БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ… АДА («Легенды эпохи видео» и «Конкретная дата в кино»)

БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ АДА 

«БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ»

(BLADE RUNNER)

Производство: «Лэдд Компани» США-Англия, 1982, 1 час 58 мин.

Авторы сценария: Хэмптон Фэнчер и Дэвид Пиплз (по мотивам романа Филлипа К. Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?)

Режиссёр: Ридли Скотт

Оператор: Джордан Кроненветт

Художник: Лоуренс Г. Полл

Монтаж: Терри Роулингс

Композитор: Вангелис

Специальные эффекты: Дуглас Трэмбалл

Художники по костюмам: Чарлз Кнод и Майкл Каплан

Подбор актёрской группы: Майкл Фентон и Джейн Фейнберг

Фотограф (по электронным линзам): Дэвид Шарф

Концептуальный художник (по миру будущего): Сид Мид

Продюсеры: Джерри Перенчио, Бад Йоркин, Майкл Дили и Аллан Лэдд-младший

Конечный бюджет: 28 000 000 долларов

Роли исполняют:

Декард –Харрисон Форд

Рой Батти – Рутгер Хауэр

Рэйчел – Шон Янг

Прис- Дэрил Ханна

Зора – Джоанна Кэссиди

Леон Ковальски — Брайон Джеймс

Тайрелл – Джо Таркел

Джей. Эф. Себастиан – Уилльям Сэндерсон

Гафф (странный тип с тростью) – Эдвард Джеймс Олмос

  Брайант — М. Эммет Уолш

Ганнибал Чью (китаец в холодильнике) — Джеймс Хонг

                          Холден (проводивший тест Леона в начале) — Морган Полл


Когда пытаешься завести серьёзный разговор о культовом фильме «Блэйд раннер», то — как и при других знаменитых лентах — попадаешь под власть личных воспоминаний о его первом просмотре. В моём случае это событие пришлось на далёкое воскресенье — 15 декабря 1985 года. Затхлая притонная квартира (баловавшегося первыми наркотиками одноклассника), злобный узкоглазый постоялец-владелец видеомагнитофона «Электроника ВМ-12». Да и вообще общая нездоровая подпольная обстановка отдавала «пряностью» декаданса. И вот на обыкновенном советском телевизоре «Горизонт» выше обозначенный проводник западной массовой культуры казахского происхождения зарядил нашей подростковой компании «Бегущего по лезвию бритвы». Хотя демонстрация проходила в чёрно-белом режиме, при затёртом качестве видеозаписи, да ещё с еле слышным пиратским переводом, сам фильм, несмотря на его явно не динамичную эстетику весьма впечатлил. Да ещё настолько, что потом стал героем моей графоманской  рецензии при штурме киноведческого отделения ВГИКа в 1986 году. К слову, тогда ещё – когда горбачёвская «перестройка» ещё особо не набрала своих разрушительных оборотов – покорять главный киноинститут СССР с помощью официально запрещённого американского блокбастера было дерзкой самонадеянностью. Для благожелательного к тебе отношения со стороны экзаменаторов уместнее было бы писать статью о каком-нибудь отечественном фильме.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию бритвы»: неуклюжая погоня истребителя роботов Декарда за репликанткой Зорой. Буддистский техно-вавилон будущего.


Но странное дело: творческий конкурс моя амбициозная писанина о малоизвестном в ту пору видеофильме Ридли Скотта (на всеобщее удивление) выдержала. И мне даже позволили приехать в столицу — для подачи документов в приёмную комиссию на факультет киноведения. Правда, вожделенное поступление, увы, так и не состоится (из-за отсутствия блата и запредельного творческого конкурса), но это уже к «Блэйд раннеру» не имело отношения.

Потом автор ещё неоднократно занимался популяризацией «Бегущего по лезвию бритвы» среди сверстников, среди сослуживцев в армии и, конечно, в своей авторской ТВ-программе «Киноэкспресс». Несколько моих телеанонсов скоттовского творения пришлись на середину лихих 1990-х. Но перешагнув рубеж ХХI столетия в моей «блэйд-раннерской» программе начал происходить «сбой». Примерно с 2002 года – после первых робких попыток ознакомления со Священным Писанием — каждый новый заход на просмотр сей некогда полюбившейся голливудской феерии стал рушиться о вызывающую зевоту реакцию. С глаз спала ослеплённость техническим совершенством постановки. Спокойнее стал относится к харизматичной актёрской работе голландца Рутгера Хауэра в главной отрицательной роли Роя Батти (который после этого кинообраза был признан как в Голливуде, так и во всём мире).

Рутгер Хауэр в фильме Бегущий по лезвию-Легендарное кино нравственная оценка фильмов

Рутгер Хауэр в роли главаря репликантов Роя Батти


Былая завороженность сменилась инертностью. Инертность же перетекла в прозрение от понимания того, что авторы фильма, оказывается, много лет подряд подвергали тебя гипнозу. Вот с этим чувством пробуждения от летаргического киносна и хочется вести дальнейший разговор об этой сомнительной антиутопии. Тем более, что ноябрь 2019 года мы уже пережили.

Несмотря на кассовую неудачу при его выходе в прокат в 1982 году «Бегущий по лезвию бритвы» (так его название озвучивалось пиратскими видеопереводчиками) сумел быстро стать не только культовым жанровым фильмом, но и одним из общепризнанных шедевров  всепланетарного кинематографа. На протяжении 37-ми лет ему посвящают статьи и телепередачи, сайты и видеоблоги в интернете, прения в киноклубах и высокобюджетные документальные фильмы. Самым впечатлительным из которых является «фильм о фильме» под названием «Опасные дни», снятый в 2007 году ярым идолопоклонником «Блэйд раннера» Чарлзом де Лазурикой. На протяжении 3 часов 34 минут (!) авторы фанатично сооружают свой миф о создании шедевра всех времён. — Встречаются со многими творцами ленты (от сценаристов, актёров  и режиссёра до продюсеров, мастеров по спецэффектам и концептуальных художников), демонстрируют фотопробы и редкие кинокадры со съёмок, интригующе повествуют о работе каждого департамента этого широкомасштабного кинопредприятия, о неудачно снятых сексуальных сценах и о творческих баталиях между суровым режиссёром Скоттом и его подчинёнными. Всеми силами нам внушается мысль о «непререкаемости» мифологии под названием «Blade Runner». О влиянии фильма как на всю фантастику, так и на моду, эстетику кино, видеоклиповую музыку и на… образ мышления зрительских масс. Вот мы и добрались до сути.

Декард (Харрисон Форд) и подошедший к нему в уличное кафе странный Гафф (Эдвард Джеймс Олмос)


… Лос-Анджелес, ноябрь 2019 года. Мрачный психоделический вид знаменитого мегаполиса наполняют причудливые воздушные такси, порхающие помеж рекламных  небоскрёбов, а также какие-то взрывные выхлопы, клубы дыма и толпы многоэтнического люда, архаично бредущего по ночным неоновым улицам под постоянным дождём. Полицейскому Рику Декарду (Харрисон Форд) вменяют в обязанность найти четверых человекоподобных репликантов с повышенной программой бунта, сбежавших из колонии корпорации «Тайрелл».

Роковая женщина-андроид Зора (Джоанна Кэссиди) убегает от Декарда


Начинаются тягучие поиски двух эрзац-мужиков и пары роботизированных девиц, желающих продлить свою электронную жизнь всеми доступными способами. В блужданиях героя то и дело всплывает загадочная девушка-робот Рэйчел (Шон Янг), подосланная ему корпорацией для помощи в выявлении «дичи». Между полицейским из отряда «бегущих по лезвию» (хотя этого самого бегущего фактора в картине ой как мало) и милой репликантшей завязывается любовь. Рэйчел даже помогает Декарду разделаться с одним из своих агрессивных собратьев Леоном (Брайон Джеймс).

Леон (Брайон Джеймс) избивает Декарда (Х.Форд), только что убившего Зору


Постепенно не очень-то расторопный страж закона ликвидирует и двух андроидных амазонок – «змееподобную» Зору (Джоанну Кэссиди) и «брутальную» акробатку Прис (Дэрил Ханну). Ну а с их ловким главарём Роем Батти у Декарда начинаются финальные ночные кошки-мышки по лабиринтам заливающихся от ливня ночных крыш.  Сломав «блэйд раннеру» пальцы и загнав охотника за роботами в угол, Рой с белой голубкой в руке и с шекспировской предсмертной значительностью читает вымокшему Декарду ницшеанский монолог и, застыв на коленях, грустно «отдаёт концы», заставив самого «блэйд раннера» оценить великодушие репликанта… 

Неоднозначный робот Рой Батти (Рутгер Хауэр) перед своей смертью с символической белой голубкой в руке  


Если внимательно отнестись к хронологии «блэйд-раннеровских» событий в медиа-сферах, то вся эта долгоиграющая истерия (которая опять получила всемирный импульс в 2017 году после выхода блокбастера-продолжения «Бегущий по лезвию 2049» Анри Вельнёва), как минимум, озадачивает. Сам собой напрашивается вывод, что когда киноманский интерес к сему «шедевру» угасает, то  кто-то начинает поддерживать его «со стороны». Так сказать: «Чтобы помнили!». Становится очевидным, что индустрия «Блэйд раннера» имеет серьёзные конспирологические недра. Под техническим богатством, клубами уличного пара и колоритной визуальной поверхностью тамошнего фантастического мира обнаруживается злотворный запах адской серы.

Вычурную «робокопную» сказку для поседевших и полысевших юношей непрестанно преподносят как важное философское кинобожество. Как гимн во славу искусственного интеллекта, носители которого выглядят порой привлекательнее самих людей. Люди в фильме Скотта – существа отчуждённые.


Режиссёр упоительно рисует человеческий мир образца ноября 2019 года в «сомнамбулических» отрицательных тонах. Он трактует его как технотронное тоталитарное царство, не дающее развернуться свободомыслящим личностям. Кто же тогда эти жертвы? — Наверное читатель догадывается куда клонит идеологема «великой» картины. Жертвы – это, конечно же , искусственные люди (как и все «нетрадиционные», включая педерастов, лесбиянок и трансвеститов — прим. автора). Недаром в фильм включена почти тошнотворная сцена поцелуя между Роем Батти и учёным Тайреллом, предваряющая жутковатое расплющивание головы амбициозного создателя репликантов. Интонации фильма полны замаскированного презрения к человеку, как таковому. Люди зашорены настолько, что даже теряют способность к состраданию. Здесь страдают только роботы. И как страдают!

Вот под щемящую электронную музыку Вангелиса главный положительный герой засаживает из своего бластера два заряда в спину репликантки Зоры. Рапидом подчёркивается её эффектное смертельное падение и застывший на стекляных осколках взгляд. Вот Батти траурно склоняется над трупом высунувшей язык Прис (также застреленной заглавным героем), целует её мёртвую, а потом тоскливо воет на всё гулкое пустынное здание.


Дополнено 3 января 2020 года

Бегущий по лезвию бритвы (1982) легендарное кино-Бегущий по лезвию фильм Ридли Скотта-Блог Бориса Швеца

Чудак Бастиан (Уилльям Сэндерсон), репликантка Прис (Дэрил Ханна) и противный робот-карлик с длинным носом и в фашистской каске. В общем, «милая» компания


«Бегущий по лезвию бритвы» лишь подтверждает одно незыблемое правило злотворной киноклассики. Как и в «Механическом апельсине», «Кабаре», «Соломенных псах», «Полёте над гнездом кукушки», «Близких контактах третьего вида», «Звёздных войнах», «Инопланетянине» или, скажем, в более поздней эпигонской «Матрице», в фантастическом «чёрном фильме» Ридли Скотта заведомому демоническому безобразию придаётся многозначительный искрящийся «орнамент», путанный символизм. Судя по предыдущему «Чужому» и, особенно по разбираемому амбициозному опусу, постановщику не давали покоя лавры другого ложного киногения Стэнли Кубрика и его «Космической одиссеи: 2001 год» (1968).

Старой идее о восстании роботов, описанной Исааком Азимовым в «Трёх законах роботехники» (а также Станиславом Лемом, Рэем Брэдбери, Артуром Кларком, тем же Филлипом К.Диком и другими плеозаврами фантастики), авторы данного блокбастера придают собственный античеловеческий смысл. Скотт-старший всегда любил творить на экране свои миры, попутно ударяясь в самоупоительный «сладкий пессимизм». Делая вид, что его сильно заботят дальнейшие перспективы развития человеческого социума он, вольно или же «в слепую», играет на руку тем заправилам мирового кинобизнеса, которые всегда чаяли морального переустройства мира. Вот и тут, оригинальничая с возведением монументальных построек, с использованием революционных – для начала 1980-х – комбинированных съёмок, с завораживающей музыкой Вангелиса, с игрой света и тени «великий Ридли» так сильно «напускает тумана» (причём в прямом и в переносном смыслах), что сбивает с толку не только легковерных фанатов, но и «высоколобых» профессионалов кинооценки.

Съёмки сцены спасения репликантом Батти (Рутгер Хауэр, вверху) заглавного героя Харрисона Форда


Когда ряд маститых критиков, Сергей Кудрявцев, например, — выпустивший ещё в 1990 году свой популярный видеокаталог «500 фильмов» — определяют сие создание, как «философский фильм-размышление, ленту-предупреждение о судьбе цивилизации», то понимаешь, сколь велика оказалась деструктивная сила этого кинодурмана в глобальном обывательском масштабе.

Декард (Харрисон Форд) на фоне сатанинской пентаграммы под видом уличной рекламы


Оцените, как настроение «Бегущего по лезвию бритвы» в духе «нью эйдж» отражается, помимо всего прочего, и в режиссёрской зачарованности техно-вавилоном будущего. Азиатские иероглифы, змееподобные изображения неоновых драконов, частые мелькания желтокожих раскосых лиц, последователи хари кришны тонко вовлекающих душу зрителя в мир буддистских демонических мистерий. Фанатам, рвущимся обвинить автора этих строк в оскорблении объекта их  поклонения, советую подробно пересмотреть те же документальные «Опасные дни», где Ридли Скотт, снимая «Блэйд раннер», откровенно констатировал свои пробуддистские религиозные приоритеты и увлечённость мракобесными комиксами журнала «Хэви метал». Даже с мирской точки зрения фильм, признанный как незыблемый столп кинематографической научной фантастики, после сколько-нибудь серьёзного его осмысления видится не столько научным, сколько чисто фантастическим продуктом киноширпотреба. А его наукообразная философская интонация — лишь дымовая завеса для проталкивания в массы давнишнего проекта мировой элиты по «политкорректному» отношению к «нетрадиционным людям», которые имеют такое же право на земное существование, как и сами homo sapiens.

Всей «блэйдраннеровской» сферой производства с экрана потаённо насаждается такой подтекст (цитируем те же «Опасные дни»):  «Идея искусственной жизни — по мере развития технологий — всё более заметна в последнее время. Она становится всё более интересной и возможной (!?). Вся эта идея репликантов (иными словами засилья роботизации и клонирования — прим. автора) становится всё более ощутимой с каждым днём».

«Европарламент может легализовать роботов» — это сообщение BBC от 12 января 2017 года и прочие заголовки всё активнее появляются в таблоидах, «продавая» нам мысль о постепенном узаконивании репликантов в нашей повседневности. Не случайно маги и технотронные оккультисты всех мастей столь красноречиво воспевают панегирики фильму Ридли Скотта, сделавшему колоссальную работу по имплантации данных идей в многомиллионное сознание киновидеосообщества.

Причислите к этому рекламу алкогольного образа жизни (Декард так часто хлещет в кадре спиртное, что кажется будто он охотится за андроидами в нетрезвом состоянии), пропаганду курения (раскрутку эффектного женского курения робота Рэйчел в исполнении Шон Янг, постоянно пускающей под мощные софиты клубы сизоватого дыма отметили как фанаты, так и противники фильма) и ещё кое-что запредельное. А именно —  вызывающий намёк на сексуальную связь человека Декарда и… репликантши Рэйчел. Ещё раз напомним, что в процессе съёмок на киноплёнку была зафиксирована эпатажная сцена сношения «у стены» заглавного героя и роботизированной девицы, навязанная продюсером Майклом Дили для, так сказать, «коммерциализации» будущего проекта. Впрочем, и сам Ридли Скотт с исполнителями этого непотребства считали её уместной по смыслу. Задумайтесь: авторы нарочито доказывают нам, что внедрение мужского детородного органа в структуру электронного якобы женского псевдоорганизма — это абсолютно «нормальное» явление (особенно в духе ХХI века). Это даже не бред, но кощунственная сатанизированная диверсия, извращённая идеологема.

Инфернальная густонаселённость роботами визуального пространства «Бегущего по лезвию бритвы»


Строгий режиссёрский контроль весьма ощутим и в работе лицедейской группы. Почти все актёры, дефилирующие на экране в человеческих ролях играют блекло. В их числе и сам Харрисон Форд – угрюмый, малоубедительный, схематичный, активно пьющий и таскающий по своему захламлённому жилищу бутылку спиртного (о чём мы сказали в предыдущем абзаце). Да, наверное он более лучший выбор на роль Декарда, чем намечавшийся изначально амбициозный коротышка Дастин Хоффман. Но громоздкая пластика вчерашнего Индианы Джонса в общем построении мира картины иногда смотрится просто нелепо. Даже туповато.

Неуклюжий Декард (Харрисон Форд) «на страже» технократического порядка


Неудивительно, что между часто простаивавшим на съёмках дорогим артистом и игнорировавшим его постановщиком возникали нередкие ссоры.  Перфекционизм дотошного маэстро-англичанина часто выливался в перерасход бюджета и в антагонизм со многими членами киногруппы, некоторые из которых подымали бунт (как и репликанты в самом фильме).

Режиссёр Ридли Скотт (слева) и актёр Харрисон Форд репетируют сцену поединка Декарда и Батти


Ридли Скотта больше заботили исполнители ролей именно человекоподобных роботов. Он наделял их такими всевозможными штрихами и чертами, коих начисто оказались лишены актёры из человеческого «департамента». На всём протяжении ленты режиссёр постоянно заботится, чтобы каждый – даже самый незначительный – роботизированный персонаж прозвучал «сочно», имел свою индивидуальность.

Пройдёмся по персоналиям. Леон (Брайон Джеймс) наделён подозрительной яростью и чувством драчливой силы, Зора (Джоанна Кэссиди) – женской сексапильной атлетичностью, умением управляться с увесистым питоном и эффектной гибелью на мостовой.

Убитая Зора (Джоанна Кэссиди)


Прис (Дэрил Ханна) отличается чёрной раскраской глаз, взъерошенными белыми волосами, гимнастической гибкостью, умением крутить «колесо», творить всевозможные сальто-мортале и… бить по ушам экранного Харрисона Форда. А их лидер Рой Батти (т.е. Рутгер Хауэр) – всем, что сверх этого. Он и супермен, и неистовый палач, и философ, и великодушный противник, и грешник-жертвенник (с вывернутой наизнанку христианской мотивацией).


И с этих – апостасийных — позиций задуманный ещё в далёкую рейгановскую эпоху феномен «Бегущего по лезвию бритвы», увы, состоялся.

Почти четыре десятка лет данный фильм остаётся одной из самых устойчивых киномистификаций Голливуда по насаждению извращённых богоборческих норм человеческой жизни. Одой «технотронному милосердию». И степень нашей человеческой самодеградации, видимо, настолько существенна, что безсмысленно требовать от фанатов этой «классики» её трезвого пробиблейского анализа. Ярые обожатели до сих пор вовсю дискутируют о том какая же концовка лучше — первая кинотеатральная, с закадровым голосом Декарда (навязанная кинобоссами Джерри Перенчио и Бадом Йоркиным) или же авторская, режиссёрская (с показом непонятного единорога и с намёком, что герой, возможно, тоже роботизированный детектив).  Стоит ли говорить пребывающим в киноугаре людям, что напророченные «Бегущим по лезвию бритвы» картины будущего, как минимум, оказались ещё теми «мыльными пузырями» в сравнении с картинами настоящего Лос-Анджелеса и с реальными проблемами человеческого мира образца осени 2019 года.

Если это имеет смысл, то несведующим любителям фантастических киноисторий о роботах мы хотим посоветовать посмотреть незаслуженно забытую польско-советскую (также противоречивую) картину конкретной 40-летней давности «Дознание пилота Пиркса» (1980) — экранизацию романа Станислава Лема в довольно ловкой режиссуре Марека Пестрака, увы, лишённую голливудской супертехники, однако заметно превосходящую «шедевр» Ридли Скотта по глубине сакральных мыслей и предостережений. Поверьте на слово, что эта скромная, но харизматичная лента достойна не меньшего зрительского внимания, чем глобально перехваленный «Бегущий по лезвию бритвы», чья вселенная разрастается с каждым годом за счёт новых адептов этой психологической киносекты.

Польская афиша в кфильму «Дознание пилота Пиркса» (1979, в СССР с 1980)


Простой потребитель экранных развлечений не желает замечать, что вся так называемая фантастическая киноклассика с апокалиптическими мотивами – «Чужой», «Блэйд раннер», «Терминатор-2: судный день», «Безумный Макс» (старый и новый), «Нечто», «Эквилибриум» — полностью игнорируют краеугольный камень не только данной тематики в литературе и искусстве, но и всего нашего бытия. – А именно Того, из уст Которого 2000 лет назад  с горечью и были изречены пророчества о грядущих неустройствах и бедствиях падшего в грехах человечества. Ваятелями футуристических кинозрелищ абсолютно не берётся в расчёт ни апостольский очевидец Божественных пророчеств Иоанн Богослов, ни сам Христос, как непосредственный автор богооткровенных предостережений. «Пифиям» из Голливуда куда удобнее снять кальку со Священного Писания и затратив на эти «ксерокопии» несметные кучи денег переработать их в духе якобы иносказательного – по сути забесовленного -кинематографа.

Творение Ридли Скотта – культовое знамя, предметное выражение антихристианского сознания в жанре экранной фантастики.

Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)

28 декабря 2019 года (последнее дополнение 4 января 2020 г.)

 

 

 

Напишите ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>