«Пролетая над гнездом кукушки» — подставная киноклассика

«Пролетая над гнездом кукушки» — подставная киноклассика

Бунтарские демарши американского дурдомного «героя нашего времени» Рэндела Мак-Мэрфи (Джек Николсон, в центре)


Крайне посредственная, в профессиональном плане, киноистория, методично провозглашённая «великим фильмом», но целенаправленно подрывающая устои общества. Романист-наркоман Кен Кизи, постановщик Милош Форман, актёр Джек Николсон, продюсеры Сол Зейнц и ещё молодой Майкл Дуглас вот уже 45 лет с притчевой многозначительностью рассказывают нам «балладу» о противостоянии дурдомовского бунтаря-отстойника Рэндела Мак-Мэрфи (афериста-бабника, симулирующего сумасшествие) и чопорной медсестры Рэтчед, олицетвояющей собой зловещий консерватизм ничтожного свойства. В  школьные советские времена автор данного отзыва проштудировал массу нашей киноведческой литературы, где данный дебютный голливудский фильм чехословацкого ренегата Формана, представляли как выразительную «обличительную драму, обличающую подавление свободной человеческой личности силами буржуазного правопорядка». Такие критики, как Голенпольский, Шестаков, Кокарев, Разлогов, Юренев, Капралов не жалели эпитетов для превозношения этой явно провокационной ленты и игры актёра Джека Николсона.

Джек Николсон и режиссёр Милош Форман-Прлетая над гнездом кукушки 1975 год-Легендарное кино Полёт над гнездом кукушки-блог Бориса Швеца

Актёр Джек Николсон (в роли шалопута Мак-Мэрфи) и режиссёр Милош Форман на съёмках фильма


Эмоционально заряженный этими панегириками я побежал летом («перестроечного» )1987 года на первый показ формановского «шедевра» в днепропетровский кинотеатр «Спутник». Демонстрация была ночной. Зал пребывал в аншлаге. Потух свет и дальше на экране стало разворачиваться то, что до сих пор считаю одним из самых больших киноразочарований в своей зрительской жизни. Сперва восприятие подкосило отсутствие привычного художественного советского дубляжа. Лента озвучивалась только одним голосом Сергея Шакурова. Фильм на поверку оказался не таким выразительным, каким изначально представлялся. Он вяло развивался в совершенно другой плоскости от моих представлений о нём.

Вместо глубин перевоплощения Джек Николсон с первых кадров своего стал демонстрировать дешёвое гримасничанье, которое красной нитью прошивало всю его безглуздую роль. Выходки главного героя и остальных персонажей были сколь одномерными, столь и вызывающими. Сюжет излагался претенциозно и аморфно, а нелёгкий труд людей, вынужденных (по долгу службы) держать в узде всю эту распоясавшуюся свору клинических идиотов, трактовался авторами, как неумолимое мистическое зло. Понимая законные претензии автора первого комментария на данный материал, отдавая себе отчёт в грубой патологичности охранников и санитаров подобных заведений, всё же настаиваю на своём праве констатировать деструктивный подвох команды Формана, который в период «гласности» (как и другие небожители кино-Запада) нагрянул в СССР и торжествовал идеологическую победу, наблюдая как его запретную до этого «кукушку» впервые официально демонстрировали за «железным занавесом» да не где-нибудь, а в Кремлёвском дворце съездов для 9-ти тысяч человек. В интервью «Комсомольской правде» он ничтоже сумняшеся признался, как ненароком даже всплакнул от масштаба такой удачи в стане врага.  Это событие датируется примерно тем же 1987-ым годом с его самым престижным составом иностранных звёзд когда-либо съезжавшихся на Московский международный кинофестиваль, который возглавлял молодой и модный Роберт Де Ниро в качестве Председателя жюри.

С тех пор я трижды (примерно один раз в десятилетие) заставлял себя пересматривать данную киносмуту — в том числе и в качестве автора и ведущего «Киноэкспресса». Зрительская почта периодически заказывала его, мне приходилось откликаться на просьбы своей верной аудитории и пиратски ставить его в телеэфир (на дворе стояли «вседозволенные» 90-е). Но чувствовал я себя чуть ли не недоумком, ибо не смог рассмотреть в картине то, что с таким ажиотажем видели в нём другие. Я явно «пролетал» мимо его мифологического официоза.

Проблески истины стали осенять затуманенное сознание лишь после воцерковления. Особенно после прочтения книги английского специалиста по грязным технологиям Джона Колемана (или Коулмена; John Coleman) «Комитет трёхсот», где развед-литератор констатировал диверсионную сущность такого, казалось бы, великолепного и невинного мюзикла, как «Вестсайдская история» (1961) Роберта Уайза и Джерома Роббинса, культурно спровоцировавшего рассовые уличные войны 60-х.

По нашему мнению, зрительские восторги вокруг «Кукушки» (плюс урожай из пяти «Оскаров», включая «за лучший фильм 1975 года») гнут ту же подстрекательскую идеологему. А именно — выставить замшелую шваль и растлителя малолетних девочек в ореоле борца за правду. И наоборот: всё традиционалистское и пристойное создателями специально загрязняется зловещими трактовками. Всё в точности, как в случае с кубриковским Алексом из «Механического апельсина» (1971), породившего на Западе четырьмя годами ранее целую молодёжную агрессивную контр-культуру.

Да и могло ли быть иначе, если автор романа Кен Кизи (1935-2001) был одним из идейных лидеров разнузданных битников, выпустив своё рубежное псевдодетище в 1962 году и спровоцировав, тем самым, печально известную «сексуальную революцию», шедшую ноздря в ноздрю с битломанией и свально-греховным суперфестивалем хиппи в Вудстоке в 1969 году. Не мудрено, что в высших эшелонах теневых кураторов Голливуда со временем было решено апробировать на более широкой публике экранизацию сего литературного культа. Что и было с немалым подрывом осуществлено еврейским перебежчиком из ЧССР Яном Томашем Форманом (1932-2018) и его командой. Его почти нескрываемая ненависть к патриархальному (христианскому) порядку жизни подтвердили и последующие американские киноработы — «Волосы» (1979, опять экранизация бродвейского хиппи-мюзикла) и «Амадей (1984, где экранный богохульсвующий Сальери в исполнении Ф.Мюррея Абрахама — крупным планом! — сжигал в своём камине деревянного Христа, мучающегося на голгофском кресте). А во второй половине 1990-х Форман в духе «кукушки» отполировал образ парализованного порномагната, издателя скабрезного журнала «Hustler» Ларри Флинта. Достаточно взглянуть на классический рекламный плакат сего формановского фильма-бестии, чтобы оценить его «морализаторские» задачи…

народ против ларри флинта-пролетая над гнездом кукушки 1975-Милош Форман полёт над гнездом кукушки-подрывное кино-киноклассика 1975 года-легендарное кино 70-х

«Народ против Ларри Флинта» — один из фильмов-скандалов 1996 года, Кощунственное генитальное секс-распятие псевдогероя Вуди Харрельсона


Учитывая, что и один из продюсеров проекта Майкл Дуглас (выкупивший у знаменитого папы Керка Дугласа права на роман Кизи) — по ветренной молодости — тоже принадлежал к распутному культу хиппующих увальней, а «оторванный» на роскошных пьянках с оргиями артист Николсон взошёл в голливудскую элиту после другого марихуанно-мотоциклистского кинофетиша «Беспечный ездок» (1969), то деструктивная мотивация сего бунтующего «кукушкиного» клуба становится более, чем явственной. К сожалению, этого не докажешь миллионам фанатов этой напускной вредительской сине-акции, которая серьёзно преломила взгляды глобальной общественности на понятия: «что такое хорошо» и «что такое плохо». Об этом забывать не стоит, когда в очередной раз у вас возникнет желание скоротать вечер на очередном пересмотре сей подставной «киноклассики».

Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»_

2 июня 2020 года

Один комментарий к «Пролетая над гнездом кукушки» — подставная киноклассика

  • Антон Бандеров  :

    При прочтении статьи чувствуется недостаток знаний об устройстве психиатрической клиники. Такое чувство, что автор никогда не посещал больниц и не знает, что санитары ДАЛЕКО не «ангелы» и в их отношении к пациентам нет ни капли христианской любви. К тому же заметил, что автор постоянно пишет статьи, бунтуя против системы. Почему тогда осуждению подвергнут такой же бунтарь из фильма? Можно, конечно, прикрыться церковностью и прочим, но в церквях я не слышал от священников слов «замшелый», «инсургент», «подонствующий» и т.д.

Напишите ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>