Уверен, что в жизни каждого из нас бывает такой фильм, после просмотра которого остается ощущение пустоты… С одной стороны, сам фильм держит вас в напряжении и вы находитесь в ожидании того, что вот-вот что-то произойдет… Но с другой, ближе к концу ленты, вы понимаете, что осталось всего 3-4 минуты, а ни одна сюжетная линия так и не завершена! Вот именно о таком фильме и пойдет речь в данной статье. Не так давно на экраны вышла экранизация произведения Октавы Мирбо под названием «Дневник Горничной» («Journal d’une femme de chambre»). И смею заметить, что этот фильм действительно способен вызвать бурю эмоций после просмотра. Только вот впечатления будут далеко не самыми положительными…
СЮЖЕТ
В основе фильма лежит история о молодой горничной Селестине (Леа Сейду), которая меняет хозяев как перчатки. Причем делает она это просто от скуки, потому что вкусы изменились (как об этом говорит сама Селестина). В конечном счете судьба заносит ее в провинцию к чете Ланлэр, где юная искательница впечатлений сталкивается с враждебной реакцией по отношению к себе со стороны хозяйки дома и становится объектом страстных желаний её супруга. Во время повествования Селестина нередко обращается к воспоминаниям о бывших хозяевах, что позволяет лучше узнать героиню.
Также за героиней постоянно следит садовник поместья Ланлэров — Жозеф (Венсан Линдон), испытывающий резкую неприязнь к новой горничной. Селестине предстоит узнать тайну добропорядочного садовника и найти своё место в чуждой ей провинции…
ТЕХНИЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ
Стоит сказать несколько хороших слов о данном фильме. Режиссер Бенуа Жако приложил массу усилий для того, чтобы происходящее на экране выглядело очень живо и цепляюще. Мрачная атмосфера картины обладает особенным шармом и способна заставить вас задержаться у своих экранов. За это создателей данной ленты можно похвалить, но не более того…
А вот с самой историей ближе к середине фильма начинают происходить какие-то непонятные казусы. Первое, что бросается в глаза, так это подача сюжета. Несмотря на название «Дневник горничной», в киноленте не то что дневник, даже мысли главной героини толком не фигурируют. О чем думает Селестина, зритель может только догадываться. Отдельные воспоминания героини якобы призваны дополнить повествование и в большей степени раскрыть её характер. Но они с этим справляют на целых 0%. По ходу повествования возникает всё больше вопросов, неожиданно проявляются новые сюжетные линии… И всё это уходит в пустоту.
Мадам Ланлэр (Клотильд Молле) — нанимательница Селестины. В ходе фильма всё время делает замечания своей горничной и не знает жалости по отношению к ней. Их отношения, согласно замыслу авторов, являются одной из основных сюжетных линий картины. Однако, как и многие другие, эта ветка истории так и не получила должного развития.
Наиболее диким является эпизод, где Селестина со своей госпожой едет в поезде, который останавливают представители закона. Во время обыска госпожу с пристрастием допрашивают жандармы и убеждают её прилюдно открыть личный сундук, в котором хранится «игрушка для личных утех», что вызывает дикий хохот присутствующих. Но больше всего удивляет как раз не безтактность жандармов по отношению к благородной даме, а то, что в ходе выполнения этой унизительной операции к Селестине начал страстно приставать посторонний мужчина и ласкать её на глазах у жандармов… Такое чувство, что создатели фильма совсем забыли о временной эпохе, описанной в романе. Ведь даже в наше время считается дурным тоном «зажиматься на улицах», а на тот момент это было просто недопустимо.
Кадр из фильма: сцена позорного допроса благородной дамы. За спиной у хозяйки молодой человек страстно целует шею Селестины. Окружающим совершенно всё равно, а жандармы никак не реагируют на происходящее.
ФРАНЦУЗСКИЙ СТИЛЬ
Впрочем, всему виной служит фирменный стиль французских режиссёров, которые очень любят напустить побольше туману в своей истории. Такой ход зачастую позволяет зрителю домыслить определенные сюжетные моменты в истории, а открытый финал лишь способствует усилению эффекта.
Но в случае с данным фильмом авторы явно перестарались! Уверяю, что во время просмотра вы будете чувствовать себя тем самым ёжиком из известного советского мультфильма.
Стремясь чем-то заполнить пустоту, сценаристы подкидывают дополнительный сюжетный поворот то про убийцу юных девушек, то о таинственных махинация Жозефа… Но поскольку ближе к финалу большинство линий так и не будут завершены, то всё происходящее выглядит крайне дешевым трюком отвлечь зрителя от пустой истории.
Жозеф (Венсан Линдон) — таинственный садовник в доме Ланлэров, испытывающий непонятные чувства по отношению к Селестине.
Отношения между Селестиной и Жозефом настолько невнятные, что вплоть до конца фильма вы не будете понимать, что же герои чувствуют по отношению друг к другу: любовь или взаимную неприязнь?
Разумеется, зритель может пофантазировать и домыслить самостоятельно, что именно чувствует Селестина… Но люди с хорошим воображением смогут написать сценарий и получше.
ВЫВОД
«Дневник горничной» — довольно необычный и слишком амбициозный проект. Конечно же авторы в первую очередь пытались передать в своем произведении период загнивания буржуазии во Франции… Однако вместо этого на экранах вы будете наблюдать конкретное загнивание кинематографа.
Все различные подтексты, имеющие своей целью опорочить христианство (на примере Жозефа еврея-ненавистника), или поставить на место красивой и утонченной любви грубый свальный грех (за время фильма Селестина не единожды вступает в «близость» с различными людьми по своей воле, что выглядит крайне мерзко и отталкивающе), а также открытая пропаганда абортов (во время разговора Селестины с её подругой прямо в церкви) вызывают крайне негативную реакцию.
Кадр из фильма: подруга Селестины во время службы в храме рассказывает ей о новом чудном исповеднике и «благословенной» женщине, делающей аборты…
Но даже если закрыть глаза на все эти недостатки, наибольшим разочарованием для зрителя будет именно открытый и скомканный финал произведения, после которого возникает сильное ощущение незавершенности истории. А поскольку на экраны сейчас выходит великое множество уникальных проектов с сильной сюжетной линией, то у «Горничной» очень мало шансов войти в их число лишь благодаря хорошей художественной постановке, будучи просто фильмом без сюжетной начинки…
Вообще-то я люблю смотреть старые фильмы, но, не найдя фильм Дневник горничной 1947 года, наткнулась на новый фильм 2015г. Посмотрела. Если честно, то после него хотелось долго-долго мыться, как будто помоями облили.
Предпремьерный показ для Задорнова как «экзамен для школьника». Ведь именно на эти просмотры собираются люди, увлеченные историей и разбирающиеся в ней. Их мнением Михаил Задорнов дорожит осбенно.
Вообще-то я люблю смотреть старые фильмы, но, не найдя фильм Дневник горничной 1947 года, наткнулась на новый фильм 2015г. Посмотрела. Если честно, то после него хотелось долго-долго мыться, как будто помоями облили.