менее известных нам, людей из его «тихого» окружения пришлось пережить угрюмому артисту-одиночке?

Делон на похоронах Мирей Дарк в 2016 году. Эта смерть его бывшей верной женщины его сильно «подкосила» физически и  вскрое он был госпитализирован


 

44 года, держа «в фокусе» эту специфическую личность, пишущий данные строки автор то безудержно восхищался ею, то претыкался о её неблаговидные выходки, то разочаровывался, то опять взирал на неё снизу вверх, находя оправдание многим порокам кумира. Наступило время чёткого, безпристрастного взгляда и трезвых выводов. Главный из них – ни к чему толковому делоновское низкопоклонство меня не привело. И дело не лично в Алене Делоне (он – один из многих). Причина морального подрыва моей, не очень состоявшейся, жизни был изначально сокрыт в корне самого такого явления, как кумирослужение. «Ну и что в этом плохого? Все люди так или иначе кому-то подражают!» – наивно возразят некоторые. Можно и так – упрощённо – смотреть на вещи и дальше «витать в облаках».

Однако же не зря существует 2-я Господня заповедь, которую [для своего же блага] нам не мешало бы почаще вспоминать. Поскольку её игнорирование  для всего Земного шара чревато куда более устрашающими бедствиями, чем три вместе взятые covid-пандемии. Особенно сейчас, когда в недрах коронавирусной истерии  созревает приход на всемирную авансцену библейского антихриста, как «главного идола человечества» за всю его историю. Во всех нынешних мировых дрязгах – цветных революциях, негритянских вакханалиях в США, войнах, электронных паспортах, тотальной слежке, безналичных деньгах — его серный запах потихоньку вторгается в наш быт. И по предсказанию Божиих пророков «кумир всех кумиров» будет очень красноречивым, очень интеллектуально обаятельным, очень лукавым, очень талантливым и… очень красивым брюнетом (судя по всему, человечеству уже недолго осталось ждать его внешнего сравнения с Аленом Делоном).

«О чём это он?» — предвидим замешательство читателя. Поясним: на то и культивируется страсть простых людей к одержимости светскими  знаменитостями, чтобы они поведенчески не прониклись жертвенными подвигами Христа и его Церкви. Проблема эта древняя. Как сама жизнь на Земле. Институт звёзд — есть элитная закрытая корпорация. Её цель – создание всё новых кампаний «массового отвлечения» от богопознания. С одной стороны – погрязшие в непотребствах мирские кумиры, с другой – братство чудотворных христианских святых. В противовес звёздам, оказывается, рядом с нами существуют ещё и те, очень немногие, благочестивые люди, которые стремились всегда избегать земной человеческой славы, считая её — для своей души — опасным дьявольским капканом. Первые дарят народу (за деньги!) услаждающие его фейковые фантазии. Другие же (по молитвам к ним) — способны безплатно помогать в разных житейских нуждах, находить потерянное (поклон святому Иоанну Воину), избавлять от вражеского преследования, врачевать от болезней, даже воскрешать мёртвых.  Кому же из них подражать? Казалось бы, ответ очевиден. Но наша реакция на 99% настолько алогична, что имеет смысл серьёзно задуматься о собственной повреждённости. Как правило, мы выбираем первых (спесивых корыстолюбцев), при полном забвении вторых (скромных чудотворных безсребренников).

Незадолго до своей праведной кончины блаженный греческий старец Паисий Святогорец (1924-1994) в назидание своим духовным чадам произнёс такие слова: «Христос почивает там, где благородство и великодушие, там где дух жертвенности, неброскость и желание оставаться в безвестности».

Но о каком желании к неброскости может идти речь в прокопченном (от спёртого тщеславия) мире кинематографического чистогана? Когда от экранных флюид той или иной звезды происходит молниеносная деформация оригинальности человеческой души, попадающей под тайфун подражательных искушений. Невесть откуда в тебе поселяется соблазн «смотреть как Делон», «жестикулировать как Делон», «ходить как Делон», «рулить как Делон», «курить как Делон», «стрелять как Делон», «целовать как Делон», «соблазнять как Делон» и т.д. и т.п.. А если помимо Делона ты впустил в своё сердце и другие мощные лицедейские «инстанции» – Бельмондо, Челентано, Макдауэлла, О`Тула, де Фюнеса, Сталлоне? (У каждого свои кумирные болезни). От твоей индивидуальности не остаётся и следа ! Ты –  уже узник. Кто кем побеждён, тот тому и раб – как говорит Писание. И своими силами тебе из этого спрута не выпутаться.

Люди – странные существа. Мы падки на блистающую отраву, но абсолютно равнодушны к скромным живоносным источникам. Мы копируем кинозвёзд, певиц, спортсменов, королей театра и политики, но абсолютно не берём пример со святых. Такое подражание нам и в голову не приходит. И это при том, что среди них есть и… святой актёр. Это – мученик Ардалион. Что знают о нём, как о своём профессиональном покровителе, все его теперешние коллеги, вкусившие богатства и славы? А о нём не мешало бы знать каждому актёру, включая и нашего француза-юбиляра. Лицедей из языческого театра IV века Ардалион (при императоре Максимиане Галерие, 305-311 годы н.э.) играл роль распинаемого на сцене христианина. По ходу действия, его подвесили на мучилищном дереве и стали строгать железными крючьями. Он так естественно изображал страдания, что зрители были в восторге и громко выражали свои похвалы его искусству. Но во время очередного сценического шабаша с ним что-то произошло. Ему не захотелось более глумиться. Вдруг святой велел всем замолчать и объявил, что он действительно христианин и не отречется от Господа. Правитель города пытался представить дело так, что Ардалион продолжает играть роль, и в конце зрелища отречется от Христа и принесет жертву богам. Но святой Ардалион продолжал исповедовать свою веру в истерзанного Богочеловека. По окончании пьесы Ардалион упорно отказался сойти с Распятия, заявив что теперь он и сам христианин, и готов пострадать за Спасителя. Увещевания и угрозы со стороны вчерашних единоверцев действия не возымели. Тогда его в ярости схватили и бросили на раскалённую сковороду, где молодой страдалец мученически и предал свою душу Господу.

Святой мученик Ардалион (из лицедеев, IV век нашей эры). Память празднуется 14 апреля по новому стилю


Не будет большой вольностью предположить, что у каждого артиста бывало в жизни немало возможностей для подобного выбора и подвига. Однако мало кто хочет идти такой тернистой тропой, когда хочется подольше пожить в своё удовольствие. За это они готовы всамделишно продать душу люциферу, как экс-Бэтмен Кристиан Бэйл или темнокожий рэппер DMX. К отраде, не все знаменитости заклеймили себя демонопоклонством. Например, Мел Гибсон, который в один момент решил во что бы то ни стало подвергнуть риску свою головокружительную светскую кинокарьеру и снять свои эпохальные «Страсти Христовы» (2004). Многим памятен тот долго не утихавший, клеветнический бум, обрушенный на Гибсона в отместку за его профессиональное христианское исповедничество. Увы, таковых единицы.

Но – и это вызывает приятное удивление – в последние годы к числу этого «малого киностада» поневоле прибавилась и фигура… Алена Делона, уже старого, много повидавшего, в чём-то протрезвевшего, продолжающего «гнуть свою линию» и прилюдно говорящего то, о чём другие малодушно помалкивают.

Сначала он смутил так называемых «либералов» тем, что хотел бы вернуть во Францию смертную казнь (!). Чем, практически, расписался в том, что теперь он не разделяет идею своего же фильма «Двое в городе» (1973). После того, как массовые этнические и молодёжные безпорядки в его стране целых два раза к ряду приходились на время его круглых юбилеев (в 2005 году – на 70-летие актёра и в 2015-м – на 80-летие), Делон стал недвусмысленно заявлять, что отсутствие в обществе смертной казни порождает вседозволенность. А та прямиком приводит к анархии и развалу государства.

Финал гангстерского криминала «Борсалино» (1969) Жака Дерея. Экранный Бельмондо погибает, экранный Делон остаётся в живых. Обычно в их фильмах — всё наоборот (Делона убивают чаще)


Но ГЛАВНАЯ информационная свистопляска вокруг его имени началась в 2013 году, когда 78-летний киноветеран в интервью каналу «Франс 5» на специально заданный вопрос о его отношению к педерастической любви, не смущаясь отрезал: «Ну да, это противоестественно. Простите, но этот так. Нужно любить женщину и ухаживать за ней, а не волочиться за мужиками. И не позволять другим мужикам волочиться за собой». А потом в очередной дискуссии об однополых браках добавил: «Да пусть они женятся, мне на это глубоко наплевать. Но я не хочу, чтобы им разрешили усыновление».

Ален Делон против гомосексуалистов-Ален Делон против геев-Ален Делон Зорро

Нашумевшее в «либеральном» мире интервью Алена Делона каналу «Франс-5», данное им в 2013 году


Для теперешнего, погрязшего в извращенческих ноу-хау Запада – это сродни подвигу первых христиан. Странным тут является то, что в молодости Делон, по ряду его интервью 60-х и 70-х годов был вовсе не против гомосексуализма. Среди его друзей и партнёров по кино была целая плеяда мужеложников – от маэстро Лукино Висконти до актёра Жана-Клода Бриали и журналиста Жана Ко. В 1968 году он вообще сыграл на сцене в пьесе из жизни секс-меньшинств «Выколотые глаза». А в 1983-ем сыграл роль барона-содомита Шарлюса в экранизации романа Марселя Пруста «Любовь Сванна». И тут такой «провокационный» антисодомский спич. Не верится, чтобы сам легендарный актёр не знал – чем он рискует от такого заявления (да ещё в прямом эфире). Мне кажется, что он заранее обдумал данный свой шаг, осуществил его и приготовился к нападкам либералов, феминисток, гомосексуалистов, трансвеститов и прочей ЛГБТ-братии. Даже его сын Антони, дабы не попасть под опалу извращенцев, осудил отца за «неполиткорректность», советуя ему уподобится американцу Клинту Иствуду, который даже в глубокой старости снимает по режиссёрскому фильму в год. Знаменитый папа ответил «продвинутому» законному первенцу аналогично, по типу: «Сынок, не суй нос не в свои дела».

Потом нашему герою припомнили и его поддержку главы Национального фронта спасения Франции Жана-Мари Ле Пена и его дочери, тоже политика. Делон разделял опасения Ле Пена по части засилья на их родине нагло ведущих себя арабских и чернокожих иммигрантов. «Гомофоб, расист, сексист, мракобес!» — так и посыпалось на него со всех сторон. Апофеоз этой истории датирован маем 2019 года, когда «злокачественные феминистки» и агрессивные секс-меньшинства стали трубить во все рупоры о недопустимости присуждения Алену Делону Каннским кинофестивалем почётной «Золотой пальмовой ветви» за вклад в мировой кинематограф. Сенсация разыгралась нешуточная. До последнего момента судьба намеченного мероприятия была неясна. Однако, в конце концов, всё состоялось и 83-летнему артисту был вручён престижнейший приз из рук его же дочери Аннушки (кстати, в феврале 2020 года ставшей мамой). Для Каннского кинофестиваля награждение Делона было актом серьёзного сопротивления мировому гомосексуальному синдикату. По словам российского телеведущего Дмитрия Киселёва: «Это был стандартный заход со стороны радикалов. И стандартный заход на большой скандал и уничтожение карьеры. Жертвами такой внесудебной расправы уже стали многие звёзды кино, политики и журналистики».

Но, слава Богу, с Делоном кампания очернительства у них не выгорела, так как наряду с хулителями, у независимого актёра образовалась и своя группа поддержки. Пользователь интернета под ником JeSuisTresSympa в своём комментарии написал: «У Алена Делона есть собственное мнение насчёт гомосексуализма, в чём тут проблема? Он – не политик, не принимает решений насчёт жизни страны. Так, может быть, у него всё же есть право на собственное мнение, или же у нас существует только единственная правильная точка зрения?..». И таких отзывов в мировой сети встретишь немало.

Заметим ещё один момент. Стареющий Ален Делон, как на своей дочери Аннушке, так и на младшем сыне Алене-Фабьене вполне состоялся, как достойный и заботливый отец. Наперекор грустной судьбе отвергнутого им Ари Булоня или пущенного в 1970-х годах на самотёк Антони Делона (1964 г.р.) двух последних своих детей он решил пристально стеречь, опекать, ограждать от ошибок, которые сам когда-то часто совершал. Узнав о том, что оставленный матерью — голландкой Розали Ван Бремен – Ален-Фабьен попал под дурное влияние и пристрастился к наркотикам, он тут же взял ситуацию под свой родительский контроль, вырвал наследника из дьявольской трясины, пролечил его в дорогой наркологической клинике и снова вернул на прямую дорогу. А с Аннушкой они вообще всегда жили душа в душу.

Ален Делон (проходящий реабилитацию после инсульта) и его наследник Ален-Фабьен Делон, ухаживающий за отцом в больнице


Конечно, теперь он уже после прошлогоднего удара — слишком немощен и стар. И ему уже самому необходимы достойный уход и человеческое участие — детей, друзей. Хочется верить, что Ален-Фабьен и другие сейчас находятся у родительского кресла не из корыстолюбивого лицемерия, но по зову сердца. В глубине самолюбивой души у Алена Делона всё-таки не прекращала гореть маленькая лампадка человечности, которую с годами он всё более разогревал через своё отношение к двум последним детям. И со стороны это чувствуется.

Действительно, милосердный Всевышний будто в очередной раз отодвигает момент ответа этого ершистого и противоречивого человека на Своём Высшем суде. Терпеливо и мудро Он даёт ему возможность наблюдать за увяданием своей — некогда ослепительной — фактуры, показывая, что тело каждого из нас (каким бы эффектным оно ни было в дни бурной молодости) — бренно, а главное –  безсмертная душа и её участь в загробной Вечности.  И здесь нам трудно удержаться от предположения, что Спаситель призывает «месье Делона» одуматься и придти к тому, к чему пришёл 4 сентября 2020 года у купели парижской Русской Православной церкви в Париже его не менее знаменитый коллега – популярный актёр Жерар Депардье, смывший с себя грехи прошлого в Таинстве православного крещения.

И со своей стороны очень хочется пожелать 85-летнему Алену Делону такого же сакрального «стечения обстоятельств». Тогда финал его жизни приобретёт не суетный-карьерный, но спасительный и богоугодный смысл.

Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)

12 ноября 2020 г.


Киноцитаты об Алене Делоне:

«Я вышла замуж за тень» (Франция, 1981, режиссёр Робин Дэвис. В главной роли: Натали Бей). Беседа героини с беременной девушкой в поезде: «Я хочу, чтобы у меня родился мальчик, с такими же голубыми глазами, как у Алена Делона».

«Двойной капкан» (СССР, Рижская киностудия, 1985, режиссёр: Алоиз Бренч). Побитый герой Альгиса Матулёниса, гладя в ручное зеркало: «Да уж, не Ален Делон».

«Пришло время любить» (Югославия, 2-я серия, 1980, режиссёр: Зоран Чалич). Подруга героини Марии (Риалда Кадрич) говорит ей на школьном дворе о каком-то парне: «Он был красив, как Делон».

«Короли шутки» (Франция, 1984, режиссёр: Клод Зиди). Герой комика Жерара Жюньо говорит своему другу и сроднику Тьерри Лермитту, после того, как тот освобождает из заложниц понравившуюся ему девушку Александру (Матильда Мэй): «Да ты, как Ален Делон!»».

«Афёра» (Болгария, 1981, детектив). Рекордсмен по количеству упоминаний имени французского актёра на единицу времени. Герой-милиционер внедряется в преступный мир болгарских валютчиков под прозвищем «Ален Делон», которое произносится с экрана не менее 10-ти раз.

«Прошлогодняя кадриль» (СССР, Беларусьфильм, 1978, молодёжная советская история о несостоявшейся любви). Пригласив понравившуюся девушку Тоню на кадриль, один из героев — студент-практикант — говорит ей в круговороте танца: «А моё имя старомодно – Юрий. Хотелось бы посовременнее». «Какое же?» — «Например, Ален Делон. Или Марчелло Мастроянни, на худой конец».

 

Один комментарий к Алену Делону — 85 лет: исповедь прозревшего «делониста»

  • Николай Ващилин  :

    Прекрасно! Спасибо автору за бесценный труд для любителей киноискусства.

Напишите ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>