Маэстро советского кинематографа капитан Титаренко
Маэстро советского кинематографа (в лице капитана Титаренко в фильме «В бой идут одни старики») Леонид Быков родился в селе Знаменка Славянского района (Донецкая область) 12 декабря 1928 года.
Украина родила еще одного гения, но и для него оказалась скорее мачехой, чем матерью. В своей колыбели, напитав его душу любовью к украинской культуре, песне, природе, она не дала ему главного – признанья.
Закончив харьковский театральный институт, вместе с семьей уехал служить в Ленинград, где много снимался и даже получил возможность испытать свои силы в режиссуре картиной «Зайчик». Сюжет картины банально прост: герой фильма случайно подслушал приговор врачей о месячном сроке, отведенном ему для жизни, решил остаток своих дней прожить по совести и честно. В этом фильме как оказалось позже, Быков изобразил самого себя. Именно так он и прожил свою жизнь, поступая исключительно по собственному моральному кодексу, ни перед кем не прогибаясь, ни перед кем не играя. Для него важнее были рыбаки со своими червями, чем важные чиновники из Госкино. Он никогда не проходил мимо чужого горя, был скор на помощь.
Земля Донбасса рождает гениев и славится людьми несгибаемой воли
Возвращение на Украину было болезненным для актера и режиссера. Ему много обещали, но мало дали. Переезд на родину был для него и благословением и проклятием одновременно: здесь он все-таки исполнил свою мечту, сняв ленту о поющей эскадрильи, здесь же и потерял здоровье в борьбе за право своих картин на съемки и прокат. Например, картину едва не зарезали перед прокатом, обвинив Быкова в отсутствии в его картине роли партии. Режиссер вставил эпизод с вручением партийных билетов, в том числе двоим погибшим и тем самым решил судьбу картины.
Во время съемок Леонид получил два инфаркта, однажды прямо со съемочной площадки был увезен в больницу. 11 апреля 1979 года, возвращаясь с дачи, погиб в автокатастрофе. Нет смысла описывать историю его гибели. Об этом написаны горы статей. Многие сомневаются в случайности аварии. Предпосылкой к подобным разговорам послужило предсмертное завещание актера и режиссера к своему другу, написанное за три года до гибели, но таинственным образом всплывшее за три дня до рокового вечера. В завещании была до последней запятой прописана церемония прощания в случае смерти: никаких пафосных речей, просьба молча вынести тело из дома, молча на плечах донести до кладбища, а при опускании в могилу пожелание в последний раз услышать в исполнении оркестра «Смуглянку». Приписка была неожиданной: вот так я даже собственные похороны срежиссировал.
Прощание со «Смуглянкой»
Один из близких друзей Быкова режиссер Николай Мищенко позже вспоминал, что такого накала душевной боли не испытывал больше никогда, когда идешь молча за гробом друга, звенящая тишина давит грудь, эмоции не дают дышать. И когда грянула «Смуглянка» эта боль прорвалась наружу стоном и плачем сотен людей. Кладбище еще не слышало такого накала человеческого горя: земля хоронила своего лучшего из сыновей и плакала вместе с пришедшими проститься. Даже этот эпизод из жизни культового режиссера дает нам представление о величии Леонида Быкова как талантливого актера и режиссера. Его фильмы и герои многим запомнились именно такими: настоящими и душевными.
Бессмертные слова Леонида Быкова, прозвучавшие в его легендарном фильме еще не для одного поколения будут звучать реквием по великому Маэстро — капитане Титаренко, в самые сложные военные годы собравшем под своим командованием «Поющую эскадрилью»: «Будем жить, ребята, будем жить!»
Живые в нашей памяти актеры продолжают свое триумфальное шествие по жизни.
Свежие комментарии