Дьявольская сделка фотомодельного красавца («Дориан», 2002,подробная фоторецензия)

 ДЬЯВОЛЬСКАЯ СДЕЛКА

ФОТОМОДЕЛЬНОГО КРАСАВЦА

     (подробная фоторецензия)

Дориан Грей дьявольский портрет (2003)-малькольм макдауэлл сатана-сделка с дьяволом-Малькольм Макдауэлл Калигула-дьявол в кино Дориан Грей

Начало богемного прожигания жизни наивным Луисом — новоявленным Дорианом Греем начала III тысячелетия (Итан Эриксон, слева). Справа (в смокинге) — его двуликий «менеджер» Генри (Малькольм Макдауэлл), подтянувший парня на знакомство с двумя светскими красотками Триной (Бронвен Бут, в центре) и Мариэллой Штайнер (Виктория Санчез)


Мистический триллер с элементами фильма-предостережения.


Несколько месяцев назад, записав (как бы, между прочим) этот фильм к себе на электронный накопитель я всё время игнорировал его и не желал видеть в нём чего-то существенного. Тем более, что он удостоился ряда уничижительных комментариев на монопольном интернет-ресурсе kinopoisk.ru. Однако на днях, просмотрев ленту «Дориан» (получившую в русскоязычном кинопространстве более развёрнутое название «Дориан Грей: дьявольский портрет») автор осознал, что данная эпатажная кинолента не должна быть пролистана его аналитическим вниманием. Никаких сомнений: «Дориана Грея: дьявольский портрет» нельзя смотреть благочестивой (и уж тем более ортодоксально верующей) семейной публике. Его скандальная картинка и тематика способны ввести их в смущение. А зачем лишние искушения тем, кто ищет Бога и пытается ежедневно покаянно бороться с соблазнами? Но вот амбициозной, тусовочной молодёжи ознакомление с картиной будет далеко нелишним.

Авторы любопытно обыгрывают сюжетный каркас безсмертного произведения Оскара Уайлда «Портрет Дориана Грея» (1890), предлагая зрителю окунуться в историю его современного американского аналога начала III тысячелетия. Как ни парадоксально, но данная картина лучше воспринимается лишь в том случае, когда зритель не знает литературного первоисточника и наблюдает за её интригой с чистого эмоционального листа. 

Дориан Грей дьявольский портрет-сатана в кино Малькольм Макдауэлл-Итан Эриксон Дориан Грей (2003)-Оскар Уайлд Дориан Грей-Дориан Грей в кино-пакт с дьяволом в кино

Фото Луиса-Дориана (и его же нож)


… Блистающий мир моды образца 1980 года. Идёт очередная вычурная фотосессия. Её вразвалку курирует деловитый пучеглазый мужчина с редковатым седым ёжиком по имени Генри, почти равнодушно взирая на происходящее. Едва прикрытые полуголые девицы, гримёры, осветители (выставляющие софиты), щёлкание фотозатворов, командные окрики модного девушки-фотографа Бей – всё привычно и отлажено в этом будничном круговороте сомнительного бизнеса. И вдруг взгляд Генри задерживает на себе неприкаянный, но красивый парень в майке и потёртых джинсах, работающий на побегушках у взбалмошной звезды-манекенщицы.


Дориан Грей дьявольский портрет-Малькольм Макдауэлл сатана-дьявол в кино Дориан Грей-Оскар Уайлд Дориан Грей-продажа души дьяволу

Акула модельного бизнеса Генри (Малькольм Макдауэлл) замечает на задворках фотосессии симпатичного юношу и… созревает очередной лукавый план


Седовласый акула модельного предпринимательства в аккуратном френче украдкой снимает заинтересовавший его объект на фотокамеру. И начинается главная часть истории.


Знакомство двуликого менеджера и наивного парня Луиса (Итан Эриксон, в прошлом спортивный гимнаст)


Генри подходит к симпатичному неудачнику. Зовут его Луис. Он мечтает сделать себе карьеру крутого фотографа. Импресарио с на редкость подвижным, широконосым лицом затевает с ним беседу и внушает парню то, что он просто создан для фотомодельного «самовыражения». «Постижение своих возможностей – вот зачем мы живём. Почему современные молодые люди боятся показать свои чувства? Почему боятся жить пОлной жизнью?» – залихватски воздействует льстивый Генри на Луиса. А потом говорит ему о «красоте без возраста», наподобие той, что была у… Дориана Грея, героя романа английского писателя Оскара Уайлда. Потом ведущий фотограф агентства, немка Бей делает серию снимков «звёздного абитуриента». И один из них ухватистый Генри обрамляет в большой портрет. «Красота – тот же гений. – продолжает витиеватый деловар — Красота необъяснима. Она имеет право на независимость от Бога!». И что такая красота для него – Луиса — вполне досягаема, если он захочет дать волю своему честолюбию и подписать соответствующий контракт, став не только «лицом будущего», но и… «Дорианом Греем наших дней».


Дориан Грей дьявольский портрет-Итан Эриксон- пакт с дьяволом-Оскар Уайлд Дориан Грей-Малькольм Макдауэлл сатана

Первая фотосессия новоявленного Дориана Грея (Итан Эриксон в роли Луиса)


Немного помявшись ради приличия, скромный красавчик клюёт на приманку. И во время странного ночного бдения, втайне от спящей подруги Сибил, разрезав себе палец, Луис подписывает кровью своё изображение в зеркале. И сверкает за окном молния, высвечивающая демоническое лицо его «щедрого» Пигмалиона. «По рукам, приятель!»- восклицает последний.


Дориан Грей дьявольский портрет-пакт с дьяволом-Малькольм Макдауэлл кинозлодей-сделка с сатаной-оскар уайлд экранизации-осторожно дьявол

«По рукам!» — кровавая подпись наивного красивого парня на ДУХОВНОМ зловещем контракте. Малькольм Макдауэлл в роли люцифера от моды. «Шикарная жизнь» начинается…


И понеслось: хлопки из бутылок дорогого шампанского, контракты на всемирную рекламу запаха «Саваж» [линии мужской парфюмерии], респектабельная квартира-пэнтхауз «от Генри» на Манхэттене, бьющие через край алкогольно-кокаиновые вечеринки, сверкающие  дискотеки, готовые ему отдаться недосягаемые ранее светские девицы – вся эта упадническая канитель с головой захлестнула жизнь «счастливчика». Однако вскоре новоявленному Дориану  придётся проплачивать и первый «вексель». Его мистично настроенный менеджер — невзлюбивший рыжеволосую невесту подопечного Сибил — сообразил обстоятельства таким образом, что бывшая наркозависимая девушка (взявшая под контроль сей недуг) снова приняла из рук наркодиллера шприц с героином и к утру умерла от передозировки…


Вот он — «великий портрет» Дориана Грея образца смены тысячелетий


Частично снимавшийся в США, канадо-британский фильм Аллана А. Голдштейна, кажется, по многим аспектам повторяет не только сюжет романа Оскара Уайлда, но и знаковый – куда более размашистый – культовый мистический триллер «Адвокат дьявола» (1997) Тэйлора Хэкфорда, где главные актёрские партии сыграли Аль Пачино и Киану Ривз. Даже в зловещих мизансценах и своими «молниеносными» экспресс-мельканиями ночного Нью-Йорка «Дориан» намекает на собственные плагиатные отсылки к «Адвокату». Однако здешний дуэт кинозлодея-ветерана Малькольма Макдауэлла (род. в 1943 г.) и бывшего спортивного гимнаста Итана Эриксона (род. в 1973 г.) напоминает не только тандем Пачино-Ривз. При большом желании в нём  можно заметить аналогии и с классической кинопарой Гордона Гекко (Майкл Дуглас) и Бада Фокса (Чарли Шин) из «Уолл-стрита» (1987) Оливера Стоуна. И хотя оба знаменитых фильма заметно выигрывают у постановки ремесленного Голдштейна, тем не менее, разбираемая нами низкобюджетная история, [сработанная последним] также имеет право на своё существование.  Если принять во внимание, что предыдущей работой Голдштейна  была отдающая пародийным дебилизмом, «туалетная» комедия с седовласым старым комиком-идиотом Лесли Нильсеном «Шестой элемент» (2000), то его интерпретация «рубежного» «Дориана Грея» тянет, как на некий философский трактат. Повальная критика «Дориана» в сети, большей частью, основана на снобизме зрителей-книгочеев, которым претит сама «миллемниумная» обстановка, окружающая его хрестоматийных персонажей конца XIX века. С этих позиций более затратный, последующий «Дориан Грей» 2009 года с Колином Фёртом в роли гнусного искусителя Генри кажется более «каноничным». Но у киноверсии с Макдауэллом и Итаном Эриксоном есть одно немаловажное преимущество: он способен предупреждающе «взрыхлить» сознание сегодняшних молодёжных тусовок, упивающихся алкоголем, случайным сексом и мечтами о фантастических карьерах в сфере шоу-бизнеса. С точки зрения реализации в кинотеатрах «Дориану», как и массе других низкобюджетных проектов, традиционно не повезло. Съёмочный период захватил последние дни существования двух небоскрёбов ВТЦ в Нью-Йорке, которые периодически мелькают в урбанистических кадрахх ленты. В 2002-м «Дориана» окончательно смонтировали. Продюсеры начали искать дистрибьютера и… зашли в ступор. Своего прокатчика фильм так и не нашёл и поступательно был слит на видеокассеты, а далее и на DVD (одно из первых изданий появилось на DVD -полках Гонконга).



Если Оливер Стоун показывает нездоровую изнанку мира больших финансов, а Тэйлорд Хэкфорд – мира привилегированной юриспруденции, то Голдштейн, Макдауэлл и Эриксон (может даже вопреки изначальной бесоподражательной задумке) высвечивают  «дьявольские риски» фотомодельного бомонда. К тому же часто подкрепляемые настоящими лит.выдержками из оскаруайлдовской классики.

Наблюдая за перипетиями морального падения красавчика Луиса [коий так очертя голову бросился в кишащую пороками богемную жизнь], невольно сталкиваешься с мыслями об инфернальной природе завидных карьер реальных  кинозвёзд и светил подиума. Например, того же Алена Делона – настолько красивого в молодости, что (по примечательному высказыванию известной русской актрисы Ирины Алфёровой) от его ярчайшей внешности в начале карьеры «способны заболеть глаза» (смотрите фото ниже от 1960-х годов). Бывший оборвыш, дитя раннего развода из парижской провинции, симпатичный дерзкий мальчуган, отслужив три года в армии, неоднократно сидевший на гаупвахте и после демобилизации оказавшийся один в многомиллионном Париже, работавший «гарсоном» в забегаловке и грузчиком на рынке, вдруг – как по мановению волшебной палочки – не просто пролезает в закрытый (для таких как он) мир киноиндустрии, но попадает к большим мастерам кино своего времени – режиссёрам Рене Клеману, Лукино Висконти, Жану-Пьеру Мельвилю. Ещё два-три года назад, не знавший куда себя приткнуть, Делон, вдруг, в 24 года становится всемирной знаменитостью со стремительно развивающейся карьерой очень дорогого, сверхпопулярного актёра и оборотистого бизнесмена-мультимиллионера, скупающего престижные полотна, скульптуры, казино, виллы, яхты, коллекционное оружие и самолёты. Одним ли только непосильным трудом?

А Ольга Куриленко, родившаяся (1979) в провинциальном советском Бердянске Запорожской области?  Кто бы в своё время мог подумать, что эта не блещущая особой красотой плоскогрудая девчушка (см. ниже), путём хитроумных шагов, дорвавшись до Запада заткнёт за пояс таких фотомодельных супергиганток, как Синди Кроуфорд, Клаудия Шиффер, Линда Эвангелиста, Эва Херцигова, Полина Порижкова? Но составить достойную конкуренцию подобным «тяжеловескам подиума» — это только лишь часть  карьерных вершин уроженки из украинской глубинки. Куриленко рванула куда дальше и оставила «с носом» своих именитых соперниц не где-нибудь, а на поприще крупного мейнстримного кино, став первой подругой Джеймса Бонда из бывшего СССР в блокбастере «Квант милосердия». Её востребовал Голливуд, где русским и украинцам априори не удаётся вырваться за рамки эпизодических ролей в духе «кушать подано». Причём: сказать что она внешне идеально смотрелась рядом с британским суперагентом 007 (Дэниелом Крэйгом) – было бы большим комплиментом.  Актёрские картотеки Голливуда и лондонской кинокорпорации «Пайнвуд» просто забиты куда более эффектными (и талантливыми) женскими кандидатурами со всего света. Но видимо в процедуру утверждения Куриленко на роль соратницы культового киношпиона вмешались какие-то иные (не исключено, что оккультные) механизмы. И после «Кванта милосердия» карьеру Оли из Бердянска будто заквасили на дрожжах: пошли совместные кинопроекты класса «А» с Томом Крузом, Расселлом Кроу, Пирсом Броснаном, светские рауты и вечеринки более привилегированного «покроя», престижные воздыхатели из мира большого бизнеса и даже политики. Не жизнь, а «сказка». Только во время просмотра «Дориана Грея. Дьявольского портрета» возникает вопрос: а какова подлинная цена такой «сказки»? Что — кроме соблазнов плоти и непристойных фантазий — дают обществу фотомодели? Что из нужд первой необходимости они такое для нас с вами производят? Кто вообще придумал такую работу? Каково её целеполагание? Зачем нужны как таковые все эти рекламные щиты, журналы и (нездоровые, по большому счёту) экстравагантные шмотки? Зачем они нужны обыкновенным порядочным людям, которые никогда не смогут и не будут [по моральным убеждениям] их ни покупать, ни носить?..


Нью-Йорк, извечный город греха (с большой дьявольской буквы)


И вот когда просмотр вроде бы заурядного фильма на «чёрную» тему подталкивает ум зрителя к подобным вопросам, то начинаешь в нём видеть не только визуальную чертовщину, но и ощущать неподдельный отрезвляющий посыл (как ни парадоксально это звучит).

И это при этом, что автор читаемых вами строк – как бывший фанат Малькольма Макдауэлла (после фильмов «Переход», «Калигула»,«Механический апельсин», «Цареубийца») – с некоторых пор уверен, что сам артист, постоянно играющий садистов, сексуальных маньяков, оборотней и даже самого сатану (как в разбираемом фильме) имеет свою «контрактную», конспирологическую тайну. Он — тот актёр, который выгоден демиургу киноиндустрии в сугубо люциферском, психопатологическом амплуа. Если Джек Николсон, Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Дастин Хоффман сыграли конкретного люцифера в своих карьерах по одному разу, то Макдауэлл на сем устрашающем поприще их всех оставил далеко позади. Только по нашим скромным подсчётам (а я смотрел далеко не все его опусы – прим. автора) он перевоплощался в конкретного «князя тьмы» три раза – в фильмах «Экспресс в ад» (или «Ночной поезд в Венецию»,1992), нынешний «Дориан» (2002) и в протестантской миссионерской ленте «Истец дьявола» (более известной как «Суд над дьяволом», 2011).


А «психопатных» вариаций  демонических ролей в фильмографии артиста – просто «тьма-тьмущая». Один мерзейший цезарь Калигула – рыгающий, мочеиспускающий, состоящий в одиозной генитальной связи с родной сестрой и насилующий девственную невесту прямо на глазах её жениха — чего стоит! — И так ни много ни мало 50 лет в кино.

Начиная с 1970 года, со съёмок в шокирующем «Механическом апельсине» Стэнли Кубрика Малькольм Макдауэлл в каждой новой работе, дабы не выпасть «из обоймы» – до сих пор — вынужден погружаться в стихии ада, выискивая для своих жутких персонажей всё новые повадки, гримасы, мотивации. Положительных ролей в его долгоиграющей карьере можно посчитать только на пальцах одной руки. Остальное же – качественно преподнесённый бесовский отврат. Всё это можно воспринимать, как натуральные рабочие кинодоклады «князю тьмы». Как выполнение даровитым лицедеем своих «деловых обязательств» перед тем, кто помог ему с долгоиграющей кинокарьерой.


Богохульное сумасшествие Калигулы (Малькольм Макдауэлл в роли одиозного римского императора-садиста)


Но пути Господни неисповедимы!  Инфернальный талант Макдауэлла (не исключено, что помимо его воли)  иногда способен попасть и в… толковую тему. И разбираемый нами фильм «Дориан», нам представляется, из их числа именно таких спорных, неоднозначных произведений.

… Закабалив сначала фотографа Бей (увы, эта роль трагически «откликнулась» германской актрисе Дженнифер Нитч, неожиданно выпавшей из окна в 2004 году и погибшей на месте), которая продала свою душу «ради искусства», Генри-люцифер стал выжимать всё возможное и из Луиса-Дориана. Парень пустился во все сладострастные тяжкие, в том числе замужними женщинами (!).


Убитая Дорианом фотограф Бей (тоже клиентка зловещего Генри). Прискорбно, что после съёмок в фильме германская актриса Дженнифер Нитч, практически, повторила судьбу своей героини, насмерть разбившись при выпадении из окна


Но насколько красоту (и молодость) Луис – несмотря на все излишества — сохранял с завидным 10-летним постоянством, настолько его культовый «контрактный» фотопортрет — после каждого крупного грехопадения – «выдавал» новую порцию морщин и унылого взгляда. С одной стороны он пытается сохранить достигнутое. С другой — терзается от каббалы своего вездесущего менеджера. Постепенно фотомодельный Дориан ХХI века (также как и его легендарный литературный прототип) доходит до исступления и убивает пытавшуюся его образумить Бей, чей фотообъектив запечатлел в своё время его знаковое мгновение. Не мудрено, что после этого деяния пред ним резко возникает его геенский Пигмалион и цитируя Евангелие от Марка 8,36 (то самое, что провокационно открывало начало «Калигулы» с тем же Макдауэллом) доканывает своего протеже финальным монологом, над которым не мешало бы задуматься всем моделям, манекенщикам и звёздам шоу-бизнеса.  «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит. Дориан – ты везунчик.  – понеслось из уст Генри-сатаны — Ты вёл бурную жизнь, попробовал всё что можно. От тебя ничто не укрылось. И всё тебе было «звуки музыки».  Я рад, что ты ничего не создал, не создал ни одной статуи, не написал ни одной картины. Твоя жизнь – вот твоё искусство и твои «сонеты». Вот – что важно. И так будет ещё долго».


Последнее искушение сатаны (перед кроваво-огненной развязкой)


В припадке ярости проткнутый красавец-«везунчик» кромсает ножом своё ритуальное фото. Затем упав на пол он, как бесноватый, бьётся в конвульсиях, а его лицо демонически обезображивается. И вскоре испускает дух. Зато портрет мертвеца снова обновляется и становится, как «из типографии».  На нём опять красуется прежний гламурный Луис. Лично вызвав полицию зловещий Генри даёт инспектору свои выхолощенные показания, забирает портрет, выходит из дома, тормозит такси. Но завидев очередного смазливого парня в кожанке, резко меняет планы, отправляет таксиста с «реликвией» по адресу своей штаб-квартиры и уходит вслед за очередной жертвой…


Дориан Грей дьявольский портрет (2003)-малькольм макдауэлл сатана-сделка с дьяволом-Малькольм Макдауэлл Калигула-дьявол в кино Дориан Грей

Первый плачевный результат пакта с дьяволом. Итан Эриксон в роли фотомодельного Дориана Грея


Так выглядит эта, вроде бы не очень оригинальная, но определённо назидательная (для нынешних реалий) история, имеющая немалый вразумляющий заряд. Кто знает: вдумчиво посмотри «Дориана» та же Ольга Куриленко может и она задумается над тем – был ли в её бурной жизни подобный Генри-«меценат», который «симфонически» выложил пред нею красную дорожку [в её небывалом международном восхождении к тленному земному успеху]? Ведь итоговая, духовная стоимость этих «звуков музыки» может оказаться поистине страшной и… не поддающейся исправлению.



И если после своего просмотра картина «Дориан» заставит какого-нибудь красивого юношу или девушку отказаться от наивно-честолюбивых фотомодельных устремлений и оценить увиденное с христианских, отрезвляющих позиций – значит, она достиг своей поучительной цели. Что не так уж и мало для малоизвестного фильма класса «В».

Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)

12 октября 2020 г.


 «ДОРИАН» (DORIAN)

Слоган фильма: «Красота не глубже кожи»

Производство: «Мунстоун энтертейнмент», «Danger incorporaited», «Alist productions», «Towers of London productions», «Blue rider pictures», КанадаАнглияСША, 2002, 1 час 25 мин.

Авторы сценария: Рон Рэйли и Питер Джобин

Режиссёр: Аллан А.Голдштейн

Оператор: Эрик Мойньер

Художник: Шаба Кертез

Композитор: Ларри Коэн

Монтаж: Бенджамин Даффилд

Костюмер-дизайнер: Бриджитт Десрочес

Костюмы для Малькольма Макдауэлла от Черутти

Смокинги для Итана Эриксона от Донны Каран

Продюсеры: Лючиано Лизи, Кристин Каванах, Гарри Алан Тауэрс (Англия), Мария Ром, Чэрмэйн Карвальхо, Аллан А.Голдштейн

Подбор актёрской группы по Канаде: «Элит кастинг»

Подбор актёрской группы по Лос-Анджелесу (США): «Пэмбринк/Фронк»

Памяти Гленн Тасман (1967-2002)

Роли исполняют:

Генри Вутен (лукавый агент) – Малькольм Макдауэлл


Луис (Дориан) — Итан Эриксон


Бей (модная фотограф)- Дженнифер Нитч


Рольф Штайнер (немецкий плейбой) — Кристоф Вальц


Мариэлла Штайнер (его жена) – Виктория Санчез


Детектив Джиатти – Рон Леа


Сибил (первая подруга Дориана) – Эми Слоан


Трина Рош (кокотка на дискотеке) – Бронвен Бут


а также

Дина Бейкер – Эллен Давид

Джеймс – Карл Аллачи

Кристина – Карен Клич


Дополнительная фотогалерея из фильма

«Дориан Грей. Дьявольский портрет»/ Финал темы

Напишите ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>