НЕПРИЗНАННЫЙ «НИКО», или НАД ЗАКОНОМ ЛЮБОЙ МОРАЛИ |

НЕПРИЗНАННЫЙ «НИКО», или НАД ЗАКОНОМ ЛЮБОЙ МОРАЛИ


     — Легенды эпохи видео —

                                       

НЕПРИЗНАННЫЙ  «НИКО»

Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино-Блог Бориса Швеца

Кадр из фильма «Над законом». Решительный Николо Тоскани (взирающий на проституирующего агента ФБР) вместе с женой и плачущей матерью в больнице (фото с kinopoisk.ru)


       ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ

Для знакового, в прошлом, кинодрачуна Стивена Сигала всегда была характерна очень своеобразная  костоломная напористость его героев. Из фильма в фильм, мастерски владеющий айкидо, оружием и отстойной лексикой сигаловский страж закона вступал в неравное противоборство с целыми эскадронами мафиозных нечестивцев. Как и подобает смотривам такого рода — после ряда приключенческих пируэтов, этот лихой великан с косичкой (и прищуром полуазиатских глаз) всегда выходил победителем из самых ожесточённых разборок.

Признаюсь, в эпоху поздней «перестройки» и краха СССР данный боец — нежданно ворвавшийся как в кино, так и в наш постепенно разлагавшийся культурный быт — вызывал у меня прямо-таки идолопоклонский интерес. Я его много рекламировал в своих местячковых передачах, посвящал его фильмам насилия телеэфирные ретроспективы (прости меня, Господи!). С некоторой долей неловкости могу сознаться и в том, как в 1996 году, вместе с Олимпийским чемпионом по тяжёлой атлетике – ныне покойным — Султаном Рахмановым (Олимпиаду-80 помните? – где он толкнул штангу в рекордные 245 килограммов), который также  восхищался Сигалом,  мы на пару хотели организовать официальный приезд заокеанского киносупермена в наш город. Слава Богу за то, что из этой наивной затеи так ничего и не вышло. В тот период «крутой Стивен» был ещё недосягаем для простых постсоветских почитателей, находился на пике своей голливудской деятельности и вряд ли бы почтил своим амбициозным посещением провинциальный украинский Днепропетровск (сейчас это тем более невозможно, ввиду получения им в 2016 году российского гражданства и личной дружбы с президентом Путиным, за что он попал в опалу «майданутым» украинским властям).

Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино

Попав в мир большого кино Стивен Сигал, несмотря на долговязую «иксоногую» фактуру, в первые годы карьеры выглядел вполне привлекательно; как на этом кадре из картины «Над законом» (фото с kinopoisk.ru)

Однако время стремительно текло и отношение к активно разбухавшему американскому кумиру стало меняться. Речь не только в том, что он наплевательски махнул рукой на свой изначально подтянутый кинообраз. Удручал духовный переворот Сигала, неожиданно отступившего от христианской веры и ставшего буддистом.

Тогда автор этих строк ещё был далёк от воцерковления, но на уровне «интуиции благосклонного зрителя» ощущалось, что с объектом его симпатии стало твориться что-то неладное. «Напрягали» чёрные балахоны, в которых эксцентричный рослый кинозабияка постоянно щеголял что по экрану, что по светским раутам и фотосессиям. Понятно, под тёмным одеянием выходящему в тираж «крутому парню» было легче скрыть собственную, весьма тучную, фактуру, становившуюся всё шире и шире. Но ещё больше вызывали неприятие его встречи с далай-ламой. Также как и показные тибетские чётки в руках, пространные лекции о пользе этой каверзной религии и сделанное на полном серьёзе заявление о том, что в своей прошлой жизни он, — т.е. Стивен Сигал -оказывается, сам был реинкарнацией знаменитого тибетского учителя Чордена Дордже (!). (Вся эта история сколь грустна, столь и показательна: вот до чего доходит даже умный, даровитый и многогранный человек, когда мнит о себе невесть что и оказывается во власти оккультной азиатской ереси).

Стивен Сигал буддист-Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино

Невероятно располневший Сигал-буддист вместе с «достопочтенным» ламой Пенором Римпоче из тибетского монастыря Миндроллинг. 

Но вернёмся к кинобизнесу, где у нашего героя тоже начали происходить хронические осечки. Со временем, стала бросаться в глаза сквозившая с экрана ленивость  когда-то ловкого и подвижного мастера, отсутствие склонности к самообновлению, замшелая трафаретность его невыразительных и примитивных драк (да и амплуа в целом). Он перестал серьёзно относиться к тому, за что  стал уважаем миллионами людей по всему свету, а именно – к ответственной работе над постановками поединков.

То ли дело конец 1980-х — начало 90-х! Оригинальная многоопытная манера ведения им рукопашных драк пленяла тогда многих, заметно превосходя «киноупражнения» его конкурентов по жанру — Жана-Клода Ван Дамма и Дольфа Лундгрена (да и стареющий Чак Норрис в тот период за ним тоже уже не мог угнаться).  Ни самодовольный бельгиец, ни массивный швед по уровню зрелого рукопашного таланта  – и это отмечали многие специалисты из спортивного мира – попросту, не выдерживали с американским японофилом серьёзной конкуренции. В сравнении со Стивеном вышеупомянутые европейцы казались не более чем амбициозными любителями, с претензией на профессионализм. Ибо жёсткие киносхватки Сигала были явлением иного — во истину мастерского – борцовского измерения. Конечно, ни одного из них критики не жаловали своими радужными статьями в прессе, всячески прохаживаясь едкими характеристиками по данным представителям сего «низкого» жанра: но Сигалу, надо сказать, повезло больше остальных.

Смерти вопреки фильм 1989 года со Стивеном Сигалом-Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино

Ещё эффектный Стивен Сигал во своём втором «линчующем» боевике «Смерти вопреки» (Hard to kill), собравшим рекордную для него кассу в 1989-90 годах

Хотя он и дебютировал довольно поздно – в 36 лет – его первые пять боевиков планомерно приносили предпринимателям со студий «Уорнер бразерс» и «ХХ век Фокс» стабильные кинопрокатные отчисления. Это не были супердоходы «Рокки-III», «Полицейского из Беверли-Хиллз» или «Рэмбо-II». Но в своей [бойцовской] кинолиге этот мэтр айкидо  – примерно с 1989 по 1993 годы — слыл самым кассовым и стабильным «крутым парнем»; покуда с 1994-го его карьера не зашла в ступор. А с 2002 года – в силу вышеозначенных причин – вообще, не сползла в откровенную видеомусорную халтуру.

И когда теперь оцениваешь траекторию его витиеватого кинематографического пути, практически закончившегося ещё к концу 90-х, тем ярче воспринимается  многообещающее появление Стивена Сигала на большом экране в фильме действия «Над законом». Вспомним, как имя его героя – Нико – в один момент, буквально «с порога», превратилось в своеобразный культ и стало нарицательным среди видеоманов Союза, а позже и всех постсоюзных стран. Причём, Нико полюбился нашим зрителям настолько, что хозяева неимоверно отлаженного пиратского видеобизнеса каждый новый боевик с Сигалом нарекали по имени его первого героя – «Нико-2» (в оригинале «Смерти вопреки»), «Нико-3» (в оригинале «Помеченный смертью»), «Нико-4» (в оригинале «Во имя справедливости») и т.д.


С тех пор минуло ровно 30 лет. Но не только юбилейный информационный повод заставил нас взяться за перо. Бросить ретро-взгляд на сей образчик голливудского боевика о полицейских и бандитах нам захотелось по целому ряду причин. Безусловно, данный фильм-юбиляр – довольно жестокий, сильно пропитанный сквернословием, наркотиками и прочей криминогенной злачностью. И всё же, «Над законом» — лента не совсем типичная, имеющая свои смягчающие вину обстоятельства. Её до сих пор выдают за заурядный action конца 1980-х и… лукаво набрасывают покров на содержащийся внутри ленты бойкий критицизм, прохаживающийся по американской политической наглости, втихую творимой сей чванливой страной в «горячих точках».

Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино

1973 год. Представитель военной разведки Нико и его вербовщик Нельсон Фокс (справа, актёр Челси Росс) в джунглях на вьетнамо-камбоджийской границе (кадр не вошедший в окончательную версию фильма)

Истоки создания проекта берут начало с того времени в середине 80-х, когда Стивен Сигал после своей многолетней японской эпопеи, обосновался в Лос-Анджелесе, где открыл частный центр восточной культуры и медицины. Безспорно, о вредоносности влияния подобных магических практик на человеческие души и тела нужно постоянно бить тревогу, но, наверное, не в этой публикации.

Итак, в Азии наш герой очень преуспел в познании сих сомнительных «оздоровительных» ноу-хау: помимо бойцовских дисциплин любознательно изучал всевозможные трактаты, иглоукалывание, медитацию, лечение травами. Даже получил лицензию на их, так сказать, «реализацию» в Штатах. С приездом на Западное побережье он занёс это новшество на Голливудские холмы. Бизнес стал раскручиваться: к загадочному молодому специалисту по Востоку потянулись местные знаменитости, начиная с постаревшего агента 007 Шона Коннери, продолжая кинокрасавицей Келли ле Брок (вскоре ставшей его второй женой) и кончая авторитетным Майком Овицем, хозяином всевластного «С.А.А.» (Креативного Артистического Агентства), которое тогда вовсю верховодило в калифорнийском киноцарстве.

Майкл Овиц и Стивен Сигал-Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино

Майк Овиц — один из теневых столпов Голливуда 80-х, продвинувший Стивена Сигала в большое кино

Три десятилетия назад Майк Овиц имел в Голливуде репутацию «серого кардинала». Его контора представляла интересы самых высокооплачеваемых суперзвёзд того времени – Сильвестра Сталлоне, Мела Гибсона, Тома Круза, Эдди Мэрфи, Майкла Дугласа, Тома Хэнкса, Роберта Редфорда, Аль Пачино, Роберта Де Ниро, Мела Брукса и многих других персоналий, чьи высокие котировки очень ценились на голливудской бирже. Не чурался «железный Майк» и грязными методами в достижении поставленных целей. Его фирма работала чётко и самозабвенно – агенты Овица выясняли пожелания знаменитых подопечных, разрабатывали под каждого из них новый проект, нанимали писателя и сценариста, ангажировали перспективного режиссёра, добивались согласия самой суперзвезды, а потом предлагали перспективную затею той или иной большой компании. Всё, что оставалось студии, так это просто утвердить бюджет и перевести миллионы на персональный счёт нового проекта, минуя всю изначальную волокиту. Это был титан посреднического кинобизнеса, с которым лучше было не ссориться.

Казалось, у такого рода деляги (как у дугласовского Гордона Гекко из «Уолл-Стрита») должно быть «всё схвачено». Но – как гласит легенда – сей киномагнат страдал одышкой и, таким образом, оказался на пороге медцентра нашего «объекта». После улучшения здоровья, в качестве ответного жеста, Овиц предложил амбициозному бойцу и медику попробовать свои силы в кино, на что авантюрный и честолюбивый Стивен, конечно же, с воодушевлением согласился. Овиц посоветовал Сигалу сделать набросок киносюжета, в котором бы он хотел сняться. Сигал тут же сел за печатную машинку и составил синопсис сценария о неподкупном полицейском, ведущим войну против наркомафии и прогнившего ЦРУ, озаглавив его «Над законом» (Above the law). 

Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино

Облава, устроенная Нико вместе с полицией Чикаго на торговца наркотиками Сальвано (Дэниел Фаральдо), выменивавшего кокаин на армейскую взрывчатку С-4 (фото с kinopoisk.ru)

Потом Овиц стал появляться с ним в офисах директоров студий, разместил о Сигале в престижном киножурнале «Hollywood reporter» отдельный материал, где пророчил профессиональному айкидоке славу нового Клинта Иствуда. А затем добился встречи с боссами «Уорнер бразерс», перед которыми рослый американский знаток Японии из Детройта провёл свои показательные выступления, по окончании которых руководство студии решило дать проекту Сигала и Овица шанс, выделив под него 7 500 000 долларов. Был нанят постановщик Эндрю Дэвис, который в 1985 году выпустил средненький боевик «Кодекс молчания» с Чаком Норрисом и Генри Сильвой.

Заметим, что фильм не произвёл особого фурора в американском прокате — всего 18 869 631 доллар кассовых сборов. Он даже не добрал полтора миллиона до результатов «Кодекса молчания» (20 миллионов 345 тысяч долларов). Но неплохо сработал «на перспективу» и был популярен за рубежом. (О его видеоизвестности в распадающемся СССР мы уже говорили). В год, когда с треском провалились такие лидеры суперменского жанра — сделавшие ставку на опорочивание русского фактора, — как Сильвестр Сталлоне в «Рэмбо-III» и Арнольд Шварценеггер в туповатой «Красной жаре», появление Нико-Сигала (да и Ван Дамма в низкобюджетном «Кровавом спорте») воспринималось свежо. Тем более что сам фильм – при всех стереотипах городского боевика – нёс в себе отнюдь не жидкую обличительную подоплёку…


      «НИКО»: НЕТИПИЧНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино-Блог Бориса Швеца

В наркобаре «Богос»: невозмутимый Нико и клошар с пистолетом

 … Завербовавшийся по бурной молодости в ЦРУ и прошедший войну в Камбодже и Вьетнаме мастер по восточным единоборствам, выходец из сицилийского Палермо американец с итальянской родословной Николо Тоскани (по прозвищу Нико), порвав с прошлым, отныне работает в полиции Чикаго. Он женился на красавице Саре и только что крестил своего сына. Неожиданно, на семейном празднике по случаю крестин кареглазого младенчика, его рыдающая тётя пожаловалась Нико на исчезновение своей дочери.                                                                                                                                                                                      Так, рядовая облава на наркоманский «клоповник», где он вызволял из лап толкачей кокаина опустившуюся двоюродную сестру, выводит отчаянного парня на размашистые подпольные игры, творимые неким подразделением ЦРУ, которое возглавляет «старый знакомый» Николо по Камбодже 1973 года – Зэйгон (извечное амплуа актёра-злодея Генри Сильвы). Этот влиятельный психотропный мясник давно делает свои кровавые деньги на личных опиумных угодьях в Коста-Рике. Он же разработал и особый вид уколов-допросов, проводимых над неугодными под специальной «химией», в ходе которых мучающиеся в судорогах люди вынуждены поневоле выкладывать всю нужную для Зэйгона информацию. 

Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино-Блог Бориса Швеца

Садист из ЦРУ Зэйгон (Генри Сильва) устраивает Тоскани допрос «под химией»

Чем дальше Нико продвигается в своём неофициальном расследовании, тем сильнее ему противодействует ФБР и собственное начальство, отбирая у него полицейский жетон и табельное оружие.

Разбрасывая по всевозможным притонам, подворотням, мусоркам и бакалейным лавкам подосланных к нему убийц и продажных уличных отморозков, принципиальный Тоскани докапывается до грязной правды о своей стране, диктаторски «застраивающей» слабые государства Третьего мира под своё влияние. В принципе, Нико знал об этом и раньше. Только с той лишь разницей, что нынче он вышел на заговор Зэйгона и его хозяев с целью политического убийства опасного для Лэнгли «идейного» сенатора Харрисона, уже начавшего открытое большое расследование по мутной деятельности ЦРУ в Центральной Америке. 

Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино-Блог Бориса Швеца

Драка в подворотне. Нико (Стивен Сигал) расправляется над нападавшими на него подкупленными отморозками

Откровенно говоря, меня всегда удивляла непонятная инертность кинообозревателей, намеренно или нет, но «не замечавших» смелую тональность фильма, где уже в названии кроется немалое острокритическое начало. Несмотря на брутальную внешнюю картинку (натурализм которой, конечно, вреден для благочестивого зрителя), данная работа коммерческого режиссёра Эндрю Дэвиса и инструктора по боевым искусствам Стивена Сигала, на поверку, оказывается куда более глубоким полицейским фильмом, нежели упомянутый выше «Кодекс молчания» (по шаблону которого Дэвис разрабатывал и первое кинопоявление Сигала); да и все вместе взятые лжеоткровения о «грязных Гарри» и «французских связных». Как не скрывай, «Над законом» продолжает разоблачительную традицию «Трёх дней Кондора» (1975), остросюжетной классики Сиднея Поллака, не на шутку высвечивая кровавые «проекты» ЦРУ, творящего циничные беззакония в разных уголках мира. В частности, в латиноамериканских регионах и в Юго-Восточной Азии.

Потом, та же тема – с упором на Ближний Восток — в 2000-х будет достойно подхвачена Тони Скоттом (ныне покойным) в «Шпионской игре» (2001) и его страшим братом Ридли Скоттом в «Совокупности лжи» (2007).

Заявка на серьёзную ноту повествования наблюдается не только в названии, но и в политизированном прологе, где хроникой показываются печально известные кадры несчастной нагой вьетнамской девочки-подростка, обожжённой по всему телу американским напалмом, массовые антивоенные манифестации, столкновения митингующих с полицией. Намеренно демонстрируется и лицемерная тирада президента Никсона. «Никто в нашей стране не может быть ни ниже, ни выше закона» — фарисейски провозглашал он, цитируя А.Линкольна, в начале 70-х (пока позорно не погорел в 1972-м на скандальном уотергейтском деле).

Примечателен и сам главный герой. Безусловно, он ещё тот часто ругающийся костолом; и никакие оправдания по части применения Тоскани ненормативной лексики неуместны, поскольку такого рода фильмы изначально нацелены на молодёжь, которую провоцируют на грех матерщины в его повседневном применении. Однако, странное дело – случаются же такие казусы в западном кино! – фильм, при всех его отрицательных моментах, подкладывает такую мину под американские силовые ведомства, что в какой-то момент превращается в существенное идеологическое оружие. Дебютанту Стивену Сигалу (наверное, единственный раз в его скользкой карьере) удалось органично создать на экране образ непреклонного правдолюбца, заботливого семьянина и сильного духом борца с безбожной нечистью, готового идти до конца, несмотря на все угрозы его родным и близким.

Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино-Блог Бориса Швеца

Празднование крещения маленького сына героя. Слева направо: темнокожая напарница Тоскани — Делорес Джексон (Пэм Грайр), Сара Тоскани (Шэрон Стоун) с ребёнком на руках, сам Нико и его мать (фото с kinopoisk.ru)

Кстати, немного личного. Когда ещё в 1990 году юный автор этих размышлений повторно смотрел «Нико-1» в видеосалоне в обществе своей девушки, то там произошла следующая сценка. В том эпизоде, где Сара Тоскани (ещё малоизвестная Шэрон Стоун) за семейным столом слезно умоляла мужа отступить от дальнейшей борьбы «с ветряными мельницами» и слышала от героя ответ о том, «как прекрасно пахнут невинные маленькие дети», — моя соратница по просмотру внезапно вскрикнула: «Ну, в самом деле! Что ему, так трудно отступить? Ведь это же семья! Что он себя ведёт, как комиссар Каттани!».  И хотя в данном возгласе было что-то женское-наивное, тем не менее, данная реакция на экранные события весьма символична.

Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино-Блог Бориса Швеца

Непростой семейный разговор: отчаявшаяся Сара (Шэрон Стоун) умоляет твёрдого в убеждениях мужа прекратить противоборство с «сильными мира сего»

Сигал и впрямь убедительно смотрится в образе полицейского-идеалиста, у которого — при всех его противоречиях — ещё не изжиты понятия классической морали. В данном подходе Тоскани логично вызывает аналогии с героем популярного итальянского телесериала «Спрут», со следователем Файаром (Патрик Дэваэр) и политико-криминальной драмы «Следователь Файар по прозвищу «Шериф»» или с делоновским Ксавом Марешалем из другого серьёзного французского политического детектива «Смерть негодяя» (о котором читатель тоже может прочесть на нашем ресурсе – Б.Ш.).

Не случайно по картине рефреном проходит здание католической церкви в Чикаго, в которой Нико крестил своего сына. Сия Божия обитель существует едва ли не на правах центральных локационных героинь фильма. На её пороге духовник семьи Тоскани падре Дженнеро (Джо В. Греко) иронично, но серьёзно снимает с героя «стружку» за то, что он давно не был на исповеди. Туда же Нико приходит с семьёй на воскресную службу. Она же потом становится и ареной циничного теракта. Вообще, сцена взрыва в Божием храме, устроенного ландскнехтами ЦРУ прямо во время богослужения, когда Тоскани несёт на своих руках окровавленного отца Дженнеро, выделяется из общего контекста своим неподдельным драматизмом.

Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино-Блог Бориса Швеца

Редкий кадр для экранного Стивена Сигала. Нико несёт на руках полумёртвого отца Дженнеро после страшного террористического акта в католической церкви

Пожалуй, крестящийся при входе в костёл Нико  – наиболее христианизированный супермен в кинобиографии этого самородка, тогда ещё окончательно не повреждённого дурью тибетских лжерелигий. Данное обстоятельство необходимо записать в плюс фильму. Ибо в «Помеченном смертью» (Marked for death, 1990) и, особенно, в четвёртом непотребном хулиганстве «Во имя справедливости» (Out for justice, 1991) интересующая нас звезда криминального жанра тоже изображала на экране [вроде как] полицейских-католиков. К примеру, герой последнего – блюститель порядка из Бруклина Джино Феллино – вообще прогарцевал всю свою роль с нагрудным крестом. Только эффект от сего «исповедничества» получился издевательским. Те помои и кощунства, которые выливали на доверчивые души зрителей данные [и последующие] персонажи актёра-драчуна находятся за пределами любого оправдания.

После своей стартовой работы, Сигал уже штамповал, определённо, стопроцентно разрушительные боевики «без сентиментов», противопоказанные для просмотра детям и людям с твёрдыми моральными устоями. Перечислять их мы не будем. Так как этих опусов — особенно низкобюджетных, т.е. снятых после изгнания располневшего сорвиголовы из большого Голливуда на периферию — слишком много. Да они и не стоят никакого внимания.

Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-режиссёр Эндрю Дэвис-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино-Блог Бориса Швеца

Режиссёр фильма Эндрю Дэвис на его съёмках. «Над законом» — самая смелая работа сего постановщика по отношению к американской политике 

Но вернёмся к нашему Нико. Прислушаемся к смыслу речей, произносимых им после 1 часа 23-х минут экранного времени, где Тоскани вступает в полемику со своим бывшим вербовщиком Нельсоном Фоксом (Челси Росс). Процитируем их отдельным фрагментом, выбрав из слов героя самое существенное:

«Да, война, по-прежнему, самый «доходный» бизнес. Наша контора финансировала все [местные] войны, которые мы вели за рубежом. При этом официально Америка в них не участвовала. Но мне никто не поверит, если я скажу, что банкир этих войн – ЦРУ. Никто мне не поверит, если я открыто скажу – откуда ЦРУ берёт эти деньги!…

До чего же мы дошли? Неужели мы теперь убиваем собственных сенаторов?..

Мы стёрли с лица Земли целые цивилизации! – И ради чего?

Ни один агент ЦРУ никогда не представал перед судом за организацию массовых убийств. Вы все считаете, что находитесь над законом?..» — выпаливает Тоскани, находясь под прицелом своего бывшего продажного коллеги. И совершая последние остросюжетные подвиги с использованием покорёженной машины и огнестрельного оружия вступает в финальную бойню с гангстерами; внезапно попадает в «кухонный» плен, проходит через жутковатую психотропную пытку (ту самую, «под химией»), чудом вырывается из бандитских пут и дорвавшись своими руками до каждого подонка из Лэнгли несгибаемая «белая ворона», наконец, уничтожает банду садиста Зэйгона, знаменательно ломая главному ЦРУшному выродку хребет. Затем, едва живой — с разбитым лицом и подорванным здоровьем — парень добирается до команды неподкупного сенатора Харрисона и даёт показания для слушаний в Большом Жюри. Харрисон жмёт руку мужественному Тоскани, а стенографистка политика фиксирует воспоминания Нико о том, как в 1973 году, будучи агентом из особого оперативного отряда ЦРУ — в который входили спецмедики и психологи! – он (сам того не желая) участвовал в карательных операциях во Вьетнаме и Камбодже, где его былое начальство, уничтожая коренное население и местных ополченцев, варило свои дьявольские барыши на кокаиновых плантациях…

Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино-Блог Бориса Швеца

Бесчинства секретного нарко-взвода из Лэнгли. Зэйгон (Генри Сильва) и его подручный Сальвано (Дэниел Фаральдо, справа) делают психотропный укол католическому священнику Томазино (фото с kinopoisk.ru)

До сих пор ходят кривотолки о том, участвовал ли сам молодой Стивен Сигал в спецоперациях, когда работал бойцовским инструктором в службах охраны особо важных персон. Хроникёры пытаются выяснить: был ли он всамделишным наймитом ЦРУ в Японии и Центральной Америке, когда охранял в 1984 году панамского диктатора Норьегу? — Или же рукоприкладный сэнсэй тщеславно мистифицировал свою туманную биографию?

Как бы то ни было, но судя по его первому авторскому боевику «Над законом», к созданию сюжета  которого он был очень даже причастен, Сигал имеет вполне чёткие представления о тех «безпределах», которые творятся в коридорах американской власти. Да и лояльность к нему проницательного в вопросах разведки президента Путина, лично вручившего ему паспорт гражданина России, тоже говорит о многом (даже закрадывается шальная мысль: не слил ли наш «Нико» Владимиру Владимировичу ценную информацию по Центральному Разведывательному Управлению США в обмен на российское гражданство?).

Стивен Сигал и президент Путин-Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино

Одна из встреч Стивена Сигала с президентом России Путиным в 2015 году

Оценивая дальнейшую голливудскую долю сего крутого парня, приходишь к мысли о том, что после столь «ретивого» дебюта руководство «Уорнер бразерс», подписавшее с ним контракт, принялось остепенять «переусердствовавшего» новичка (как, впрочем, и режиссёра Дэвиса, потом выстроившего свою карьеру исключительно на рыночных триллерах и боевиках) . Почуяв, что от этого амбициозного парня с косичкой одновременно пахнет и деньгами, и «жареным», заправилы Голливуда постепенно переформатировали его амплуа обличителя американской политики  на роли рассерженных, неадекватно мстительных, постоянно матерящихся полисменов и военных ура-патриотов, которые спасают общество и ценности «свободного мира» в духе Грязного Гарри, Рэмбо и Крепкого орешка.

Жаль. Поскольку творцы «Нико», не без усилий центрального артиста, сумели сохранить удачный баланс между экранными зубодробительными драками и… животрепещущим смыслом. Если хотите, это своеобразный эталон актуального «мордобойного» экшна (как ни парадоксально это звучит).

Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино-Блог Бориса Швеца

По ходу фильма сигаловский Нико Тоскани своими причудливыми приёмами крутил «как мельниц» многих отбросов общества, как в этой схватке с применением мачете и бейсбольных бит 

Красноречив и финал, в коем на фоне вашингтонских кадров Белого дома слышится обращённое к зрителю закадровое послание не сдавшегося героя: «Господа! Пока у некоей группы лиц имеется возможность для уклонения от любых расследований, пока в их руках находятся рычаги для манипулирования прессой, судьями, финансами, членами Конгресса — до тех пор всегда в нашем обществе будет существовать коалиция людей, стоящих «над законом»».

      ЭПИЛОГ и ВЫВОД

Подводя итог, резюмируем свои наблюдения: на наш взгляд, авторы разобранного фильма в своей разоблачительной дерзости пошли на порядок дальше своих коллег по картине «Три дня Кондора». Хотя сия точка зрения не афишируется, но команда «Над законом» не на шутку приоткрыла завесу над той преступной схемой работы американской разведывательной корпорации в слаборазвитых странах, на которую режиссёр Сидней Поллак и актёр Роберт Редфорд в своём фильме 1975 года лишь многозначительно намекали.

Неприятно удивляет только то, что мировая кинокритика и политические аналитики приглушили  этот неоспоримый факт для осмысления его широкой публикой. И конспирологически «замазали» обличительное звучание картины на потребу реакционному политическому истэблишменту США (вероятно, не ожидавшему такой «подставы» от карманной голливудской киноиндустрии).

Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)

7 февраля 2018 года


       — Полная фильмосправка —

«НАД ЗАКОНОМ»

  (ABOVE THE LAW)

Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино-Блог Бориса Швеца

(в видеопрокате бывшего СССР и в Великобритании — «Нико» («Nico»))

Производство: «Уорнер бразерс» США, 1988, 1 час 38 мин.

По сюжету Эндрю Дэвиса и Стивена Сигала.                            

Авторы сценария: Стивен Прессфилд, Рональд Шуссет и Эндрю Дэвис. 

Нико фильм 1988 года-Над законом фильм 1988 года-Стивен Сигал в фильме Нико (1988)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-режиссёр Эндрю Дэвис-обличительный фильм-полицейский фильм-восточные единоборства в кино-Блог Бориса Швеца

Режиссёр фильма — Эндрю Дэвис 

Оператор — Роберт Стидман…    Художник — Махер Ахмад…    Композитор — Дэвид Майкл Фрэнк…     Монтаж — Майкл Браун…      Подбор актёрской группы — Ричард С. Кордос, Нэн Шарбонно и Билли Дамота…    Постановка схваток —  Стивен Сигал…    Стилист (парикмахер) – Робин Голдман…   Ассистенты режиссёра —  Джеймс Эй. Дэннет  и Тереза Такер…   Ассистент С. Сигала — Рэйенн Мэлоун…   Копродюсер — Джон  Уилсон…  Исполнительный продюсер: Роберт Х. Соло…   Продюсеры: Стивен Сигал и Эндрю Дэвис.

Роли исполняют: 

Нико Тоскани – Стивен Сигал…    Зэйгон – Генри Сильва…  Сара Тоскани – Шэрон Стоун… Делорес Джексон (темнокожая напарница Нико) – Пэм Грайр…     Сальвано – Дэниел Фаральдо…   Нельсон Фокс – Челси Росс…   Отец Дженнеро —  Джо В. Греко…    Отец Томазино – Генри Годинез…  Сенатор Харрисон – Джо Д. Лок…   Агент ФБР Нили – Николас Кузенко…   Лукич – Рон Дин…   Дядя Бранка – Джек  Уоллас…   Чи-Чи – Мигель Нино…                Агент Хэллоран – Грегори  Алан-Уилльямс…    Роза Тоскани – Метта Дэвис…    Нападавший с мачете — Хуан Рамирез…  Лейтенант Строзах – Джозеф Косала…   Люси – Мишелль Хоард…      Террористка с бомбой – Найдиа Родригез-Террачина…     Нападавший с оружием – Марио Найвес… Клошары в баре – Майкл Рукер,  Джин Хартлайн,  Том Миланович,  Дэн Дженечек…   Бойцы айкидо – Том Музила, Марк Катц, Крэйг Данн, Харуо Мацуока


Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий