Открытое обращение
к режиссёру
фильма «Цареубийца»
и Генеральному директору
киноконцерна «Мосфильм»
Карену Шахназарову
(по случаю социальных
нестроений,
вызванных фильмом
«Матильда»)
Уважаемый Карен Георгиевич!
Когда в марте 2008 года на возглавляемой Вами киностудии «Мосфильм» состоялась наша медийная встреча по поводу Вашей последней киноработы эпохи СССР «Цареубийца», то вряд ли кто-то мог предположить, что спустя 9 лет как российское, так и постсоветское русскоязычное общество погрузится в идеологическую гражданскую брань, связанную с клеветническим кинопроектом «Матильда».
Всё это напряжение в обществе, связанное с непотребным деянием Вашего питерского коллеги А.Учителя и его теневых покровителей, дерзнувших «вбросить» в сознание масс очередную порочную трактовку биографических событий из жизни святых царственных супругов-мучеников Государя Николая II и царицы Александры, лично мною воспринялось в качестве увесистого плевка. И не только в сторону многомиллионной православной верующей общественности, но и прямым вызовом Вашей ленте, появившейся на экранах в далёком, но «рубиконном» 1991 году. Команда Учителя творит, по сути, клеветнический идейный противовес знаковой картине Шахназарова, которая за 9 лет до самого события (опять, эта же цикличность в сроке!) предрекла церковное прославление в лике святых последних царственных страдальцев из рода Романовых. Символично, что это произошло в год развала Союза, когда в хаосе всенародных волнений о канонизации убиенного Императора Николая почти никто и не мыслил. «Цареубийца» же был первой ласточкой, кто официально поднял эту тему из небытия, дав думающим людям толчок к размышлениям над поднятой в нём проблемой.
Царская семья и их верное окружение (третий справа знаменитый доктор Боткин) перед ритуальным убийством их большевистской сворой коменданта Юровского в подвале екатеринбургского дома инженера Ипатьева (картинная реконструкция)
Я не имею желания идеализировать Ваш, несколько странный фильм. Для углублённого православного сознания там много озадачивающих вещей. Документальная картина Виктора Рыжко «Русская Голгофа» (2000), посвящённая тем же событиям — уж простите меня за откровенность — куда мощнее «Цареубийцы». Но до сих пор мне представляется странным то обстоятельство, что в самый разгар крушения Советской империи, когда более компетентный, казалось бы, в церковно-монархических вопросах Никита Михалков подался в Монголию на съёмки «Урги», — его «слабо верующий» (по Вашему же признанию) коллега Шахназаров впервые в истории отечественного кино решил вступиться на экране за вечно опального (при СССР) царя Николая Александровича, безбожно убиенного революционной большевистской хунтой.
Увы, не считая ленту «Цареубийца» во всём верной и творчески удавшейся, Ваш покорный слуга, тем не менее, со временем попал под её сакральное влияние и кардинально пересмотрел личное (доселе пропагандистски ошибочное) отношение к жестоко умерщвлённой и оклеветанной августейшей семье, предавшей свои души Господу в чёрную годину повального кощунственного лихолетия. (И к их ритуальным палачам, разумеется, тоже).
Кадр из фильма «Цареубийца». Руководитель расстрела царской семьи Николая II Юровский (английский актёр Малькольм Макдауэлл, в центре) в подвале Ипатьевского дома готовит своих вассалов к зловещей акции
Однако, опустив детали и отдавая должное данному фильму – как к состоявшейся попытке первого кинопокаяния за грех цареубийства – автором этих строк даже была создана о нём в Днепропетровске отдельная тематическая телепередача из цикла «Киноэкспресс +» с Вашим эксклюзивным участием, комментирующим историю создания «Цареубийцы» (её можно посмотреть в интернете и на сайте «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов» legendy-kino.ru).
По сему, когда группа Алексея Учителя, загодя разместила в сети злополучный трейлер «Матильды», спровоцировав тем самым всё нарастающее негодование верующего народа, то многим людям – и мне в том числе – стала очевидна не только откровенно нездоровая начинка будущего блокбастера, но и его явно провокационный тон по отношению к Вашей киноленте 26-летней давности.
Учителевский лжеимператор и экранная балерина Матильда. Рекламный кадр из одноимённого непотребного фильма
Ведь не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы по опубликованному рекламному ролику понять — куда клонит эта кинопродукция и какие цели перед собой ставит. В современных условиях нашей общественной жизни богоборствующим кинопромышленникам России не так уж и просто заинтересовать зрителя фильмами, где откровенно проповедовались бы их ниспровергательские (в данном случае антимонархические) идеи. Требуется порой сложная маскировка, средствами которой служат различные приёмы «антифильма». Такие как псевдопсихологизм и десакрализация святых, сопровождаемые «сочувствующей» авторской интонацией. Сатанизированному кинолобби важно контролировать все слои зрителей, в том числе и тех, кого интересуют историко-церковные темы. И тут им пригодились Винокур с Учителем с их эстетским, вальяжно-генитальным, очернительским скепсисом. К ним примкнули и другие известные личности, захотевшие погреться в лучах матильдовской медиа-шумихи. Как умный, талантливый и профессионально многоопытный человек Вы, Карен Георгиевич, чётко понимаете и даже знаете всю эту закулисную «кухню».
Но вот этот принцип современных художников, проповедующий корыстолюбивое пресмыкательство перед корпоративными кинобанкирами, желание каждого из них встрять в любой масштабный и модный проект, со временем оборачивается для азартных актёров и режиссёров устрашающей изнанкой. Ибо ведёт к потере связи их талантов с… Богом, к загноению их творческих способностей, к потрафлению дьявольским идеологемам, за которые рано или поздно придётся нести жёсткий ответ в своей посмертной участи.
Ни нам, ни Вам неведомо: почему Бог – невзирая на Вашу изначальную религиозную инертность – выбрал именно Вас для роли покаянного первопроходца в нашем кино по части критического взгляда на страшный факт цареубийства Николая II. Да, пути Господни неисповедимы и неподвластны нашему пониманию. Но именно режиссёру Шахназарову впервые пришлось с критической точки зрения художественно реконструировать сие, одно из наиболее вопиющих, духовно подрывных преступлений ушедшего ХХ века. По крайней мере, для истории нашей Родины.
И вот теперь на горизонте замаячила пресловутая «Матильда». Юдоль печалей и мук, жестоких испытаний, которым подверглись последние Романовы, преданные своим народом, армией, личной охраной, двуличными родственниками и добровольно пошедшие всей семьёй (вдумаемся как следует: их было семеро, т.е. именно «семь я») на крест мученичества ради спасения России выхолащивается «Матильдой» в похотливую форму лжеисторической клюквенной вакханалии.
И намечающаяся её помпезная премьера в санкт-петербургском Мариинском театре 6 октября 2017 года наверняка подтвердит сей прогноз (впрочем, её тестовый предпремьерный показ 11 сентября во Владивостоке в ТРЦ «Черёмушки» продемонстрировал всю полноту широко разрекламированного зловония — прим. автора). Ибо лукавый дух сего многомиллионного предприятия искони конкретен – это извечная борьба с возрождающимся в мире Русским Православием, как с главной опорной силой самодостаточности и могущества этой мало понятной Западу страны.
Осознают это сами кинематографисты или нет, но в связи со скандалом вокруг «Матильды» в стране, действительно, наступило «время Ч» (в духовном смысле, налицо все его признаки). И известное видеозаявление протоиерея Всеволода Чаплина здесь ни при чём. Просто, по размаху негодования ревностных верующих и по той громкости «адвокатских» воплей, которые разбрасывают во все стороны либеральные СМИ у многих из первых (как в случае с роковой советской «перестройкой») возникает предощущение некоей грядущей катастрофы, нравственного Армагеддона с последующей «библейской жатвой» народонаселения России. Достаточно вспомнить: что стало со страной после запредельно жуткого злодеяния в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в екатеринбургском доме Ипатьева! — Кровь расстрелянного и растерзанного царя и его благочестивого семейства (ведь цесаревич Алексей и великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия хранили себя в девстве) сразу возопила к Небу, превратив жизнь бывшей Российской Империи в братоубийственный ад с последующим «красным террором», уничтожением храмов, массовым доносительством, соловецкими концлагерями и Великой Отечественной войной.
Разбираемые события знаменуют собой не столько этический кризис в среде кинопроизводителей, сколько «головную боль» всей Русской Цивилизации начала III тысячелетия. Наступило время судьбоносного морального выбора. И особенно его нелегко сделать патриотически-настроенным представителям современной отечественной киноиндустрии. Таким как тот же Никита Михалков, Николай Бурляев, Владимир Хотиненко или же Станислав Говорухин, которые «ради кинотусовочного страха» — и в этом кроется серьёзная аморальность их позиции! — не спешат выражать собственный протест зловонному опусу Учителя. Однако в отличие от постоянно критикующего врагов Родины Никиты Сергеевича, который с наступлением страстей по «Матильде» резко позабыл о своей самопиарной «православной державности», Ваше положение, Карен Георгиевич, многим непредвзятым обозревателям представляется менее проблематичным.
Вы – глава одного из крупнейших киноконцернов Евразийского континента, имеете свой медийный авторитет и своё влияние в коридорах как родного, так и международного киносообщества. А самое существенное – Вы уберегли свою репутацию от велеречивой конъюктурности на публике, коей частенько грешат некоторые из Ваших коллег. В том числе, вышеуказанные.
По сему, имею честь просить Вас, уважаемый Карен Георгиевич, проявить рисковое человеческое мужество, и, поддержав искренне патриотическую часть (воцерковленного) русского народа (и принципиальную Депутата Госдумы Наталию Поклонскую, взявшую на себя главный удар в этой борьбе), заявить свою профессиональную ноту протеста авторам «Матильды», как инициаторам фильма-фальшивки, порочащему как историю России, так бросающей идейный вызов одной из Ваших лучших (и богоугодных) творческих работ. Поскольку опус Учителя – это подспудный союзник тех, кто в порыве революционного безумия некогда размывал в нашей стране устои благополучной жизни народа во времена 300-летнего правления династии Романовых; а затем живодёрски уничтожал царскую семью в подвале ипатьевского дома Екатеринбурга.
Убиенный Государь Император Николай II, до сих пор вызывающий злоречивую дрожь у современных последователей его цареубийства
По моему скромному мнению, сейчас наступил весьма подходящий момент для выпуска «Цареубийцы» в повторный кинотеатральный прокат. Думаю, что конкуренты фирмы «Каро премьер», прокатчика «Матильды» — допустим, тот же «Централ партнершип» (некогда прокатывавший на постсоветских территориях опальные «Страсти Христовы» Мела Гибсона и получивший с них хорошую кассу) – увидят в данной идеологической кинодуэли коммерчески-интересную бизнес-интригу и пойдут Вам навстречу. А если нет, то стоило бы попытаться в дни проката «Матильды» договориться с рядом федеральных телеканалов (полагаю, что ресурсы «Мосфильма» это позволят) о «полемическом киносеансе» для фильма К.Шахназарова «Цареубийца».
Безусловно, если Вы решитесь на данное волеизъявление, то Вам это грозит бойкотом некоторых профессиональных рукопожатий и всевозможным саботажем. Ваша материальная жизнь наверняка усложнится. Но отметив недавно свой 65-летний юбилей Вы, как достаточно принципиальная личность, как мне кажется, должны решиться в своей зрелой жизни на какой-то серьёзный итоговый Поступок во славу Божию. Поверьте, тем самым Вы обретёте не только проблемы, но… и мощную молитвенную поддержку многомиллионной православной паствы, собирающей подписи против пасквиля санкт-петербургского иконоборца. А это дело нешуточное. Много ли режиссёров могут похвалиться тем, что за них массово молится простой народ? — Вряд ли.
Думается, милосердный Спаситель во всей этой ситуации «культурной смуты», предоставляет Вам очередной серьёзный шанс встать на Его сторону и, несмотря на возможные карьерные риски, снова вступиться за оклеветанного Царя-мученика Николая с помощью своего же кинопотенциала под названием «Цареубийца». А там посмотрим на развитие событий, рейтингов и общественного мнения (история неожиданного триумфального возвращения в большую Киносистему того же Мела Гибсона после долгих лет его демонстративного поношения, просто не укладывалась в прогнозы всех его голливудских недоброжелателей). Хочется пожелать Вам Божией помощи в назревающей дилемме и ловкости в уклонении от зла. Поэтому не сочтите наши советы назидательными и… Храни Вас Господь!
С уважением, Борис Швец Автор док. фильмов «Код антихриста, или Тайна беззакония» и «Легенды советского кинодубляжа (выходят из тени)» 12 сентября 2017 года
Свежие комментарии