«Коктейль» растления

 «КОКТЕЙЛЬ» РАСТЛЕНИЯ           


Когда из легкомысленных, развлекательных соображений начинаешь смотреть (или пересматривать) искрометный голливудский сверх-хит 1988 года «Коктейль»,  то едва ли не с порога тебя начинает захлёстывать его коварная «поучительная» мораль. К слову, 1988 год оказался годом сенсационного прорыва Тома Круза в голливудскую суперлигу. И добрая половина сего сказочного карьерного блиц-крига лежала на прокатном успехе затронутой нами киноистории.

… Отслуживший в армии энергичный красавчик-брюнет Брайан Флэнеган (Том Круз) возвращается домой, в Нью-Йорк. Он полон амбиций преуспеть на гражданке в каком-нибудь престижном бизнесе. Но череда провальных собеседований в конторах Уолл-стрита несколько остудили его деловой пыл. После очередной неудачи раздосадованный Флэнеган заходит в одну из алкогольных забегаловок Манхэттена и неожиданно получает  работу бармена от здешнего хозяина. Лукавый владелец заведения по имени Даг Коглин (австралиец Брайан Браун) устраивает ему за стойкой бара всевозможные уловки и профессиональные импровизации. Но Брайан оказывается «подсекалистым» парнем. Он чувствует вкус к предлагаемой работе. Между наставником и новобранцем завязывается дружба. Выявив потенциал самородка, Коглин обучает его всем приёмам «стеклянной эквилибристики» и разливочного обмана.

Инструктаж бармена-профессионала Дага Коглина (Брайан Браун) амбициозному новичку Флэнегану (Том Круз)


Со временем у двоицы пошли выездные заказы на крутые молодёжные вечеринки. На одной из них Брайан попал на глаза обезпеченной чернявой «цыпочке» по имени Корэл (Джина Гершон), после чего у них начинается постельная связь, которую своим безцеремонным подловатым вмешательством прерывает Коглин, учуяв в данной интрижке опасность для бизнеса. Съездив непорядочному боссу по физиономии прямо во время мерцающей дискотечной попойки, Брайан срывает с себя фартук и уходит в «свободное плавание», перемещаясь на экзотическую Ямайку, где под бамбуковой крышей открывает своё пляжное кафе.

И там – в райских тропиках – непоседливый охотник за удачей, как ни странно, начинает слегка преуспевать. Набив руку, он быстро и компетентно обслуживает клиентов вверенного ему «вигвама», проделывая перед загорелыми туристическими девчонками свои фирменные бутылочные трюки. Там же он, со вполне непорочными чувствами, дружески знакомится с миловидной Джордан Муни (Элизабет Шу).

Попытка искателя удачи Брайана Флэнегана (Том Круз) совместить бизнес на Ямайке и любовь к обаятельной Джордан (Элизабет Шу)


И всё бы ничего, покуда за стойкой его карибского бара снова — прямо как дьявол-искуситель! — не возникает его былой нью-йоркский гуру. Даг Коглин также оказывается на Ямайке, но уже в качестве ушлого мужа едва одетой пляжной красотки Кэрри (Келли Линч), привыкшей прожигать жизнь на деньги папочки-миллионера.

Былые приятели решили забыть ссору. Они снова вместе выпивают и ведут разговоры о ресторанном бизнесе в желании осуществить давнишнюю мечту героя под названием «Коктейли и мечты».

Параллельно Брайан крутит «водопадную» любовь с новой избранницей Джордан, покуда двуликий Даг не втягивает его в очередную «засаду», вынуждая парня заключить с ним курортное «постельное пари» на обворожение неприступной деловой леди Бонни (Лайза Бэйнс), появившейся за стойкой бара нашего честолюбца . Брайан его выигрывает, железная «бальзаковская» дамочка перед ним сдаётся. Но их пьяную прогулку по ночной Ямайке засекает несчастная Джордан и на следующее утро улетает в Штаты. А наш белозубый красавчик, по вине Коглина, снова оказывается у «разбитого [любовного] корыта»…

Сделаем паузу  в изложении содержания, т.к. к этому нас побуждает ряд обстоятельств. Обстоятельство первое: «Коктейль», в общем и целом, представляет из себя более затратную и «оприличенную» модификацию бордельной молодёжной комедии о половом созревании «Рискованный бизнес» (1983), где жаждущий первой удачи 21-летний Том Круз «сообразил» на экране богатого увальня, превратившего роскошный особняк своих родителей-отпускников (и роскошный папин porshe) в свингующий публичный дом.

Совсем ещё юный, желающий потерять свою невинность герой Тома Круза и опытная проституирующая профессионалка в фривольной молодёжной комедии «Рискованный бизнес» (1983) Пола Брикмана


«Коктейль» же демонстрирует, практически, аналогичную атмосферу, помноженную на «барменско-альфонсовскую» морализаторскую конструкцию былых штампов.

И второе обстоятельство, по нашему мнению, куда более существенное. Неизвестно, заметили ли в своё время американские критики или нет, но «Коктейль» явился молниеносным идеологическим ответом на вызвавший споры, весьма самокритичный по отношению к «американской мечте» фильм Оливера Стоуна «Уолл-стрит». Стоуновская лента в 1987 году не слабо взрыхлила заокеанский социум в вопросах денежной морали. Думающая Америка стала задавать себе вопрос: что такое правильный  заработок и что такое заработок преступный? Лично побывавший на вьетнамской бойне создатель «Уолл-стрита» — травмированный данной мясорубкой не меньше экранного Рэмбо  — имел к своей стране (и имеет до сих пор) ряд справедливых претензий. Вчерашний ветеран Вьетнама ко второй половине 1980-х после резонансного фильма «Взвод» (1986), неизвестно каким чудом, оказался в обойме самых влиятельных режиссёров мира. И не просто оказался: чувствуя свой звёздный час Стоун, засучив рукава,  в своём – увы, тоже небезупречном — творчестве принялся подвергать сомнению многие мифы США. От Вьетнама и Сальвадора до критики корпоративных финансовых спекулянтов и ложных версий убийства президента Кеннеди (в блокбастерном кинорасследовании «Дж.Ф.К. – выстрелы в Далласе»). С каждым новым фильмом самобытный эпатирующий режиссёр всё больше закреплялся в образе возмутителя спокойствия американского истэблишмента.

Помешанный на финансовых афёрах предприниматель Гордон Гекко (культовая роль Майкла Дугласа) «обрабатывает» непоседливого и наивного яппи Бада Фокса (Чарли Шин). Фильм Оливера Стоуна «Уолл стрит» (1987)


Достойных подражателей у Оливера Стоуна до сих пор так и не нашлось, зато противники у него обозначились сразу же. И «вредное» влияние на общество обличительных идей «Уолл-стрита» решено было перекрыть эффектной сказкой о красавчике-бармене, который, несмотря на все невзгоды, напролом добивается-таки своей «американской мечты». Если Оливер Стоун никогда не скрывал, что эпоха президента-ястреба Рейгана [в которую создавались оба фильма] – есть невероятная очковтираловка для насаждения имиджа всемирной гегемонии благополучных США, то ангажированный Голливудом новозеландец Роджер Дональдсон, «не заморачиваясь», послушно отрабатывал госзаказ от идеологов так называемой «рейганомики».

Как помнится, придя в Белый дом в 1980 году, Рейган стал открыто врываться во внутренние дела многих стран Центральной и Латинской Америки (Никарагуа, Сальвадора, Панамы). В 1983-ем он оккупировал остров Гренаду. Активно поддерживал душманов в Афганистане, где Советский Союз пытался закупорить наркотраффик [в зону республик Средней Азии СССР] вводом своих войск. Тогда же неистовый Рональд спесиво огласил об открытии Соединёнными Штатами Америки многомиллиардной программы СОИ (попросту «звёздных войн» против СССР в космосе). А во внутренней политике стал ущемлять права средних американцев, отменив для «сливок общества» налог на роскошь. И, как бывший актёр, дал карт-бланш индустрии развлечений на безудержное распиаривание – в том числе посредством Голливуда – белозубых «американских ценностей».

Съёмки фильма «Коктейль» (1987 год, эпизод объяснения Брайана с богатым отцом его подруги Джордан)


Немного собравшись с мыслями, внимательный знаток американского кино сразу заметит в «Коктейле» сюжетные заделы «Уолл-стрита», только «выкрученные» в духе искрящегося официоза «золотых 80-х». Причём, официоза оболванивающего  и методично промывающего обывателю мозги насчёт пресловутого «общества равных возможностей».

Сравним схемы обеих картин. И там, и здесь на экране действуют амбициозные молодые смазливые брюнеты (Чарли Шин и Том Круз), пытающиеся урвать от фортуны свой кусок пирога. И там, и здесь героев берут в оборот ухватистые наставники-искустители (оскароносный Майкл Дуглас и Брайан Браун). И там,  и здесь герои сталкиваются с симпатичными белокурыми подругами, с которыми им приходится выяснять отношения, во главу которых ставятся вопросы денег (Дэрил Ханна и Элизабет Шу). И там, и здесь присутствуют вычурные постельные и пляжные сцены с поцелуями взасос (но в «Коктейле» они более откровенны). И там, и здесь парни рвут и мечут, чтобы достичь успешной карьеры и т.д. и т.п..

Только вот авторские интонации у «Уолл-стрита» и «Коктейля» — диаметрально противоположны. Если Оливер Стоун (тогда ещё не ударившийся в буддизм) смотрит на мир стяжателей с евангельских позиций христианина, озабоченного  разрушительным влиянием доллара на умы людей, то Роджер Дональдсон с воодушевлением даровитого ремесленника вовсю полирует вожделенные «денежные грёзы» эпохи Рейгана. И…  добивается  «Коктейлем» самого внушительного кассового успеха за всю свою режиссёрскую карьеру. При бюджете в 20 миллионов долларов (что на 5 миллионов больше сметы «Уолл-стрита») «Коктейль» собрал в Штатах  78 222 753 доллара. А по остальному миру – 93 282 028 «зелёных» с итоговым кассовым сбором – 171 504 781 доллар. Всего в Штатах его увидело «за свои кровные» 19 миллионов 440 тысяч 400 зрителей.

Откровенно говоря, нам не в чем упрекнуть Тома Круза, как профессионального киноработника. Своего Флэнегана он рисует органичным и убедительным малым, который то и дело запутывается в своих же амбициях и в хитросплетениях тех драматичных сюрпризов, которые любит преподносить человеку сама жизнь. Чувствительно всплакнувший актёр, без особого труда, заставляет нас сопереживать его герою, читающему предсмертное письмо покончившего с собой Коглина (чьё преуспевание во второй половине ленты оказалось лишь раздутым «мыльным пузырём»: в тайне от красотки-жены и богатого тестя он понабирал кредитов под свой шикарный ресторан, за которые не смог расплатиться).

Правда, с отзывами в прессе авторов «Коктейля» здорово щёлкнули по пальцам. Большинство киноведов, присудили ему антипремию «Золотая малина», как худшему фильму 1988 года. В этом демарше была своя завистливая  предвзятость, основанная на раздражённом отношении многих критиков к очень успешному 26-летнему Тому Крузу, по коему стала сходить с ума почти вся женская Америка. Да и спустя пару месяцев вокруг симпатичного юнца-суперзвезды снова пошла медийная шумиха, связанная с триумфальным «оскаровским» фильмом «Человек дождя» (1988) в постановке Барри Левинсона. И в сравнении с «Человеком дождя» высоколобые зубры киножурналистики стали злорадно топить «Коктейль» в своих рецензиях. Просто, это был чистый «междусобойчик» в змеином голливудском гнезде. Банальная внутрикорпоративная грызня между соперниками за право выбиться в лидеры, а отнюдь не борьба за чистоту кинематографических нравов.

«Сладкая парочка» — наставник героя Даг Коглин (Брайан Браун) и его молодая, провокационно одевающаяся жена — богатая наследница жена Кэрри (Келли Линч)


От себя заметим следующее: молодёжная «поучиловка» Дональдсона и Круза – ещё та мина замедленного действия и его коварство, помимо всего прочего, сокрыто в том, что он не настолько легковесен, каким прикидывается. Так как в исконно специальном «регистре», сей продукт сооружен очень крепко, с немалым градусом увлекательности. Как мы уже намекнули, жонглирующим и драматическим талантам Тома Круза в роли Брайана Флэнегана, порой, сложно сопротивляться (я и сам в 1992 году, будучи постармейским юношей, посмотрев пиратскую фильмокопию «Коктейля» в кинотеатре,  был чуть ли не в восторге и от картины и от обаятельного актёра, умеющего эффектно имитировать фокусы профессионала – прим. автора).

Однако в этом и обнаруживается – тут мы и подошли к основной сути вопроса – её мощный отупляющий подлог. Но чем сильнее симпатяга Том выкладывается в своей роли, тем диверсионнее работает в нашем сознании вся эта история.

Опус Дональдсона настолько гламурно и «умилительно» засеивает чувственный аппарат зрителей – особенно молодых – ядосодержащими духовными «химикатами», что парням и девчонкам вряд ли придёт в голову усомниться в приличии декларируемых с экрана идей. Ведь упаковка фильма отдаёт колоритной визуальной экзотикой, неожиданными поворотами сюжета и, подчас, серьёзными драматическими диалогами.

Какая крамола? О чём вы говорите?! – Если главный герой, когда узнал, что его миловидная девушка (оказавшаяся дочкой миллионера) от него забеременела, тут же находит её в многомиллионном Нью-Йорке и просит чистосердечного прощения, предлагая ей создать крепкую семью. Он даже рвёт чек на 10 000 долларов отступных, который ему пытался всучить набыченный папаша его избранницы. И, несмотря на удары судьбы, урвав невесту прямо из фешенебельной родительской квартиры,  он в финале празднует радостную свадьбу с любимой. — Да ещё в своём баре с давно заготовленным названием «Коктейли и мечты»!  А она, поглаживая свой округлившийся живот, огорошивает своего суженного новостью о том, что у них будет двойня. «Бар открыт! Всех угощаю за счёт заведения!» — восклицает обрадованный Брайан, воодушевляя зрителей на эйфоричную реакцию после просмотра (ибо такова она была в том кинозале, где я посмотрел данный фильм впервые – прим. автора).

Назревает необходимость морально подытожить всё вышеописанное. Как мы уже сказали «Коктейль» — это обманчиво простой фильмец. За его плакатным официозом скрывается такая «матрёшка в матрёшке», что данному частоколу одиозных вкраплений могли бы позавидовать и такие куда более титулованные кинорастлители человеческого разума, как Бунюэль, Кубрик, Кен Расселл, Бертран Блие или Алан Паркер. В отличие от вышеназванных интеллектуальных авторитетов, фильмы которых — несмотря на оды со стороны критиков — редко когда могли похвастаться битком набитыми зрительными залами, картина новозеландского приспособленца (перед этим «разогревшегося» на напряжённом любовно-шпионском триллере «Нет выхода» с Кевином Костнером и Джином Хэкманом в главных ролях) имела не только оглушающую кассу, но и влияние на умы.

Том Круз и режиссёр Роджер Дональдсон на съёмках ямайкских сцен фильма «Коктейль»


Даже нам, зрителям вроде как воцерковленным и бдительным, трудно справиться с сопереживательными эмоциями, наблюдая за «одиссеей» коктейлевского героя. Что же тогда говорить о живущих «нараспашку», постоянно тусующихся по пивным барам парнях и девчонках, бравирующих напускным экстазом хамских эмоций? Для этой публики «Коктейль» — всё равно что руководство к действию, даже гимн во славу их одурманенной жизни.

К сожалению, система грешной человеческой цивилизации изначально такова, что в ней не находится места для официальных организаций, которые бы выявляли степень духовного ущерба, наносимого обществу тем или иным фильмом, песней, телепрограммой, театральным спектаклем, сайтом или концертно-цирковым шоу. Такие отдельные ресурсы, как «Научи хорошему», «Цензорнет» или наш «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов» находятся в настолько подавляющем меньшинстве, что, порой, сомневаешься в их благонамеренной дееспособности.

И, тем не менее, замечая вопиющую киногрязь, было бы преступно отмалчиваться в углу, внимая увещеваниям со стороны о «безсмысленной борьбе с ветряными мельницами». Ведь в том же «Коктейле» грязи – просто немерено. Как и легионы других богопротивных кинозатей сию угарную «сказку» нарочито припудрили  неоновой розовой палитрой. Начать с того, что визуальный фон фильма постоянно «укомплектован» бутылками с виски, ромом, пивом, дорогими коньяками (50-летней выдержки), бокалами и шейкерами с вычурными коктейлями. 

Герои «Коктейля» и постоянная фоновая реклама алкогольной продукции (в данном случае — на столе). Актёры Брайан Браун, Том Круз и Джина Гершон (в роли зажиточной молодой вертихвостки Корэл)


А его герои — с  рекламным смаком завзятых алкогольных «фраеров» – так и хлещут всю эту разнородную отраву, отрабатывая перед спиртными синдикатами семизначные бюджетные ассигнования на данный проект. Если всю эту бодягу – да ещё в таких количествах — рискнёт залить в себя какой-нибудь наивный юнец (один из целевой аудитории «Коктейля»), то он тут же прожжёт себе желудок, «посадит» кишечник и попутно убьёт свою поджелудочную железу, оказавшись в реанимации.  А клубы сигаретного дыма, визги угарающих в пьяном трансе девиц и богатых молодых лоботрясов?  Но что до этого создателям фильма? Ведь главное для них — соорудить подрывной поучающий блокбастер о «мире выпивки», отбивающийся в их карманах звонкой монетой.

Однако наши «путеводные» персонажи умеют не только «закладывать за воротник». Страсть к виски и брэнди планомерно приводит каждого из них к страсти блудной. Флэнеган и Коглин – каждый по отдельности — «кадрят» красоток из зажиточного племени, плейбойски лобызаются  с ними, кувыркаются в постелях, деловито курят (в основном Брайан Браун, ибо Том Круз очень редко берёт сигарету  в рот на экране). А ещё они отпускают пошлые — ориентированные на провокацию случайного секса – сальные речовки. В том числе стихотворные, например такие…

…Попробуйте коктейль «Оргазм»

И другие коктейли, вызывающие спазм…

А для того, дабы зритель не почувствовал оскорбительного подвоха – авторы, словно те же мастера коктейлей – в аккуратной дозе перемешивают вредоносную пропаганду разгула с чётко выстроенной линией о покаянии героя, повинившегося пред своей пассией за измену на Ямайке.

Единственный эпизод картины, который оставляет худо-бедно приемлемое впечатление (правда, он весьма откровенный и его нельзя показывать детям), когда герой, спокусившись на домогательства соблазняющей его Кэрри (жены Дага), опешив от собственной слабости, резко обрывает с ней страстный поцелуй. Том Круз психологически выразительно сыграл сцену резко одумавшегося героя, которому совесть не даёт опуститься до полового соития с законной супругой его приятеля. «Что, я должна всю жизнь спать только с одним мужиком?» — вопит оскорблённая девица. «Да! – парирует Флэнеган – Потому что это называется браком!».  Однако сей эпизод — единственное толковое пятнышко в заведомо разлагающей анти-проповеди Дональдсона.

Во всём остальном перед нами завуалировано порнографическое смотриво, развращающее души зрителей по многим направлениям одновременно. Поскольку порнография – это не только натуралистические фильмы, рисунки, фотографии, в коих инфернально смакуются необузданные гадости генитально-орального разврата. Есть другой вид порнографии, где кричащая тошнотворщина уступает место ласкающему взгляд мелодраматическому (или драматическому) видеоряду, но с непременным протягиванием под его завесой тайных греховодных идей. В том числе и открыто – антихристианских. «Коктейль» — произведение как раз из их числа. Сам его дух свидетельствует о стоящих за ним алкогольных корпорациях, отрабатывающих на наших умах мифы о так называемом «культурном питии».

Вот они — плоды «Коктейля»! И подобных ему кинореклам алкогольного спрута.


Помнится, ведущий российский борец с алкогольной мафией профессор Владимир Жданов из Новосибирска, человек, знающий многие механизмы одурманивания, используемые водочными «политтехнологами», при личной встрече с автором данного киноотзыва 2009 году, констатировал:                                                                                     

«Когда наша группа энтузиастов создала ряд антиалкогольных социальных видеороликов из проекта «Береги себя» (где были проанализированы убийственные влияния спиртосодержащих напитков на сердце, печень, почки, предстательную железу и так далее) и путём неимоверных усилий – через протоиерея Тихона Шевкунова -продвинула их к показу на Первом канале «Останкино», то в российском обществе началось брожение. Буквально через считанные дни все авторитеты алкомафии собрались на свою экстренную сходку, результатом которой стали – на уровне президента Медведева! – нахрапистые закулисные интриги против этой телетрансляции. Ибо такого обвала алкогольного рынка России, данная промышленность ещё не знала с конца 80-х. Самое поразительное , что их акция увенчалась быстрым удалением наших клипов-предупреждений из эфира».

Что же касается конкретного вызова творцов «Коктейля»  Богу, то их зависимость от дьявольского племени чётко видится в факте рекламы (дебютной в большом кино) широкомасштабной сети ресторанов «T.G.I. Friday`s», т.е. «У нас всегда пятница», что в подспудной смысловой транскрипции означает «Мы всегда распинаем Христа».

Один из логотипов американской ресторанной корпорации «У нас всегда пятница», получившей свою долю выгодной рекламы в ленте «Коктейль»


А главным инструктором Тома Круза по жонглёрным эскападам за кадром был всемирно признанный бармен из этой богопротивной конторы Джон Бэнди.

Конечно, многие скептически настроенные читатели могут усмехнуться от наших выводов и размышлений об этой полузабытой картине «эпохи видео». Однако  учитывая её знаковое популярное прошлое мы решили детально разобраться в шестерёнках её «психополитики». А она, как ни крути, такова, что попадает под все критерии алкогольно-порнографического заговора против молодёжи мира с целью изменения их обыденного поведения в направлении запойно-генитальных «подвигов». И такая трансформация сознания – это отличная почва для глобальных «шахматных игр» политтехнологов нечестивого «золотого миллиарда».

Борис Швец (специально для сайтов «Научи хорошему», «Цензорнет» и «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)

———————————————————————

 «Коктейль» (Сoctaile)

Производство: «Тачстоун пикчерс» (под эгидой «Buena Vista» и «Уолт Дисней пикчерс»), США, 1988, 1 час 44 мин.

Автор сценария – Хэйвуд Вуд   

Режиссёр – Роджер Дональдсон   

Оператор – Дин Семлер  

Художники – Мел Боурн и Дэн Дэвис  

Художник по костюмам – Эллен Мирожник   

Композитор – Дж. Питер Робинсон 

Монтаж – Нил Трэвис 

Продюсеры – Роберт В. Корт, Тед Филд, Дэниел Дж. Хэфнер


Роли исполняют:

                          Брайан Флэнеган – Том Круз                                  

                 Даг Коглин – Брайан Браун                          

                  Джордан Муни – Элизабет Шу                          

                                Керри Коглин – Келли Линч                                             

Мистер Муни – Лоуренс Лакенбилл 

                              Корэл – Джина Гершон                                     

                            Бонни  – Лайза Бэйнс                                                              

Дядя Пэт – Рон Дин

 

 

 

 

Напишите ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>