КОМПОЗИТОР «ЧАСТНОГО ДЕТЕКТИВА» (о музыке для кино Мишеля Коломбье)

                        КОМПОЗИТОР                                       «ЧАСТНОГО ДЕТЕКТИВА»                     

(о музыкальных метаниях Мишеля Коломбье)

Когда мы писали наш материал «Противоречивый «Частный детектив»», анализировавший один из знаковых криминальных поляров с участием Жана-Поля Бельмондо во времена Советского Союза, то неоднократно рефреном отмечали необыкновенный музыкальный ряд фильма. Харизма этой музыки с годами не исчезает, обращая на неё внимание всё новых зрителей этой атмосферной полицейской картины.И всё же: имя её автора  — французского кинокомпозитора Мишеля Коломбье  — настолько пребывает в наших краях под ширмой непонятного замалчивания, что поневоле назрела необходимость своего разговора о его человеческой и творческой биографии. В дебатах о западноевропейской кинематографической музыке персону Коломбье всё время затмевают имена Эннио Морриконе, Нино Рота, Мишеля Леграна, Владимира Косма, Френсиса Лея, Филиппа Сарда, Мишеля Маня, Жоржа Дэлэрю, Клода Боллинга и иже с ними. Хотя в карьерном плане нашего героя нельзя было назвать неудачником.

Родившийся 23 мая 1939 года в Лионе в семье дирижёра и настройщика Мишель уже с детских лет воспринимал окружающий его мир сквозь звуки музыки. Здесь сказалась правильная  педагогика Коломбье-старшего, благодаря которому его сын уже с 11-ти лет самозабвенно импровизировал на клавиатуре и был «на ты» с музыкальной грамотой. С 14-ти отрока Мишеля увлекает джаз и примерно в 1954 году ему впервые удаётся заявить о себе, предложив на ТВ и в театр свои первые джазовые наработки.

Явно даровитый юноша Коломбье уже в 22 года, благодаря покровительству Мишеля Маня (автора мелодий к фильму «Мелодия из подвала» и к знаковым приключенческим киносериям об Анжелике и Фантомасе) попадает в киноиндустрию. Ещё не прославившийся «Мужчиной и женщиной» молодой и амбициозный режиссёр Клод Лелюш уговаривает ещё более молодого Коломбье попробовать себя в музыке для кино на его первой полнометражной картине «Любовь со многими «если»» (1962). Правда, как отмечают исследователи, в 1960-е годы соприкосновение Мишеля с кинематографом было  периодическим, поскольку тогда он активно писал музыку для альбома Шарля Азнавура и занимался администрированием в компании «Barclay Records». К тому же к середине 60-х он попал под настоящий вал рекламных заказов, а хореографы  Пьер Анри и Морис Бежар – каждый по отдельности — крепко вовлекли молодого композитора в работу над своими балетными спектаклями.

В 1968 году Мишель переходит «рубикон» и пересекает океан, чтобы занять пост основного композитора и худрука американской звукозаписывающей компании «A&MRecords», на которой весь 1970 год он трудится над альбомом «Крылья» («Wings», не путать с одноимённой группой Пола Маккартни). Поступившие в продажу в 1971 году «Крылья» собирают в Америке хорошую критику и различные музыкальные награды. Воодушевлённый своим карьерным ростом, Коломбье прилетает в 1971 году на родину и с этого момента начинается, по сути, главный этап его кинематографической деятельности. Тогда же в 1971-м он сотрудничает с классиком Марселем Карне на криминальной драме «Убийцы именем порядка» с Жаком Брелем и Катрин Рувель. В 1972-м пишет музыку к последнему фильму Жана-Пьера Мельвиля «Полицейский (Шпик)» (Un Flic) с Аленом Делоном, Катрин Денёв и американцем Ричардом Кренной (будущим полковником Тротменом из «Рэмбо»). Как говорят, именно встреча с Мельвилем серьёзно повлияла на дальнейший профессиональный выбор Мишеля, коего с 1972 года всё активнее стал привлекать к работе режиссёр и бывший журналист Филипп Лабро.  Сначала это был фильм «Наследник», где впервые сошлись Лабро и Бельмондо.

Жан-Поль Бельмондо в фильме «Наследник» (1973) Филиппа Лабро. Музыка к фильму была написана Мишелем Коломбье. Первое сотрудничество композитора с данным режиссёром


Потом последовала неудачная в прокате лента «Несчастный случай и насилие» (1974) с Ивом Монтаном и американкой Катариной Росс, от которой сам Лабро не был в большом восторге. В том же 1974 году критики отмечают работу Коломбье над англо-французской картиной «Поль и Мишель» (1974) Льюиса Гилберта, творца трёх боевиков о Джеймсе Бонде.


Вторая работа Мишеля Коломбье для фильмов Филиппа Лабро «Несчастный случай и насилие» (1974) с Ивом Монтаном в главной роли


Отметим очевидное: в отличие от вышеозначенных мэтров музыки одарённость Коломбье на кинопоприще была, если можно так выразиться, «половинчатая». В тех же «Наследнике» и  «Полицейском» оказалось много вялой и скрипучей джазовой какофонии. Его увлечённость разного рода инструментальными экспериментами, порой, даже задавала анти-тон и без того слабым киносюжетам. Мы не можем просто физически оценить всё наследие Мишеля Коломбье для кинематографа, т.к. только по данным портала kinopoisk.ru он – в период с 1962-го по 2003-й год — принимал участие в работе над 113-114 кинофильмами.

Однако непреложно одно: наиболее «бронебойным» музыкальным снарядом Мишеля Коломбье оказались его изысканные композиции и аранжировки ко второй (и последней)  совместной работе тандема Бельмондо-Лабро «Частный детектив» (в оригинале «L`Alpagueur», что значит «Наводчик»). В данном случае, публика имеет дело уже не просто с оригинальной работой нотного и инструментального профессионала, но с настоящим музыкальным произведением, отмеченным печатью ошеломляющего авторского таланта. Уже с первых ностальгирующих тактов, когда впервые возникает фигура одетого в кепку и рыбацкую штормовку героя, наблюдающего за тем, как по брусчатке роттердамской набережной пробегают мальчуганы, зритель ощущает неподдельное своеобразие грустно пульсирующей мелодии.

Но основную мощь звукоарсенала своего композитора режиссёр Филипп Лабро предусмотрительно приберёг  для начальных титров, когда осенний визуальный ряд — с сидящим на палубе полицейского катера Бельмондо — взрывается нежданным громоподобным звучанием мелодичного ударно-синтезаторного «наката». По сути, это не уже не просто музыка, но инструментальный кинослоган фильма, его легендарная звуковая визитка.

Наводчик-Бельмондо вновь хватается за оружие, пытаясь (под музыку Мишеля Коломбье) догнать негодяев-дальнобойщиков, пленивших его юного приятеля. Западногерманский фотокадр из фильма «Частный детектив» (в ФРГ — «Хватающий», 1976)


Вдохновение Мишеля Коломбье в работе над «Частным детективом» было столь многогранным, что он снабдил яркой музыкальной темой не только героя, но и его главного антипода, написав под «Ястреба — Бруно Кремера» свой замечательный шансоновский грустный вальс (к несчастью, почему-то вырезанный советскими кинопрокатчиками и о существовании коего любители картины узнали только 26 марта 1994 года, после его первой целостной трансляции по Первому каналу Останкино). И даже фирменные скрипичные, барабанные и басовые «запилы» композитора – которые так «режут ухо» в «Наследнике» и «Полицейском» — тут приходятся весьма кстати, передавая и дополняя напряжённый воздух экранных событий. В сценах слежек, ночного бегства «Ляфона» и его малолетнего напарника Коста (Патрик Фьерри) из тюремного лазарета, их блуждания по ночным посадкам, в эпизоде приезда чиновника Домека (Виктор Гарривье) к заброшенному пансионату данные «всплески» воспринимаются как связующие звенья двух центральных тем.

Но особенно выбивается из ряда попеременная музыкальная «авто-характеристика» Кремера-Ястреба и Бельмондо-Наводчика (который хочет успеть добраться до своего молодого приятеля раньше маньяка, минут за 10-ть до финальной дуэли). На первый взгляд, ничего из ряда вон выходящего. Но как пронзительно эти три-четыре контрапункта воздействуют на переживательные эмоции зрителя (лично я воспринимаю сии кадры, как непризнанный аудио-видовой шедевр, как эталон музыкального «параллельного» монтажа в остросюжетном кино – прим. автора). Поскольку здесь в одной точке целостно сошлись таланты сразу нескольких работников «десятой музы» – композитора Коломбье, режиссёра Лабро, редактора Жана Равеля, оператора Жана Пенцера и двух центральных артистов (не считая осветителей, безымянных техников и музыкантов).

Откровенно говоря, вклад Мишеля Коломбье в общий образ фильма переоценить весьма сложно, так как его композиции являются настоящим лейтмотивом  «Частного детектива», нераздельно сросшимся  с его темой и событиями. Стоит обратить внимание на то, сколь умело их использовал Филипп Лабро, в отличие, скажем, от Жоржа Лотнера, который включал в «Профессионале» знаменитую мелодию Э. Морриконе «Chi mai», как говорится, по поводу и без повода. Кстати, её философское и очень человечное звучание особо и не подходит под плейбойский и тщеславный характер ленты и самого героя агента Жосса Бомона, решившего отдать себя на заклание отнюдь не ради  высокой идеи, но ради дешёвого горделивого принципа.

Но вот примечание: за 5 лет до «Профессионала» менее известный в широких массах Мишель Коломбье, на наш скромный взгляд, своей вдохновенной творческой формой откровенно превзошёл бельмондо-достижения более старшего, академичного и популярного итальянца. Поскольку в данной работе француза поразительно гармонично сочетаются интригующее начало и ностальгирующая элегия, драматизм и непреклонность, минорная лирика и мелодичный пробивной динамизм. По сему, мы придерживаемся мнения, что по силе воздействия и по завораживающему напору расхожей работе Морриконе из «Профессионала» до небывалой музыки Мишеля Коломбье – как до луны. Недаром именно главная тема «Частного детектива» открывала собой фирменный компакт-диск из 22-х саундтреков к фильмам с участием Жана-Поля Бельмондо, изданный в родной Франции в нулевых годах (а уже потом за ней шли творения того же Морриконе, Косма, Сарда, Дэлэрю и т. д.).

Парадокс: никто из французских композиторов, работавших исключительно для кино, не смог так ловко встроиться в американскую индустрию развлечений, как наш герой. — Даже Фрэнсис Лей и Мишель Легран, коих Голливуд неоднократно задабривал разовыми контрактами, не смогли на долгий срок заинтересовать собой американских режиссёров. (И это учитывая, что Лею даже  повезло получить «Оскара» в 1971 году за его знаковую «Историю любви» (Love story)). Однако Коломбье по своей «американской занятости» превзошёл даже этих коллег-грандов. За океаном он увяз методично и надолго. И был там востребован на зависть многим своим европейским коллегам.

МИШЕЛЬ КОЛОМБЬЕ и Герби Хэнкок-МИШЕЛЬ КОЛОМБЬЕ композитор фильма ЧАСТНЫЙ ДЕТЕКТИВ-композитор Мишель Коломбье Франция-Частный детектив фильм 1976 года-Частный детектив и Жан-Поль Бельмондо-Жан-Поль Бельмондо в фильме Частный детектив (1976)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Жан-.Поль Бельмондо и Бруно кремер Частный детектив-Блог Бориса Швеца-МИШЕЛЬ КОЛОМБЬЕ и ФИЛИПП ЛАБРО на премьере 1974 г-МИШЕЛЬ КОЛОМБЬЕ пластинка к Частному детективу

Мишель Коломбье и Герби Хэнкок (в США)


В Америке он постоянно что-то сочинял, записывал альбомы с разными звёздами типа Нила Даймонда, «Бич бойз», Барбары Стрейзанд, Куинси Джонса, Принса и других. Постоянно дирижировал, принимал участие в постановке пышных балетов, в сочинении различных ораторий. Руководил международными оркестрами в Париже, Лос-Анджелесе, в лондонском Ковент-Гардене. Даже в Японии он приобрёл свой авторитет в качестве эксперта в причудливом жанре «фьюза». В общем, был нарасхват по всему миру, в том числе и в Голливуде.

Однако, практически вся калифорнийская киноэпопея нашего героя, несмотря на ряд престижных заказов в крупных фильмах – и мы не можем этого не признать — оказалась потогонной блеклой поденщиной. В таких более или менее известных фильмах нашей «эпохи видео» (где встречалось его имя), как «Белые ночи» (1985) Тэйлора Хэкфорда, «Пурпурный дождь» (1984) Альберта Магноли, «Золотое дитя» (1986) и «Проказник из психушки» (1987) Майкла Ритчи, «Безжалостные люди» (1986) Дж. Абрахамса и братьев Цуккеров, «Нью Джейк Сити» (1990), телевизионные «Полуночное кабаре» (1990) и «Лихорадка» (1991) трудно уловить прежнего, французского Коломбье 70-х. Это настолько проходные работы, сделанные, вероятно, только ради пополнения текущего счёта, что даже напрягаясь не уловишь в них никакой отсылки к мощи его былых свершений. Хищный Голливуд поставил незаурядные способности мастера на коммерческие рельсы и это истощало его талант. По крайней мере, талант в его работе над музыкальными дорожками к фильмам.

Одна из престижных (но маловыразительных) работ М.Коломбье в Америке к оккультной комедии с Эдди Мэрфи «Золотое дитя» (1986) Майкла Ритчи


К тому же композитор вёл бурную личную жизнь. Говорят, у него было несколько жён, родивших ему в разное время шестеро детей – Кристиана, Агату, Давида, Сиену, Арабеллу и Эмили. За первых трёх Коломбье то и дело платил алименты бывшим супругам (вероятно, это и было одной из причин его творческой и голливудской всеядности). Жизнь экспансивного и скитающегося «гражданина мира» так или иначе стала давать свои пробоины. Разменяв седьмой десяток, Коломбье всё чаще стал чувствовать недомогания, которые оказались следствием раковой опухоли. Автор безсмертной музыки к фильму «Частный детектив» мирно преставился ко Господу 14 ноября 2004 года в своём американском доме в Санта-Монике в окружении его последней супруги Даны, сестры Мари-Франсуазы Хосслер и трёх дочерей Эмили, Сиены и Арабеллы. Ему было 65 лет. Успел ли он вызвать священника для последней исповеди в своих грехах, увы, этого мы не знаем. Но его неповторимое творение к фильму 1976 года до сих пор восхищает новые поколения слушателей и кинозрителей.

Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)

7 марта 2020 г.

 

Напишите ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>