«Любовь по правилам и без»: к чему она стремится?

«ЛЮБОВЬ ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ»:                                             к чему она стремится?

Гарри Сэмборн и его молоденькая любовница Мэрин (Аманда Пит) пока ещё не знают — какая интимная рокировка их ждёт в ближайшее время


Рядящийся в платье светской «комедии нравов» продукт от режиссёрши Нэнси Майерс в буквальном переводе «Что-то нужно дать» (Something’s Gotta Give), переименованный у нас в «Любовь по правилам и без», поначалу прикинувшись задорной историей о жизни стареющего плейбоя (Джек Николсон, практически, в роли самого себя), по конечному результату оборачивается гламурным манифестом суфражистского толка. И одой сексуально-озабоченному, стареющему безбожию (с далеко идущими целями).

Лукавое двусмысленное название, генитальная начинка, нескончаемая разговорная пошлость на фоне шикарных интерьеров – так можно вкратце оценить «магистрали» этого суррогата от двух голливудских киномонстров. Непонятно, что же [настолько манящее] увидели в этом проекте две — вечно досаждающие друг другу — студии «Уорнер бразерс» и «Коламбия пикчерс», когда вдруг объединили свои усилия для производства данной аморальщины? Лично нам слабо верится только в «бизнес-мотивации»  двух конкурирующих корпораций. Но очень вероятной представляется версия о том, что ради сего предприятия «братьев Уорнер» и «Коламбию»  сверху  кто-то авторитетно «помирил». Видать, некто «наднациональный» дал вводную на высокобюджетную экранизацию этой пряной истории о «любви без возраста» и, что самое главное, «без правил». Поскольку заявленными в названии «любовными правилами» в содержании интересующего нас опуса и не пахнет. Никакого целомудренного типикона старых романтичных американских кинолент – в стиле «Незабываемого романа» (1957) Лео Мак-Кери с Кэри Грантом и Деборой Керр — зритель здесь не увидит и в помине. Так как вся лента базируется на подрывной платформе скабрезного гламура, с эпатажным навязыванием новых «заморочек» в духе III тысячелетия.

64-летний повеса, миллионер от музыкального бизнеса Гарри Сэмборн (Джек Николсон) всё ещё уверен в своём чертовском обаянии


… Итак, бравирующий своей потенциальной самцовой способностью 64-летний селадон Гарри Сэмборн (Джек Николсон), глава преуспевающей фирмы грамзаписи, едет вместе со своей очередной молодой пассией Мэрин (Аманда Пит) на уик-энд в изысканный особняк её матери, что на тихоокеанском побережье. И в самое неподходящее время – уже освоившегося в новых апартаментах — Гарри, зашедшего в трусах на кухню, нежданно-негаданно накрывает хозяйка дома и её сестра (между прочим, ветеранша израильского спецназа с подходящим, для данной этнической характеристики, лицом актрисы Фрэнсис Мак-Дорманд).

Фрэнсис Мак-Дорманд в небольшой роли сестры героини Дианы Китон — бывшей израильской коммандос

Мамочка Мэрин по имени Эрика Барри (Диана Китон) оказалась хоть и одинокой, но знающей себе цену женщиной-драматургом. Замешательство перетекает в совместный интеллектуальный ланч, где деланные светские беседы чередуются с феминистскими речовками на сексуальную тему.

Затем, после обеденного знакомства в край «цивилизованная» мамаша позволяет своей дочери вместе со своим – годящейся ей в отцы – бойфрендом пройти в спальню и уединиться там для интимных утех, а сама продолжает точить лясы на кухне с сестрой-израильтянкой. Вдруг крик: «Мама!». Обе забегают в спальню и видят, что у лежащего на полу, полуголого Гарри случился удар, а дочурка вовсю истерит над трясущимся, потным любовником. Короче говоря — неотложка, носилки, реанимация. В клинике перед кампанией сумбурных дамочек вырастает лечащий врач-кардиолог Джулиан (более красиво смотрящегося актёра Киану Ривза, жгучего брюнета с предупредительными манерами, пожалуй, и не вспомнишь: бывший Нео из «Матрицы» тут, определённо, на пике своей внешней формы).

36-летний доктор Джулиан (39-летний Киану Ривз)

Эффектный молодой человек назначает больному лечение, но как только видит рядом Эрику Барри (в смысле, стареющую Диану Китон), то тут же теряет голову. Оказывается, он перечитал все её пьесы и… «готов целовать песок, по которому та ходила». Короче, сказочный молодой принц, мечта любой длинноногой девчонки у «пепельной дамы» уже в кармане.

А сама Эрика, увидев в больнице голую задницу растлителя её дочурки (в смысле, героя Николсона), вдруг оказалась заворожена этим «кадром» настолько, что потом поселила данного полулысого жеребца на «временное лечение» в свой особняк. По протоколу — дабы обезпечить ему нужный уход после стресса. По «чесноку» же – для удовлетворения страсти перед неизведанным. Она готовит ему лекарства и обеды. Под шум океанских волн Эрика охотно устраивает с Сэмборном променады на своём пляже, ведя заумные беседы о любви и…сексе.

Интеллектуальный променад с интимными темами между притирающимися друг к другу Гарри (Джек Николсон) и Эрикой (Диана Китон)


Нужно ли говорить о том, что теория у этой дряблеющей «сладкой парочки» потом перешла в практику. Особенно после того, когда Гарри, украдкой, узрел худосочную Эрику в неглиже (а та, вскричав, как ошпаренная резко побежала в душ). Между прочим, 17 лет назад, когда продавцы фильма внедряли своё детище в прокат, то изрядно вопили о «женском подвиге» отважно молодящейся Дианы Китон, рискнувшей в 60 лет раздеться на большом экране. Но поверьте на слово, что эти нездоровые эпизоды производят больше отторгающий, чем завораживающий эффект (как и лента в целом). Задаёшься вопросом: какой звёздный лизоблюд убедил выходящую в тираж актрису (с явно пережитым климаксом) в том, что она ещё способна зажечь похоть мужской половины аудитории?

Взъерошенный от сердечного удара Гарри (Дж.Николсон) в клинике, где вокруг него суматошно бегают мама (Диана Китон) с дочкой (Аманда Пит)


А как «благородно» поступает дочка героини? Узнав о постельной связи мамы со своим любовником, она с видом восхищённой школьницы решает отступить, отдавая личного самца одинокой родительнице. Это вопрос внутрисемейной «этики»: я, мол, ещё молодая и смогу найти себе мужика. А ты, мамочка, – уже в годах, так что отдайся нахлынувшему приключению «по полной»; я – не возражаю.

Только сам Гарри, когда уже съедет от своей странноприимницы, опять начнёт приглашать на свидание молоденьких старлеток. Его сущность неугомонна. И завидев это в ресторане, оскорблённая сочинительница пьес, начнёт пускать сопли и визжать так, что будет раздражать Вашу зрительскую психику на протяжении многих шумных минут из 2-часового хронометража картины. А потом возьмёт себя в руки, начнёт встречаться с 36-летним лекарем (красавчиком Киану Ривзом, естественно), напишет новую пьесу — куда положит в основу её краткосрочное love story с Гарри — и утрёт нос своему обидчику успешной бродвейской постановкой.

Ресторанное свидание отважно молодящейся писательницы Эрики Барри (Диана Китон) и её молодого поклонника из сферы медицины Джулиана (Киану Ривз)


Гарри же следит за карьерными удачами разовой любовницы и понимает, что дал маху. Чтобы опять навести с ней мосты он едет в Париж, где та проводит свой рождественский отпуск, находит её в изысканном французском ресторане, подсаживается к ней и начинает беседу. Она вроде как рада его видеть. Они мило общаются, пока к ним не подсаживается… Киану Ривз, точнее его фотомодельный доктор (вероятно, отошедший в уборную). Оказывается, она с ним приехала покутить в «город любви». И вот здесь, прямо на глазах у экранного Николсона, обаяшка Ривз преподносит Эрике-Китон обручальное кольцо (!). Гарри в нокауте! — Но держит улыбчивую марку при грустной мине. И дарит ускользнувшей из его рук любимой женщине этот дорогостоящий неповторимый ужин (т. е. проплачивает счёт), в знак поздравления с её грядущей помолвкой.

Любовные соперники за сердце феминизированной авторши любовных пьес — молодой и эффектный Джулиан (Киану Ривз) и селадон в годах Гарри Сэмборн (Джек Николсон)


Рандеву закончилось, Гарри бродит по неоновым вечерним улицам и ночным мостам Парижа, взирая на срывающийся снег. И, о чудо! – Эрика, взвесив все «за» и «против» возвращается к нему. Финальные кадры бравурно демонстрируют счастливое семейство в полном сборе: в шикарный нью-йоркский ресторан «вплывает» квартет из двух супружеских пар – Гарри и Эрики, и Мэрин с её избранником и маленьким дитём на руках. Бывшие любовники и родственники разобрались в своей нижепоясной головоломке и зубоскально пропагандируют новые, «цивилизованные» догматы интимно-клановых отношений образца III тысячелетия. А напоследок, перед финальными титрами шалун Гарри – дабы быть верным растлевающей сути фильма — успевает знаково похлопать свою Эрику-Диану Китон по «пятой точке». И — happy end прямо «в диафрагму».

Разобранная нами форма киноотстоя не нова, поскольку во многом слизана с сюжета давней «комедии нравов» «Цветок кактуса» (1969) режиссёра Джина Сакса. Подозреваем, что такой «дутой фигуре», каковой является имеющая титул своевольной голливудской интеллектуалки Диана Китон, не давали покоя лавры прославленной Ингрид Бергман, стареющей покорительницы мужчин (в том числе и молодого Игоря Салливэна) в той старой картине. Кстати, «Цветок кактуса» в 1979 году был прокатан по кинотеатрам СССР, вызвав у строгой рабочей советской публики замешательство по части приличия показанных в нём любовных шарад.

Верной своему кредо осталась и постановщица Нэнси Майерс, повторно ангажировавшая вышеозначенную актрису в эту свою работу. Нам даже видится, что Нэнси Майерс просто подрядилась делать из не шипко талантливой Дианы Китон этакую мифологизированную старпёршу, которую домогаются мужчины всех возрастов.

57-летняя Диана Китон — стареющий (и навязываемый этим фильмом) женский секс-символ Голливуда


Сначала в 1995 году на вольной «семейной»  комедии «Отец невесты-2» героиня Китон зажигала потенцию своего седовласого экранного супруга в лице Стива Мартина, одновременно забеременев с… собственной дочерью (вышедшей замуж в первом фильме). Потом сей женский альянс «повысил ставки». И в ленте «Любовь по правилам и без» взаимности от этой ухоженной, но дрябловатой персоны добиваются уже двое героев-любовников, причём из разных поколений. Майерс всегда снимает свои любовно-семейные трактаты с упором на еле заметное [но от того более злокачественное] горделивое доминирование женщины над мужчиной. Прямо в духе коллеги-конкурентки Барбары Стрейзанд, которая, начиная ещё со «Смешной девчонки» (1968) и «Хэлло, Долли!» (1969) пожизненно и реакционно снимает дорогостоящие мелодрамы о своих длинноносых «гадких утёнках», завораживающих элегантных сексапильных мачо (молодых Омара Шарифа, Роберта Редфорда, Пирса Броснана) исключительно силой собственного «гонорливого» достоинства.

Режиссёр Нэнси Майерс (справа) и актриса Диана Китон на съёмках фильма «Любовь по правилам и без» (2003 год)


В «Любви по правилам и без» также ощущается эта подковёрная тенденция. Правда, мощь таланта Джека Николсона, затмевающего свою пыжащуюся центральную партнёршу, несколько притормаживает изначально-юродивые сценарные предпосылки. Однако в целом вырисовывается тот же диверсионный «пейзаж». Он утвердительно просматривается в факте присуждения именно Диане Китон премии «Золотой глобус» за «исполнение лучшей женской роли 2003 года», что свидетельствует о наглядном прогибе киноакадемиков перед женским лобби «фабрики грёз».

Снова обратим внимание, насколько эта незатейливая история вобрала в свою орбиту дорогостоящих кинопрофессионалов класса «А» — оператора-постановщика Михаэля Боллхауза (работавшего с Копполой и Скорсезе), оскароносного композитора Ганса Циммера, тех же Николсона и Китон с попутным патронатом «братьев Уорнер» и «Коламбии». Кинобоссы априори дали понять зрителю, что данная идеологическая игра с бюджетом в 80 миллионов долларов велась у них по-крупному. Чего ради? Объяснять столь щедрые реверансы в сторону этого проекта «теорией совпадения талантов» (мол, удалось собрать именно такую команду) – просто нелогично. Даже несерьёзно.

У этой, влияющей на умы, верховной публики всё имеет свой деструктивный смысл. Через кино они добиваются от нас, как писал ещё в 1982 году советский кинокритик Александр Караганов, «наркотического эффекта мгновенного действия». Кураторам глобального кинобизнеса нужен зритель-несмышлёныш, которого без труда можно натаскивать на всё новые формы потребительского поведения, пропагандируемые экраном. К большому прискорбию, в публику давно уже вбит этот стереотип – воспринимать показываемое на экране привычно и поверхностно. То есть на уровне необычных изгибов сюжета, привлекательности звёзд, дорогого декорума, пикантных «впрыскиваний» в мелодраматически комедийную фабулу, как в данном случае. Деловитая Нэнси Майерс и её компания внушает массам такие эмоции и «выводы», которые ослабляют и попросту блокируют усилия зрителя на сохранение собственной нравственной чистоты, на желание оставаться вдали от извращённых инноваций. А мощь таланта Джека Николсона привлекается в качестве главной бронебойной артиллерии по моделированию «нового обывателя». Агитация подействовала. В США свои деньги на сей киноподлог потратили 20 400 000 зрителей, принеся на счета производителей 124 728 738 долларов. За рубежом касса была и того выше — 142 000 000 миллиона; со всемирным итогом в 266 728 738 «зелёных».

Съёмки постельной сцены между Джеком Николсоном и Дианой Китон (пошлятина, да и только)


Авторы издевательски выхолащивают само понятие любви, заявленное у них в названии. Они выводят пред очи  кинопотребителей свою – похотливо бесноватую – трактовку извечной христианской добродетели, дурача их неприличным феминизированным кинопойлом о писанных красавцах, якобы рыцарски  влюбляющихся в ухоженных «старых кляч» и о борьбе за одну из этих «калош» заядлого охотника за молодыми юбками.

Смешно? Наверное, но ещё больше — неприятно. Чувство вкаченной в тебя дурно пахнущей духовной помойки после просмотра этой «баллады» не выветривается весьма долго. Потому вряд ли стоит читателю тратить драгоценные пару часов своей жизни на данную непотребщину, которую и семейной-то комедией назвать попросту язык не поворачивается. — Настолько в нём всё прокопчено духом случайных связей и прочих романтично показанных, ненормальных «пасьянсов».

 Борис Швец (специально для сайтов «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов», «Научи хорошему», «Цензорнет»)

19 ноября 2020 г.

 

Один комментарий к «Любовь по правилам и без»: к чему она стремится?

  • Blurex  :

    Борис, а о фильме «Готика» (2003), тоже совместного от WB и Columbia — что думаете?

Напишите ответ