ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ «ЧАСТНЫЙ ДЕТЕКТИВ» (ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО КИНОПРОКАТА)

— ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО КИНОПРОКАТА —

ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ

«ЧАСТНЫЙ ДЕТЕКТИВ»

«ЧАСТНЫЙ ДЕТЕКТИВ»                              («L`ALPAGUEUR», дословно «Наводчик»)

Производство: «Серито фильм», Франция, 1976 год, 1 час 36 мин. 

Cоветская версия – 1 час 23 мин.                                                                         

 Премьера в Париже – 17 марта 1976 года                                                                 

Выход в советский прокат – август 1978 года                                                                                                                                        

Авторы сценария и диалогов:  Жак Ланцман и Филипп Лабро 

Режиссёр: Филипп Лабро                                                                                                 

Оператор-постановщик: Жан Пенцер                                                              

 Художник: Бернар Эвейн                                                                                     

Композитор: Мишель Коломбье                                                                                 

 Монтаж Жана Равеля                                                                                            

Звукооператор: Бернар Батс    

Постановка драк: Клод Карльес

Постановка автосцен: Реми Жюльен                                                                                               

Визажист (гримёр): Шарли Кобесерриан                                                                    

Первый ассистент режиссёра: Жан-Клод Вентура                                         

Кадрёр (оператор за камерой): Шарль-Анри Монтель                      

Продюсеры: Ален Бельмондо и Рене Шато

 

Роли исполняют и дублируют: 

Наводчик и его нелегальный агент Домек (Виктор Гарривье). Прибытие из Роттердама на частный аэропорт во Франции


Наводчик – Жан-Поль Бельмондо  (Александр Демьяненко)                                                                                                    

Ястреб (Жильбер) – Бруно Кремер (Игорь Дмитриев)                                                                         

Спицер (глава преступной группы) – Жан Негрони  (Игорь Добряков)                                          

Коста Вальдес – Патрик Фьерри (Станислав Соколов)                             

Домек – Виктор Гарривье (Алексей Кожевников)                               

Саличетти (авторитет в тюрьме) – Жан-Пьер Жоррис (Борис Аракелов)                                      

Гранье (продажный полицейский в тюрьме) – Клод Броссе 

Директор кабинета – Марсель Имхофф                                                         

Комиссар Гаварни —   Франсис Хюжер (Игорь Ефимов)                                                                 

Мафиози с записной книжкой – Роже Бенамю                                  

Стюардесса в самолёте – Мюриэль Бельмондо                                      

Водитель цистерны (с разбитой головой) – Морис Озель  

Банковский служащий в очках – Патрис Шепелан-Миди 

Директор тюрьмы – Жак Дьери                                                                              

Ювелир – Макс Дориа                                                                                                   

Мафиози №2 – Жак Дестоп                                                                                         

Охранник на воротах тюрьмы – Франсуа Жермен                                     

Марсель (2-й водитель цистерны) – Клод Гьюрри                                     

Свистун (главарь стрелков) – Жан-Люк Бутте 

Фильм дублирован на киностудии «Ленфильм» в 1978 году.

Режиссёр дубляжа: Олег (Арнольд) Дашкевич                                

Звукооператор: Бетти Лившиц                                                                                         

 Автор русского синхронного текста: Дмитрий Брускин                                   

Редактор: Галина Чаплина 

Посмотрело в кинотеатрах Франции – 1 миллион 533 тысячи зрителей                                                                                                                                

Посмотрело в кинотеатрах СССР (за первый сезон) – 33 миллиона 900 тысяч зрителей (в разных местах прокат осуществлялся вплоть до 1991 года)


фильм ЧАСТНЫЙ ДЕТЕКТИВ (1976)-КРАСНЫЙ КРУГ съёмки фильма-ПОБЕГ (19КЧастный детектив фильм 1976 года-Частный детектив и Жан-Поль Бельмондо-Жан-Поль Бельмондо в фильме Частный детектив (1976)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Жан-.Поль Бельмондо и Бруно кремер Частный детектив-Блог Бориса Швеца

Герой, застающий врасплох забавного охранника заброшенного гангстерского пансионата (Марк Ламоль). Из серии западногерманских рекламных фото к фильму (в прокате ФРГ лента называлась «Хватающий»)


При всех своих неувязках в содержании и алогичности в видеоряде — один из самых недооценённых французских «поляров» 1970-х. В самой Франции, несмотря на участие сверхпопулярного тогда Жана-Поля Бельмондо, широкую рекламу, большое количество копий и хорошо поставленный прокат картина, как это ни парадоксально, оказалась «холостым киновыстрелом». В Париже и окраинах на него потратили свои деньги «лишь» 445 281 зритель (в то время как 3 года спустя на «Кто есть кто» с той же суперзвездой сходят 1 024 695 парижан). Лента Филиппа Лабро старалась постепенно окупить себя в провинции, но большие города отреагировали на неё равнодушно. Сам же постановщик был, по его словам, серьёзно задет за живое. Чтобы как-то избежать отрицательного денежного баланса удручённые режиссёр и продюсеры стали спешно оформлять договора на продажу фильма за рубеж.

В 1977 году на данный товар обратил внимание «Совэкспортфильм» и купил его, передав на дубляж «Ленфильму». И с августа 1978-го фильм «L`ALPAGUEUR», переименованный в «Частный детектив» и даже проанонсированный популярной телепрограммой «Кинопанорама» был запущен первым экраном по Союзу. Не лишним будет снова отметить, что в самый разгар «брежневщины» (кстати, наиболее стабильного и беззаботного периода послевоенной советской жизни) подобное криминальное кино из модной капстраны котировалось на уровне престижного дефицита. Поэтому не мудрено, что в СССР уже со стартовых показов – от белорусского Бреста до Камчатки — этот иноземный полицейско-гангстерский «двухнедельник» стал уверенно собирать толпообразные очереди у кинотеатров, быстро заняв своё место среди чемпионов зарубежного проката сезона-78. А потом для многих из нас и вовсе превратился в своеобразный «народный хит», на который уже идёшь — при его повторных показах в ДК или клубах — чисто по киноманской привычке.

Так продолжалось до рокового 1991 года, покуда не распался Советский Союз. Даже с середины 80-х, при резко вошедшей в нашу «перестроечную» жизнь видеолавине — вмиг сдвинувшей на обочину Бельмондо, Делона, Челентано и Ришара с монопольного киностатуса – заметно опустевшие союзные кинотеатры продолжали цепляться за старые успешные фильмы этих франко-итальянских зубров, помогавших им хоть как-то свести концы с концами. И «Частный детектив» был из их числа (последний раз автор этих строк его смотрел в днепропетровском кинотеатре «Красногвардеец» летом 1991 года).

Поэтому мне трудно быть до конца объективным при оценке сего жестковатого, во многом циничного, киношлягера советской эпохи, поскольку с 12-ти лет и по сей день являюсь его стойким невольным фанатом (что есть серьёзное препятствие для покаянного переосмысления былых кинострастей). Скажу больше: это превратилось в некое личное наваждение, а именно — наступление каждой осени с её минорными жёлтыми листопадами и унылым пушкинским очарованием, автоматически возвращаться [эмоционально] к «Частному детективу» и к его грустной, но напористо талантливой музыке, как к некой киноквинтэссенции данного времени года. Хотя содержание фильма далеко не очаровательно.

О ЧЁМ СЮЖЕТ 

Наводчик на причале Роттердама


25 сентября, на пристани голландского Роттердама средь бела дня – по наводке главного героя — происходит полицейская облава. Пока местные агенты Интерпола задерживают двух типов с блестящим кейсом, сам наводчик с разбега припирает к стенке подозрительную ряженую блондинку в чёрных очках и под женские визги коленом потрошит её «беременный» живот (откуда выпадает подушка, напичканная героином). Обменяв голландцам наркотики на денежный дипломат, герой садится на палубу полицейского катера и под появление начальных титров эффектно отправляется во Францию, где его ожидает пара работодателей.

Оказывается, что сам прибывший из Нидерландов вояжёр – отнюдь не полицейский, а рисковый одиночка, нелегально работающий под прикрытием Министерства юстиции и выслеживающий бандитскую дичь в обход закона. Естественно, подобная схема взаимодействия высоких юридических чинов с авантюрным наёмником достаточно опасна. Но и плоды она тоже приносит немалые: Министерство, наплевав на полицейскую рутину, эффективно получает весомые результаты по борьбе с преступностью, а риск самого нелегала также щедро окупается (из того самого дипломата, который он доставил из Роттердама, где было конфисковано 812 миллионов старых франков и который чиновники оставили себе в качестве секретного фонда). Контракт оказывался взаимовыгодным.

3 октября, порт Лекат. Очередное задание по выслеживанию побочного бизнеса местного комиссара Гаварни, на которого поступил сигнал. Теперь он – Роже Пиляр, страховой агент. Многочасовые бдения в местном корабельном казино, где тот постоянно ошивается; ночная слежка за комиссаром; поочерёдное появление в игорном доме трёх гламурных типов, разменивающих у крупье крупные банкноты; пароль в виде стопки фишек и положенной сверху сигареты; подставной бармен-японец, докладывающий какой-то адрес при предъявлении пароля…

…Тем временем Париж сотрясает череда жестоких ограблений со смертельным исходом. Так, 4 октября в столице произошёл дерзкий грабёж ювелирного магазина с убийством хозяина-еврея и двух жандармов, прибывших на звон сигнализации. Деяние совершил ловкий бандит, которого таблоиды прозвали Ястребом. Это мужчина средних лет, оборотень, постоянно дефилирующий по Франции и набирающий себе сообщников из числа беспризорной, криминально ориентированной молодёжи. Для грабежа «ювелирки» он также подцепил (в зале игральных автоматов) вороватого 20-летнего увальня Коста Вальдеса, которого пытался пристрелить по окончании дела. Но тот успел увернуться и попал полицию с простреленным плечом.

 

Коста Вальдес (Патрик Фьерри) во время ограбления ювелироного магазина


Наводчик, находясь на задании в Лекате, узнал о парижской кровавой вылазке из газеты и «положил глаз» на дело Ястреба. Прознав о секретной ночной сходке прогнившего Гаварни и трёх неизвестных из казино, назначенной на загородной автостоянке, «Пиляр» приезжает туда заранее, обосновывается под нужным трейлером, готовит прослушку и при появлении «клиентов» запускает им внутрь допустимую дозу N2O, заставляя тех смехотворно угорать от «веселящего газа». Затем с тыла нападает на двух — оставшихся на улице — охранников, в мордобойной схватке технично вырубает их и, засунув обоих в багажник мафиозного лимузина, вызывает посреди ночи снимающую и пишущую братию. Потом на месте послышался и вой полицейских сирен. Арестованными оказались сутенёры евромасштаба, которые, подкупая местных «участковых», контролировали проституирующий бизнес по всему континенту. Заказчики из Минюста снова довольны. Получивший увесистый денежный конверт теневой профессионал – тоже. И новое задание – Ястреб, самый опасный преступник теперешней Пятой республики.

Ястреб (Бруно Кремер) после ограбления банка  в провинции


…Вторая половина октября, Бомон-Сюруаз. Блуждающий в белом плаще по улицам провинциального городка Ястреб «подсекает» очередного сообщника — патлатого «джинсового» юнца-брюнета, только что избитого другими парнями за угон мотоцикла. Спокусившись на купленный незнакомцем новенький крутой Kawasaki и фирменный мотошлем, недоумок соглашается помочь «доброму дяде» и на вожделенной тачке со свистом подвозит его к банку, который тот спустя 5 минут коварно ограбит, хладнокровно убив при этом двух служащих. Второго кассира-«ботаника» маньяк лишит жизни прямым выстрелом в лоб на глазах мальчишки и, оседлав стального мустанга, со своим рулевым (и с сумкой полной денег) выедет за город, после чего столь же цинично пристрелит и очередного ошарашенного подельника.

  Параллельно с этим, Наводчика, как «оружейного контрабандиста» Джонни Ляфона, экстрадированного из Канады, «по протекции сверху» упекают в тюрьму и подсаживают в камеру к Коста Вальдесу, от которого тот выясняет сведения о первом ограблении. Проникнувшись житейской драмой парня, чуть было не ставшего жертвой серийного подонка и не знающего куда приткнуть себя, кроме уголовной среды, «Ляфон» — вопреки всем правилам – раскрывает 20-летнему юнцу свой настоящий статус. Коста же делится с сокамерником ещё одной сокровенной тайной: оказывается, он сталкивался с Ястребом ещё до ограбления, когда тот подкатил к нему (только что демобилизовавшемуся из армии пьяненькому солдату, которого бросили приятели) в аэропорту. — В личине импозантного стюарда с гомосексуальными наклонностями. Наивный Коста даже доедет с бандитом до его дома, что на разъезде в Жювизи, но почувствовав неладное — даст дёру в последний момент.

Частный детектив фильм 1976 года-Частный детектив и Жан-Поль Бельмондо-Жан-Поль Бельмондо в фильме Частный детектив (1976)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Жан-.Поль Бельмондо и Бруно кремер Частный детектив-Блог Бориса Швеца

Наивный Коста (Патрик Фьерри) попадает в плен к банде стрелков мафиозо Спицера на заброшенном постоялом дворе


Оценив как важность узнанной информации, так и доверие к нему малолетнего преступника, Наводчик решается на авантюру. Лже-Ляфон «нагинает» курирующего их тайный проект чопорного Директора кабинета, выдвигая жёсткое условие — он будет охотиться на Ястреба вместе с Коста. И никак иначе. Других вариантов он не оговаривает, тем более, что местная тюремная мафия, уверовав в его «канадскую» легенду, предлагает ему – за хороший «откат» — совершить побег…

 

ЗНАКОМСТВО С ФИЛЬМОМ

Побег из тюрьмы в винной цистерне (можно увидеть перекличку с комедийным побегом компании лже-Доцента и компании  в отечественных «Джентльменах удачи»)


 

В Днепропетровске фильм появился примерно в конце сентября-начале октября 1978-го. Помню, как два моих дружка сорвались с уроков и поехали на «Частный детектив» в центральный кинотеатр «Панорама» (на афише которого дирекция «заботливо» предупреждала зрителей о том, что этот фильм будет показываться в городе только на их экране и нигде более). Не знаю как в других местах, но среди пацанов нашего двора о фильме шла предварительная молва, особенно после того самого «панорамного» приключения пары приятелей, взахлёб рассказывавших о жестокости главного бандита по кличке Ястреб, о его коронке – слове «Коко», о тётке «с наркотиками вместо живота» и о каких-то блестящих пистолетах персонажей.

Но небольшое время спустя, вблизи нашего дома, на афише родного кинотеатра «Спутник» неожиданно запестрила масштабная рисованная афиша «Частного детектива» с кровавой тюремной решёткой (?!) на фасаде. На ней анонсом говорилось, что этот остросюжетный фильм рассказывает о том, «…как французские институты Правосудия и тюрьмы превращаются в своеобразный филиал гангстеров». И попутно – «Производство: «Sirito film» Франция (да, именно так художник написал название личной кинофирмы центрального актёра); а также — «В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Бруно Кремер, Жан Негрони».

Потом, с 11-го ноября (надеюсь, что мне не изменяет память) рисованная реклама долгожданного фильма из секции «Скоро» переместилась в секцию «Сегодня», став объектом пристального изучения заинтересованных горожан Красногвардейского района, начавших с самого утра осаждать две кассы «Спутника». В этот день, попросив у мамы 50 копеек (особо не любившей мне давать деньги на кино) я, примерно с часа дня, занял очередь, желая попасть на 15.30. Но она продвигалась столь нудно, что простояв примерно с полчаса, из-за «эффекта толпы» я потом струхнул и с досадой ушёл домой. Помог старший брат, взявший мне билет на тот же сеанс за 70 копеек (куда входила наценка «за выходной день», за дальний ряд и за широкоформатный фильм). Как сейчас помню – полный зал на 850 мест и свои 16 ряд 33 место. Плюс радиообращение к зрителям из киноаппаратной, где методист интриговал присутствующих о необычном зарубежном киногерое (для нашего советского образа жизни) в исполнении «популярного французского киноактёра Жана-Поля Бельмондо, который в конце настигает очень опасного преступника и получает за это крупную сумму денег».

Помню, когда вышел из кинотеатра, испытывая интригующие ощущения от увиденного, то на дворе было уже темно. Фильм оказался для советского третьеклассника определённо «в тему», нечто первое-киношное о «полицейско-преступной» Франции. Но были от него и неприятные эмоции, как эпизод убийства Ястребом молодого банкира с кровавой пробоиной во лбу парня, сползающего потом вниз по стене. Или же сцена расстрела тем же убийцей своего второго сообщника на пустыре, близ заброшенного завода (особенно его 2-й «контрольный» выстрел вдогонку, из-за которого дёрнулось упавшее тело жертвы).

Однако подлинный прорыв «Частного детектива» в неокрепшую детскую душу автора этих строк случился 12 и 13 октября 1981 года, во время его второго и третьего просмотра (ходил на него во время повторного показа два дня подряд). События эти имели место в периферийном кинотеатре «Космос», там же – в Днепропетровске, когда после шести уроков школы я подбил ватагу одноклассников на сей культпоход (на сеанс в 16.05), ибо вспомнил о том, как этот фильм приглянулся мне три года назад. Казалось бы, монотонный понедельник, потом вторник, не предвещавшие собой ничего экстраординарного. Тем более — не предполагавшие своим будничным наполнением какого-то рубикона. Даже наоборот – стояла унылая осенняя погода, 30-копеечные цены на билеты (с 1-го по 7-й ряды), в край изношенная – уже не широкоформатная, а кашированная (квадратиком) фильмокопия, не самый презентабельный кинозал, наполовину заполненный такими же малолетками, как и мы.

Однако эти пару дней оказались тем самым рубежным событием, после которого твоё сознание уже настолько преломляется от воздействия какого-то фильма (песни, музыки, картины, спектакля или книги), что нахлынувшее на тебя состояние становится частью твоего (часто недоброго) мироощущения. Пронзительная музыка Мишеля Коломбье, уверенная физкультурная форма модного Бельмондо, его умение колоритно бегать, держать в руке пистолет, умение бить по корпусу и по морде противника хорошо поставленным боксёрским ударом, стрельба из диковинных (для того времени) помповых ружей, зловещая харизма Ястреба, его «Вальтер» (точнее, «Люгер») с глушителем, пачки денег, эффектная финальная медленная панорама «глаза в глаза» — так сразили наповал, что «Частный детектив» с тех пор стал работать в моём организме, как отдельная культурологическая субстанция.

Всего я посмотрел его в кинотеатрах советской эпохи 12 раз, выучив наизусть многие реплики персонажей, жесты, напевая в быту фрагменты поразившей меня центральной музыкальной темы. Но это была союзная, заметно укороченная версия картины. Когда же СССР ушёл в небытие и начались «лихие 90-е», то в воскресенье, 26 марта 1994 года (дату запомнил на 70%, но возможен и небольшой сбой памяти) Первый канал Останкино (тогда переименованный в  ОРТ) перед программой «Время» — под эгидой некоего OITV – в рамках ретроспективы фильмов с Бельмондо осуществил премьеру французского режиссёрского оригинала «Частного детектива». Вещание тогда шло на всю территорию новообразованного СНГ и данный показ стал настоящим откровением для многих поклонников фильма. Впечатление было смешанное, если не сказать странное. Фанатское удручение от отсутствия ленфильмовского дубляжа, от иного звучания (в голосе будущего «коломбовца» Александра Клюквина) привычных фраз и диалогов необычным образом всё-таки было компенсировано наличием любопытных вырезанных сцен и неожиданной финальной дракой в ресторанном салоне самолёта, что разворачивало восприятие картины в совершенно другую плоскость. И начался новый этап увлечения любимым фильмом, который, казалось, уже давно тобой был разложен на «запчасти».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1973 году Жан-Поль Бельмондо и режиссёр Филипп Лабро выпустили на экраны Франции фильм «Наследник», в котором также были задействованы многие узнаваемые кинолица тех лет — от Жана Рошфора и Карлы Гравины до Шарля Деннера, Жана Дезайи и Мишеля Бона. Мелькнул там в кадре и сам 36-летний постановщик, в крошечной роли репортёра в госпитале, пронюхавшего о приходе с чёрного хода Министра Внутренних дел в палату к раненому герою Жана Рошфора. Лента повествовала манерную историю самодовольного и любвеобильного бизнесмена Барта Корделла, пытающегося разобраться в причинах гибели своего отца – подшипникового магната – и тем самым опасного для некоей транснациональной профашистской корпорации, к которой принадлежал и его тесть Галацци, с чьей подачи амбициозный герой и подписал себе смертный приговор.

Жан-Поль Бельмондо в роли бизнесмена Барта Корделла в первой совместной работе с режиссёром Филиппом Лабро в фильме «Наследник» (1973). Справа -актриса Морин Кервен (в роли подосланной путаны)


Хотя фильм и не попал в советский прокат, зато о нём часто писала наша критика. Александр Караганов, Георгий Капралов, Кирилл Разлогов, Андрей Плахов, спец по французскому кино Александр Брагинский и многие другие киноведы  СССР то и дело удостаивали «Наследника» своим вниманием. Правда, всегда негативным: ибо считали его спекулятивным фильмом-выскочкой из Франции, который пытался добраться до славы таких знаковых фильмов из Италии, как «Признание комиссар полиции прокурору республики», «Дело Маттеи», «Рабочий класс идёт в рай» и других. В глазах союзных критиков амбиции Лабро — догнать «прогрессивные» работы таких мастеров итальянского политкино, как Д.Дамиани, Ф.Рози, Э.Петри, К.Лидзани и Дж. Монтальдо – были несостоятельны. Но если «Наследника» наши зубры кинокритики, так или иначе, вспоминали в своих статьях,  то показывавшийся на широких экранах и собиравший полные залы «Частный детектив» тех же авторов, советские мастера киноценки посчитали вовсе низким жанром и просто игнорировали его в собственных очерках о западном кинематографе 70-х (что придавало в глазах любителей французского кино запрещённому в СССР «Наследнику» некий вес).

Режиссёр фильма (бывший журналист) Филипп Лабро (фото 1970-х годов)


Только спустя 20 лет выяснилась оказия. Когда в 90-х Первый канал Останкино впервые явил постсоветским зрителям «Наследника» в своём телеэфире, то оказалось, что «король-то голый». Фильм был отнюдь не детективно-трюковым «поляром», а тяготел к странной около политической драме с нездоровой плейбойской начинкой. Впрочем, и остальные амбициозные работы Филиппа Лабро производят впечатление вымученных фрейдистских криминальных драм, включая и его первую крупную постановку «Без видимой причины» (1971) с Жаном-Луи Трентиньяном, Доминик Санда, Карлой Гравиной, Сашей Дистелем, Лаурой Антонелли и Жаном-Пьером Мариэлем.

Неудивительно, что у зрителей, выросших на его весьма динамичном и старательно сработанном «Частном детективе» и по сию пору вызывает недоумение то, что сделанный той же командой сумбурно-вялый и претенциозный, предыдущий «Наследник», с массой нарочитых репортажных флэш-беков и с непоследовательным изложением событий снискал себе во Франции немалый коммерческий успех. Даже обычно язвительные французские критики тогда позволили себе дружески похлопать по плечу бывшего журналиста Филиппа Лабро, «вдохнувшего новую струю воздуха» в экранный имидж Бельмондо, представшего на экране в деловом костюме-тройке.

Просматривая же «Наследника» глазами зрителя образца ХХI века понимаешь, что Бельмондо – это не его итальянский одногодка Джан-Мария Волонте, с коим они родились в один день (9 апреля 1933 года). И даже не Патрик Дэваэр, его более молодой земляк, отменно сыгравший в «Следователе Файаре по прозвищу «Шериф»». В политическом жанре суперменистому французу со сплющенным боксёрским носом делать оказалось просто нечего. Политика и Бебель – вещи мало совместимые.

Режиссёр Филипп Лабро и Жан-Поль Бельмондо на съёмках фильма «Наследник» (1972 год)


Вальяжно разгуливающий по своей империи, соблазняющий женщин и надменно обращающийся со свитой Барт Корделл, по мне, одна из самых раздражающих ролей актёра того времени (также как и пресловуто провальный Ставиский в одноимённом фильме 1974 года).  Его пожизненному сопернику и приятелю Делону политическая тема, на наш взгляд, удалась куда творчески удачнее, если вспомнить умный антикоррупционный детектив «Смерть негодяя» (1977). Но 46 лет назад массовый зритель, как ни странно, охотно поддержал Бельмондо-Корделла своими франками и сделал ему у себя в пенатах вполне удовлетворительную кассу.

И на волне успеха «Наследника», сняв между тем ещё одну невыразительную криминальную драму «Несчастный случай и насилие» (1974) с Ивом Монтаном и американкой Катарин Росс (провалившуюся в прокате), Филипп Лабро, засев вместе со своим постоянным соавтором Жаком Ланцманом за печатную машинку во второй половине 1974 года, стал придумывать нового героя. Теперь это уже была полноценная остросюжетная история в жёстком американском стиле с рабочим названием «Звериные джунгли», которое потом сменились на куда более конкретный «L`Alpagueur». Однако это диковинное, жаргонное слово, многими переводимое как «охотник» и перекочевавшее в повседневную жизнь французов из «новояза» — после речевой «реформы» 1948 года – больше тяготеет к смыслу «ищейка», «доносчик», «стукач». Самую оптимальную формулировку сего термина придумал, пожалуй, при её дублировании на «Ленфильме» автор русского синхронного текста Дмитрий Брускин. Его «наводчик» представляется нам наиболее точным, благозвучным и интригующим названием одновременно. Этот перевод лучше всего выражает главную ипостась героя, являющегося как бы альтернативой официальной полиции, который, имея страсть к риску и выслеживанию, осуществляет преступникам профессиональные  подставы и во время уходит в тень. До следующего заказа Министерства юстиции.

Сбежавший из тюрьмы Наводчик-«Ляфон» хочет освободить своего напарника, захваченного в плен двумя водителями-дальнобойщиками в сельской местности


По словам режиссёра, они с Жаком Ланцманом писали сценарий несколько месяцев подряд и в полном соавторском ажуре (кстати, Лабро впоследствии станет крёстным отцом сына Ланцмана). Словно играя в пинг-понг, они спорили, перекидывались идеями, наращивали события, совместно выписывали диалоги. Потом Лабро приходил домой, придавал написанному более кинематографическую форму. — И держал в уме приглашение Бельмондо, коему они о данном замысле ничего не говорили.

Отослав готовый сценарий одному из продюсеров, они вскоре получили ответ в духе: «Ребята, я понял, что всё это вы написали в расчёте на Жана-Поля». И сей продюсер – имени которого мы так и не узнали – вмиг переправил сценарий «Наводчика» импресарио Бельмондо – Жерару Лебовичи. Стремительные события не заставили себя ожидать долго, т.к. довольно быстро Лебовичи сообщил сценаристам, что «Жан-Поль настолько заинтересовался сценарием, что готов вложить в него свои деньги, без участия сопродюсеров и единолично поставить его с помощью своей кинокомпании «Серито-фильм»».

Начались серьёзные обсуждения с учётом пожеланий Бельмондо. Потом с помощью ассистентов были определены локации и осенью 1975 года начались активные съёмки, сопровождавшиеся иногда некоторыми ЧП. Так, в окрестностях Перпиньяна, снимая ночную драку героя с двумя сутенёрскими гориллами у автофургона на стоянке «Гомез», Бельмондо — трижды оттаскивая за собой верзил по гравию — серьёзно надорвал себе спину. Как ни странно, звезда-продюсер скрыл этот недуг от своего режиссёра, который спустя пару дней заставлял его (с больной спиной) пару раз гонять на своих двоих по холмам, склонам и асфальтовой дороге во время съёмок знаковой пробежки героя за автоцистерной.

Частный детектив фильм 1976 года-Частный детектив и Жан-Поль Бельмондо-Жан-Поль Бельмондо в фильме Частный детектив (1976)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Жан-.Поль Бельмондо и Бруно кремер Частный детектив-Блог Бориса Швеца

Погоня Наводчика-Бельмондо за винной автоцистерной


«Жан-Поль как мог отдувался, пыхтел, морщился – вспоминал Филипп Лабро – потом настигал фуру и вскарабкивался по специальной лестнице на её крышу. Но человек он тренированный, поэтому я ничего не заметил. Снимали мы тремя камерами. Только после второго дубля мне показалось, (запятая) что у него лицо как-то перекошено. И тогда мне сообщили — то ли моя ассистентка, то ли костюмер, — что после той потасовки  у Жана-Поля оказалась повреждена спина. Причём настолько, что совершать такие забеги было для неё было попросту нельзя. Ведь каждый шаг этой длинной дистанции, не говоря уже о лестнице на движущейся фуре, отдавался ему болью в спине. Но сам Жан-Поль мне об этом ничего не сказал. Это был его личный выбор. Полагаю, что будучи актёром-продюсером он просто не хотел выбиваться из графика, ибо его госпитализация могла обернуться серьёзными простойными затратами. Однако меня этим своим поступком он – не то, чтобы поразил – но как-то по-человечески тронул… Хотя однажды и разнёс в щепки одну декорацию, которая ему не понравилась. Да так, что я малость опешил. А актёр Жан Негрони, стоявший рядом сказал: «Ну вот, вы сейчас увидели в гневе».

Впрочем, постановщик отмечал и другую парадоксальную черту у главного актёра на данных съёмках, который в отличии от других звёзд старался вести себя перед подчинёнными без лишнего пафоса. По словам Филиппа Лабро, обычно звёзды, снимаясь на крупных проектах – а «Наводчик» для своего времени считался весьма затратной картиной — очень избалованы в своих повадках. Всё вокруг них крутится, с них сдувают пылинки, стоит им только чихнуть, как их усаживают в кресла, накрывают их пледами, несут им горячий кофе, включают обогреватели. А тут, в случае с Бельмондо на промозглых съёмках «Частного детектива» — ничего подобного.

 

Жан-Поль Бельмондо на съёмках отрабатывает прыжок с откоса (в кадре — с автоцистерны; осень 1975 года)


Даже когда фильм вышел на французские экраны и стал серьёзно буксовать в прокате, Бельмондо, защищая Лабро от нападок злопыхателей говорил, что «режиссёр неправ (Лабро тогда часто самоукоризненно вёл себя перед прессой – прим. автора), что фильм получился хороший и что как продюсер он к постановщику не имеет никаких претензий».


Дополнено 29 ноября 2019 г.

ХРОНИКИ ЯСТРЕБА

Бруно Кремер был вовлечён в проект после долгих обсуждений. Полагают, что его кандидатуру впервые произнёс сам Бельмондо. Во французской киносреде его называли прозвищем «Шон». Несмотря на разницу в возрасте – а Кремер старше Бебеля на 4 года – оба актёра в 50-х годах водили даже некоторую дружбу во время учёбы в Парижской театральной консерватории драматического искусства. А сам постановщик был поклонником актёрской работы молодого Кремера в фильме Пьера Шандорфера «317-й взвод». Казалось бы, даже чисто внешне подходящий на роли отрицательного плана Кремер с его орлиным носом и рассечённой верхней губой – и в этом парадокс! – до «Частного детектива», в основном играл в кино героев исключительно позитивных. И перспектива перевоплотиться в роль коварного мерзавца, да ещё главного врага суперзвёздного приятеля Бебеля, вызвала у него даже некоторый актёрский энтузиазм.

БРУНО КРЕМЕР Ястреб-Частный детектив фильм 1976 года-Частный детектив и Жан-Поль Бельмондо-Жан-Поль Бельмондо в фильме Частный детектив (1976)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Жан-.Поль Бельмондо и Бруно кремер Частный детектив-Блог Бориса Швеца

Коварный Ястреб (Бруно Кремер) подталкивает наивного Коста на ограбление ювелирного магазина в парижской подворотне


Оказалось, что кремеровский Ястреб и по сию пору котируется в глазах многих зрителей, как наиболее харизматичный антипод экранного Бельмондо. Некоторые в связи с этим упоминают также Робера Оссейна -Розена в «Профессионале». Но лично на меня Кремер — с его немногословным цинизмом коршуна, с его двуликой полуусмешкой, с его уверенным владением в кадре убойным «люгером» с глушителем — производит впечатление на порядок рельефнее. Тем более, что баланс ролей между героем и антигероем в «Частном детективе» был распределён на редкость органично.

БРУНО КРЕМЕР Ястреб-Частный детектив фильм 1976 года-Частный детектив и Жан-Поль Бельмондо-Жан-Поль Бельмондо в фильме Частный детектив (1976)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Жан-.Поль Бельмондо и Бруно кремер Частный детектив-Блог Бориса Швеца

Незаметно настигающий Коста Вальдеса в подвале своего дома Ястреб (Бруно Кремер со своим пресловутым пистолетом с глушителем)


Грешным делом мы даже выскажем предположение, что суперзвезде-продюсеру, возможно, этот баланс даже и не пришёлся по душе. Ибо Кремер-Ястреб, в силу своей харизмы, в отличие от других киносоперников Бебеля действует в пространстве фильма, как некая самостоятельная артистическая вселенная, живущая по своим законам и взаимодействующая с главным героем вполне на равных, что пошло картине на конкретную пользу. Весомость злодея помогла заострить интригу, наэлектризовать дуэль двух профессионалов. И хотя они встречаются непосредственно лицом к лицу только в конечных кадрах, но кажется, что они знали о существовании друг друга чуть ли не самого начала экранных событий.

И ещё кое-что любопытное: кремеровская игра и добротная режиссура как-то ловко затмевают в сознании зрителя неизменный вопрос о преступной мотивации Ястреба. Ведь фильм, по большому счёту, так и не объяснил публике: по каким причинам элегантный стюард Жильбер превратился в самого опасного преступника Франции, хладнокровно убивающего людей налево и направо. Ястреб действует, как умело скрывающийся серийный убийца, бросающий вызов как Закону, так и мафии. «Знаешь, Коко, почему я – гений? – самоуверенно вопрошает он пленённого Коста – Потому, что когда полиция разыскивает меня на земле, я уже выполняю свои профессиональные обязанности в воздухе. Шампанское, мадам?». Авторы и артист трактуют его как замкнутого и расчётливого индивидуала, который не терпит к себе приказного тона как от Фемиды, так и от преступных авторитетов одновременно. Он сам себе «вор в законе».

БРУНО КРЕМЕР Ястреб-Частный детектив фильм 1976 года-Частный детектив и Жан-Поль Бельмондо-Жан-Поль Бельмондо в фильме Частный детектив (1976)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Жан-.Поль Бельмондо и Бруно кремер Частный детектив-Блог Бориса Швеца-КРЕМЕР-Ястреб убивает банкира в очках

Одна из жутких сцен фильма — дерзкий грабёж Ястребом «Банка Корделл» (намёк на предыдущий фильм тандема Бельмондо-Лабро «Наследник») в провинциальном Бомон-Сюруазе, оканчивающийся  жестокими убийствами двух банкиров. Одна из жертв — молодой  парень-очкарик (Патрис Шепелан-Миди)


Даже удивительно, как до «Наводчика» французские режиссёры не разглядели в Бруно Кремере того колоритного негатива, которым он столь серьёзно блеснул в фильме Лабро.

После Ястреба он ещё несколько раз появлялся на экранах союзных кинотеатров. Как правило, это были второстепенные роли. В феминистской драме «У каждого свой шанс» («Простая история», 1978) Клода Соте он побывал в объятиях Роми Шнайдер в качестве её любовника. В «Чёрной мантии для убийцы» (1981) Хосе Джованни – в объятиях Анни Жирардо. В «Цене риска» (1982) Ива Буассе, частично напоминая Ястреба, Кремер изобразил дымящего сигарой безпринципного телемагната, чья контора CTV устраивает в прямом эфире огнестрельную охоту на живых людей. В «Гибель мадам Леман» (1978, в СССР с 1980) — т.е. в единственной своей главной «советской» кинороли —  актёр сыграл неподкупного репортёра, пытающегося уберечь от гибели свою случайную попутчицу в поезде, попавшую под прицел зловещих политических сил. А на излёте эпох, когда СССР уже приказал долго жить, Кремер снова заявил о себе на территории распадающейся русскоязычной империи в роли масонствующего главаря мафии Эспинозы в «Спруте-4», где его устами звучал смертный приговор плачидовскому комиссару Каттани. Потом, правда, были «Спрут-5» и «Спрут-6», но из-за гибели экранного Плачидо, бывший советский зритель их особо не воспринял, хотя там также нередко появлялся «бывший Ястреб-Эспиноза».

 

Интересно, что в 1990-х и 2000-х, когда монополия Бельмондо и Делона постепенно сошла во французском кинобизнесе на нет, особо не хватавший звёзд с неба Бруно Кремер продолжал быть востребованным в своей профессии и активно снимался. Причём столь энергично, что под занавес своей 80-летней жизни явил миру свою наиболее популярную роль. Стартовавший в 1991 году детективный телесериал «Мегрэ» с Кремером в заглавной роли стал событием на французском ТВ.

Он выдержал 15 сезонов и стал для актёра визитной карточкой во многих странах мира. Но там уже был другой Кремер. В отличие от высокого, крепко сколоченного, импозантного маньяка-убийцы  зрителям 2000-х предстал уже располневший, но мудрый и наблюдательный сыщик в котелке и с неизменной трубкой в зубах, пытающийся по мере своих скромных сил патриархально бороться со злом в окружающем его мире.

БРУНО КРЕМЕР МЕГРЭ-БРУНО КРЕМЕР Ястреб-Частный детектив фильм 1976 года-Частный детектив и Жан-Поль Бельмондо-Жан-Поль Бельмондо в фильме Частный детектив (1976)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Жан-.Поль Бельмондо и Бруно кремер Частный детектив-Блог Бориса Швеца

Финальный (очень популярный) этап экранной карьеры Бруно Кремера — роль сыщика знаменитого Мегрэ из романов Жоржа Сименона


Умер артист в 2010 году, удостоившись немалых лестных слов в некрологе от президента Саркози. Причиной смерти был (согласно Википедии)… рак языка. Прискорбно, но по народным приметам, подобную болезнь Господь посылает, как правило, людям много сквернословящим или богохульствующим. Или же использующим данный  ротовой орган в прочих непотребных целях. Был ли этот талантливый актёр в своей частной жизни кощунником или активным матерщинником, увы, мы не знаем. Однако характер его предсмертной болезни свидетельствовал о сомнительных – либо духовных, либо телесных – прижизненных пристрастиях Бруно Кремера. Остаётся только сожалеть, что он, вероятно, доискушал долготерпение Бога настолько, что Тот был вынужден его укротить именно этим неумолимым недугом и никак иначе (надеемся, что сам Кремер успел покаяться в своих грехах перед смертью).

Возвращаясь к поляру Лабро заметим, что во французской киноиндустрии 1970-х Бруно Кремер оказался неким исключением из существовавших тогда бельмондо-правилАктёр настолько крепко запомнился советскому зрителю по данной роли, что до эпохи «Мегрэ» они на долгие годы его ассоциировали (а многие ассоциируют и до сего времени) исключительно с Ястребом из «Частного детектива».

За исключением уже упомянутого Розена-Оссейна, все остальные противники крутых парней Бельмондо – например, в «Страхе над городом», в «Кто есть кто», в «Игре в четыре руки» или в «Одиночке» — подбирались и «монтировались» киномагнатами заведомо авторитарно.  То есть — их ангажировали, как послушных людей бебелевской свиты, фоново помогавших суперзвезде по-королевски блистать в ролях гангстеров и полицейских.


 

«ЧАСТНЫЙ ДЕТЕКТИВ»:

ВЛИЯНИЕ ИЗ ВНЕ

Наводчик в столовой тюрьмы, где купленный охранник Гранье (Клод Броссе) специально выливает в похлёбку отраву


Хотя рассматриваемая нами картина начинена своими подрывными вещами (о которых мы скажем позже), тем не менее, всё-таки благо, что фильм зашёл к нам в самый зенит брежневского правления. Идеологические фильтры «железного занавеса» оставляли за рубежами нашей Родины многие необузданные кинодеяния заморских кинематографий. Позитив мы видим в том, что при СССР «Частный детектив» смотрелся весьма свежо и относительно оригинально. Как некий символ западного гангстерско-полицейского фильма.

Когда  же заслоны рухнули и мы оказались более насмотренными и «видео-образованными», то пред нами стали высвечиваться и те ухваты, которые Филипп Лабро позаимствовал из других фильмов и у других режиссёров. В декабре 2000 года, давая большое интервью по поводу «Наводчика» он, в частности, не скрывал своих ученических американских предпочтений: «Во время работы я неоднократно думал о том, как на моём месте поступили бы мэтры. Например, Джон Форд, Говард Хоукс или Сэм Пекинпа. В частности, фильм «Побег» Пекинпа со Стивом Маккуином и Эли Мак-Гроу меня просто поразил. И та сцена в заброшенном доме, где герой и его противники начинают палить друг в друга из помповых ружей, была навеяна именно этим фильмом Пекинпа. Правда, в отличие от того, в чём меня потом упрекали — я эту сцену не украл у Пекинпа. Я ему её просто посвятил ».

ПОБЕГ (1972) реж. Сэм Пекинпа-Частный детектив фильм 1976 года-Частный детектив и Жан-Поль Бельмондо-Жан-Поль Бельмондо в фильме Частный детектив (1976)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Жан-.Поль Бельмондо и Бруно кремер Частный детектив-Блог Бориса Швеца

Реклама известного фильма Сэма Пекинпа «Побег» (1972), вдохновившего Филиппа Лабро на сцену перестрелки из помповых ружей в «Частном детективе»


Но не только ленты  этого заокеанского мастера насилия будоражили воображение французского постановщика. В паре сцен – с электродрелью под автотрейлером и с маской директора тюрьмы, которую одевает герой Бельмондо во время бегства из «зоны»- можно увидеть нескрываемые отсылки к «Фантомасу».

Чувствуется также и влияние Джеймса Бонда с уже упомянутым выше остросюжетным прологом В Роттердаме перед начальными титрами. Но вот парадокс: несмотря на то, что она лишена каких бы то ни было супертрюков в атмосферном  плане эта прелюдия может дать фору многим прологам бондианы. —  Ибо колоритная музыка Мишеля Коломбье, в нарастающем ритме звучащая на кадрах заходящего на палубу полицейского катера героя Бельмондо, просто разит  наповал и оставляет позади все партитуры Монти Нормана и Джона Бэрри для фильмов о британском супершпионе.

Но более всего режиссёр, по его же словам, скопировал у своего учителя Жана-Пьера Мельвиля, с которым Лабро, оказывается, водил весьма крепкое приятельство. Любопытный штрих: Мельвилю (1917-1973) при жизни нравились журналистские статьи Лабро, а сам постановщик «Наводчика» здорово фанател от фильмов Мельвиля, особенно от «Красного круга», который он почитал, как некое целлулоидное божество в жанре французского нуара. Что, кстати, лично у нас вызывает серьёзное удивление, ибо многозначительно занудные фильмы Мельвиля не стоят таких восторгов. Никакой созидательной глубокой мысли ни «Второе дыхание» (1966), ни пресловутый делоновский «Самурай» (1967), ни тот же «Красный круг» (1970) не содержат,  являясь лишь претенциозными байками для взрослых мальчиков. И не более того.

КРАСНЫЙ КРУГ съёмки фильма-ПОБЕГ (19Красный круг (1970) фильм-Частный детектив фильм 1976 года-Частный детектив и Жан-Поль Бельмондо-Жан-Поль Бельмондо в фильме Частный детектив (1976)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Жан-.Поль Бельмондо и Бруно кремер Частный детектив-Блог Бориса Швеца

Режиссёр Жан-Пьер Мельвиль (справа) и Ален Делон на съёмках фильма «Красный круг» (1970)


Тем не менее, Филипп Лабро вспоминал: «Это была дружба двух маньяков кино из разных поколений. Помню, прихожу поздно домой. Ещё раздеться не успел, как звонит телефон и Жан-Пьер говорит: «Давай, приходи. Я уже зарядил свой аппарат». И я, не раздеваясь снова бегу к нему смотреть его любимого Роберта Уайза». Постановщик даже позвал Он даже позвал мельвилевского актёра Жана Негрони из «Второго дыхания» (1966) к себе в постановку мельвилевского актёра Жана Негрони из «Второго дыхания» (1966), где тот играл сицилийца. В «Частном детективе» Негрони (дублированный Игорем Добряковым) отменно изобразил патрона преступной группы Спицера, чьи 800 миллионов герой уволок из Роттерадама в самом начале.

Частный детектив фильм 1976 года-Частный детектив и Жан-Поль Бельмондо-Жан-Поль Бельмондо в фильме Частный детектив (1976)-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Жан-.Поль Бельмондо и Бруно кремер Частный детектив-Блог Бориса Швеца

Глава преступной группы Спицер (Жан Негрони, в шляпе) , кудрявый свистун (Жан-Люк Бутте) и американский куратор организации (сопродюсер фильма Рене Шато) обсуждают план вычисления Наводчика


Ирония судьбы кроется в том, что оставаясь по сути посредственным режиссёром, снявшим всего-то  7-8 полнометражных картин сомнительного морального и профессионального качества, Филипп Лабро (до сих пор сам того не сознавая), несмотря на ряд  нестыковок (а в картине присутствуют свои погрешности), в «Частном детективе» явил свою наилучшую режиссёрскую форму. И даже смог превзойти своего учителя Мельвиля по эмоциональному воздействию на зрителя.

Долгие осенние панорамы, тусклая цветовая палитра, немногословие персонажей, их молчаливые портреты, даровитая музыкальная характеристика персонажей, мастерски выстроенный темп повествования, монтажная ритмика, мощный композиторский звуковой ряд – до сих пор притягивает к экрану тех, кто сталкивается по телевидению с фильмом  впервые. К тому же некоторую загадочность придаёт и сам герой без имени. Обратим внимание: кроме подставных – Роже Пиляра и Джонни Ляфона – настоящее имя Наводчика с экрана ни разу так и не произносится (в чём ощущается отсылка к ещё одному классику киноцинизма – итальянцу Серджио Леоне).

Не принятый у себя на родине фильм, который 43 года назад показался критикам «заурядной криминальщиной», определённо, стал набирать свои очки на рубеже тысячелетий и часто транслироваться по телевидению как бывшего Советского Союза,  так и во многих странах Европы и Азии.


ВРЕДОНОСНОСТЬ «НАВОДЧИКА»

Ещё на стадии написания сценария Жака Ланцмана и Филиппа Лабро серьёзно увлекла теория этакого «криминального дарвинизма». Точнее — идея сомнительного смакования звериной сущности человека, как такового. С той лишь разницей, что один из главных персонажей безпринципно работает [вроде как] на Закон (вернее, на свою золотую мечту о покупке экзотического острова с помощью «законодательных» денег), а второй — столь же безпринципно этот самый Закон попирает. «Вот мы их и набирали, как зверей в джунгли – усмешливо вспоминал режиссёр на рубеже тысячелетий –Тем более, что нас подстёгивала идея порочности нашего мира. Мол, человек человеку – волк. Правда, есть там один агнец. Это – тот парень, которым герой воспользовался, чтобы выйти на след Ястреба. Но  остальные-то – все хищники». (Т.е. банда Спицера, сутенёрское кодло, тюремный «каид», продажные охранники, купленный проституирующими бонзами комиссар Гаварни, министерский чиновник в шляпе, курирующий кейс с деньгами – прим. автора)».

Откровенно говоря, кроме устаревшего фильма «Леон Морен – священник» (1961) уже неоднократно упоминавшегося Жана-Пьера Мельвиля, подавляющее большинство других киногероев Бельмондо -вызывающе порочные жуиры. Актёр всегда отстаивал в своих фильмах некую плейбойскую, суперменскую философию. Прикрываясь своим фирменным обезоруживающим обаянием Жан-Поль из картины в картину проповедовал бандитский и полицейский авантюризм, пристрастие к внебрачным постельным связям, к мошенническому вранью, к алкоголю, к показному курению, напрочь отрицая – как в творчестве, так и в личной жизни — благочестивые каноны поведения. «Ведь кино – это не месса. Туда люди идут для того, чтобы развлекаться» — заявил он в одной из ТВ-программ 2000 года, незадолго до своего инсульта.

Доставка героя в тюрьму для выуживания сведений о Ястребе


И лента «Частный детектив» во многих своих аспектах, к сожалению, также продвигает в массы разноликие аморальные постулаты. Какими критериями пользуется Наводчик для достижения своих материальных целей? Вспомним, как на вечерней безлюдной стоянке «Gomez», он первым начинает драку у 31-го автоприцепа . Герой залихватски нападает на своих противников сзади, что называется исподтишка, навернув одного из секьюрити коварным локтевым ударом в спину — как раз в болевую точку, «между лопаток» (не мудрено, что спина самого Бельмондо потом получила назидание Свыше, дабы актёр уразумел кое-что).  Другого же, блокируя захватом его правую ногу, экранный Бебель – и этот сомнительный эпизод всегда вызывал в кинотеатрах зрительский хохот – он со всей дури бьёт кулаком в промежность. Издав пронзительный крик, бедолага тут же, почти замертво, падает наземь. Потом он оттаскивает «отключённых» парней к лимузину (о чём уже мы неоднократно упоминали), упаковывает тела в багажник и закрывает их на ключ до приезда полиции.

Продвигаемся дальше. Избив монтировкой двух дальнобойщиков, пытавшихся сдать тюремного напарника героя властям, Наводчик и сам Коста (хорош агнец!), довершают свою вендетту необычным ноу-хау. Откупорив вентиля огромной цистерны и улыбаясь во все 32 зуба они низвергают поток вина на своих [лежащих на асфальте] жертв, дав несчастным вволю нахлебаться своего же товара. Этакое «забавное» винное насилие, чтобы взбодрить зрителя.

Заметив на дороге данное ЧП, у цистерны неожиданно тормознул английский «Range Rover». Одно мгновение – и двое чопорных представителей Туманного Альбиона, раздетые догола французскими беглецами, уже стоят в одних трусах на дороге, провожая взглядом свой джип с нашими «героями» внутри. В зале — снова смех. Так что это, развлечение?

Увы, когда по мановению киноделателей люди «автоматом» (не анализируя увиденное по совести) смеются над тем, что в повседневной жизни вызывает у них логичную неприязнь, то это уже не развлечение, а подрывная технология. Интересно, что данные подвохи фильма Лабро уследили и редкие оценщики «Частного детектива» в СССР. Помнится, это был теперь уже вовсю поносящий «советское ханжество» критик-западник Андрей Плахов. А тогда — на страницах «Советского экрана» — в своей рецензии под названием «Что такое «бельмондизм»?», примерно в 1984-1985 годах, Плахов писал (привожу цитату по памяти – Б.Ш.): «Я сам люблю хорошие зарубежные комедии и детективы. Тем более, если в них занят артистичный Жан-Поль Бельмондо. Но не могу не сказать о том, что меня тревожит. Всё чаще в фильмах подобного рода мы встречаем образ мускулистого супермена, не способного ни к человечности, ни к состраданию. Если в «Повторном браке» это было прикрыто за счёт романтичного пафоса, а в «Великолепном» — за счёт лукавой иронии. То в «Частном детективе» этот неприглядный момент проступил вполне». Плахову вторил и другой критик Александр Фёдоров в своей быстро раскупленной, хорошо иллюстрированной брошюре 1987 года «За и против: что смотрят и что видят на экране молодые зрители»: ««Наводчик» сделан даже с некоторым шиком… Всё это помогает «гипнозу»: беспринципный проходимец Роже может и впрямь показаться кому-то благородным и честным».

И последнее: фильм содержит 12 человекоубийств, а может даже и 14-ть, если допустить, что два мафиозных телохранителя, засунутых героем в багажник, всё-таки испустили свой дух. Но даже не их жестокость особо будоражит нравственное чувство вдумчивой публики. Ещё с самых первых просмотров и до сего часа автора этих строк, например, здорово смущает то, с каким бравадным равнодушием персонаж Бельмондо отнёсся к своему министерскому импрессарио — инспектору Домеку (Виктор Гарривье, дублированный Алексеем Кожевниковым,  тоже весьма органичен в своей роли).

Герой оставляет своего раненого союзника Домека (Виктор Гарривье) на дворе штаб-квартиры преступников


Лихо перестреляв на постоялом дворе преступную ватагу Спицера Наводчик, выйдя из дома, сталкивается с раненым Домеком. То есть – с единственной лояльной по отношению к себе фигурой из коридоров власти. Однако происходит мало понятная странность. Перекинувшись с ним одной репликой и подхватив у своего [нуждающегося в помощи] работодателя блестящий пистолет, он просто-напросто «динамит» его нужду. Ведь герой прекрасно понимает, что агент приехал сюда на свой страх и риск, т.е. исключительно ради того, чтобы помочь ему выпутаться из передряги.  Вместо этого он уматывает догонять сорвавшегося раньше времени Коста, оставив Домека (с его-то простреленной ногой!) один на один со своей проблемой. Да не настолько он спешил выполнить свой контракт по поимке Ястреба до конца, чтобы попутно не довезти повреждённого телом союзника до ближайшего населённого пункта или аптеки. А уже потом продолжить охоту. Герой откровенно эгоистично «пролистывает» то смертельно опасное положение, в которое попал его деловой партнёр (кстати, всегда прикрывавший его самого перед чопорным директором кабинета).  Сделав эффектный разворот на изъятом гангстерском мерседесе он бросает своего, по сути не самого худшего компаньона, на произвол судьбы, оставив его сидеть посреди постоялого двора в окружение трупов.  Пожалуй, это один из самых неприглядных поступков экранного Бельмондо в данной киноленте.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)

9 ноября 2019 г. (последнее дополнение — 6 декабря)

Автор выражает благодарность Сергею Полетаеву за техническую помощь при подготовке материала

Напишите ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>