«Троих надо убрать»: насилие ради насилия (из серии «Легенды советского кинопроката»)

        — Легенды советского кинопроката —

   «ТРОИХ НАДО УБРАТЬ»:

    НАСИЛИЕ РАДИ

НАСИЛИЯ

  (побробно и со всех сторон)

Троих надо убрать Ален Делон-Троих надо убрать (1980) насилие- Троих надо убрать фильм 1980-Блог Бориса Швеца Троих надо убрать-Легенды советского кинопроката Троих надо убрать-Легендарное кино

Ален Делон (с пистолетом) и Даниэль Бретон в наиболее кровавой сцене фильма «Троих надо убрать»


… Подозрительный блондин с удлинёнными волосами  пробирается в первоклассный французский госпиталь. Воспользовавшись телефонным замешательством престарелой дежурной медсестры, он проходит за её спиной по безлюдному коридору. Из-за пазухи своей кожанки вынимает кольт 45-го калибра, тихо взводит его и открывает дверь элитной палаты № 19-ть. Увидев, что единственная её койка пустует, но изнутри слышится  шум купающегося в душе пациента, вооружённый незнакомец – под настораживающую музыку — прокрадывается вглубь. И с разворота, резко хочет выстрелить по нутру брызгающей водокабины. Но внезапно [с тыла] получает удар табуретом  по голове. Поджидавшая его «мишень» подхватывает выбитый пистолет, затылком прислоняет голову вторженца к   зеркалу, приставляет ко лбу ствол и безумно смотрит на нападавшего гневными голубыми глазами.Троих надо убрать насилие-насилие в кино-Ален Делон убивает-Троих надо убрать легендарное кино-Кино Франции-Блог Бориса Швеца-легенды советского кинопроката Троих надо убрать

Выстрел в упор! – И… из-под затылка на зеркало выплёскивается большущее кровавое пятно. Этот, запомнившийся многим, эпизод можно считать сомнительной «визиткой» сего кинопрокатного чемпиона СССР, прибывшего к нам из Франции в конце лета 1982 года.

Буквально несколько слов о «жертве», которой обезумевший Ален Делон так наглядно выпустил мозги. Это  — актёр остросюжетного эпизода Даниэль Бретон, один из самых узнаваемых «парней для битья»  золотого века французского кино. Мелькал он в известных фильмах нередко,  начиная с самого начала 70-х. Был одним из фрицев, терроризировавшим французскую деревню в знаменитом и кощунственном «Старом ружье» (1975) Робера Энрико. Одним из подручных бондовского злодея в «Мунрэйкере» (1979). Но именно в «Троих надо убрать» Бретон сыграл свою, пожалуй, самую протяжённую роль, где он не только «наубивался», «наездился» и «настрелялся» (притом, стрелял он в фильме даже больше и чаще самого Делона), но даже произносил диалоговые реплики, чем привлёк к себе повторное внимание детективной кинобратии.

Троих надо убрать (убийство в глазок Даниэль Бретон)-Троих надо убрать (Делон)-Троих надо убрать 1980-Легендарное кино-Кино Франции-Троих надо убрать насилие в кино-Ален Делон Троих надо убрать-Блог Бориса Швеца-Насилие в кино-Троих надо убрать триллер 1980-актёр Даниель Бретон Франция

«Пока ещё живой» Даниэль Бретон в роли второго киллера Карло стреляет в глазок по герою, но ошибочно попадает в голову полицейского инспектора Льетара


Охотясь на Делона, Бретон делал это столь выразительно, что его заприметил и Жан-Поль Бельмондо, коий потом активно бил ему морду в «Профессионале» (1981), «Человеке вне закона» (1983) и «Одиночке» (1986). Незавидная судьба. Стоило ли из-за этого так неутомимо отдавать свою жизнь кинематографу, где в тебя постоянно бросают камни, пинают, бьют и крупным планом пускают тебе кровь на потеху толпе?..



ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ


Впервые автор услышал об этом фильме в школе от своего учителя истории. «Твой Ален Делон снялся в новом детективе «Третьего надо убрать»»  — как-то проинформировал он меня на перемене, в 6-м классе. Через какое-то время старший брат прислал мне из своей московской армии маленькую журнальную вырезку делоновского фотокадра оттуда. Только подпись названия звучала уже несколько иначе – «Троих надо убрать». Чуть позже в руки попался и один из номеров «Советского экрана» 1981 года, где в публикации (в той самой, откуда была взята фотовырезка), посвящённой последней Неделе французского кино, проходившей в Москве и Ленинграде, говорилось о фаворитах советской публики на этом мероприятии. Ими были две последние – на тот период – коммерческие работы двух «незаходящих звёзд французского кино» Жана-Поля Бельмондо и Алена Делона – «Вор-неудачник» (вышедший у нас, как «Игра в четыре руки») и «Троих надо убрать».

В конце июля — начале августа 82-го, оказавшись с родителями в белорусском городе Жлобин Гомельской области, я, урвав у матери рубль (наряду со свежим «Советским экраном», рекламировавшим американского «Трюкача») купил в вокзальном киоске и последний номер республиканского киножурнала «На экранах Белоруссии». И вот там, в разделе «новых зарубежных фильмов» Ваш покорный повествователь жадно и прочитал вожделенный анонс, сразу воцарившийся в цепкой кинопамяти на всю оставшуюся жизнь: к тому же — на трогательно-забавном белорусском языке («Траих трэба прыбраць»). Жаль, что на моём «украинском» компьютере нет белорусской клавиатуры, не то рискнул бы воспроизвести текст дословно сейчас.  «Яшчэ адна французская кінастужка, якая выходзіць на нашы экраны. Паставіў яе рэжысёр Жак Дэрэ па раману Жана-Патрыка Маншетта» — ну и так далее.

По-русски же рекламный текст читался так: «Профессиональный карточный игрок Жэрфо подбирает ночью на шоссе попавшего в аварию автомобилиста, несмотря на то, что тот был ранен двумя пулями, а не попал в аварию. Жэрфо ни о чём не подозревает и доставляет раненого водителя в больницу. И с этого момента становится объектом охоты со стороны всемогущего концерна по продаже оружием. В фильме снимались: Ален Делон, Далила Ди Лаззаро и другие».

Троих надо убрать 1980-Легендарное кино-Легенды советского кинопроката Троих надо убрать-Блог Бориса Швеца-Французские фильмы 80-х-Насилие в кино Троих надо убрать

Рекламный тренаж Делона к предстоящим съёмкам ленты «Троих надо убрать» (июль 1980 года)


В эпоху постоянного криминального кинодефицита с Запада такая рекламная закрутка – да ещё с модной иностранной суперзвездой — обещало хорошую эмоциональную встряску. То было наивное, радужное  время школьного, ещё брежневского детства. Наряду с Бельмондо и заводным авантюрным итальянцем Челентано, Ален Делон возглавлял мой топовый лист любимых артистов всех времён. 6 просмотров «Зорро», 4-е – «Смерти негодяя», по одному — «Двое в городе» и (разочаровавшего меня) советско-французского «Тегерана-43». Каждого нового фильма с Делоном и Бельмондо ожидал как роскошного праздничного подарка. И когда таковой просачивался в наши кинотеатры, то подростковая натура сразу «взвинчивалась» от идолопоклонского трепета: в желании их быстрей лицезреть.

От «Троих надо убрать» мои чаяния были слишком высоки. И в день его днепропетровской премьеры, в понедельник, 20 сентября 1982 года, отсидев в школе 6 уроков, вместе с приятелем-одноклассником, я рванул в кинотеатр «Панорама» на 16.00. Зал в тысячу мест был заполнен на ¾ и во время демонстрации то и дело оживлялся на сценах убийств и свистящей автопогони. Ален Делон, как всегда, был внешне неотразим: фирменно шествовал по улицам в чёрных очках, пару раз явил зрителям (особенно зрительницам) свой широкий загорелый торс, менял эффектный белый пиджак на кожаную куртку, уверенно водил свою «Ланцию (Лянчу)». Однако в сценах с пистолетом оказался на редкость  нестройным. Не было в нём уверенной оружейной хватки его соперника Бельмондо образца «Частного детектива» (так мне тогда казалось). 

Троих надо убрать (Делон)-Троих надо убрать 1980-Легендарное кино-Кино Франции-Троих надо убрать насилие в кино-Ален Делон Троих надо убрать-Блог Бориса Швеца

Издание фильма во Франции на Blue-ray


Примерно в 17.45 сеанс завершился. «Ну что? – спросил меня друг Костя (взявший на данное кино билеты без очереди) – Мне понравилось. Как тебе?». Мне было тяжко в этом сознаться, но я не разделил его энтузиазма. Увиденное произвело на меня какое-то странное впечатление. Оно преломило мои ожидания в совершенно другое русло. По сравнению с определённо приглянувшимся предыдущим делоновским политическим детективом «Смерть негодяя» интрига этого творения оказалась жидковатой, если не сказать примитивной. В ней не было смысловой значительности. «Негодяевские» стандарты делоновского «крими» тут были недоработаны наполовину, а резкий обрыв  финала (когда кажется, что сюжет вот-вот зайдёт на свой очередной, эпилоговый виток) был авторами предательски «кастрирован». И неожиданное появление конечных титров воспринималось как конфуз.  

Но основная масса публики, что в самой Франции, что в СССР проглотила «Троих надо убрать» с «экстремальным» аппетитом, хотя монотонности в фильме оказалось больше, чем динамики. В итоге, ленту Жака Дерея у нас посмотрело за первый год проката 25 200 000 зрителей при 683-ёх копиях, отпечатанных для всех регионов Союза. Пять или шесть просмотров от этой цифры пришлось и на мою долю: в днепропетровских кинотеатрах «Панорама», «Спутник», «Красногвардеец», «Космос» и ДК швейной фабрики им. Володарского (на месте теперешнего еврейского ритуального суперцентра «Менора»). Сознаюсь, что ходил я на фильм «по инерции», ибо других Делонов в прокате тогда не было.

Троих надо убрать (Делон)-Троих надо убрать 1980-Легендарное кино-Кино Франции-Троих надо убрать насилие в кино-Ален Делон Троих надо убрать-Блог Бориса Швеца-Троих надо убрать (премьера в Париже)

Премьера «Троих надо убрать» в Париже (28 октября 1980 года)


Для сравнения: во Франции сам Ален Делон пребывал в полном  удовлетворении. Чтобы посмотреть — как убирают неких троих, там потратили свои франки [всего-то] 2 194 795 зрителей. Но актёр-продюсер не скрывал, что с этим проектом он был в коммерческом «ажуре» — покрыл расходы и получил немалый барыш сверху. Интересно, что официальная премьера «Троих надо убрать» в Венгрии, например, имела место через 10 лет — в 1990 году. Да и то на телевидении. А в китайском Гонконге его кинопрокат осуществили только с мая 2005 года.

Что же касается, собственно, его исконной премьеры на берегах Сены, то она состоялась в Париже не без широко освещаемой, светской пышности. Вечером 28 октября 1980 года к столичному кинотеатру «Нормандия-Лидо» стали съезжаться многие сливки французской индустрии развлечений. Прежде всего – это друг (и конкурент) Алена Делона сам Жан-Поль Бельмондо со своим отцом-скульптором Полем Бельмондо, матерью и сыном (опять-таки) Полем-младшим.

Делон и Бельмондо-Троих надо убрать (Делон)-Троих надо убрать 1980-Легендарное кино-Кино Франции-Троих надо убрать насилие в кино-Ален Делон Троих надо убрать-Блог Бориса Швеца-Троих надо убрать (премьера в Париже)

Ален Делон и приглашённые на парижскую премьеру Жан-Поль Бельмондо вместе с его сыном Полем (28.10.1980)


Далее хроникёры стали снимать выходящих из лимузинов легендарную певицу Мирей Матье, знаменитого автора «Разини» и «Большой прогулки» режиссёра-комедиографа Жерара Ури, музыканта-электронщика Марка Черроне. Делон же прибыл на организованное им самим светское событие, держа за талии двух своих подруг – экранную Далилу Ди Лаззаро, итальянку; и житейскую – популярную французскую актрису Мирей Дарк. Премьеру обрамлял соответствующий фуршет с дорогим алкоголем и изысканными закусками. Словом, это был амбициозный «пакет» знаменитостей, сделавший фильму неплохую рекламу для намечающегося проката (Вы сами можете это оценить, ознакомившись с последующей светской фотогалереей).

Троих надо убрать (Делон)-Троих надо убрать 1980-Легендарное кино-Кино Франции-Троих надо убрать насилие в кино-Ален Делон Троих надо убрать-Блог Бориса Швеца-Делон и Бельмондо-Бельмондо и Делон-Легенды советского кинопроката Троих надо убрать-премьера Троих надо убрать

Актёр-бизнесмен Ален Делон приветствует на премьере фильма «Троих надо убрать» родителей своего профессионального приятеля (и конкурента) Жана-Поля Бельмондо. В глубине ряда — известный скульптор Поль Бельмондо-старший. Делон же приветствует мать Жана-Поля (фото Бернара Лафорэ; 28 октября 1980 г.)


Троих надо убрать (премьера Мирей Матье и музыкант Марк Черроне)-Троих надо убрать (Делон)-Троих надо убрать 1980-Легендарное кино-Кино Франции-Троих надо убрать насилие в кино-Ален Делон Троих надо убрать-Блог Бориса Швеца-Троих надо убрать (премьера в Париже)-Кино ФранцииПевица Мирей Матье и музыкант-электронщик Марк Черроне при входе в парижский кинотеатр «Нормандия-Лидо» на премьерный показ ленты «Троих надо убрать»


 

Троих надо убрать (премьера)-Троих надо убрать (Делон)-Троих надо убрать 1980-Легендарное кино-Кино Франции-Троих надо убрать насилие в кино-Ален Делон Троих надо убрать-Блог Бориса Швеца-Троих надо убрать премьера в Париже-Кино Франции-Эдди Барклай и Ален Делон

Авторитетный музыкальный продюсер Эдди Барклай (глава звукозаписывающей корпорации «Барклай рекордз») и организатор киновечера Ален Делон на фуршете по случаю премьеры фильма «Троих надо убрать» (фото Бернара Лафорэ; 28.10.1980)


Режиссёр «Большой прогулки», «Разини» и только что выпущенного «Укола зонтиком» режиссёр-комедиограф Жерар Ури и Жан-Поль Бельмондо (вероятно, обсуждающие перед сеансом «Троих надо убрать») проект своего будущего суперхита «Ас из асов»)


Продвижение фильма Аленом Делоном на французском телевидении



ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

(И РЕАЛЬНЫЙ КРИМИНАЛ)

Роман активно издаваемого во Франции детективного беллетриста Жана-Патрика Маншетта (1942-1995) «Новичок с юго-западного побережья» (или «Новичок с Лазурного берега») Ален Делон впервые прочёл примерно в 1977-1978 годах и сразу положил на него глаз. Пропустив вперёд работы над такими  фильмами, как «Внимание, смотрят дети!» Сержа Леруа и «Военврач» (1979) Пьера Гранье-Дефера (кстати, куда более содержательными), а также над американской кинокатастрофой «Аэропорт-79: Конкорд» и слегка «передохнув» от главных ролей на советско-швейцарско-французской копродукции «Тегеран-43» к лету 1980-го Делон и его кинокомпания «Адель продуксьон» были готовы к запуску экранизации сего криминального чтива.

Автор романа — удачливый поставщик французского криминального чтива Жан-Патрик Маншетт (1942-1995)


После ряда прокатных неудач Делону хотелось вернуть к себе доверие «своего зрителя» за счёт «вернякового» сюжета. И повторно перечитав роман Маншетта из так называемой «чёрной серии», где были все слагаемые «отличного триллера с экшеном и насилием», звезда-продюсер принялся осуществлять задуманное.

Стоит отметить, что к работе он привлёк профессионалов высокого ранга. В седьмой раз Делон-продюсер (начиная с коммерчески успешных  «Бассейна» и «Борсалино») нанял постановщика Жака Дерея. Музыку заказал автору борсалиновской «ретро-классики» Клоду Боллингу. Операторскую часть проекта поручил курировать Жану Турнье, только что закончившему снимать в Англии шпионский блокбастер о Джеймсе Бонде в космосе «Мунрэйкер» (1979). Машинные трюковые сцены продюсирующий артист, как всегда, «подтянул» ставить главного каскадёрского автоаса Европы Реми Жюльена и команду его лихачей. Заметим, что Делон и сам хорошо подготовился физически, судя по его сценам на трувильском пляже.

Троих надо убрать 1980-легендарное кино-легенды советского кинопроката Троих надо убрать

Делон и Далила Ди Лаззаро в фильме «Троих надо убрать»


В скандальной книге Бернара Виоле «Тайны Делона» указывается, что съёмки начались в августе 1980 года. Во время работы от самого (часто несдержанного)  актёра-финансиста – как указывает неавторизованный биограф — исходило немало негатива. Виоле списывает это обстоятельство на озабоченность Делона здоровьем его тогдашней спутницы и компаньона, популярной актрисы Мирей Дарк. 30 января 1980 года  41-летнюю Дарк пронзила боль в сердце. Ален испугался и определил её в престижную клинику «Питье Сальпетриер». Сказалась реакция организма на сужение митрального клапана. Актрису оперировал известный кардиохирург Кристиан Каброль. «Мы дожидались момента, когда она будет в лучшей моральной и физической форме и сможет легче перенести операцию. – говорил Ален Делон в интервью журналу «Пари-матч» — Профессор Каброль и его бригада прекрасно справились с делом. Мирей – смелая женщина. Теперь она вернётся домой, где её встретят тепло и отдых».

Троих надо убрать (Делон)-Троих надо убрать 1980-Легендарное кино-Кино Франции-Троих надо убрать насилие в кино-Ален Делон Троих надо убрать-Блог Бориса Швеца-троих надо убрать Блю рей

Ален Делон в окружении любимых женщин — подруги в жизни Мирей Дарк (справа) и экранной delon-girl — итальянки Далилы Ди Лаззаро (премьера в Париже «Троих надо убрать», 28 октября 1980 г.; фото Бернара Лафорэ)


Но интенсивные заботы о здоровье подруги, на съёмочной площадке «Троих надо убрать» выдавали в поведении артиста побочные эффекты. «Однажды он внезапно взбеленился, взял собаку, сел в машину  и, проклиная всех, покинул съёмки. – делилась впечатлениями его главная партнёрша, итальянская актриса Далила Ди Лаззаро, игравшая любовную подругу героя – Все стали просить меня: «Иди к нему, Далила, позови его. Ты одна способна заставить его вернуться». Тогда я нарисовала его улыбающимся и спокойным и послала этот портрет, написав: «Вот такого Делона я предпочитаю». И он вернулся! А в знак благодарности подарил мне золотой кулон от Тиффани с гравировкой «Не забывай меня»».

10 августа 1980 года. Режиссёр Жак Дерей и артист-продюсер Ален Делон на съёмках сцены приезда героя к себе во двор («Троих надо убрать»)


Так что очень многие члены группы не скрывали своих, почти радостных эмоций, когда сроки их актёрских контрактов подходили к долгожданному финалу. На экранах Франции лента появится в самом конце «мёртвого киносезона» – 31 октября 1980 года (с 1 августа по ноябрь французы обычно мало ходят в кино).

Для съёмок сцен с виллой Эммериша Делон, как в «Смерти негодяя» и «Военвраче», предоставил своё знаменитое имение в Дучи. Это позволяло экономить смету.  «Мне очень хотелось сделать триллер. И публика этого требовала, желая увидеть снова некий любимый ею имидж Делона. – в типичной для себя мало скромной манере комментировал актёр своё желание снять сей криминал – Я верю в народное кино, с неизменным качественным воплощением. Сегодня всё труднее играть различные роли. С фильмом «Троих надо убрать» я возвращаюсь к прежде удававшемуся мне стилю, вобравшему все ингредиенты успеха. Во-первых, задумав и воплощая то, что было в голове и что подходит мне, а во-вторых, контролируя на всех стадиях режиссуру. Выбор Жака Дерея, с которым я часто работал, оказался дополнительным элементом для создания задуманной картины. Очень немногие режиссёры обладают особым талантом, чтобы воссоздать атмосферу триллера. К этому смею добавить, что мало актёров, которые умеют держать револьвер и носить шляпу».

Троих надо убрать (премьера Мирей Матье и музыкант Марк Черроне)-Троих надо убрать (Делон)-Троих надо убрать 1980-Легендарное кино-Кино Франции-Троих надо убрать насилие в кино-Ален Делон Троих надо убрать-Блог Бориса Швеца-Троих надо убрать (премьера в Париже)-Кино Франции

Постановка огнестрельной сцены на автозаправочной станции (репетиция режиссёра Дерея и актёра Делона, лето 1980 года)


От себя скажем, что носить шляпу в данном детективе Алену Делону не пришлось, т.к. у него здесь был совершенно другой, продуманный гардероб (об этом чуть ниже). Да и эпизоды с пистолетом в «Троих надо убрать» у Делона часто неестественны до напыщенности (как, например, в регистратуре больницы, где его копающегося в медицинских карточках, нетактичного героя застаёт вошедшая туда медсестра).

Была у этой постановки и своя причастность к настоящей криминальной хронике. Как Франции, так и её соседки Швейцарии. Сия долгоиграющая заваруха во многом походила на череду детективных киношлягеров Делона, особенно на фильм «Прощай, друг!».

… В январе 1979 года в районе города Нант было совершено дерзкое ограбление, совершённое бывшим военным наёмником [переквалифицировавшимся в бандита] Жаком Лафаем, в уголовных кругах имевшим кличку Каркассонец. Тогда Каркассонец напал на инкассаторскую машину, забиравшую выручку из торгового центра «Карфур». До этого он погарцевал по многим горячим точкам планеты, к коим так или иначе была причастна Франция. Сначала авантюриста Лафая потянуло в Саудовскую Аравию и Йемен (где он воевал за саудовского короля Фейсалу). Потом – в 1967 году – он рекрутировался в отряд Рольфа Штайнера, воевавшего в так называемой африканской республике Биафра (самопровозглашённая министрана на юге Нигерии, которую оторвал от остального государства полковник Оджукву). Лафай был членом ОАС и сторонником «французского Алжира».

В 1967-ом он вернулся во Францию.  А в 1969-м, на съёмках совместного делоно-бельмондовского суперхита (сделанного тем же Дереем) «Борсалино», проходивших в Марселе, кто-то из местной «братвы» представил сего прожжённого вояку Алену Делону. Всю жизнь коллекционировавший знакомства с «сильными личностями» актёр-продюсер даже введёт Каркассонца в ткань будущего фильма, дав ему пару-тройку боксёрских сцен в обществе своего экранного приятеля Бельмондо. Грузчик-мордоворот в порту с крепким ударом, которого экранный Бебель подрядил на боксёрскую афёру под именем Ганс Петрус – это и есть Лафай (см. фотоподборку ниже).

Единственный (ставший классикой) киноопыт «Каркассонца», т.е. наёмника и бандита Жака Лафая (фильм «Борсалино» того же Жака Дерея, 1970 год)


После «Борсалино» — снова авантюры и преступления. В частности, его подозревали в похищении и убийстве казначея ОАС полковника Гореля. В 1974 году Каркассонец, наконец, попался в руки Правосудия. Срок ему набросили по ряду пунктов — за ограбление, подделку документов, за незаконное хранение оружия и взрывчатки. Суд присяжных департамента Буш-дю-Рон осудил гангстера на 4 года тюрьмы. После отсидки Лафая взял под своё крыло  авторитетный военный «браток» Боб (Робер) Денар и позвал его с собой в Анголу. Опять продолжились «африканские приключения». Ангола сменилась Бенином, где подразделение Денара сразу же захватило аэропорт в  городе Котону и понеслось свергать диктатора Матье Кереку. Потом в 1978 году — высадка на Коморских островах, где политический трон захватил неугодный Франции Ахмед Абдалла. Январь 1979-го – очередной возврат во Францию и… грабёж инкассаторов в Нанте.

А в августе 1980 года на студии «Булонь-Бийанкур» он опять был замечен в компании Алена Делона, снимавшего фильм… «Троих надо убрать», где снова промелькнул в массовке. Пообщавшись с другом-суперзвездой этот «ходячий рецидив» исчез в неизвестном направлении. И уже через неделю – 3 сентября 1980-го — Каркассонец  вместе с тремя сообщниками объявится в Женеве. Ему  взбредёт в голову поживиться драгоценными металлами крупнейшей компании. Ворвавшись с оружием (и в балаклавах) в здание знаменитого швейцарского часового концерна «Rolex», и положив на пол – лицами вниз — работавших там служащих, Лафай урвёт оттуда около ста килограммов золота и мешок с элитными ювелирными украшениями.

Борсалино-Троих надо убрать и Борсалино-Ален Делон и бандиты

Прорыв известного гангстера Франции в большое кино. Жак Лафай-«Карскассонец» в окружении известных актёров Мишеля Буке (слева) и Жюльена Гийомара (в центре) в фильме Делона-продюсера «Борсалино» Жака Дерея (1970)


Кстати, в отличие от «Борсалино», где у него была приметная эпизодическая роль, в «Троих надо убрать» «массовочной» квадратной физиономии Каркассонца особо и не разглядишь. Видимо, сам актёр-продюсер после его скандального «дела Марковича» (начавшегося в октябре 1968-го и портившего ему репутацию ещё на протяжении 70-х) решил перестраховаться и дал команду монтажёрам  вырезать кадры с маргинальным приятелем. Правда, особо Алену Делону это не помогло.

Позже в 1990-х годах кинозвезде придётся неоднократно объяснятся в полицейских комиссариатах и на судебных заседаниях Франции и Швейцарии о своей весьма странной (для человека его положения) дружбе с отъявленным рецидивистом. Что в суде Женевы, что в Нанте в 1994 году Ален Делон говорил судебным органам, что последний раз виделся с осуждённым 26 августа 1980 года в Париже при работе над триллером «Троих надо убрать», после чего пафосно добавил: «Он был моим другом. Им и останется».



 СЮЖЕТ И ЕГО ОПЛОШНОСТИ

…На лётном полигоне идут вертолётные стрельбы. Испытываются управляемые ракеты. Одна из них в воздухе поражает самолёт. Но вдруг гаснет экран и  включается свет в просмотровом зале оружейной кампании.

В креслах сидят лукавый лысоватый старик и ещё несколько человек деловой наружности. Происходит заключение секретной сделки пожилого торговца оружием Жана-Шарля Эммериша (Пьер Дюкс)  с американцами. Покупатели, впечатлённые увиденным на экране, откланиваются и уезжают. Но один из свиты Эммериша по имени Жак Музон (Андрэ Фалькон) устраивает своему боссу сцену, упрекая последнего в том, что тот не имеет морального права торговать бракованной ракетной техникой. Через своего заместителя Лепренса (актёр Мишель Оклер) глава корпорации переносит разговор с Музоном на завтрашнее утро, а сам удаляется спать.

Троих надо убрать 1980 легендарный триллер-Кино Франции-Насилие в кино-блог Бориса Швеца

Советник Жак Музон (Андрэ Фалькон, справа) высказывает своему патрону Жану-Шарлю Эммеришу (Пьер Дюкс) негодование по части нечистоплотной «ракетной» сделки с американцами. За конфликтом наблюдает ловкий заместитель босса Лепренс (Мишель Оклер)


Далее трое крупных чинов этой фирмы – Жак Музон, Этьен Жерме и Жан Борель – в позднее время выходят из апартаментов патрона, садятся на свои «ситроены» и разъезжаются по домам. 

На ночном шоссе машина Музона сигналит впереди идущей «ланции», где (слушая Бетховена) едет некий фактурный незнакомец Мишель Жэрфо (Ален Делон). Азартный картёжник направляется на очередную игру в покер. Он пропускает спешащего попутчика вперёд, а спустя минуту его едва не подрезает другая машина, также со свистом пролетевшая мимо. Немного проехав, Жэрфо видит врезавшийся в дерево «ситроен» первого. Он тормозит и решает помочь раненому Музону.

Троих надо убрать (Делон)-Троих надо убрать 1980-Легендарное кино-Кино Франции-Троих надо убрать насилие в кино-Ален Делон Троих надо убрать-Блог Бориса Швеца

Подставное ЧП на дороге. Не знающий об этом покерист Жэрфо (Ален Делон) решает помочь раненому (Андрэ Фалькон)


Погрузив истекающего кровью незнакомца к себе, покерист отвозит того в больницу. Но на «хвост» Мишелю уже упали двое типов, наблюдавшие за его вознёй с Музоном у разбитой машины и потом ставшие рыться в его бардачке во дворе госпиталя. Узнав имя «доброго самарянина» [из техпаспорта на «ланцию»], дуэт киллеров отъехал позвонить боссам (не забываем, что это было ещё задолго до появления мобильников).  Мишель же тем временем выбежал из лечебницы и рванул на машине по своим картёжным делам.

Прибежавший в приёмный покой доктор-очкарик бросился выяснять: кто привёз раненого водителя, у которого в животе обнаружили две пули? «Неизвестно, месье. Мы не успели записать его данные» — ответила дежурная медсестра. «Прекрасно. Этот человек умер!» —  резко резюмировал лекарь…

Вполне интригующая завязка, казалось, имела все составляющие для качественного остросюжетного зрелища (пока рассуждаем о фильме чисто по-мирски). Полигон, ракетное стрельбище, аристократический особняк, изысканная мужская публика в белых галстуках, дорогие марки французских машин, убийственная инсценировка аварии на ночной автотрассе – дают в экспозиции серьёзный задел на «добротно-ожидаемую», жанровую кинодинамику. Но дальнейшее события развиваются по какой-то странной, приторможенной траектории, где во главу угла ставится не правдоподобное изложение острого сюжета, не желание захватить зрителя серьёзно продуманным темпоритмом, а их раболепные функции по отношению к «его величеству» главной звезде.

Из всех «советских-кинотеатральных» фильмов Алена Делона, именно «Троих надо убрать» лично у меня – тогда, в начале 80-х — вызвал целый ворох недоумений (притом, что я его продолжал охотно пересматривать при первом же удобном случае). В сюжете, манерно претендующем на реалистичную достоверность, на каждом шагу то и дело спотыкаешься об очередные несуразицы, предлагаемые Делоном и режиссёром Дереем нашему интеллекту на полном серьёзе.

Троих надо убрать 1980 детектив-Ален Делон Троих надо убрать-легендарное кино-советский кинопрокат Троих надо убрать

Олигархи военно-ракетного бизнеса Эммериш (Пьер Дюкс, справа) и его заместитель — коварный Лепренс (Мишель Оклер) обсуждают причины неуловимости героя


«Кардан» едва прикрытых алогизмов начинает вращаться уже со второго убийства. Пока Жэрфо играет в ночной покер, пара киллеров Эммериша порезала второго — неугодного их патрону — советника  Бореля. Причём, бедняге пустили кровь прямо в ванной (!). Что называется, в открытую — чуть ли не на глазах гламурной супруги жертвы, которую они даже не тронули пальцем, как опасную для них (а стало быть и для их боссов) свидетельницу. Подумать только: тут на ничего не видевшего, ничего не слышавшего и на ничего не знающего героя – который только отвёз пострадавшего к врачам – ракетные бонзы устраивают целую «дикую охоту короля Стаха». А с женой Бореля — в упор «просканировавшей» их лица —  сами головорезы (параллельно с убиением её супруга) ведут милые светские беседы о живописи и о «забавной собачонке». Потом же галантно откланиваются, желают даме «спокойной ночи» и убираются восвояси. Конечно, мадам Борель по выпроваживании ночных визитёров сразу отправится в ванную комнату и… наши уши начнут содрогаться от её шокирующего вопля (но об этих «марочных пиршествах» создателей  чуть позже).

«В самом деле, – писал в 1987 году по поводу «Троих надо убрать» советский критик Александр Фёдоров – стоит лишь на мгновенье юным зрителям отвлечься от бездумного «проглатывания» погонь и перестрелок, как тут же обнаруживается, что в подчёркнуто серьёзном фильме кажутся маловероятными многие эпизоды».   … Уже потом, рано утром, на светофорном перекрёстке убийцы, подъехав к очередной жертве на мотоцикле, расстреляют и третьего ненужного Эммеришу соработника Жерме (Франсуа Перро). А выигравший в покер Мишель заедет к своей моложавой, ещё спящей (в обнажённом-то виде?) подруге-итальянке Беа (Далила Ди Лаззаро), заберёт её и поедет на Лазурный берег в Трувиль, дабы навестить свою мать (Симона Ренан), содержащую серьёзный курортный ресторан.

Когда же после сытного обеда и отдыха Мишель захочет поплавать на местном пляже, то здесь уже знакомая нам двоица впервые и попытается его  прикончить. Вернее, утопить. Естественно, он вырвется. Однако каким-то заведомо непонятным, «монтажным» образом, как является полной утопией и вся эта затея – избавляться от ненужного «клиента» прямо на пляже, т.е. на открытом пространстве, при десятках-то свидетелей, многие из коих плавают рядом с ними (!). Но «не замечая» возникшего балагана от захлёбывающегося героя и двух его агрессивных палачей, проплывающие курортники послушно выполняют роль пляжной массовки.

Троих надо убрать 1980 насилие-троих надо убрать Ален Делон-Борис Швец блог-легендарное кино-легенды кинопроката

Хороши «эксперты»! Не нашли ничего лучшего, как устранить  «клиента» на многолюдном пляже, при созерцающих на их безпредел свидетелях.. Ну и шоу! 


Далее – через официанта – кто-то попросит Мишеля спуститься в подвальную переговорную одного летнего кафе. Он не пойдёт в цоколь и заставит барменшу дать ему телефон у стойки. Но на том конце провода его будет ожидать странная тишина.

Потом в кабинете у матери, увидев свежий номер «Франс суар», где на первой полосе красовалось сообщение о тройном убийстве в компании «Эммериш» и узнав на фото вчерашнего раненого автомобилиста, герой, бросив в Трувиле подругу, резко рванёт в Париж. А именно — к своему полицейскому престарелому другу Льетару (Кристиан Барбье) и расскажет ему всю историю с раненым Музоном, больницей и нападавшими в море.

Льетар (Кристиан Барбье), инспектор службы полицейской информации, друг героя


Они поедут к нему на квартиру. Сначала к ним зайдёт консьержка — мадам Пулен, сообщив Мишелю, что им интересовались да «милых и вежливых господина». Небольшая пауза. Снова звонок в дверь, которую на сей раз идёт открывать Льетар и… получает прямо через глазок пулю в глаз. Упавшего на пол инспектора наугад продолжают расстреливать через дверь. Теперь же причуда в том, что разрывы под пиджаком у бедолаги, как от вертикальной стрельбы, как будто его в упор «решетят» стоя (!). То бишь – не из той плоскости. Опять ляп.

Убийство бедного Льетара (Кристиан Барбье) через глазок входной двери. Только пулевые просечки на спине никак не вяжутся со стрельбой «по горизонтали»


Не теряющий присутствия духа Жэрфо подхватывает из кобуры убитого его табельный пистолет, выбегает через лестничную клетку на улицу, видит отъезжающих киллеров. Те тугодумно соображают – кого же они только что «пришили»? Сев за руль своей «Ланции», герой устремляется в штормовую автопогоню по дорогам, туннелям, улицам и дворам Парижа. Едва не сбивает маленькую девочку во дворе спального района, но всё-таки настигает нечестивцев на автозаправке, где затевая стрельбу,  убивает одного из негодяев (Питер Бонк) и провоцирует взрыв огнеопасного объекта…

Между тем, Эммериш нервничает, напрягая Ля Пренса быстрее покончить с Жэрфо, в котором начинает видеть не просто картёжника, но «профессионала высокого класса». Тем временем, приезжает из Трувиля брошенная там Беа. У квартиры её поджидает седовласый инспектор Госбезопасности Шокар (Жан-Пьер Дарра), затем допрашивающий девушку о  любовнике в её же апартаментах. Шокар зачитывает Беа имеющееся в его конторе досье на Мишеля, а потом – в соседней комнате – находит и его самого, с окровавленной рукой и без сознания.

Продажный чин из Госбезопасности Шокар (Жан-Пьер Дарра)


Повесив на него убиение своего друга Ятара, Жэрфо, тем не менее, помещают в первоклассный госпиталь с отдельной палатой (под присмотром «шпика», конечно). Герой отправляет подругу за новыми вещами и машиной. Та ночью приезжает к себе на такси. Покуда таксист долго и нудно ищет сдачу (снова затяжной по времени «косяк»), Беа рассматривает двух подозрительных типов, выходящих из её двора. А они – такие спецы по мокрой работе! – даже не смотрят в сторону подъехавшего такси с их «клиенткой» на заднем сиденье (!?). Один из них – тот самый блондин, стрелявший в глазок, нападавший на Жэрфо как в море, так и на автозаправке (Даниэль Бретон), деловито отдаёт приказ другому и удаляется. Девушка проходит в квартиру, а там – всё вверх дном! Нежданно туда вторгается толстяк «от блондина» и начинает нерасторопно гонятся за ней. Беа от него деланно уносит ноги.

Троих надо убрать съёмки-легендарное кино Троих надо убрать-легенды кинопроката Троих надо убрать-блог Бориса Швеца

Июль 1980 года, Довиль. Съёмки пляжного обнимания на фоне бурного моря Мишеля Жэрфо (Ален Делон) и его подруги Беа (Далила Ди Лаззаро). Последние указания от режиссёра Жака Дерея


Зато в больничной душевой её покерный ухажёр «шикарно» проливает кровь ненавистного ему белокурого бестии (то, что мы подробно описали в начале). Только одно непонятно: как Жэрфо почуял (или увидел) прибытие в клинику нежданного вооружённого визитёра? – Вопрос резонный, поскольку Мишель так изобретательно подготовился к его встрече, будто имел свой «жучок» в офисе Эммериша.

Стоит сказать прямо – после аттракционной и действительно мастерски поставленной и смонтированной сцены автопреследования (уважение Реми Жюльену и всем его виртуозам)  — у фильма Дерея, даже несмотря на все его шокирующие разборки, происходит некий спад. Причём, единообразие предлагаемого материала усиливает и тревожная, но  претенциозно монотонная музыка. Если главная оркестровая тема Клода Боллинга, звучащая на титрах – довольно выразительна, то фоновые куски в середине – просто «давят на мозги» до банальной, депрессивной нудности.

Композитор фильма Клод Боллинг


Музыка в ленте является не органичной звуковой величиной, а играет роль скрипичной «сопроводиловки» главенствующей театральщины Алена Делона.  Все его проходы по улицам, дворам, лестничным клеткам, вестибюлям больниц и коридорам кафе (тем же страдал в те годы и его конкурент Бельмондо) переводят экранный продукт из категории «приключенческого фильма» в секцию назидательного «делоновского кинодефиле». К тому же, добрая половина этих номеров чисто кинематографически – просто безполезна, ибо затягивает развитие интриги.

Вот он сидит в трувильском летнем кафе, показывая нам своё сосредоточенное лицо. Сидит без очков. На него активно светит солнце. Героя зовут к телефону. И Жэрфо-Делон, надевая очки, заходит в кафе исключительно для того, чтобы эффектно пройтись в этом «абажуре» по темноватому залу заведения, вдоль барной стойки. Конечно, актёр-бизнесмен «продвигал» перед потребителем свой товар, так как незадолго до этого превратился в амбициозного производителя солнцезащитной оптики. Но должна ли страдать от этого логика художественного фильма? А какова сюжетная надобность в его удлинённых передвижениях в элегантном белом пиджаке по ряду парижских локаций? Например, к дому Ятара? – Вот одетый с иголочки Мишель припарковал машину, поставил её на ручник, вышел из салона, небрежно захлопнул дверь, манерно перебежал через дорогу, пошёл вдоль стены по тротуару (съёмка со спины), зашёл в арку (его подхватывает камера спереди), деловито пересекает весь двор, подымается по лестнице на крыльцо. И только потом зритель слышит от него звонок в дверь жилища пожилого приятеля.

Нужно ли говорить, что для разумного уплотнения действия, весь этот подиум (после парковки) можно было бы спокойно оставить на полу в монтажной? – Но авторитарному актёру позарез хочется продемонстрировать нам своё фактурное естество на полную катушку. А каким боком к ночному бегству девушки от бандита-толстяка причастен медленный проезд перед камерой рефрижератора с надписью «lactel»? Какая в нём надобность по интриге эпизода? Учитывая, что постановщик с главной звездой даже и не пытаются чётко ответить на это зрителю, то предполагаем, что перед нами банальная вставная реклама французского общества цитрусовых автоперевозок.

Хорошо задумавшись вы осознаете и заведомо неправдоподобную авторскую «пургу» в той же сцене убийства полицейского инспектора через глазок входной двери. Мы не берём сейчас во внимание рассмотренную выше визуальную оплошность кадра. Задумаемся о мотивации бандитов. Киллеры (да ещё такого высокого класса, какими их заявили создатели в предыдущих эпизодах) просто не могли действовать вслепую. По железному правилу этой античеловечной среды, убийца, идущий на очередной «заказ» должен доподлинно убедиться лицом к лицу – кого именно он убирает, а не творить мокрое дело наобум. По принципу: мы стреляем – и может быть пуля попадёт в кого надо.

Если в схожем фильме «Смерть негодяя» актёр, оставаясь красивым мужчиной средних лет, играл не совсем обычную для себя роль борца с коррумпированным политикумом, проникновенно произносил здравые диалоги (и  давал шанс для серьёзной игры своим партнёрам), то здесь он ведёт себя, как самовлюблённый великовозрастный манекенщик, потерявший чувство локтя.

Делоновский персонаж здесь не производит впечатления ни профессионального картёжника, ни убедительного смельчака-одиночки, умеющего владеть приёмами огнестрельной самообороны. Зато здорово напоминает стильного плейбоя-бизнесмена, которому дали возможность покрасоваться в рамках полнометражного поляра.

Бряцание оружием непреклонного Мишеля (Ален Делон) перед ничего не знающей медсестрой (Линн Шардонне) в больничной регистратуре


Настоящим «зенитом» экранных несуразиц «Троих надо убрать» являются последние 15 минут картины, когда впавший в старческий маразм Эммериш узрел в Мишеле наёмника экстра-класса и захотел видеть его у себя в кабинете. Жэрфо извещают об этом через посредников, а потом доставляют в загородную штаб-квартиру «баллистического» авторитета, убив перед этим своего оплошавшего «агента по связям» Леблана (Феодор Аткин), не сумевшего притащить покериста на офис.

Троих надо убрать Ален Делон-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Легенды кинопроката Троих надо убрать-Кино Франции Троих надо убрать-блог бориса швеца

Жэрфо берёт на мушку посыльного пешку от военной конторы Леблана (Феодор Аткин), ударившего перед этим студента Гассовица (Бернар Ле Кок)


При этом, убивают малохольно-туповатого нахала шумно – тремя громкими выстрелами на вечерней набережной Сены (мы уже устаём от перечисления всех промашек фильма).  И тут многоопытный ракетный барон, ещё сотрудничавший с генералом де Голлем, едва узрев привезённого «профессионала»,  стал выкладывать насупленному Мишелю (который даже не поздоровался с ним и ни о чём его не спрашивал)  всю подноготную своей фирмы и тайну трёх убийств. «Диктуйте условия» — обращаясь к Жэрфо, довершает свой «блестящий» спич этот сильный мира сего, этот «стратег высочайшего класса». И получив от гордого визитёра отказ, начинает биться в старческой истерике, покуда его не сражает четвёртый инфаркт (и последний).

Горячие тирады Эммериша (Пьер Дюкс), пытающегося подкупить гордого Жэрфо (Ален Делон)


Подошедший к ещё не остывшему трупу хозяина Ля Пренс, уже вкушающий будущие перспективы для себя самого, также выкладывает пришлому картёжнику остаток секретной информации, а затем повторно предлагает тому работу в фирме. Вероятно, в качестве киллера. Тот посылает Лепренса куда подальше. Лепренс одёргивает его у самой двери, намекая на то, что отказаться он не может, иначе…  Но  Жэрфо, брезгливо моргнув глазами, пафосно убирается восвояси. Посреди ночи? Прямо из загородного логова влиятельных врагов, которые так жаждали его смерти и которые только что прямо предупредили его, что он — уже не жилец? При такой-то твердолобой несговорчивости много узнавшего героя, надерзившего мстительным хозяевам? Как они его вообще выпустили за ворота (да ещё в своих строго охраняемых пенатах)? — Анекдот на анекдоте. От себя заметим: что в советское время, что в нынешнее — пересматриваешь данный французский «полисье» с таким чувством, будто перед тобой легковесный индийский фильм, но с усерьёзненным французским колоритом.

«Я думаю, бандиты имели неограниченные возможности без лишнего шума расправится с Жэрфо (на пляже, в резиденции главы синдиката и т.д.), – заметила на обсуждении фильма примерно в 1986 году советская школьница Татьяна Я. – а они почему-то либо отпускали противника с миром, либо забывали прихватить с собой оружие. Может боялись? Но ведь в конце концов убийство Мишеля произошло среди бела дня, на одной из центральных улиц…» (из книги критика Александра Фёдорова «За и против. Кино и школа»).

И не просто на одной из центральных улиц, а вблизи знаковой Триумфальной арки в Париже, да ещё при большом скоплении прохожих и туристов. Наблюдая за последним любовным променадом героя с подругой — которой он пообещал новую и счастливую жизнь – удивляешься непонятным переменам в его поведении. Только что бывший собранным и дедуктивно-внимательным, всё время играющий роль «одинокого волка во враждебных ему джунглях», теперь он предстаёт на редкость опрометчивым. И ведёт себя, как 45-летний молодожён, собирающийся пойти в ЗАГС со своей избранницей. Улыбка, широкие жесты, фонтанирующее воодушевление.

Троих надо убрать съёмки-легенды кинопроката Троих надоу брать-Ален Делон и Далила Ди Лаззаро-блог Бориса Швеца

На съёмках финального прохода влюблённой пары по центру Парижа. Ален Делон и Далила Ди Лаззаро (август 1980 г.)


Даже толпа то и дело обращает на парочку внимание (вернее, на широкоплечего красавца-кумира в белой сорочке и синих джинсах, явившего себя массам на натурных съёмках в гуще парижской жизни). Проводив Беа до понравившегося ей бутика, курящий Мишель, перебежав дорогу и затягиваясь сигаретой, сталкивается с подставным прохожим, попросившим у него «огонька». Пока герой чиркал спичкой, тот сдавил ему запястья. Подняв голову и увидев рядом второго «кадра», уже знакомого ему Эрве (личного «чистильщика» Лепренса), он от удивления раскрывает рот и получает туда звучный выстрел в упор. Стая голубей у Триумфальной арки резко взлетает вверх. Реакция же десятков прохожих, туристов и водителей на сие дерзкое, неторопливое и театрализованное убиение «лаконично» обрезается авторами. Также как и исчезновение «профессиональных убийц» с места преступления, решивших в очередной раз засветить свои лица перед многочисленными свидетелями (!).

Устранение героя в центре французской столицы


Дерей с Делоном выбрали здесь странную творческую манеру: там, где материал не мешало бы сократить — они специально его удлиняют (т.е. многочисленные саморекламные передвижения героя), а там, где экранные события так и требуют своих логических разъяснений (за счёт дополнительного хронометража) – авторы, как сговорившись, даже и не думают снимать.

Финальный стоп-кадр «в дверях», с выходящим из кабинета босса убийцей Эрве (Иванн Танги) – ещё та «безцеремонщина» из разряда «понимайте, как хотите». Сей примитивный ход с претензией на метафорическое звучание лишь подтверждает небрежное отношение данной команды Алена Делона к обманутым зрительским эмоциям, исполненным замешательства и недоумения.

Судя по всему, подобные просчёты в содержании – результат потогонного процесса производства, поставленного Аленом Делоном перед своими подчинёнными. Между делом,  злоупотребляя дипломатичной покладистостью Дерея актёр-продюсер часто раздражённо помыкал режиссёром не только при работе над «Троих надо убрать», но и на съёмках «Борсалино и компании» (1974) и «Банды» (1977), устраивая ему «плановые» капризы суперзвезды.

Актёр и кинофинансист Ален Делон контролирует работу режиссёра Жака Дерея на съёмках триллера «Троих надо убрать» (август 1980 г.)


Картина производилась второпях. Ведь с августа до премьерного 28 октября 1980 года группе надо было уложить все натурные и павильонные съёмки [в разных местах Франции], проявку плёнки, монтаж, создание рекламных роликов, озвучивание и т. д.. Ко сроку представления продукта публике съёмочная группа по-марафонски успела, но это серьёзно отразилось на его «сбивчивом» качестве.



НАСИЛИЕ РАДИ НАСИЛИЯ

Истерика мадам Борель (Паскаль Робер), увидевшей в ванной мёртвого и окровавленного мужа


В мае 2012 года в Харькове, на международном кинофестивале короткометражного кино «Харьковская сирень» мне выпала единственная в жизни возможность прямо из зала задать постаревшему Алену Делону (бывшему главным звёздным «гвоздём» этого киносмотра) вопрос: о насилии в кино. Не очень ли экранное искусство ретранслирует его на зрительские души? — Подразумевая между строк и многие фильмы самого Делона, изобилующие жестокостью. Ответ легендарного  киноветерана, как и следовало ожидать, был апломбово уклончивым. В мой адрес прозвучала всем известная песня, обычно звучащая в устах творческих работников, когда они хотят оправдать грехи своих деяний. — Мол, насилие в кино отображает насилие, царящее в жизни. Его показ «вырабатывает» у публики отвращение к данному нездоровому явлению; не надо делать из кино «козла отпущения», ибо не кино породило насилие, а сама человеческая природа и т.д. и т.п..

Репетиция «дозы кинонасилия». Режиссёр Жак Дерей сначала показывает траекторию удара Мишелем по голове врага с использованием табурета. Ален Делон потом делает то же самое, но уже с присущим ему артистическим запалом


Лицемерность этих сентенций очевидна. «Крупный калибр», «Красный круг», «Клан сицилийцев», «Борсалино», «Ледяная грудь», «Борсалино и компания», «Скорпион», «Полицейская история», «Армагеддон», «За шкуру полицейского», «Неукротимый», «Слово полицейского», «Не будите спящего полицейского» — вот лишь чёртова дюжина других криминально-уголовных фильмов, где демонстрация насилия была базисом для делоновских кинопохождений.

Не всё равнозначно отрицательно в послужном списке актёра. Есть резон в положительной оценке таких его жестковатых работ, как те же «Смерть негодяя», «Внимание, смотрят дети!» и гуманистический «Военврач». Убрать из них некоторые из смертельных сцен, значит лишить фильмы, в некотором роде, их эмоционально-обличительного накала. Но к «Троих надо убрать» это, увы, не относится. Здесь отношение Алена Делона и Жака Дерея к жестокости, как и в прошлых их совместных опусах, самое «благоговейное». Фильм, изобилующий целым «огородом» неправдоподобной безсмыслицы, оказывается предельно продуманным, даже изобретательным в демонстрации натуралистических смертей. Именно на сей аспект постановки кинопроизводители направляют максимум своего (и нашего) внимания и разрабатывают свои кровопускательные аттракционы так, чтобы пробрать аудиторию до шокирующего всхлипа. Обозначив в названии только три убийства, создатели выплёскивают на наши мозги ещё 2 раза по столько же, делая это с каким-то нарочитым шиком. Неудивительно, что в Советском Союзе «Троих надо убрать» негласно слыл самым жестоким фильмом с участием Алена Делона.

Жестокое (и манерное) убийство Мишеля Жэрфо (Ален Делон) киллером Эрве (Иванн Танги). Финал фильма «Троих надо убрать» (1980)


Насилие в обсуждаемом фильме настолько плакатно, как тот вульгарный плакат женской задницы, навязчиво «транслируемый» авторами в квартире героя.

Не забывает предприимчивый кинолидер обыграть и плоскогрудый женский стан своей гусинообразной партнёрши Далилы Ди Лаззаро с подробным поцелуем взасос. «Интересно, как его жена на это смотрит?» — спросил меня втихую при этих кадрах мой школьный приятель на первом просмотре. Особой надобности в демонстрации сего «проявления любви» не было. Делону просто хотелось проафишировать толпе – какой он эффектный, «технический» любовник (да ни воспримет это читатель, как рекламу сиим убогостям). В скобках: после Роми Шнайдер и Натали Делон (т.е. недавно скончавшейся урождённой Франсин Кановас, матери его первенца Энтони), очень многие его поклонники и поклонницы стали удивляться приверженности эталонного кинокрасавца, прямо скажем, весьма худосочным и посредственно смотрящимся [рядом с ним] женщинам. Примеры Мирей Дарк, Анн Парийо, Карлы Гравины, Оттавии Пикколло, Николь Кальфан, той же Ди Лаззаро, Фионы Желен, голландки Розали Ван Бремен (родившей ему двух последних чад) – наглядное тому подтверждение. Особенно, на фоне его карьерного соперника Бельмондо, рядом с коим всегда кружились яркие, куда более «породистые» особи, сей пункт делоновского имиджа воспринимается как некий курьёз, как странность его вкуса.

Далила Ди Лаззаро в роли подруги экранного Делона по имени Беа Симонини


По большому счёту, «Троих надо убрать» — с какого бока ни возьми – явно ущербный кинопродукт. Даже в жанровом плане он тянет на весьма среднюю оценку. Нет в нём предостерегающей горечи «Смерти негодяя», неподкупность героя которого опиралась на глубокие по смыслу, полемические противоборства. – Тамошний Делон не принимал прогнившего порядка вещей, который воцарился за зеркальной фешенебельностью политико-делового мира Франции. «Смерть негодяя» — до сих пор сильный, злободневный, проникнутый грустной христианизированной интонацией детектив-обличение (не оценённый по достоинству). Фильм же Дерея, хоть и взял неплохую кассу, оказался куда пожиже. Мишель Жэрфо – это не принципиальный  оппонент промасоненным политикам Ксав Марешаль, несмотря на то, что обоих олицетворяет один и тот же артист. Если последний испытывал неподдельное разочарование открывшимися ему грязными нравами «народных избранников» и находил в себе мужество отбивать всяческие коррупционные атаки со стороны лукаво спесивых элитариев, то более важный герой «Троих надо убрать» вступает в борьбу с охотниками Эммериша из поверхностных мотивов азартного игрока, коего манит всё рискованное и неизвестное. Оба этих фильма, невзирая на внешнюю схожесть, запрограммированы на разные уровни зрительского интеллекта.

Смерть негодяя 1977 Ален Делон Орнелла Мути

Орнелла Мути и Ален Делон в незаурядном (по звучанию) политическом триллере «Смерть негодяя» (1977, в СССР с 1979) режиссёра Жоржа Лотнера


Даже в плане лихо закрученной интриги Ален Делон явно переоценил высокую степень профпригодности своего режиссёра, коего он со времён «Борсалино» закабалил долголетним контрактом. В этом смысле куда более крепкой и завороженной нам представляется работа среднего западногерманского ТВ-постановщика Райнера Эрлера — также известная нам по союзному кинопрокату — «Тайна мотеля «Медовый месяц», подробный анализ которой также опубликован на нашем ресурсе.

Пользуясь случаем скажем, что оба фильма для советского зрителя были дублированы на киностудии «Мосфильм» в 1981 году одной и той же командой, возглавляемой режиссёром дубляжа Евгением Алексеевым (бывшим фронтовым оператором Великой Отечественной войны). И в обоих слышатся голоса одних и тех же артистов – особенно покойного Вадима Спиридонова (Фёдора Савельева из популярной телевизионной саги «Вечный зов») и Ларисы Данилиной.  По всей вероятности, «Троих надо убрать» стал следующей работой этого состава после немецкого дорожно-медицинского триллера об изуверах в белых халатах.

Тайна мотеля Медовый месяц 1979 триллер

«Тайна мотеля «Медовый месяц»» (1979) — более добротный триллер из ФРГ режиссёра Райнера Эрлера, соперничавший с «Троих надо убрать» в советском кинопрокате 1982 года


Причудливо, но только лишь в этом аспекте у нас есть желание положительно отозваться о разбираемом французском фильме. Поскольку его советский дубляж (как и многие прочие иностранные ленты, просочившиеся в наш прокат при СССР) хочется максимально приблизить к лестному слову – идеал. Например, Вадим Спиридонов даже превзошёл в дубляже знаменитого француза своего коллегу-одногодку Родиона Нахапетова, которого [после той же «Смерти негодяя» и «Тегерана-43»] советская кинообщественность посчитала «самым оптимальным русскоязычным Делоном». На наш взгляд, Спиридонов справился с дубляжом актёра на порядок выразительнее (хотя сам делоновский образ с точки зрения игры, повторим, оставляет желать куда лучшего). Шикарно провёл роль Мишеля Оклера (Лепренса) такой мэтр, как Михаил Андреевич Глузский. Аналогичной оценки заслуживают и пожилые Владимир Балашов (Пьер Дюкс-Эммериш) с Константином Тыртовым (седовласый Жан-Пьер Дарра, игравший  подхалимного  инспектора Госбезопасности Шокара). А насколько моложаво неузнаваем оказался Анатолий Кузнецов, балагуривший за двоедушного студента Сорбонны, проживавшего на квартире убиенного Музона (актёр Бернар Ле Кок)! Да и другой сверхспец закадра Николай Граббе со своим органичным грубым баритоном пришёлся как нельзя кстати в образе убитого через дверь инспектора Льетара.

Рано ушедший из жизни в возрасте 45-ти лет актёр кино и дубляжа Вадим Спиридонов, блестяще справившийся с дублированием Алена Делона в фильме «Троих надо убрать» (режиссёр дубляжа — Евгений Алексеев)

Интересный нюанс: если Спиридонов снайперски попал в делоновскую «цель», будучи на 9 лет младше своего звёздного «работодателя», то его партнёрша Лариса Данилина – обладательница ведущего женского, низкого голоса в советской закадровой индустрии – сделала не менее шикарный, профессиональный подарок Далиле Ди Лаззаро (1954 г.р.), исполнительнице роли Беа. И нюанс этот – причём, явно гиннесовского формата — кроется в том обстоятельстве, что куда более старшая Лариса Михайловна (1938 г.р.), как истинная мастер своего дела, столь блестяще вписала свой глас в уста 26-летней партнёрши Делона, что откровенно не верится в 16-летнюю разницу между гламурной итальянкой и нашей уроженкой Черкасской области (теперешняя Украина). Более того, Данилина своим тембром и интонациями привычно «подтянула» уровень игры не ахти какой талантливой, заморской, «перманентной» красотки, за что та должна была бы прислать с берегов Тибра своей русско-украинской дублёрше благодарственный цветочный бокс с живой орхидеей внутри. В знак признательности. Также это относится и к тандему Делона и кропотливого Спиридонова. Ибо талантливое дублирование – это та ещё пахота, не всегда подвластная лицедейским гениям театральных и съёмочных площадок.

Помимо уже обозначенных отечественных профессионалов «красного звука» в дубляже «Троих надо убрать» принимали участие и такие зубры, как Артём Карапетян, Рудольф Панков, Антонина Кончакова, Олег Мокшанцев, Станислав Захаров, Владимир Гусев, Алексей Золотницкий. (Бригада более чем примечательная). Кто знает, может благодаря их работам фильм так знаково и прозвучал в кинотеатрах советской поры.

Вот только — при самом большом желании — сие экранное изделие прошлых лет трудно назвать благостным. Будучи продуктом киноширпотреба, лента изначально лишила себя даже слабого морального веса (хотя имела в своей структуре некоторый потенциал для неплохого зрелища-обличения). В итоге же получился тривиальный французский «полисье» с монопольным самолюбованием безупречно одетой суперзвезды своего времени. И может быть, не было бы в том особого греха, если бы авторы самоцельно не били по зрительской психике сомнительными средствами воздействия. А именно – почти патологической необузданностью в демонстрации  серии натуралистических убийств, которые они безпардонно выдали за свой фирменный знак и за «удовлетворение ожиданий публики».

 

Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)

29 января 2021 г.

Автор выражает благодарность Сергею Полетаеву и Таисии Владимировне за техническую помощь при создании и публикации статьи


«ТРОИХ НАДО УБРАТЬ»

 (Trois  hommes à abbatre)

 Производство: «Адель продуксьон»«Антенн 2» Франция, 1980, 1 ч. 36 мин.

Авторы сценария – Ален Делон, Кристофер Франк, Жак Дерей

(по роману Жана-Патрика Маншетта «Новичок с юго-западного побережья»)

Режиссёр – Жак Дерей

Оператор-постановщик – Жан Турнье

Художник – Жак Бриззио

Композитор – Клод Боллинг

Монтаж – Изабель Гарсиа де Херрерос

Художник по костюмам – Мари-Франсуаз Перошон

Сопродюсеры – Ален Терзиан, Анри Жаккулар, Антуан Аркос

Продюсер – Ален Делон

Постановщик автотрюков – Реми Жюльен

Режиссёр 2-й группы – Бернар Стора

Оператор-постановщик 2-й группы – Андрэ Домаж

Кадрёр (оператор за камерой) – Мишель Делуар

Ассистенты оператора – Морис Делилль, Жан-Клод Гайллар

Звукорежиссёр – Жан Ляббюсьер

Ассистенты звукорежиссёра – Пьер Дево, Жан Ненни

Подбор актёров Аниты Бенуа

Фотограф на съёмках – Виктор Родриге

На съёмки была предоставлена машина «Lancia Gamma et  l`A 112 junior» на имя Андрэ Шардонне

Использованы камеры и объективы «Panaflex de Panavision»


                             Роли исполняют и дублируют:

Мишель Жэрфо – Ален Делон (Вадим Спиридонов)


Беа – Далила Ди Лаззаро (Лариса Данилина)


Лепренс – Мишель Оклер (Михаил Глузский)


Эммериш – Пьер Дюкс (Владимир Балашов)


Мать Жэрфо – Симона Ренан (Антонина Кончакова)


Льетар – Кристиан Барбье (Николай Граббе)


Шокар – Жан-Пьер Дарра (Константин Тыртов)


Жан-Марк Гассовиц (студент Сорбонны) – Бернар Ле Кок (Анатолий Кузнецов)


Леблан – Феодор Аткин (Рудольф Панков)


Карло, убийца-блондин — Даниэль Бретон


Музон (1-й убитый, слева) – Андрэ Фалькон (Артём Карапетян)


Борель – Пьер Бело


Этьен Жерме (3-й убитый) – Франсуа Перро (Олег Мокшанцев)


Медсестра в регистратуре – Линн Шардонне


Жена Бореля – Паскаль Робер


Бастиен, убийца (в СССР «Билл»)  — Питер Бонк


Эрве, личный киллер Лепренса (убийца Жэрфо) — Иванн Танги (слева)


Месье Перотта (хозяин карточной квартиры) — Франсис Лемэр



Фильм дублирован на киностудии «Мосфильм» в 1981 году

Режиссёр дубляжа – Евгений Алексеев

Звукооператор – Ася Бычкова

Автор русского синхронного текста – Е. Морозова

Редактор – Лидия Балашова          


          Дополнительная фотогалерея


Полигонные испытания ракет Эммериша


Троих надо убрать легендарное кино-Легендарное кино-Кино Франции-Ален Делон и его фильмы-Блог Бориса Швеца

Ален Делон и Далила Ди Лаззаро на съёмках встречи героев после разлуки (октябрь 1980 года)


Ален Делон и Жан Поль Бельмондо-Троих надо убрать 1980 премьера-Троих надо убрать легендарное кино-Легендарное кино-Кино Франции-Ален Делон и его фильмы-Блог Бориса Швеца

Делон и приглашённый им Бельмондо на парижской премьере фильма «Троих надо убрать» в фойе кинотеатра «Нормандия Лидо» (28 октября 1980 года)


Ален Делон и Жан Поль Бельмондо-Троих надо убрать 1980 премьера-Троих надо убрать легендарное кино-Легендарное кино-Кино Франции-Ален Делон и его фильмы-Блог Бориса Швеца

Август 1980 года. Парижские съёмки на улице (в финальном проходе героя с подругой). Ален Делон — артист и продюсер — в ожидании съёмки рядом с режиссёром Дереем (слева)


Ален Делон и Жан Поль Бельмондо-Троих надо убрать 1980 премьера-Троих надо убрать легендарное кино-Легендарное кино-Кино Франции-Ален Делон и его фильмы-Блог Бориса Швеца

Мишель Жэрфо едет на карточную игру. Пока он ещё не ведает, как круто изменится его жизнь буквально через пять минут


Ален Делон и Жан Поль Бельмондо-Троих надо убрать 1980 премьера-Троих надо убрать легендарное кино-Легендарное кино-Кино Франции-Ален Делон и его фильмы-Блог Бориса Швеца

Ракетная сделка Эммериша (Пьер Дюкс) и Лепренса (Мишель Оклер) с американцами


Ален Делон и Жан Поль Бельмондо-Троих надо убрать 1980 премьера-Троих надо убрать легендарное кино-Легендарное кино-Кино Франции-Ален Делон и его фильмы-Блог Бориса Швеца

Мишель приехал на игру в покер к некоему месье Каротта (справа, с сигаретой)


Троих надо убрать (Делон и Ди Лаззаро съёмки на пляже)-Ален Делон и Жан Поль Бельмондо-Троих надо убрать 1980 премьера-Троих надо убрать легендарное кино-Легендарное кино-Кино Франции-Ален Делон и его фильмы-Блог Бориса Швеца

Съёмка в Довиле (август 1980-го). Ален Делон и Далила Ди Лаззаро флиртуют друг с другом между съёмками пляжной сцены


Троих надо убарть (Питер Бонк и мадам Борель обсуждают картину)-Троих надо убрать (Делон и Ди Лаззаро съёмки на пляже)-Ален Делон и Жан Поль Бельмондо-Троих надо убрать 1980 премьера-Троих надо убрать легендарное кино-Легендарное кино-Кино Франции-Ален Делон и его фильмы-Блог Бориса Швеца

Наёмный убийца (Питер Бонк) отвлекает мадам Борель (Паскаль Робер) своим разговором о дорогой картине, находящейся в неё в доме, пока его хладнокровно приятель убивает в ванной её супруга


Троих надо убрать (Даниэль Бретон)-Троих надо убарть (Питер Бонк и мадам Борель обсуждают картину)-Троих надо Троих надо убрать (Даниэль Бретон убийца)--Ален Делон и Жан Поль Бельмондо-Троих надо убрать 1980 премьера-Троих надо убрать легендарное кино-Легендарное кино-Кино Франции-Ален Делон и его фильмы-Блог Бориса Швеца

Блондинистый киллер Карло (правда, в фильме его имя почти не произносится) в исполнении «битого», спортивного актёра Даниеля Бретона идёт по коридору больницы, чтобы убить героя Делона


Ален Делон и Жан Поль Бельмондо-Троих надо убрать 1980 премьера-Троих надо убрать легендарное кино-Легендарное кино-Кино Франции-Ален Делон и его фильмы-Блог Бориса Швеца

Жан-Поль Бельмондо вместе с матерью и сыном Полем ожидают начала премьерного сеанса фильма в кинотеатре «Нормандия Лидо» (28.10.1980)


Свежий номер «Франс суар» с сообщением об убийстве трёх высоких чинов, работавших в ракетной компании Жана-Шарля Эммериша. Мишель Жэрфо (Ален Делон) находит «скверную»прессу» на столе в кабинете у матери (Симона Ренан)


Ален Делон и Жан Поль Бельмондо-Троих надо убрать 1980 премьера-Троих надо убрать легендарное кино-Легендарное кино-Кино Франции-Ален Делон и его фильмы-Блог Бориса Швеца

10 августа 1980 года. Продюсирующий проект деловой артист Делон и режиссёр Жак Дерей организовывают съёмку перестрелки на автозаправке


Ален Делон и Жан Поль Бельмондо-Троих надо убрать 1980 премьера-Троих надо убрать легендарное кино-Легендарное кино-Кино Франции-Ален Делон и его фильмы-Блог Бориса Швеца

Даниэль Бретон в роли циничного киллера Карло палит по машине героя на заправочной станции «Тоtal»


Ален Делон и Жан Поль Бельмондо-Троих надо убрать 1980 премьера-Троих надо убрать легендарное кино-Легендарное кино-Кино Франции-Ален Делон и его фильмы-Блог Бориса Швеца

Этьен Жерме (Франсуа Перро) — мишень №3 — на светофорном перекрёстке. Ожидая, он ещё не подозревает, что через пару мгновений будет расстрелян параллельно подъехавшими псевдомотоциклистами от Эммериша


Ален Делон и Жан Поль Бельмондо-Троих надо убрать 1980 премьера-Троих надо убрать легендарное кино-Легендарное кино-Кино Франции-Ален Делон и его фильмы-Блог Бориса Швеца

Делоновская автопогоня за гангстерами (в постановке Реми Жюльена) по наводнённым автострадам Парижа


Троих надо убрать насилие-Ален Делон и Жан Поль Бельмондо-Троих надо убрать 1980 премьера-Троих надо убрать легендарное кино-Легендарное кино-Кино Франции-Ален Делон и его фильмы-Блог Бориса Швеца

Третье убийство на светофорном перекрёстке (стреляет персонаж Даниэля Бретона, но рядом сидит не Питер Бонк, а профессиональный мотоциклист, замаскированный под него)


Троих надо убрать (Делон и Ди Лаззаро съёмки на пляже)-Ален Делон и Жан Поль Бельмондо-Троих надо убрать 1980 премьера-Троих надо убрать легендарное кино-Легендарное кино-Кино Франции-Ален Делон и его фильмы-Блог Бориса Швеца

Ален Делон и Далила Ди Лаззаро: рекламная прогулка (для раскрутки фильма) по Елисейским полям Парижа


Троих надо убрать насилие-Ален Делон и Жан Поль Бельмондо-Троих надо убрать 1980 премьера-Троих надо убрать легендарное кино-Легендарное кино-Кино Франции-Ален Делон и его фильмы-Блог Бориса Швеца-Троих надо убрать (убийство через стекло машины 3-и пробоины от пуль)

Интересный кадр из разряда: «Как они его снимали?». Даниэль Бретон — с отменной кучностью — стреляет прямо по объективу камеры (а по сценарию — в «третьего» Этьена Жерме, актёра Франсуа Перро)

Один комментарий к «Троих надо убрать»: насилие ради насилия (из серии «Легенды советского кинопроката»)

  • Николай Ващилин  :

    Спасибо за труд,Борис! Очень ценный материал. Как говрят в кино , когда нужно поторопиться снимать -» уходящая натура»…Кто не успевает, тратит в десять раз больше времени и труда.

Напишите ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>